12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна18
Россия, Челябинская обл., Троицк

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Троицка

«Рассмотрено на заседании МО»

_____ /А. С. Нехорошков/

ФИО руководителя МО

«___» _________ 20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____ / Т. Н. Глазкова /

ФИО

«___» _________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 15»

_____ / Л. Д. Катричева /

ФИО

«___» _________ 20__г.

Контрольно-измерительные материалы

по географии

для 8 класса

составитель:

Лобач Татьяна Николаевна,

учитель географии

2018 г.Спецификация

мониторинга знаний за курс 7 класса «География материков и океанов» для обучающихся по учебно-методическому комплексу В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва.

1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов

2. Содержание входной контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.

2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа состоит из 3 разделов А, В, С.

Часть А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.

Часть В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.

Часть С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

10

10

Задания с выбором ответа первого уровня сложности

2

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3

Часть 3

2

4

Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Итого

15

20

 

Таблица 2. Распределение заданий за курс географии 7 класса

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

Особенности географических объектов природы Земли.

Смысл основных теоретических категорий и понятий курса «География материков и океанов»

Географическую номенклатуру.

9

Требования: «уметь»

Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств.

Соотносить результаты выдающихся географических открытий и путешествий по материкам

Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Применять полученные знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

6

4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)

5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,

2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.

Шкала оценок

Отметка

Тестовый балл

«2»

менее 10

«3»

10-14

«4»

15-17

«5»

18-20

7. План работы

В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

8. Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

1

А

Б

2

В

А

3

Б

В

4

Б

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

А

Б

8

В

А

9

Б

А

10

Г

Г

Часть В

1

1 - полюс,

2 - Тихий, Индийский, Атлантический,

3 - Эребус,

4 - Южная Америка

5 - Дрейка

1- северном, западном,

2 - Индийского,

3 - Гренландия,

4 - Южная Америка,

5 - Панамский

2

ГВБА

ВГБА

3

Бразилия

Россия

Часть С

1

1. Большое количество осадков, низменность.

2. Холодный воздух проникает далеко на юг, так как горы расположены меридионально.

В экваториальных широтах солнце находится выше всего к горизонту, сильно нагретый воздух расширяясь поднимается вверх. Создавая области пониженного атмосферного давления. У экватора в поясе низкого давления нагретый воздух содержит много влаги, поднимаясь он охлаждается и и происходит конденсат, образуются облака и выпадают дожди.

2

Большей частью - равнинный, на северо-западе расположены Атласские горы, в Сахаре - нагорья  Ахаггар и  Тибести. На востоке - Эфиопское нагорье, к югу от него Восточно-Африканское плоскогорье. На юге расположены  Капские и Драконовы горы. Самая низкая точка расположена в  Джибути, это  солёное озеро Ассаль. Самой глубокой пещерой  является Ану-Иффлис, расположенная на севере Алжира в горах Тель-Атлас.

Извержения вулканов и землетрясения


 

Мониторинг знаний за курс 7 класса «География материков и океанов»

1 вариант

Часть А

1. Части света:

а) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.

б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.

в) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

2. Антарктиду открыли:

а) Шмидт С.А. и Ф. Магелан,

б)  Р.Амундсен, Пржевальский Ф.Ф.

в)  Ф. Беллинсгаузен, М.Лазарев

3.Берега Евразии омывают моря:

а) Южного океана

б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского  океанов

в) Атлантического, Индийского, Тихого океанов.

4.Самыми высокими горными системами Евразии являются:

а) Анды, Кордильеры, Аппалачи

б) Гималаи, Памир, Тибет

в) Скалистые горы, Береговой хребет

5.  Крупнейшие реки Северной Америки:

а) Миссури, Макензи, Юкон.

б) Амазонка, Оранжевая, Лимпопо.

в) Волга, Амур, Сырдарья.

6. Государства Северной Америки:

а) Бразилия, Аргентина, Чили

б) США, Канада, Мексика.

в) Китай, Россия, Казахстан.

7. Горы Южной Америки:

а) Анды

б) Аппалачи

в) Атлас.

8. Крайние точки Евразии:

а) Фроуэрд, Сент-Чарлз, Рас-Энгела, Рас-Хафун

б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон

в) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева

9. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?

а) Индийском

б) Тихом        

в) Атлантическом

г) Северном Ледовитом.

10. Какое утверждение о Египте является неверным?

а) Территория страны омывается водами Индийского и Атлантического океанов.

б) По территории страны протекает самая длинная река мира.

в) Одной из важнейших отраслей хозяйства является туризм.

г) Египет – крупнейшая по численности страна Африки.

Часть В

1. Дополните характеристику Антарктиды:

1. В центре материка находится точка ______________________________________ .

2. Омывается океанами _________________, _______________, ________________ .

3. Расположен действующий вулкан ______________________________________ .

4. Ближе всех расположена к материку _____________________________________ .

5. Отделяется от него проливом __________________________________________ .

2. Расположите высочайшие вершины материков в порядке убывания высот:

Горная вершина

Ответ

а) Килиманджаро

 

б) Мак-Кинли

в) Аконкагуа

г) Джомолунгма

3. Государство расположено на четвертом по площади материке в восточной его части. Государственным языком является португальский язык. Столица занимает континентальное положение. По территории государства протекает река Амазонка. _____________________________________________________________________________

Часть С

Почему на полуострове Флорида широко распространены болота? Укажите не менее двух причин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На какие регионы делится Африка по рельефу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Мониторинг знаний за курс 7 класса «География материков и океанов»

2 вариант

Часть А

1. Материки земного шара:

а) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.

