12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
hohryakova321
Россия, Пермский край, Пермь


Контрольно-измерительные материалы промежуточного (итогового) экзамена

по ИСТОРИИ 10 класс

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1–19 записываются в виде последовательности цифр или слова (словосочетания).

Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа.

Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

Начало формы

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. Медный бунт

2. поход Ермака в Сибирь

3. первое упоминание Москвы в летописи

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Переяславская рада

1) 1242 г.

Б) разорение татаро-монголами Киева

2) 1378 г.

В) Полтавская битва

3) 1654 г.

Г) битва на р. Воже

4) 1709 г.


5) 1240


6) 1410 г.

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Смут­но­го вре­ме­ни.

1) Са­мо­зва­нец, 2) крестоцеловальная запись, 3) се­ми­бо­яр­щи­на, 4) ту­шин­ский вор, 5) кол­ле­гии, 6) опол­че­ние.

4.Запишите термин, о котором идёт речь.

Из­дан­ная Пет­ром I_________________, уста­нав­ли­вая прин­ци­пи­аль­но новые кри­те­рии слу­жеб­ной год­но­сти, предо­став­ля­ла воз­мож­ность по­пол­нять дво­рян­ское со­сло­вие та­лант­ли­вы­ми вы­ход­ца­ми из дру­гих со­ци­аль­ных групп.

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запиши последовательность цифр.

ПРО­ЦЕС­СЫ (ЯВ­ЛЕ­НИЯ, СО­БЫ­ТИЯ)

 

ФАКТЫ

A) начало складывания древнерусской государственности

Б) борь­ба за пер­вен­ство на Руси между Моск­вой и Тве­рью

B) во­ен­ные ре­фор­мы Петра I

Г) война за Ле­во­бе­реж­ную Укра­и­ну

 

1) вве­де­ние оприч­ни­ны

2) Пе­ре­я­с­лав­ская Рада

3) ре­крут­ский набор

4) захват власти в Киеве Олегом

5) по­дав­ле­ние Ива­ном Ка­ли­той Твер­ско­го вос­ста­ния

6) учре­жде­ние Шля­хет­ско­го кор­пу­са


6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Пришёл Батый к Киеву с большой силой, со множеством своих воинов и окружил город, обступила Киев сила вражеская, и был город в великом стеснении. Батый стоял у города, окружив стенобитными орудиями весь город, и нельзя было голоса слышать от скрипения множества телег, от рева верблюдов и от ржания стад его коней. Вся Русская земля наполнялась воинами.

Батый поставил стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены...»

Б) «...Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами (золотоордынские бояре) и князьями, да ещё в соглашении с королём Казимиром (правитель Литвы), ибо король и направил его против великого князя (Московской Руси), желая сокрушить христианство. Князь великий... стал у Коломны, а сына своего... Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других по берегу (реки Оки)».

1. Описываемые события произошли в XIII в.

2. Военачальник, упомянутый в отрывке, взял г. Владимир.

3. Одним из участников описываемых событий был Дмитрий Донской.

4. Описываемые события произошли в XIV в.

5. Противостояние, описанное в отрывке, окончилось победой русского войска.

6. Описываемые события произошли в XV в.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами в бланке ответов- сначала 2 правильных ответа к фрагменту А, затем 2 правильных ответа к фрагменту В .

7. Какие три реформы из перечисленных были проведены Петром I? Запишите в таблицу соответствующие цифры, под которыми они указаны.

1. создание полков иноземного строя

2. введение рекрутской повинности

3. учреждение коллегий

4. секуляризация церковного землевладения

5. учреждение купеческих гильдий и ремесленных цехов в городах

6. уничтожение поместной системы, сравнял поместья с вотчинами и введение подушной подати.


8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

«В год _______А________________ <…>. При­шли Свя­то­полк, и ______В______, и Давыд Иго­ре­вич, и Ва­силь­ко Ро­сти­сла­вич, и Давыд Свя­то­сла­вич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в __________С______ для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу: "Зачем губим Рус­скую землю, сами между собой устра­и­вая рас­при? А по­лов­цы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины………. И на том це­ло­ва­ли крест: "Если от­ны­не кто на кого пой­дет, про­тив того будем мы все и крест чест­ной". Ска­за­ли все: "Да будет про­тив того крест чест­ной и вся земля Рус­ская". И, по­про­щав­шись, пошли во­сво­я­си».

1. Александр 2. Владимир 3. 1240г.

4. 1097г 5. г.Новгород 6. г.Любеч

9.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События (процессы, явления)

Участники

А) издание первого общерусского судебника

1) М.В. Фрунзе

Б) Крымские походы в 1680-х гг.

2) Василий II

В) русско-турецкая война 1736—1739 гг.

3) Иван III

Г) походы на Византию

4) Б.К. Миних


5) Олег


6) В.В. Голицын


10. Про­чти­те от­ры­вок ука­жи­те имя исторического деятеля.

