Контрольно-измерительные материалы по географии в 8 классе по УМК В.П. Дронова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
города Троицка
«Рассмотрено на заседании МО» _____ /А. С. Нехорошков/ ФИО руководителя МО «___» _________ 20__г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ / Т. Н. Глазкова / ФИО «___» _________ 20__г. |
«Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 15» _____ / Л. Д. Катричева / ФИО «___» _________ 20__г. |
Контрольно-измерительные материалы
по географии
для 8 класса
составитель:
Лобач Татьяна Николаевна,
учитель географии
2018 г.Спецификация
мониторинга знаний за курс 7 класса «География материков и океанов» для обучающихся по учебно-методическому комплексу В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва.
1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов
2. Содержание входной контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.
2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа состоит из 3 разделов А, В, С.
Часть А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.
Часть В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.
Часть С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Части работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
10 |
10 |
Задания с выбором ответа первого уровня сложности |
2 |
Часть 2 |
3 |
6 |
Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности |
3 |
Часть 3 |
2 |
4 |
Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности |
Итого |
15 |
20 |
Таблица 2. Распределение заданий за курс географии 7 класса
Основные умения и виды деятельности |
Число заданий |
Требования: «знать/понимать» |
|
Особенности географических объектов природы Земли. Смысл основных теоретических категорий и понятий курса «География материков и океанов» Географическую номенклатуру. |
9 |
Требования: «уметь» |
|
Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Соотносить результаты выдающихся географических открытий и путешествий по материкам Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Применять полученные знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. |
6 |
4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)
5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,
2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.
Шкала оценок
Отметка |
Тестовый балл |
«2» |
менее 10 |
«3» |
10-14 |
«4» |
15-17 |
«5» |
18-20 |
7. План работы
В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
8. Ответы
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Часть А |
||
1 |
А |
Б |
2 |
В |
А |
3 |
Б |
В |
4 |
Б |
Б |
5 |
А |
Б |
6 |
Б |
А |
7 |
А |
Б |
8 |
В |
А |
9 |
Б |
А |
10 |
Г |
Г |
Часть В |
||
1 |
1 - полюс, 2 - Тихий, Индийский, Атлантический, 3 - Эребус, 4 - Южная Америка 5 - Дрейка |
1- северном, западном, 2 - Индийского, 3 - Гренландия, 4 - Южная Америка, 5 - Панамский |
2 |
ГВБА |
ВГБА |
3 |
Бразилия |
Россия |
Часть С |
||
1 |
1. Большое количество осадков, низменность. 2. Холодный воздух проникает далеко на юг, так как горы расположены меридионально. |
В экваториальных широтах солнце находится выше всего к горизонту, сильно нагретый воздух расширяясь поднимается вверх. Создавая области пониженного атмосферного давления. У экватора в поясе низкого давления нагретый воздух содержит много влаги, поднимаясь он охлаждается и и происходит конденсат, образуются облака и выпадают дожди. |
2 |
Большей частью - равнинный, на северо-западе расположены Атласские горы, в Сахаре - нагорья Ахаггар и Тибести. На востоке - Эфиопское нагорье, к югу от него Восточно-Африканское плоскогорье. На юге расположены Капские и Драконовы горы. Самая низкая точка расположена в Джибути, это солёное озеро Ассаль. Самой глубокой пещерой является Ану-Иффлис, расположенная на севере Алжира в горах Тель-Атлас. |
Извержения вулканов и землетрясения |
Мониторинг знаний за курс 7 класса «География материков и океанов»
1 вариант
Часть А
1. Части света:
а) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.
б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.
в) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
2. Антарктиду открыли:
а) Шмидт С.А. и Ф. Магелан,
б) Р.Амундсен, Пржевальский Ф.Ф.
в) Ф. Беллинсгаузен, М.Лазарев
3.Берега Евразии омывают моря:
а) Южного океана
б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов
в) Атлантического, Индийского, Тихого океанов.
4.Самыми высокими горными системами Евразии являются:
а) Анды, Кордильеры, Аппалачи
б) Гималаи, Памир, Тибет
в) Скалистые горы, Береговой хребет
5. Крупнейшие реки Северной Америки:
а) Миссури, Макензи, Юкон.
б) Амазонка, Оранжевая, Лимпопо.
в) Волга, Амур, Сырдарья.
6. Государства Северной Америки:
а) Бразилия, Аргентина, Чили
б) США, Канада, Мексика.
в) Китай, Россия, Казахстан.
7. Горы Южной Америки:
а) Анды
б) Аппалачи
в) Атлас.
8. Крайние точки Евразии:
а) Фроуэрд, Сент-Чарлз, Рас-Энгела, Рас-Хафун
б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон
в) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева
9. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?
а) Индийском
б) Тихом
в) Атлантическом
г) Северном Ледовитом.
10. Какое утверждение о Египте является неверным?
а) Территория страны омывается водами Индийского и Атлантического океанов.
б) По территории страны протекает самая длинная река мира.
в) Одной из важнейших отраслей хозяйства является туризм.
г) Египет – крупнейшая по численности страна Африки.
Часть В
1. Дополните характеристику Антарктиды:
1. В центре материка находится точка ______________________________________ .
2. Омывается океанами _________________, _______________, ________________ .
3. Расположен действующий вулкан ______________________________________ .
4. Ближе всех расположена к материку _____________________________________ .
5. Отделяется от него проливом __________________________________________ .