б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.

в) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

2.  Первое кругосветное плавание совершил:

а) Ф. Магеллан, б)  Пржевальский Ф. Ф. в)  М. Лазарев

3. Берега Африки омывают моря:

а) Северного Ледовитого океана

б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского  океанов

в) Атлантического,  Индийского, Южного

4. Самой  высокой горной системой Южной Америки являются:

а) Анды

б) Гималаи, Памир, Тибет

в) Скалистые горы, Береговой хребет

5.  Крупнейшие реки Африки:

а) Миссури, Макензи, Юкон.

б) Нил, Конго,  Нигер.

в) Волга, Амур, Сырдарья.

6. Государства Южной Америки:

а) Бразилия, Аргентина, Чили

б) США, Канада, Мексика.

в) Китай, Россия, Казахстан.

7. Горы Северной Америки:

а) Анды

б) Аппалачи

в) Атлас.

8. Крайние точки Африки:

а) Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун

б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон

в) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева

9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод?

а) Индийский

б) Тихий

в) Атлантический

г) Северный Ледовитый.

10. Какое утверждение о США является неверным?

а) На востоке страны расположены горы Аппалачи.

б) Столица США – город Вашингтон.

в) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского.

г) США занимает третье место в мире по размерам территории.

Часть В

1. Дополните характеристику Северной Америки:

1. Материк расположен в полушариях _________________, и _________________.

2. Омывается всеми океанами кроме _____________________________________ .

3. У берегов расположен самый большой остров ____________________________ .

4. На юге расположен материк ___________________________________________ .

5. Разделен с ним _____________________________________________ каналом.

2. Расположите крупнейшие реки материков в порядке уменьшения длины:

Река

Ответ

а) Муррей

 

б) Миссисипи

в) Амазонка

г) Нил

3. Это государство расположено на материке Евразия и является одним из крупнейших по численности населения. За последние десятилетия численность населения в данном государстве сокращается. Государство омывается водами трех океанов. Столица государства расположена на реке, являющейся одним из притоков крупнейшей по протяженности реки Европы ____________________________________________________

Часть С

Почему в экваториальном поясе осадков выпадает много, а в тропических широтах мало? Аргументируйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкретными примерами докажите, что процессы горообразования в Евразии продолжаются и сегодня.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Спецификация

контрольной работы по географии за I четверть по темам «Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы» для учащихся 8 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В.П. Дронова, И.И. Бариновой.

1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов

2. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.

2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа состоит из 3 разделов А, В, С.

Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.

Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.

Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

10

10

Задания с выбором ответа первого уровня сложности

2

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3

Часть 3

2

4

Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Итого

15

20

 

Таблица 2. Распределение заданий по темам курса

«Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы»

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию.

Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Географическую зональность и поясность.

Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Особенности природы РФ.

9

Требования: «уметь»

Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации.

Определять географическое положение России.

Показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию.

Определять поясное время.

6

4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)

5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,

2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.

Шкала оценок

Отметка

Тестовый балл

«2»

менее 10

«3»

10-14

«4»

15-17

«5»

18-20

7. План работы

В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

8. Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

1

Б

В

2

Б

Г

3

Б

Б

4

В

В

5

Г

Г

6

Г

В

7

Г

В

8

В

А

9

Г

Г

10

В

В

Часть В

1

1 – Г

2 – Д

3 – В

4 – А

5 – Б

1 – БД

2В

3А

4ГВ

2

1 - 1,5 – избыточное;

2 - 1.3 – избыточное;

3 - 1 – достаточное.

1 - 1,6 – избыточное;

2 - 0,2 – скудное;

3 - 0,7 – недостаточное.

3

а) 1

б) 9

в) 10

г) 2

д) 11

е) 12

ж) 9

з) 12

и) 14

к) 15

а) 19

б) 20

в) 16

г) 14

д) 5

е) 17

ж) 6

з) 7

и) 8

к) 18

Часть С

1

Строение рельефа и полезных ископаемых зависит от строения земной коры: на платформах находится равнины, а на складчатостях - горы. Осадочные полезные ископаемые располагаются в осадочном чехле платформы, а рудные встречаются в горах и на фундаментах (щитах) платформ.

Может. Потому что эти населенные пункты находятся в разных часовых поясах.

2

ГП и размеры территории оказали влияние на размещение природных зон - от арктических пустынь до субтропиков.
ГП влияет на трудовую деятельность людей: например: на крайнем Севере люди занимаются рыболовством, оленеводством.
Кроме этого ГП влияет на размещение населения: плотность населения на севере - ниже, чем в центральной части.

Внутренние силы Земли создают неровности земной поверхности -горы, равнины, низменности и т.д., а внешние силы (ветер, вода, солнце, растения и т. д). - выравнивают. Внутренние силы  стали действовать раньше, т.к. сначала должны появиться неровности на поверхности, а потом происходит их видоизменение. Внутренние и внешние процессы являются двумя противоположным рельефообразующи-ми силами.

