Контрольное тестирование по теме «Творчество А.А. Ахматовой» (Литература, 11 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ»
1. К какому литературному течению принадлежало творчество А. Ахматовой?
А) акмеизму б) символизму в) имажинизму г) футуризму
2. Как называется выразительная подробность, с помощью которой А. Ахматова, например, в приведенных строках стихотворения «Песня последней встречи» создает художественный образ?
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
3. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе стихотворения «Приморский сонет» для усиления смысловой выразительности текста?
Здесь всё меня переживет,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
4. Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний», «чаща изумрудная»?
5. Тексту поэмы «Реквием» предшествуют строки:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Как называют цитату, предпосланную всему произведению или его части?
6. В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А. Ахматова и почему? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
7. Первая часть поэмы «Реквием» - "Вместо предисловия" - написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
8. А.И. Солженицын написал А. Ахматовой о поэме «Реквием» так: «Это не Вы говорите, это Россия говорит». В чём смысл этой фразы? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
Ответы: 1 – А, 2 – деталь, 3 – повтор, 4 – эпитет, 5 – эпиграф.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ»
Вариант 2
1. Какая стилистическая фигура использована А.А. Ахматовой для создания художественной выразительности в строках:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что не топчет родимой земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…?
2. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь».
3. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат».
4. Определите средство выразительности, используемое А.А. Ахматовой в словосочетании «равнодушно-жёлтым огнём».
5. Где происходит действие поэмы "Реквием"?
А) Москва Б) Париж В) Киев Г) Ленинград
6. Почему лирическое «я» в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» заменяется лирическим «мы»? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
7. Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме «Реквием» о личном горе дважды звучит слово народ? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
8. Иосиф Бродский говорит, что «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия. Согласны ли Вы с этим утверждением? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
Ответы: 1 – анафора, 2 – сравнение, 3 – олицетворение, 4 – эпитет, 5 – Г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ»
Вариант 3
МУЖЕСТВО (1942)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
1. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)?
2. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»).
3. Назовите стилистический приём, основанный на повторении слов в начале нескольких строк
(«Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова»)
4. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «Мужество нас не покинет».
5. Какое художественное средство, основанное на переносе свойств одних предметов на другие, использует автор в следующей строке: «Час мужества пробил на наших часах»?
6. Почему стихотворение названо «Мужество»? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
7. «Мы знаем, что ныне лежит на весах…» Что же лежит на весах, о которых пишет Анна Ахматова, как вы думаете? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
8. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).
Ответы: 1 – повтор, 2 – аллитерация, 3 – анафора, 4 – олицетворение, 5 – метафора.