2. Расположите высочайшие вершины материков в порядке убывания высот:
Горная вершина |
Ответ |
а) Килиманджаро |
|
б) Мак-Кинли |
|
в) Аконкагуа |
|
г) Джомолунгма |
3. Государство расположено на четвертом по площади материке в восточной его части. Государственным языком является португальский язык. Столица занимает континентальное положение. По территории государства протекает река Амазонка. _____________________________________________________________________________
Часть С
Почему на полуострове Флорида широко распространены болота? Укажите не менее двух причин.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какие регионы делится Африка по рельефу?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мониторинг знаний за курс 7 класса «География материков и океанов»
2 вариант
Часть А
1. Материки земного шара:
а) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.
б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.
в) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
2. Первое кругосветное плавание совершил:
а) Ф. Магеллан, б) Пржевальский Ф. Ф. в) М. Лазарев
3. Берега Африки омывают моря:
а) Северного Ледовитого океана
б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов
в) Атлантического, Индийского, Южного
4. Самой высокой горной системой Южной Америки являются:
а) Анды
б) Гималаи, Памир, Тибет
в) Скалистые горы, Береговой хребет
5. Крупнейшие реки Африки:
а) Миссури, Макензи, Юкон.
б) Нил, Конго, Нигер.
в) Волга, Амур, Сырдарья.
6. Государства Южной Америки:
а) Бразилия, Аргентина, Чили
б) США, Канада, Мексика.
в) Китай, Россия, Казахстан.
7. Горы Северной Америки:
а) Анды
б) Аппалачи
в) Атлас.
8. Крайние точки Африки:
а) Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун
б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон
в) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева
9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод?
а) Индийский
б) Тихий
в) Атлантический
г) Северный Ледовитый.
10. Какое утверждение о США является неверным?
а) На востоке страны расположены горы Аппалачи.
б) Столица США – город Вашингтон.
в) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского.
г) США занимает третье место в мире по размерам территории.
Часть В
1. Дополните характеристику Северной Америки:
1. Материк расположен в полушариях _________________, и _________________.
2. Омывается всеми океанами кроме _____________________________________ .
3. У берегов расположен самый большой остров ____________________________ .
4. На юге расположен материк ___________________________________________ .
5. Разделен с ним _____________________________________________ каналом.
2. Расположите крупнейшие реки материков в порядке уменьшения длины:
Река |
Ответ |
а) Муррей |
|
б) Миссисипи |
|
в) Амазонка |
|
г) Нил |
3. Это государство расположено на материке Евразия и является одним из крупнейших по численности населения. За последние десятилетия численность населения в данном государстве сокращается. Государство омывается водами трех океанов. Столица государства расположена на реке, являющейся одним из притоков крупнейшей по протяженности реки Европы ____________________________________________________
Часть С
Почему в экваториальном поясе осадков выпадает много, а в тропических широтах мало? Аргументируйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конкретными примерами докажите, что процессы горообразования в Евразии продолжаются и сегодня.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация
контрольной работы по географии за I четверть по темам «Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы» для учащихся 8 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В.П. Дронова, И.И. Бариновой.
1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов
2. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.
2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа состоит из 3 разделов А, В, С.
Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.
Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.
Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Части работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
10 |
10 |
Задания с выбором ответа первого уровня сложности |
2 |
Часть 2 |
3 |
6 |
Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности |
3 |
Часть 3 |
2 |
4 |
Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности |
Итого |
15 |
20 |
Таблица 2. Распределение заданий по темам курса
«Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы»
Основные умения и виды деятельности |
Число заданий |
Требования: «знать/понимать» |
|
Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию. Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. Географическую зональность и поясность. Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации. Особенности природы РФ. |
9 |
Требования: «уметь» |
|
Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации. Определять географическое положение России. Показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию. Определять поясное время. |
6 |
4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)
5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,
2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.
Шкала оценок
Отметка |
Тестовый балл |
«2» |
менее 10 |
«3» |
10-14 |
«4» |
15-17 |
«5» |
18-20 |
7. План работы
В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
8. Ответы
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||
Часть А |
||||||
1 |
Б |
В |
||||
2 |
Б |
Г |
||||
3 |
Б |
Б |
||||
4 |
В |
В |
||||
5 |
Г |
Г |
||||
6 |
Г |
В |
||||
7 |
Г |
В |
||||
8 |
В |
А |
||||
9 |
Г |
Г |
||||
10 |
В |
В |
||||
Часть В |
||||||
1 |
1 – Г 2 – Д 3 – В 4 – А 5 – Б |
1 – БД 2 – В 3 – А 4 – ГВ |
||||
2 |
1 - 1,5 – избыточное; 2 - 1.3 – избыточное; 3 - 1 – достаточное. |
1 - 1,6 – избыточное; 2 - 0,2 – скудное; 3 - 0,7 – недостаточное. |
||||
3 |
а) 1 б) 9 в) 10 г) 2 д) 11 |
е) 12 ж) 9 з) 12 и) 14 к) 15 |
а) 19 б) 20 в) 16 г) 14 д) 5 |
е) 17 ж) 6 з) 7 и) 8 к) 18 |
||
Часть С |
||||||
1 |
Строение рельефа и полезных ископаемых зависит от строения земной коры: на платформах находится равнины, а на складчатостях - горы. Осадочные полезные ископаемые располагаются в осадочном чехле платформы, а рудные встречаются в горах и на фундаментах (щитах) платформ. |
Может. Потому что эти населенные пункты находятся в разных часовых поясах. |
||||
2 |
ГП и размеры территории оказали влияние на размещение природных зон - от арктических пустынь до субтропиков. |
Внутренние силы Земли создают неровности земной поверхности -горы, равнины, низменности и т.д., а внешние силы (ветер, вода, солнце, растения и т. д). - выравнивают. Внутренние силы стали действовать раньше, т.к. сначала должны появиться неровности на поверхности, а потом происходит их видоизменение. Внутренние и внешние процессы являются двумя противоположным рельефообразующи-ми силами. |
Контрольная работа по географии за I четверть по темам «Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы»
1 вариант
Часть А
По площади Россия занимает в мире:
2 место;
1 место;
3 место;
7 место.