Контрольная работа по географии за I четверть по темам «Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы»

1 вариант

Часть А

По площади Россия занимает в мире:

2 место;

1 место;

3 место;

7 место.

Укажите крайнюю  южную  точку России:

мыс Челюскин;

гора Базардюзю;

мыс Дежнева;

мыс Флигели.

Наука о вымерших организмах и развитии органического мира называется

а) геологией;

б) палеонтологией;

в) минералогией;

г) петрографией.

Укажите формы рельефа, преобладающие в восточной части России:

а) равнины;

б) нагорья;

в) горы;

г) впадины.

Дополните предложение. Большое по площади месторождение полезных ископаемых – это

а) щит;

б) плита;

в) нагорье;

г) бассейн.

Действием, какой внешней силы образованы речные долины, террасы, поймы:

а) деятельность человека;

б) деятельность ледника;

в) деятельность ветра;

г) деятельность текучих вод.

Какой из перечисленных факторов не является климатообразующим?

а) географическая широта;

б) циркуляция воздушных масс;

а) рельеф;

г) состав горных пород.

Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:

а) солнечная радиация;

б) радиационный баланс;

в) суммарная радиация;

г) испаряемость.

Самый большой показатель отраженной радиации имеет:

а) песок;

б) лес;

в) чернозем;

г) снег.

Наиболее низкие температуры на территории России наблюдаются:

а) на Среднем Урале;

б) на Северном Кавказе;

в) в Якутии;

г) в Приморье.

 

Часть В

Установите соответствие между географическим объектом и его названием

Географический объект

Название

Ответ

1. Река

а) Хибины

 

2. Остров

б) Ханка

3. Полуостров

в) Чукотка

4. Горы

г) Печора

5.Озеро

д) Врангеля

Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России. Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой – недостаточное, в какой - скудное.

Природная зона

Количество осадков за год (О)

Испаряемость за год (И)

Коэффициент увлажнения. К=О/И

1

Лесотундра

300

200

 

2

Тайга

400

300

 

3

Лесостепь

500

500

 

Какими цифрами на карте обозначены:

Географический объект

Ответ

Географический объект

Ответ

а) Среднесибирское плоскогорье

 

е) хребет Джугджур

 

б) Уральские горы

 

ж) Западно-Сибирская равнина

 

в) Колымское нагорье

 

з) хребет Сихотэ-Алинь

 

г) Восточно-Европейская равнина

 

и) Становое нагорье

 

д) Верхоянский хребет

 

к) Алтайские горы

 

 

 

Часть С

Дайте развернутый ответ. Какая зависимость есть между рельефом, полезными ископаемыми и строением земной коры? ­__________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким образом географическое положение и размеры России повлияли на её природу, население и хозяйство? _________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по географии за I четверть по темам «Наша Родина на карте мира. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы»

2 вариант

Часть А

Самая короткая граница России с государством:

Грузией;

Азербайджаном;  

КНДР;

Китаем.

Какие формы рельефа на территории России соответствуют складчатым структурам?

Западно-Сибирская низменность;

Среднесибирское плоскогорье;

Восточно-Европейская равнина;

Уральские горы.

Какие воздушные массы господствуют на большей части территории России?

арктические;

умеренные;

тропические; 

субтропические.

Какими полезными ископаемыми богата Западно-Сибирская равнина:

а) медные и никелевые руды;

б) каменный и бурый уголь;

в) нефть и газ;

г) калийная и поваренная соль.

Какая эра в геологической истории Земли самая молодая:

а) мезозойская;

б) палеозойская;

в) протерозойская;

г) кайнозойская.

Горы расположены на:

а) платформах;

б) плитах;

в) складчатых областях;

г) равнинах.

7. Большая часть территории России расположена в климатическом поясе:

а) арктическом;

б) субарктическом;

в) умеренном;

г) субтропическом.

8. На какой географической широте территория России получает максимальное количество солнечной радиации?

а) 45˚ с.ш.

б) 50˚ с.ш.

в) 55˚ с.ш.

г) 60˚ с.ш.

9. Количеством солнечной радиации, получаемой одинаковым по площади участком земной поверхности, наиболее велико:

а) в тайге Восточной Сибири;

б) в лесотундре Северного Урала;

в) на кавказском леднике;

г) в Оренбургских степях.

10. В каком районе России наиболее высокие средние температуры января?

а) в Приморье;

б) на Алтае;

в) в Предкавказье;

г) в Нечерноземье.

 

Часть В

Установите соответствие между крайней точкой и географическим объектом, на котором она расположена:

Крайние точки России

Географические объекты

Ответ

Северная

а) мыс Дежнева

 

Южная

б) мыс Челюскин

Западная

в) г. Базардюзю

Восточная

г) Песчаная коса (Куршская) в Гданьском заливе к западу от Калининграда

Д) мыс Флигели

Е) остров Ратманова

2. Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России. Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой – недостаточное, в какой - скудное.