Укажите крайнюю южную точку России:
мыс Челюскин;
гора Базардюзю;
мыс Дежнева;
мыс Флигели.
Наука о вымерших организмах и развитии органического мира называется
а) геологией;
б) палеонтологией;
в) минералогией;
г) петрографией.
Укажите формы рельефа, преобладающие в восточной части России:
а) равнины;
б) нагорья;
в) горы;
г) впадины.
Дополните предложение. Большое по площади месторождение полезных ископаемых – это
а) щит;
б) плита;
в) нагорье;
г) бассейн.
Действием, какой внешней силы образованы речные долины, террасы, поймы:
а) деятельность человека;
б) деятельность ледника;
в) деятельность ветра;
г) деятельность текучих вод.
Какой из перечисленных факторов не является климатообразующим?
а) географическая широта;
б) циркуляция воздушных масс;
а) рельеф;
г) состав горных пород.
Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:
а) солнечная радиация;
б) радиационный баланс;
в) суммарная радиация;
г) испаряемость.
Самый большой показатель отраженной радиации имеет:
а) песок;
б) лес;
в) чернозем;
г) снег.
Наиболее низкие температуры на территории России наблюдаются:
а) на Среднем Урале;
б) на Северном Кавказе;
в) в Якутии;
г) в Приморье.
Часть В
Установите соответствие между географическим объектом и его названием
Географический объект |
Название |
Ответ |
1. Река |
а) Хибины |
|
2. Остров |
б) Ханка |
|
3. Полуостров |
в) Чукотка |
|
4. Горы |
г) Печора |
|
5.Озеро |
д) Врангеля |
Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России. Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой – недостаточное, в какой - скудное.
№ |
Природная зона |
Количество осадков за год (О) |
Испаряемость за год (И) |
Коэффициент увлажнения. К=О/И |
1 |
Лесотундра |
300 |
200 |
|
2 |
Тайга |
400 |
300 |
|
3 |
Лесостепь |
500 |
500 |
|
Какими цифрами на карте обозначены:
Географический объект |
Ответ |
Географический объект |
Ответ |
а) Среднесибирское плоскогорье |
|
е) хребет Джугджур |
|
б) Уральские горы |
|
ж) Западно-Сибирская равнина |
|
в) Колымское нагорье |
|
з) хребет Сихотэ-Алинь |
|
г) Восточно-Европейская равнина |
|
и) Становое нагорье |
|
д) Верхоянский хребет |
|
к) Алтайские горы |
|
Часть С
Дайте развернутый ответ. Какая зависимость есть между рельефом, полезными ископаемыми и строением земной коры? __________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким образом географическое положение и размеры России повлияли на её природу, население и хозяйство? _________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по географии за I четверть по темам «Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы»
2 вариант
Часть А
Самая короткая граница России с государством:
Грузией;
Азербайджаном;
КНДР;
Китаем.
Какие формы рельефа на территории России соответствуют складчатым структурам?
Западно-Сибирская низменность;
Среднесибирское плоскогорье;
Восточно-Европейская равнина;
Уральские горы.
Какие воздушные массы господствуют на большей части территории России?
арктические;
умеренные;
тропические;
субтропические.
Какими полезными ископаемыми богата Западно-Сибирская равнина:
а) медные и никелевые руды;
б) каменный и бурый уголь;
в) нефть и газ;
г) калийная и поваренная соль.
Какая эра в геологической истории Земли самая молодая:
а) мезозойская;
б) палеозойская;
в) протерозойская;
г) кайнозойская.
Горы расположены на:
а) платформах;
б) плитах;
в) складчатых областях;
г) равнинах.
7. Большая часть территории России расположена в климатическом поясе:
а) арктическом;
б) субарктическом;
в) умеренном;
г) субтропическом.
8. На какой географической широте территория России получает максимальное количество солнечной радиации?
а) 45˚ с.ш.
б) 50˚ с.ш.
в) 55˚ с.ш.
г) 60˚ с.ш.
9. Количеством солнечной радиации, получаемой одинаковым по площади участком земной поверхности, наиболее велико:
а) в тайге Восточной Сибири;
б) в лесотундре Северного Урала;
в) на кавказском леднике;
г) в Оренбургских степях.
10. В каком районе России наиболее высокие средние температуры января?
а) в Приморье;
б) на Алтае;
в) в Предкавказье;
г) в Нечерноземье.
Часть В
Установите соответствие между крайней точкой и географическим объектом, на котором она расположена:
Крайние точки России |
Географические объекты |
Ответ |
Северная |
а) мыс Дежнева |
|
Южная |
б) мыс Челюскин |
|
Западная |
в) г. Базардюзю |
|
Восточная |
г) Песчаная коса (Куршская) в Гданьском заливе к западу от Калининграда |
|
Д) мыс Флигели |
||
Е) остров Ратманова |
2. Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России. Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой – недостаточное, в какой - скудное.
№ |
Природная зона |
Количество осадков за год (О) |
Испаряемость за год (И) |
Коэффициент увлажнения. К=О/И |
1 |
Лесотундра |
400 |
250 |
|
2 |
Тайга |
200 |
1000 |
|
3 |
Лесостепь |
500 |
700 |
|
3. Какими цифрами на карте обозначены:
Географический объект |
Ответ |
Географический объект |
Ответ |
а) гора Эльбрус |
|
е) Алданское нагорье |
|
б) вулкан Ключевская сопка |
|
ж) плато Путорана |
|
в) горы Бырранга |
|
з) горы Хибины |
|
г) Северо-Сибирская низменность |
|
и) Прикаспийская низменность |
|
д) Приленское плато |
|
к) хребет Черского |
|
Часть С
Дайте развернутый ответ. Может ли время двух населенных пунктов, расположенных в России, отличаться на 10 часов. __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие силы - внутренние или внешние можно считать ведущими в формирование рельефа? Обоснуйте свою точку зрения? __________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация
контрольной работы по географии за II четверть по темам «Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование» для учащихся 8 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В. П. Дронова, И. И. Бариновой.
1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов.
2. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.
2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа состоит из 3 разделов А, В, С.
Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.
Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.
Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Части работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
10 |
10 |
Задания с выбором ответа первого уровня сложности |
2 |
Часть 2 |
3 |
6 |
Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности |
3 |
Часть 3 |
2 |
4 |
Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности |
Итого |
15 |
20 |
|
Таблица 2. Распределение заданий по теме
«Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование»
Основные умения и виды деятельности |
Число заданий |
Требования: «знать/понимать» |
|
Особенности морей, омывающих берега России. Меры по охране и восстановлению водных ресурсов. Основные типы почв, их размещение по территории страны. Природные зоны России. |
9 |
Требования: «уметь» |
|
Называть и показывать крупнейшие реки, озера; Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов. Оценивать водные ресурсы. Называть факторы почвообразования. Используя карту, называть типы почв и их свойства. Объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры. Объяснять видовое разнообразие животного мира. называть меры по охране растений и животных. |
6 |
4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)
5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,
2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.
Шкала оценок
Отметка |
Тестовый балл |
«2» |
менее 10 |
«3» |
10-14 |
«4» |
15-17 |
«5» |
18-20 |
7. План работы
В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
8. Ответы
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Часть А |
||
1 |
А |
Б |
2 |
В |
А |
3 |
А |
А |
4 |
В |
В |
5 |
Г |
В |
6 |
В |
А |
7 |
Б |
Б |
8 |
В |
Б |
9 |
Г |
Г |
10 |
В |
Г |
Часть В |
||
1 |
1 – В 2 – Б 4 – А |
1 – А 3 – Б 4 – А |
2 |
Падение реки Паводок Годовой сток |
Наводнение Многолетняя мерзлота Водные ресурсы |
3 |
1 – Да 2 – Да 3 – Да 4 – Нет 5 – Да |
1 – Да 2 – Нет 3 – Да 4 – Да 5 – Нет |
Часть С |
||
1 |
Почти все горные системы сосредоточены на юге и востоке территории России, а равнины и низменности – на севере. Территория страны имеет общий наклон к северу. |
Это действительно так, ведь реки "питаются" атмосферными осадками: дождь, снег. А также на "питание" северных рек влияет таяние ледников. Если, например, в определенной местности много осадков, то реки в этой местности полноводные, а если же в местности "царит" засуха, то реки будут мелководными. Еще на полноводность рек влияют породы, подстилающие долину. Исходя именно из этих факторов и состоит определение, что реки - это продукт климата. |
2 |
Степи богаты на такие плодородные почвы как - чернозём, краснозем и т. д. Вот почему развито земледелие. |
Неправильное орошение. При избытке воды она просачивается глубоко, растворяет соли, а потом при сильном испарении поднимается с растворенными солями на поверхность. Вода испаряется, а соли остаются, на поверхности почвы может образоваться соляная корка, почва становится непригодной. |
Контрольная работа по географии за II четверть по темам «Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование»
1 вариант
Часть А
-
Внезапный подъём уровня воды в реке – это:
Половодье;
Паводок;
Наводнение.
-
Замкнутая котловина, заполненная водой - это:
Болото;
Ручей;
Озеро.
-
Самыми глубокими бывают озёра происхождения:
Тектонического;
Ледникового;
Старицы.
-
Почвенный горизонт - это:
Верхняя граница почвенного покрова;
Нижняя граница почвенного покрова;
Отдельный слой почвы, отличающийся от соседних слоев цветом и минеральным составом.
-
Наиболее плодородные почвы:
Каштановые;
Дерново-подзолистые;
Подзолистые;
Чернозёмы.
-
Граница тёмнохвойной и светлохвойной тайги проходит по:
Уральским горам;
Долине Оби;
Долине Енисея;
Долине Лены.
-
Для какого типа растительности России характерны: мох, ягель, карликовая береза, брусника, морошка?
Тайги;
Тундры;
Степи;
Пустыни.
-
Какая древесная порода преобладает в азиатской части России?
Береза;
Сосна;
Лиственница;
Кедр.
-
На каком из названных российских островов существуют леса?