Природная зона

Количество осадков за год (О)

Испаряемость за год (И)

Коэффициент увлажнения. К=О/И

1

Лесотундра

400

250

 

2

Тайга

200

1000

 

3

Лесостепь

500

700

 

3. Какими цифрами на карте обозначены:

Географический объект

Ответ

Географический объект

Ответ

а) гора Эльбрус

 

е) Алданское нагорье

 

б) вулкан Ключевская сопка

 

ж) плато Путорана

 

в) горы Бырранга

 

з) горы Хибины

 

г) Северо-Сибирская низменность

 

и) Прикаспийская низменность

 

д) Приленское плато

 

к) хребет Черского

 

 

 

Часть С

Дайте развернутый ответ. Может ли время двух населенных пунктов, расположенных в России, отличаться на 10 часов. __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие силы - внутренние или внешние можно считать ведущими в формирование рельефа? Обоснуйте свою точку зрения? __________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спецификация

контрольной работы по географии за II четверть по темам «Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование» для учащихся 8 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В. П. Дронова, И. И. Бариновой.

1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов.

2. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.

2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа состоит из 3 разделов А, В, С.

Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.

Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.

Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

10

10

Задания с выбором ответа первого уровня сложности

2

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3

Часть 3

2

4

Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Итого

15

20

 

 

Таблица 2. Распределение заданий по теме

«Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование»

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

Особенности морей, омывающих берега России.
Ресурсы морей и их использование человеком.
Крупнейшие речные системы и озера страны.
Границу распространения многолетней мерзлоты на территории России.

Меры по охране и восстановлению водных ресурсов.

Основные типы почв, их размещение по территории страны.
Особенности земельных ресурсов и их рациональное использование.

Природные зоны России.

9

Требования: «уметь»

Называть и показывать крупнейшие реки, озера;

Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов.

Оценивать водные ресурсы.

Называть факторы почвообразования.

Используя карту, называть типы почв и их свойства.

Объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры.

Объяснять видовое разнообразие животного мира.

называть меры по охране растений и животных.

6

4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)

5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,

2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.

Шкала оценок

Отметка

Тестовый балл

«2»

менее 10

«3»

10-14

«4»

15-17

«5»

18-20

7. План работы

В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

8. Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

1

А

Б

2

В

А

3

А

А

4

В

В

5

Г

В

6

В

А

7

Б

Б

8

В

Б

9

Г

Г

10

В

Г

Часть В

1

1 – В

2 – Б

4 – А

1 – А

3 – Б

4 – А

2

Падение реки

Паводок

Годовой сток

Наводнение

Многолетняя мерзлота

Водные ресурсы

3

1 – Да

2 – Да

3 – Да

4 – Нет

5 – Да

1 – Да

2 – Нет

3 – Да

4 – Да

5 – Нет

Часть С

1

Почти все горные системы сосредоточены на юге и востоке территории России, а равнины и низменности – на севере. Территория страны имеет общий наклон  к северу.

Это действительно так, ведь реки "питаются" атмосферными осадками: дождь, снег. А также на "питание" северных рек влияет таяние ледников. Если, например, в определенной местности много осадков, то реки в этой местности полноводные, а если же в местности "царит" засуха, то реки будут мелководными. Еще на полноводность рек влияют породы, подстилающие долину. Исходя именно из этих факторов и состоит определение, что реки - это продукт климата.

2

Степи богаты на такие плодородные почвы как - чернозём, краснозем и т. д. Вот почему развито земледелие. 

Неправильное орошение. При избытке воды она просачивается глубоко, растворяет соли, а потом при сильном испарении поднимается с растворенными солями на поверхность. Вода испаряется, а соли остаются, на поверхности почвы может образоваться соляная корка, почва становится непригодной.

 

Контрольная работа по географии за II четверть по темам «Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование»

1 вариант

Часть А

  1. Внезапный подъём уровня воды в реке – это:

Половодье;

Паводок;

Наводнение.

  1. Замкнутая котловина, заполненная водой - это:

Болото;

Ручей;

Озеро.

  1. Самыми глубокими бывают озёра происхождения:

Тектонического;

Ледникового;

Старицы.

  1. Почвенный горизонт - это:

Верхняя граница почвенного покрова;

Нижняя граница почвенного покрова;

Отдельный слой почвы, отличающийся от соседних слоев цветом и минеральным составом.

  1. Наиболее плодородные почвы:

Каштановые;

Дерново-подзолистые;

Подзолистые;

Чернозёмы.

  1. Граница тёмнохвойной и светлохвойной тайги проходит по:

Уральским горам;

Долине Оби;

Долине Енисея;

Долине Лены.

  1. Для какого типа растительности России характерны: мох, ягель, карликовая береза, брусника, морошка?

Тайги;

Тундры;

Степи;

Пустыни.

  1. Какая древесная порода преобладает в азиатской части России?

Береза;

Сосна;

Лиственница;

Кедр.

  1. На каком из названных российских островов существуют леса?

Новая Земля;

Октябрьской революции;

Врангеля;

Сахалин.

  1. Для какой природной зоны России характерны следующие представители фауны: сайгак, сурок, дрофа, суслик?

а) Тайги; в) Степи;

б) Смешанных и широколиственных лесов; г) Пустыни.

 

Часть В

Установите соответствие между морем и цифрой, которой оно обозначено на карте.

Цифра

Море

Ответ

1. 1

а) Охотское

 

2. 2

б) Карское

3. 3

в) Баренцево

4. 4

Географический диктант

Превышение стока реки над устьем, выраженное в километрах называется _____________________________________________________________________________

Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков, называется ___________________________________________________

_____________________ - количество воды, протекающее в речном русле за год.

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».