Новая Земля;
Октябрьской революции;
Врангеля;
Сахалин.
-
Для какой природной зоны России характерны следующие представители фауны: сайгак, сурок, дрофа, суслик?
а) Тайги; в) Степи;
б) Смешанных и широколиственных лесов; г) Пустыни.
Часть В
Установите соответствие между морем и цифрой, которой оно обозначено на карте.
Цифра |
Море |
Ответ |
1. 1 |
а) Охотское |
|
2. 2 |
б) Карское |
|
3. 3 |
в) Баренцево |
|
4. 4 |
Географический диктант
Превышение стока реки над устьем, выраженное в километрах называется _____________________________________________________________________________
Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков, называется ___________________________________________________
_____________________ - количество воды, протекающее в речном русле за год.
Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
№ |
Высказывание |
Ответ |
1 |
Важнейшими компонентами природного комплекса являются горные породы и животные |
|
2 |
Русская равнина, Кавказ, Урал, Дальний Восток - крупные природные районы |
|
3 |
Рельеф является важным климатообразующим фактором |
|
4 |
Для тундровой зоны характерно тёплое, но очень короткое лето |
|
5 |
Северные олени — самые крупные обитатели тундровой зоны |
|
Часть С
-
Большинство крупных рек на территории России принадлежат к бассейну Северного Ледовитого океана. Объясните, каким образом это связано с особенностями рельефа страны. _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему в степях больше развито земледелие, а не животноводство? _____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по географии за II четверть по темам «Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование»
2 вариант
Часть А
-
Самую большую площадь болот занимают в:
Центральной России;
Западной Сибири;
Дальнем Востоке.
-
Грязекаменный поток – это:
Сель;
Лавина;
Оползень.
-
Главная река со всеми её притоками – это:
Речная система;
Режим реки;
бассейн реки.
-
Структура почвы – это:
а) последовательность почвенных горизонтов;
б) процентное соотношение мощности гумусового горизонта и других почвенных слоев;
в) пространственное упорядочивание твёрдых почвенных частиц и пространств между ними;
г) закономерное пространственное размещение почв на небольших территориях.
-
Какие почвы формируются в хвойных таёжных лесах?
Бурые лесные;
Дерново-подзолистые;
Подзолистые;
Серые лесные.
-
Самый первый заповедник на территории России – это:
Астраханский;
Баргузинский;
Башкирский;
Тебердинский;
«Галичья Гора».
-
С какой целью осуществляют посадку деревьев и кустарника в сельхозугодьях?
Создания мест для гнездования птиц; в) Создания зон отдыха;
Защиты почв от эрозии; г) Выращивания деловой древесины.
-
Какие дикорастущие растения собирает человек в тундре?
Орехи, фрукты, ягоды;
Ягоды, грибы;
Грибы, орехи;
Фрукты, грибы, ягоды.
-
Определите, какой из названных зверей не относится к числу основных промысловых пушных зверей России:
Белка;
Песец;
Лиса;
Медведь.
-
Какой из названных пушных зверьков был завезен в Россию из Северной Америки?
Куница;
Бобр;
Песец;
Ондатра.
Часть В
1. Установите соответствие между морем и цифрой, которой оно обозначено на карте
Цифра |
Море |
Ответ |
1 |
а) Балтийское |
|
2 |
б) Лаптевых |
|
3 |
в) Барингово |
|
4 |
2. Географический диктант
Затопление обширных участков территории вместе с населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, называется _______________
Толщи горных пород, в которых сдержится лед, не оттаивающий в течение длительного времени, называется_________________________________________________
Поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности, называются ___________________________________________________________________
-
Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
№ |
Высказывание |
Ответ |
1 |
Облик зональных природных комплексов определяется характером рельефа |
|
2 |
Тундра, тайга, степь - примеры азональных природных комплексов |
|
3 |
Зона арктических пустынь встречается только на островах Северного Ледовитого океана |
|
4 |
Тундровая зона располагается севернее полярного круга |
|
5 |
Лесная зона занимает менее 50% территории России |
|
Часть С
Докажите справедливость утверждения «Реки - продукт климата» ______________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему при искусственном орошении часто возникает засоление почв? __________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация
контрольной работы по географии за III четверть по темам «Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ» для учащихся 9 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В. П. Дронова, И. И. Бариновой.
1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов.
2. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.
2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа состоит из 3 разделов А, В, С.
Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.
Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.
Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Части работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
10 |
10 |
Задания с выбором ответа первого уровня сложности |
2 |
Часть 2 |
3 |
6 |
Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности |
3 |
Часть 3 |
2 |
4 |
Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности |
Итого |
15 |
20 |
|
Таблица 2. Распределение заданий по темам курса
«Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ»
Основные умения и виды деятельности |
Число заданий |
Требования: «знать/понимать» |
|
Показывать на карте основные природные зоны России, называть их. Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира. Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов. Показывать на карте крупные ПТК России. Приводить примеры взаимосвязей ПК в природном комплексе. Показывать на карте крупные природные районы России. Называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.). Давать комплексную физико-географическую характеристику объектов. Отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории. Оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей. Приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов. Выделять экологические проблемы природных регионов. |
7 |
Требования: «уметь» |
|
Определять по картам особенности размещения природных зон. Районов распространения высотной поясности, моря, омывающие территорию России, их принадлежность к бассейну океана, природные особенности и ресурсы. Крупнеейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия; знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Приводить примеры экологических проблем и природоохранных мероприятий, природных и антропогенных комплексов, в том числе на примере региона проживания. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей природных зон и морей России, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, решения экологических проблем. |
8 |
4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)
5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,
2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.
Шкала оценок
Отметка |
Тестовый балл |
«2» |
менее 10 |
«3» |
10-14 |
«4» |
15-17 |
«5» |
18-20 |
7. План работы
В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
8. Ответы
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Часть А |
||
1 |
Г |
А |
2 |
Г |
А |
3 |
Б |
Г |
4 |
Б |
Г |
5 |
Г |
А |
6 |
Г |
Д |
7 |
А |
Б |
8 |
Б |
В |
9 |
А |
В |
10 |
Б |
В |
Часть В |
||
1 |
А - 1 Б - 3 |
А - 4 Б - 1 |
2 |
1 – к востоку 2 – Восточно-Сибирское 3 – Верхоянского 4 – Черского 5 – Яно-Индигирская |
1 – на юг 2 – Черному 3 – Лаптевых 4 – Таймыр – Левый |
3 |
Хребет Верхоянский Хребет Черского Низм. Янро-Индигирская Равнина Цетральноякутская Река Колыма Река Оленек Река Алдан Море Восточно-Сибирское Река Яна Низменность Колымская |
1. Река Кама 2. Река Вятка 3. Река Чусовая 4. Река Белая 5. Река Урал 6. Гора Ямантау 7. Гора Магнитная 8. Гора Конжаковский Камень 9. Река Тура 10. Река Тобол |
Часть С |
||
1 |
Все связано с разнообразием рельефа, на юге Южной Сибири Алтайский край и Горный Алтай, название последнего говорит само за себя, т. е. черная металлургия, в Алтайском крае в основном рекреационные ресурсы. Разнообразие полезных ископаемых гор Южной Сибири связано с древностью местных гор + ко всему этому, в данном месте стык двух древних плит. |
На Северо-Востоке Сибири зимы хоть и холодные, но снега выпадает мало (зато он не тает зимой, потому что оттепелей не бывает). Это зона действия сибирского антициклона, а если так, что погода чаще всего безоблачная и с небольшим количеством осадков. Поэтому весенние половодья мало выражено, да еще сдвинуто май-начало июня из-за холодного климата. Лето в этом районе совсем не сухое, часто идут дожди и именно в конце лета начинаются паводки, которые связаны с действием муссонов, которые могут достигать северо-востока Сибири. И тогда реки становятся полноводными. |
2 |
На север и на юг – по направлениям течения рек. |
Найдено около 1000 видов минералов |
Контрольная работа по географии за III четверть по темам «Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ»
1 вариант
Часть А
В какую эпоху складчатости началось формирование рельефа Северо-Востока Сибири?
а) байкальской;
б) каледонской;
в) герцинской;
г) мезозойской.
В какой горной системе располагается высшая точка Северо-Востока Сибири?
Верхоянский хребет;
Юкагирское плоскогорье;
хребет Сунтар-Хаята;
хребет Черского.
Какая древесная порода преобладает в таёжных лесах Северо-Востока Сибири?
а) ель;
б) лиственница;
в) пихта;
г) сосна.
Где располагается самый северный в нашей стране заповедник?
а) Земля Франца-Иосифа;
б) остров Врангеля;
в) Новая Земля;
г) Северная Земля.
Для природно-территориального комплекса полесий характерны:
а) заболоченность территории;
б) сосновые леса;
в) песчано-глинистые почвы;
г) всё вышеперечисленное;
д) ничего из перечисленного.
Кавказские горы сформировались в эпоху:
мезозойской складчатости;
каледонской складчатости;
герцинской складчатости;
альпийской складчатости.
всё вышеперечисленное;
ничего из перечисленного.
Чередование спокойных и бурных отрезков более характерно для:
рек, стекающих с Уральских гор в восточном направлении;
рек, стекающих с Уральских гор в западном направлении;
всех рек, берущих начало в Уральских горах;
абсолютно не характерно для рек уральского региона.
Какой перечень природно-территориальных комплексов Урала является наиболее правильным?
Пай-Хой, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;
Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;
Приуралье, Урал, Зауралье;
Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.
В какой горной системе располагается высшая точка Южно-Сибирского региона?
Алтай;
Восточный Саян;
Западный Саян;
Кузнецкий Алатау.
Где располагается самый северный в нашей стране заповедник?
а) Земля Франца-Иосифа
б) остров Врангеля;
в) Новая Земля;
г) Северная Земля.
Часть В
Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Слоган |
Регион |
Ответ |
А) Здесь можно увидеть дельту крупнейшей реки Русской равнины! |
1) Астраханская область |
|
2) Краснодарский край |
||
Б) Мы предлагаем сплав по реке Катуни, которая берёт начало в ледниках высочайшей горы Сибири! |
3) Республика Алтай |
|
4) Самарская область |
Как вы думаете:
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Верхоянский хребет расположен к востоку или к западу от Лены? |
|
2 |
Какое море имеет большую площадь: Восточно-Сибирское или Чукотское? |
|
3 |
Хребет Сунтар-Хаята является продолжением Верхоянского хребта или Черского? |
|
4 |
В каком горном хребте находится гора Победа? |
|
5 |
Какая низменность расположена севернее – Яно-Индигирская или Колымская? |
|
Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Хребет _________________________
2. Хребет _________________________
3. Низменность ____________________
4. Равнина ________________________
5. Река ____________________________
6. Река ____________________________
7. Река ____________________________
8. Море ___________________________
9. Река ____________________________
10. Низменность ___________________
Часть С
1. С чем связано большое разнообразие полезных ископаемых гор Южной Сибири? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В какую сторону наклонена поверхность Русской равнины и как по карте можно определить направление этого уклона? ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по географии за III четверть по темам «Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ»
2 вариант
Часть А
В верховье какой реки располагается полюс холода Северного полушария?