Высказывание

Ответ

1

Важнейшими компонентами природного комплекса явля­ются горные породы и животные

 

2

Русская равнина, Кавказ, Урал, Дальний Восток - круп­ные природные районы

 

3

Рельеф является важным климатообразующим фактором

 

4

Для тундровой зоны характерно тёплое, но очень короткое лето

 

5

Северные олени — самые крупные обитатели тундровой зоны

 

 

Часть С

  1. Большинство крупных рек  на территории России  принадлежат к бассейну Северного Ледовитого океана. Объясните, каким образом это связано с особенностями рельефа страны. _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Почему в степях больше развито земледелие, а не животноводство? _____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрольная работа по географии за II четверть по темам «Поверхностные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Природное районирование»

2 вариант

Часть А

  1. Самую большую площадь болот занимают в:

Центральной России;

Западной Сибири;

Дальнем Востоке.

  1. Грязекаменный поток – это:

Сель;

Лавина;

Оползень.

  1. Главная река со всеми её притоками – это:

Речная система;

Режим реки;

бассейн реки.

  1. Структура почвы – это:

а) последовательность почвенных горизонтов;

б) процентное соотношение мощности гумусового горизонта и других почвенных слоев;

в) пространственное упорядочивание твёрдых почвенных частиц и пространств между ними;

г) закономерное пространственное размещение почв на небольших территориях.

  1. Какие почвы формируются в хвойных таёжных лесах?

Бурые лесные;

Дерново-подзолистые;

Подзолистые;

Серые лесные.

  1. Самый первый заповедник на территории России – это:

Астраханский;

Баргузинский;

Башкирский;

Тебердинский;

«Галичья Гора».

  1. С какой целью осуществляют посадку деревьев и кустарника в сельхозугодьях?

Создания мест для гнездования птиц; в) Создания зон отдыха;

Защиты почв от эрозии; г) Выращивания деловой древесины.

  1. Какие дикорастущие растения собирает человек в тундре?

Орехи, фрукты, ягоды;

Ягоды, грибы;

Грибы, орехи;

Фрукты, грибы, ягоды.

  1. Определите, какой из названных зверей не относится к числу основных промысловых пушных зверей России:

Белка;

Песец;

Лиса;

Медведь.

  1. Какой из названных пушных зверьков был завезен в Россию из Северной Америки?

Куница;

Бобр;

Песец;

Ондатра.

 

Часть В

1. Установите соответствие между морем и цифрой, которой оно обозначено на карте

 

Цифра

Море

Ответ

1

а) Балтийское

 

2

б) Лаптевых

3

в) Барингово

4

2. Географический диктант

Затопление обширных участков территории вместе с населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, называется _______________

Толщи горных пород, в которых сдержится лед, не оттаивающий в течение длительного времени, называется_________________________________________________

Поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности, называются ___________________________________________________________________

 

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».

Высказывание

Ответ

1

Облик зональных природных комплексов определяется ха­рактером рельефа

 

2

Тундра, тайга, степь - примеры азональных природных комплексов

 

3

Зона арктических пустынь встречается только на островах Северного Ледовитого океана

 

4

Тундровая зона располагается севернее полярного круга

 

5

Лесная зона занимает менее 50% территории России

 

 

Часть С

Докажите справедливость утверждения «Реки - продукт климата» ______________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему при искусственном орошении часто возникает засоление почв? __________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Спецификация

контрольной работы по географии за III четверть по темам «Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ» для учащихся 9 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В. П. Дронова, И. И. Бариновой.

1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов.

2. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.

2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа состоит из 3 разделов А, В, С.

Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.

Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.

Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

10

10

Задания с выбором ответа первого уровня сложности

2

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3

Часть 3

2

4

Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Итого

15

20

 

 

Таблица 2. Распределение заданий по темам курса

«Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ»

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

Показывать на карте основные природные зоны России, называть их.

Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира.

Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов.

Показывать на карте крупные ПТК России.

Приводить примеры взаимосвязей ПК в природном комплексе.

Показывать на карте крупные природные районы России.

Называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.).

Давать комплексную физико-географическую характеристику объектов.

Отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории.

Оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей.

Приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов.

Выделять экологические проблемы природных регионов.

7

Требования: «уметь»

Определять по картам особенности размещения природных зон.

Районов распространения высотной поясности, моря, омывающие территорию России, их принадлежность к бассейну океана, природные особенности и ресурсы.

Крупнеейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия;

знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Приводить примеры экологических проблем и природоохранных мероприятий, природных и антропогенных комплексов, в том числе на примере региона проживания.

Находить в разных источниках и  анализировать  информацию, необходимую для изучения особенностей природных зон и морей России, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, решения экологических проблем.

8

4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)

5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,

2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.