а) Индигирки;
б) Колымы;
в) Омолона;
г) Яны.
В какой из перечисленных горных систем есть современное оледенение?
а) Алтай;
б) Восточный Саян;
в) Западный Саян;
г) Кузнецкий Алатау.
К какому типу озёр относятся Байкал и Телецкое?
а) вулканические;
б) ледниковые;
в) термокарстовые;
г) тектонические.
Какие ландшафты преобладают в межгорных котловинах гор Южной Сибири?
светлохвойная тайга;
тёмнохвойная тайга;
широколиственные леса;
степи.
На каком из перечисленных архипелагов площадь современного оледенения максимальна?
а) Земля Франца-Иосифа;
б) Новая Земля;
в) Новосибирские острова;
г) Северная Земля.
В каком из перечисленных районов располагается высшая точка Русской равнины?
а) На Валдайской возвышенности;
б) на Приволжской возвышенности;
в) на Среднерусской возвышенности;
г) на Тиманском кряже;
д) в Хибинах.
В каком направлении возрастает континентальность климата Русской равнины?
а) С северо-востока на юго-запад;
б) с северо-запада на юго-восток;
в) с юго-востока на северо-запад;
г) с юго-запада на северо-восток.
На побережье какого моря, омывающих Русскую равнину преобладают таёжные ландшафты
а) Азовского;
б) Баренцева;
в) Белого;
г) Каспийского.
Высшая точка Кавказа - это:
а) Бештау;
б) Машук;
в) Эльбрус;
г) Казбек.
Уральские горы сформировались в эпоху:
альпийской складчатости;
байкальской складчатости;
герцинской складчатости;
каледонской складчатости.
Часть В
Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Слоган |
Регион |
Ответ |
А) Полюбуйтесь чарующими всполохами северного сияния! |
1) Калининградская область |
|
2) Новосибирская область |
||
Б) Искупайтесь в бодрящих водах Балтики! |
3) Республика Бурятия |
|
4) Мурманская область |
Как вы думаете:
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
В каком направлении течёт река Урал при впадении в Каспийское море? |
|
2 |
Эльбрус расположен ближе к Чёрному или к Каспийскому морю? |
|
3 |
Новосибирские острова отделяют Восточно-Сибирское море от Чукотского или моря Лаптевых? |
|
4 |
На каком полуострове находятся горы Бырранга? |
|
5 |
Кама - правый или левый приток Волги? |
|
Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Река __________________________
2. Река __________________________
3. Река __________________________
4. Река __________________________
5. Река __________________________
6. Гора __________________________
7. Гора __________________________
8. Гора __________________________
9. Река __________________________
10. Река _________________________
Часть С
1. Почему реки Северо-Восточной Сибири, имеющие дождевое и снеговое питание, полноводны только в летние месяцы? _____________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему именно на Урале создан уникальный минералогический заповедник? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация
итоговой контрольной работы по географии за курс «Природа России» для учащихся 8 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В. П. Дронова, И. И. Бариновой.
1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов.
2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.
2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа состоит из 3 разделов А, В, С.
Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.
Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.
Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Части работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
10 |
10 |
Задания с выбором ответа первого уровня сложности |
2 |
Часть 2 |
3 |
6 |
Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности |
3 |
Часть 3 |
2 |
4 |
Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности |
Итого |
15 |
20 |
|
Таблица 2. Распределение заданий за курс 8 класса «География России»
Основные умения и виды деятельности |
Число заданий |
Требования: «знать/понимать» |
|
Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию. Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. Различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий. Связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран. Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. |
8 |
Требования: «уметь» |
|
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; Географические координаты и местоположение географических объектов. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; Представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. |
7 |
4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)
5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,
2 части – 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.
Шкала оценок
Отметка |
Тестовый балл |
«2» |
менее 10 |
«3» |
10-14 |
«4» |
15-17 |
«5» |
18-20 |
7. План работы
В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
8. Ответы
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Часть А |
||
1 |
Б |
В |
2 |
А |
Б |
3 |
В |
А |
4 |
Б |
В |
5 |
Г |
В |
6 |
Б |
Г |
7 |
В |
Б |
8 |
Б |
В |
9 |
А |
Г |
10 |
В |
А |
Часть В |
||
1 |
1 – А 2 – В 3 – В 4 – Б |
1 – А 2 – Г 3 – Б 4 – В |
2 |
1 – Нет 2 – Нет 3 – Нет 4 – Да |
1 – Да 2 – Да 3 – Нет 4 – Да |
3 |
Восточнее расположен пункт А. В России континентальность климата нарастает при движении с запада на восток. В этом направлении уменьшается среднегодовое количество осадков и увеличивается годовая амплитуда температур. |
Западнее расположен пункт В. В России континентальность климата нарастает при движении с запада на восток. Во-первых, в пункте В больше осадков, а во-вторых — там теплее зимой (меньше годовая амплитуда температур). |
Часть С |
||
1 |
Избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота, последствия оледенения. |
Кайнозойская складчатость. Горообразовательные процессы происходят в настоящее время |
2 |
Муссонный тип климата |
Предотвращение ветровой и водной эрозии почв |
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса «Природа России»
1 вариант
Часть А
1. Какой мыс является крайней северной материковой точкой?