Шкала оценок

Отметка

Тестовый балл

«2»

менее 10

«3»

10-14

«4»

15-17

«5»

18-20

7. План работы

В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

8. Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

1

Г

А

2

Г

А

3

Б

Г

4

Б

Г

5

Г

А

6

Г

Д

7

А

Б

8

Б

В

9

А

В

10

Б

В

Часть В

1

А - 1

Б - 3

А - 4

Б - 1

2

1 – к востоку

2 – Восточно-Сибирское

3 – Верхоянского

4 – Черского

5 – Яно-Индигирская

1 – на юг

2 – Черному

3 – Лаптевых

4 – Таймыр

Левый

3

Хребет Верхоянский

Хребет Черского

Низм. Янро-Индигирская

Равнина Цетральноякутская

Река Колыма

Река Оленек

Река Алдан

Море Восточно-Сибирское

Река Яна

Низменность Колымская

1. Река Кама

2. Река Вятка

3. Река Чусовая

4. Река Белая

5. Река Урал

6. Гора Ямантау

7. Гора Магнитная

8. Гора Конжаковский Камень

9. Река Тура

10. Река Тобол

Часть С

1

Все связано с разнообразием рельефа, на юге Южной Сибири Алтайский край и Горный Алтай, название последнего говорит само за себя, т. е. черная металлургия, в Алтайском крае в основном рекреационные ресурсы. Разнообразие полезных ископаемых гор Южной Сибири связано с древностью местных гор + ко всему этому, в данном месте стык двух древних плит.

На Северо-Востоке Сибири зимы хоть и холодные, но снега выпадает мало (зато он не тает зимой, потому что оттепелей не бывает). Это зона действия сибирского антициклона, а если так, что погода чаще всего безоблачная и с небольшим количеством осадков. Поэтому весенние половодья мало выражено, да еще сдвинуто май-начало июня из-за холодного климата.

Лето в этом районе совсем не сухое, часто идут дожди и именно в конце лета начинаются паводки, которые связаны с действием муссонов, которые могут достигать северо-востока Сибири. И тогда реки становятся полноводными.

2

На север и на юг – по направлениям течения рек.

Найдено около 1000 видов минералов

 

 

Контрольная работа по географии за III четверть по темам «Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ»

1 вариант

Часть А

В какую эпоху складчатости началось формирование рельефа Севе­ро-Востока Сибири?

а) байкальской;

б) каледонской;

в) герцинской;

г) мезозойской.

В какой горной системе располагается высшая точка Северо-Востока Сибири?

Верхоянский хребет;

Юкагирское плоскогорье;

хребет Сунтар-Хаята;

хребет Черского.

Какая древесная порода преобладает в таёжных лесах Северо-Востока Сибири?

а) ель;

б) лиственница;

в) пихта;

г) сосна.

Где располагается самый северный в нашей стране заповедник?

а) Земля Франца-Иосифа;

б) остров Врангеля;

в) Новая Земля;

г) Северная Земля.

Для природно-территориального комплекса полесий харак­терны:

а) заболоченность территории;

б) сосновые леса;

в) песчано-глинистые почвы;

г) всё вышеперечисленное;

д) ничего из перечисленного.

Кавказские горы сформировались в эпоху:

мезозойской складчатости;

каледонской складчатости;

герцинской складчатости;

альпийской складчатости.

всё вышеперечисленное;

ничего из перечисленного.

Чередование спокойных и бурных отрезков более характерно для:

рек, стекающих с Уральских гор в восточном направлении;

рек, стекающих с Уральских гор в западном направлении;

всех рек, берущих начало в Уральских горах;

абсолютно не характерно для рек уральского региона.

Какой перечень природно-территориальных комплексов Урала яв­ляется наиболее правильным?

Пай-Хой, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;

Приуралье, Урал, Зауралье;

Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

В какой горной системе располагается высшая точка Южно-Сибирского региона?

Алтай;

Восточный Саян;

Западный Саян;

Кузнецкий Алатау.

Где располагается самый северный в нашей стране заповедник?

а) Земля Франца-Иосифа

б) остров Врангеля;

в) Новая Земля;

г) Северная Земля.

 

Часть В

Ту­ри­сти­че­ские фирмы раз­ных ре­ги­о­нов Рос­сии раз­ра­бо­та­ли сло­га­ны для при­вле­че­ния ту­ри­стов в свои ре­ги­о­ны. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между сло­га­ном и ре­ги­о­ном. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам. 

Слоган

Регион

Ответ

А) Здесь можно уви­деть дель­ту круп­ней­шей реки Рус­ской рав­ни­ны!

1) Аст­ра­хан­ская об­ласть

 

2) Крас­но­дар­ский край

Б) Мы пред­ла­га­ем сплав по реке Ка­ту­ни, ко­то­рая берёт на­ча­ло в лед­ни­ках вы­со­чай­шей горы Си­би­ри!

3) Рес­пуб­ли­ка Алтай

4) Са­мар­ская об­ласть

Как вы думаете:

Вопрос

Ответ

1

Верхоянский хребет расположен к востоку или к западу от Лены?

 

2

Какое море имеет большую площадь: Восточно-Сибирское или Чукотское?

 

3

Хребет Сунтар-Хаята является продолже­нием Верхоянского хребта или Черского?

 

4

В каком горном хребте находится гора По­беда?

 

5

Какая низменность расположена севернее – Яно-Индигирская или Колымская?

 

Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:

1. Хребет _________________________

2. Хребет _________________________

3. Низменность ____________________

4. Равнина ________________________

5. Река ____________________________

6. Река ____________________________

7. Река ____________________________

8. Море ___________________________

9. Река ____________________________

10. Низменность ___________________

 

 

 

 

 

 

 

Часть С

1. С чем связано большое разнообразие полезных ископаемых гор Южной Сибири? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В какую сторону наклонена поверхность Русской равнины и как по карте можно определить направление этого уклона? ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по географии за III четверть по темам «Природа регионов России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Крымские и Уральские горы. Кавказ»

2 вариант

Часть А

В верховье какой реки располагается полюс холода Северного полушария?

а) Индигирки;

б) Колымы;

в) Омолона;

г) Яны.

В какой из перечисленных горных систем есть современное оледе­нение?

а) Алтай;

б) Восточный Саян;

в) Западный Саян;

г) Кузнецкий Алатау.

К какому типу озёр относятся Байкал и Телецкое?

а) вулканические;

б) ледниковые;

в) термокарстовые;

г) тектонические.

Какие ландшафты преобладают в межгорных котловинах гор Юж­ной Сибири?

светлохвойная тайга;

тёмнохвойная тайга;

широколиственные леса;

степи.

На каком из перечисленных архипелагов площадь со­временного оледенения максимальна?

а) Земля Франца-Иосифа;

б) Новая Земля;

в) Новосибирские острова;

г) Северная Земля.

В каком из перечисленных районов располагается высшая точка Русской равнины?

а) На Валдайской возвышенности;

б) на Приволжской возвышенности;

в) на Среднерусской возвышенности;

г) на Тиманском кряже;

д) в Хибинах.

В каком направлении возрастает континентальность климата Рус­ской равнины?

а) С северо-востока на юго-запад;

б) с северо-запада на юго-восток;

в) с юго-востока на северо-запад;

г) с юго-запада на северо-восток.

На побережье какого моря, омывающих Русскую равнину пре­обладают таёжные ландшафты

а) Азовского;

б) Баренцева;

в) Белого;

г) Каспийского.

Высшая точка Кавказа - это:

а) Бештау;

б) Машук;

в) Эльбрус;

г) Казбек.

Уральские горы сформировались в эпоху:

альпийской складчатости;

байкальской складчатости;

герцинской складчатости;

каледонской складчатости.

 

Часть В

Ту­ри­сти­че­ские фирмы раз­лич­ных ре­ги­о­нов Рос­сии раз­ра­бо­та­ли сло­га­ны для при­вле­че­ния ту­ри­стов в свои ре­ги­о­ны. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между сло­га­ном и ре­ги­о­ном. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам. 

Слоган

Регион

Ответ

А) По­лю­буй­тесь ча­ру­ю­щи­ми вспо­ло­ха­ми се­вер­но­го си­я­ния!

1) Ка­ли­нин­град­ская об­ласть

 

2) Но­во­си­бир­ская об­ласть

Б) Ис­ку­пай­тесь в бод­ря­щих водах Бал­ти­ки!

3) Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия

4) Мур­ман­ская об­ласть

Как вы думаете:

Вопрос

Ответ

1

В каком направлении течёт река Урал при впадении в Каспийское море?

 

2

Эльбрус расположен ближе к Чёрному или к Каспийскому морю?

 

3

Новосибирские острова отделяют Восточно-Сибирское море от Чукотского или моря Лаптевых?

 

4

На каком полуострове находятся горы Бырранга?

 

5

Кама - правый или левый приток Волги?

 

 

Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:

1. Река __________________________

2. Река __________________________

3. Река __________________________

4. Река __________________________

5. Река __________________________

6. Гора __________________________

7. Гора __________________________

8. Гора __________________________

9. Река __________________________

10. Река _________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть С

1. Почему реки Северо-Восточной Сибири, имеющие дождевое и снеговое питание, полноводны только в летние месяцы? _____________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему именно на Урале создан уникальный минералогический заповедник? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Спецификация

итоговой контрольной работы по географии за курс «Природа России» для учащихся 8 класса обучающихся по учебно-методическому комплексу В. П. Дронова, И. И. Бариновой.

1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов.

2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897.

2. Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа состоит из 3 разделов А, В, С.

Раздел А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.

Раздел В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.

Раздел С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

10

10

Задания с выбором ответа первого уровня сложности

2

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3

Часть 3

2

4

Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Итого

15

20

 

 

Таблица 2. Распределение заданий за курс 8 класса «География России»

Основные умения и виды деятельности

Число заданий

Требования: «знать/понимать»

Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию.

Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий.

Связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.

Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы.

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

8

Требования: «уметь»

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов.

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;

Географические координаты и местоположение географических объектов.

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

Представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

7

4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)

5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,

2 части – 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.

Шкала оценок

Отметка

Тестовый балл

«2»

менее 10

«3»

10-14

«4»

15-17

«5»

18-20

7. План работы

В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.

8. Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

1

Б

В

2

А

Б

3

В

А

4

Б

В

5

Г

В

6

Б

Г

7

В

Б

8

Б

В

9

А

Г

10

В

А

Часть В

1

1 – А

2 – В

3 – В

4 – Б

1 – А

2 – Г

3 – Б

4 – В

2

1 – Нет

2 – Нет

3 – Нет

4 – Да

1 – Да

2 – Да

3 – Нет

4 – Да

3

Восточнее расположен пункт А. В России континентальность климата нарастает при движении с запада на восток. В этом направлении уменьшается среднегодовое количество осадков и увеличивается годовая амплитуда температур.

Западнее расположен пункт В. В России континентальность климата нарастает при движении с запада на восток. Во-первых, в пункте В больше осадков, а во-вторых — там теплее зимой (меньше годовая амплитуда температур).

Часть С

1

Избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота, последствия оледенения.