Флигели;
Челюскин;
Дежнева.
2. В каких горах расположена крайняя южная точка России?
Кавказа;
Алтая;
Сихотэ-Алиня;
Памира.
3. С какими государством Россия имеет сухопутную границу?
с Кыргызстаном;
с Арменией;
с Украиной;
со Швецией.
4. С каким государством Россия имеет самую длинную границу?
с Китаем;
с Казахстаном;
с Украиной;
с Финляндией.
5. Какой субъект РФ не имеет общей границы с Россией?
Камчатская область;
Магаданская область;
Псковская область;
Калининградская область.
6. Какой полуостров России находится на щите?
Камчатка;
Кольский;
Ямал;
Таймыр.
7. Какая вершина является наиболее высокой?
Казбек;
Белуха;
Эльбрус;
Народная.
8. Определите территорию России по ее описанию.
Крупная равнина расположена на молодой плите с палеозойским фундаментом. Поверхность равнины плоская, имеет небольшой уклон к северу. Большая часть равнины заболочена.
Восточно-Европейская равнина;
Западно-Сибирская равнина;
Среднесибирское плоскогорье;
Прикаспийская низменность.
9. Какой климат характерен для Русской равнины?
умеренно-континентальный;
континентальный;
резко континентальный;
муссонный.
10. Над какой территорией России зимой господствует антициклон?
над Европейской территорией;
над Уралом;
над Восточной Сибирью;
над Кавказом.
Часть В
1. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.
Природные ресурсы |
Виды природных ресурсов |
Ответ |
1) энергия Солнца |
а) неисчерпаемые |
|
2) медные руды |
б) исчерпаемые возобновимые |
|
3) каменный уголь |
в) исчерпаемые невозобновимые |
|
4) лесные |
2. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
№ |
Высказывание |
Ответ |
1 |
Алтай - это крупнейший район современного горного оледенения на территории России |
|
2 |
Максимальная мощность многолетней мерзлоты достигает нескольких километров |
|
3 |
На протяжении четвертичного периода наблюдались три эпохи оледенения |
|
4 |
После разрушения ледника и начала современной межледниковой эпохи животный мир мало изменился |
|
3. На рисунке показаны климатодиаграммы, характеризующие климат пунктов А и В, расположенных в России примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из этих пунктов расположен восточнее. Для обоснования вашего ответа приведите не менее двух доводов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть С
Перечислите все известные вам причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове. _________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для юга Дальнего Востока характерен климат с крайне неравномерно распределенным по сезонам года количеством осадков. Объясните причину этого _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса «Природа России»
2 вариант
Часть А
1. Какой мыс является крайней восточной материковой точкой?
Флигели;
Челюскин;
Дежнева.
2. Через какой пролив проходит морская граница между Японией и Россией?
Берингов;
Кунаширский;
Велькицкого;
Карские Ворота.
3. С каким из государств Россия имеет сухопутную границу?
с Латвией;
с Молдавией;
с Туркменией;
с Германией.
4. С каким из государств Россия имеет самую короткую границу?
с Грузией;
с Азербайджаном;
с КНДР;
с Латвией.
5. Какие горы являются наиболее древними?
Кавказские;
Уральские;
хребты Забайкалья и Прибайкалья;
Сихотэ-Алинь.
6. Какой полуостров относится к наиболее подвижным районам России?
Таймыр;
Чукотка;
Кольский;
Камчатка.
7. Какие горы являются наиболее высокими?
Уральские;
Алтай;
Сихотэ-Алинь;
Саяны.
8. Определите место по описанию.
Крупная равнина расположена на древней платформе. Абсолютные высоты превышают 500 метров. Реки имеют глубокие долины. Вся равнина находится в зоне многолетней мерзлоты.
Русская равнина;
Западно-Сибирская равнина;
Среднесибирское плоскогорье;
Среднерусская возвышенность.
9. Какой климат характерен для большей части Дальнего Востока?
Морской;
Континентальный;
Резко континентальный;
Муссонный.
10. Какая территория России находится под наибольшим влиянием Атлантики?
Восточно-Европейская равнина;
Западно-Сибирская низменность;
Зауралье;
Прикаспийская низменность.
Часть В
Установите соответствие.
Территория |
Тип климата |
Ответ |
Приморье |
А) муссонный |
|
Валдайская возвышенность |
Б) резко континентальный |
|
Забайкалье |
В) субарктический |
|
Ямал |
Г) умеренно-континентальный |
Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
№ |
Высказывание |
Ответ |
1 |
Зона распространения многолетней мерзлоты составляет более 50% территории России |
|
2 |
Уровень, выше которого температура воздуха не поднимается выше 0 СС, называется снеговой линией |
|
3 |
Великий ледник в первую ледниковую эпоху выдвинулся далеко на юг и достиг широты Москвы |
|
4 |
Гладко отшлифованную ледником скалу называют «бараний лоб» |
|
На рисунке показаны климатограммы, характеризующие климат пунктов А и В, расположенных в России примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из этих пунктов расположен западнее. Для обоснования Вашего ответа приведите не менее двух доводов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть С
Дальний Восток и юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________