Кайнозойская складчатость. Горообразовательные процессы происходят в настоящее время

2

Муссонный тип климата

Предотвращение ветровой и водной эрозии почв

 

 

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса «Природа России»

1 вариант

Часть А

1. Какой мыс является крайней северной материковой точкой?

Флигели;

Челюскин;

Дежнева.

2. В каких горах расположена крайняя южная точка России?

Кавказа;

Алтая;

Сихотэ-Алиня;

Памира.

3. С какими государством Россия имеет сухопутную границу?

с Кыргызстаном;

с Арменией;

с Украиной;

со Швецией.

4. С каким государством Россия имеет самую длинную границу?

с Китаем;

с Казахстаном;

с Украиной;

с Финляндией.

 5. Какой субъект РФ не имеет общей границы с Россией?

Камчатская область;

Магаданская область;

Псковская область;

Калининградская область.

6. Какой полуостров России находится на щите?

Камчатка;

Кольский;

Ямал;

Таймыр.

7. Какая вершина является наиболее высокой?

Казбек;

Белуха;

Эльбрус;

Народная.

8. Определите территорию России по ее описанию.

Крупная равнина расположена на молодой плите с палеозойским фундаментом. Поверхность равнины плоская, имеет небольшой уклон к северу. Большая часть равнины заболочена.

Восточно-Европейская равнина;

Западно-Сибирская равнина;

Среднесибирское плоскогорье;

Прикаспийская низменность.

9. Какой климат характерен для Русской равнины?

умеренно-континентальный;

континентальный;

резко континентальный;

муссонный.

10. Над  какой территорией России зимой господствует антициклон?

над Европейской территорией;

над Уралом;

над Восточной Сибирью;

над Кавказом.

 

Часть В

1. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.

Природные ресурсы

Виды природных ресурсов

Ответ

1) энергия Солнца

а) неисчерпаемые

 

2) медные руды

б) исчерпаемые возобновимые

3) каменный уголь

в) исчерпаемые невозобновимые

4) лесные

2. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».

Высказывание

Ответ

1

Алтай - это крупнейший район современного горного оле­денения на территории России

 

2

Максимальная мощность многолетней мерзлоты достигает нескольких километров

 

3

На протяжении четвертичного периода наблюдались три эпохи оледенения

 

4

После разрушения ледника и начала современной межлед­никовой эпохи животный мир мало изменился

 

3. На рисунке показаны климатодиаграммы, характеризующие климат пунктов А и В, расположенных в России примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из этих пунктов расположен восточнее. Для обоснования вашего ответа приведите не менее двух доводов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Часть С

Перечислите все известные вам причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове. _________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для юга Дальнего Востока характерен климат с крайне неравномерно распределенным по сезонам года количеством осадков. Объясните причину этого _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса «Природа России»

2 вариант

Часть А

1. Какой мыс является крайней восточной материковой точкой?

Флигели;

Челюскин;

Дежнева.

2. Через какой пролив проходит морская граница между Японией и Россией?

Берингов;

Кунаширский;

Велькицкого;

Карские Ворота.

3. С каким из государств Россия имеет сухопутную границу?

с Латвией;

с Молдавией;

с Туркменией;

с Германией.

4. С каким  из государств Россия имеет самую короткую границу?

с Грузией;

с Азербайджаном;

с КНДР;

с Латвией.

5. Какие горы являются наиболее древними?

Кавказские;

Уральские;

хребты Забайкалья и Прибайкалья;

Сихотэ-Алинь.

6. Какой полуостров относится к наиболее подвижным районам России?

Таймыр;

Чукотка;

Кольский;

Камчатка.

7. Какие горы являются наиболее высокими?

Уральские;

Алтай;

Сихотэ-Алинь;

Саяны.

8.  Определите место по описанию.

Крупная равнина расположена на древней платформе. Абсолютные высоты превышают 500 метров. Реки имеют глубокие долины. Вся равнина находится в зоне многолетней мерзлоты.

Русская равнина;

Западно-Сибирская равнина;

Среднесибирское  плоскогорье;

Среднерусская возвышенность.

9. Какой климат характерен для большей части Дальнего Востока?

Морской;

Континентальный;

Резко континентальный;

Муссонный.

10. Какая территория России находится под наибольшим влиянием Атлантики?

Восточно-Европейская равнина;

Западно-Сибирская низменность;

Зауралье;

Прикаспийская низменность.

 

Часть В

Установите соответствие.

Территория

Тип климата

Ответ

Приморье

А) муссонный

 

Валдайская возвышенность

Б) резко континентальный

Забайкалье

В) субарктический

Ямал

Г) умеренно-континентальный

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».

Высказывание

Ответ

1

Зона распространения многолетней мерзлоты составляет более 50% территории России

 

2

Уровень, выше которого температура воздуха не поднима­ется выше 0 СС, называется снеговой линией

 

3

Великий ледник в первую ледниковую эпоху выдвинулся далеко на юг и достиг широты Москвы

 

4

Гладко отшлифованную ледником скалу называют «бара­ний лоб»

 

На рисунке показаны климатограммы, характеризующие климат пунктов А и В, расположенных в России примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из этих пунктов расположен западнее. Для обоснования Вашего ответа приведите не менее двух доводов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Часть С

Дальний Восток и юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.