«В пер­вые же годы сво­е­го прав­ле­ния князь до­бил­ся того, что в Моск­ву из Вла­ди­ми­ра была пе­ре­ве­де­на мит­ро­по­ли­чья ка­фед­ра. Он сумел при­об­ре­сти рас­по­ло­же­ние мит­ро­по­ли­та Петра, так что этот свя­ти­тель жил в Москве боль­ше, чем в дру­гих ме­стах. Пётр умер и был по­гре­бен в ней. Гроб свя­то­го мужа был для Моск­вы так же дра­го­це­нен, как и пре­бы­ва­ние жи­во­го свя­ти­те­ля: выбор Петра ка­зал­ся вну­ше­ни­ем Бо­жьим. Дру­гие кня­зья хо­ро­шо ви­де­ли важ­ные по­след­ствия этого яв­ле­ния и сер­ди­лись; но по­пра­вить дело в свою поль­зу уже не могли. Во все про­дол­же­ние сво­е­го прав­ле­ния князь ловко поль­зо­вал­ся об­сто­я­тель­ства­ми, чтобы, с одной сто­ро­ны, уве­ли­чить свои вла­де­ния, с дру­гой — ока­зы­вать вли­я­ние на кня­зей в про­чих рус­ских зем­лях. В этом по­мо­га­ла ему более всего на­чав­ша­я­ся враж­да между Тве­рью и Ордой. Кня­жив­ший в Твери князь Алек­сандр Ми­хай­ло­вич при­нял уча­стие в на­род­ном вос­ста­нии, в ко­то­ром тве­ри­чи убили Чол-хана и пе­ре­би­ли всю его свиту. Узбек очень рас­сер­дил­ся, узнав об уча­сти Чол-хана, и, по не­ко­то­рым из­ве­сти­ям, по­слал за мос­ков­ским кня­зем, но, по дру­гим из­ве­сти­ям, мос­ков­ский князь по­ехал в Орду сам, то­ро­пясь вос­поль­зо­вать­ся твер­ским про­ис­ше­стви­ем. Узбек дал ему ярлык на ве­ли­кое кня­же­ние и 50 000 вой­ска. При­со­еди­нив к себе еще князя суз­даль­ско­го, мос­ков­ский князь пошел в Твер­скую во­лость; та­та­ры по­жгли го­ро­да и села, людей по­ве­ли в плен и, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, по­ло­жи­ли пусту всю землю Рус­скую. Спас­лись лишь Москва да Нов­го­род, ко­то­рый дал та­тар­ским во­е­во­дам 2000 гри­вен се­реб­ра и мно­же­ство даров. Алек­сандр бежал в Нов­го­род, потом в Псков, но и от­ту­да его вы­ну­ди­ли уехать в Литву. Об­сто­я­тель­ства про­дол­жа­ли бла­го­при­ят­ство­вать Москве…..»

11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Пра­ви­тель

Со­бы­тие

Век

Иван IV

__________(А)

XVI в.

__________(Б)

Цер­ков­ный рас­кол

__________(В)

__________(Г)

Прут­ский поход

XVIII в.

Ека­те­ри­на II

Вос­ста­ние Е. Пу­га­че­ва

__________(Д)

А.Боголюбский

__________(Е)

XII в.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Се­ми­лет­няя война 2) Ливонская война

3) Алек­сей Ми­хай­ло­вич 4) XVII в.

5) построил церковь Покрова на Нерли 6) Петр I

7) XIX в. 8) Ели­за­ве­та Пет­ров­на

9) XVIII в.

12.Прочитайте отрывок из исторического источника

«Зачем, царь,... воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве... В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими?...

Писано в городе Вол мере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его королевской, а особенно с помощью божьей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1. Царь, к которому обращается автор послания, правил в XVI в

2. При царе, к которому обращается автор, произошло окончательное освобождение Русского государства от ордынского ига.

3. Правление царя, к которому обращается автор, сопровождалось террором и казнями.

4. Автор получил ответ от царя на свое послание

5. При царе, к которому обращается автор, были введены полки иноземного строя.

6. В правление царя, к которому обращается автор, Россия не воевала со Швецией.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16



t1678626344aa.png

13. Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии, когда про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми.

14.  На­зо­ви­те рус­ско­го царя, в прав­ле­ние ко­то­ро­го раз­ра­зил­ся страш­ный голод, став­ший одной из при­чин со­бы­тий, изоб­ражённых на схеме.

15. На­пи­ши­те про­зви­ще са­мо­зван­ца, ко­то­рое он по­лу­чил из-за того, что рас­по­ло­жил свой ла­герь в под­мос­ков­ном селе, обо­зна­чен­ном циф­рой «2».

16.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Участ­ни­ка­ми со­бы­тий, изоб­ражённых на схеме, были К. Бу­ла­вин и про­то­поп Ав­ва­кум.

2) Ста­ро­ста по­са­да об­ра­тил­ся с при­зы­вом к сбору средств на борь­бу с ин­тер­вен­та­ми в го­ро­де, обо­зна­чен­ном на схеме циф­рой «4».

3) След­стви­ем со­бы­тий, изоб­ражённых на схеме, стала утра­та Рос­си­ей за­штри­хо­ван­ных на схеме тер­ри­то­рий.

4) Одной из при­чин со­бы­тий, изоб­ражённых на схеме, стало пре­се­че­ние цар­ству­ю­щей ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей.

5) Поход на Моск­ву, обо­зна­чен­ный на схеме то­чеч­ны­ми стрел­ка­ми, воз­глав­лял са­мо­зва­нец, из­вест­ный как Гри­го­рий От­ре­пьев.

6) Древ­ний рус­ский город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1», отбил все по­пыт­ки ин­тер­вен­тов за­хва­тить его.

.

17.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми:

 

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А) Собор Ва­си­лия Бла­жен­но­го

Б) «Слово о полку Иго­ре­ве»

В) «До­мо­строй»

Г)  цер­ковь Спаса Пре­об­ра­же­ния на Ильи­не улице

 

1) Дан­ное тво­ре­ние от­но­сит­ся к XII в.

2) Дан­ное тво­ре­ние со­зда­но в честь по­бе­ды на Ку­ли­ко­вом поле.

3) Нов­го­род­ский храм, где со­хра­ни­лись фрес­ки Фе­о­фа­на Грека.

4) Этот ше­девр со­здан в честь при­со­еди­не­ния Ка­за­ни.

5) Ав­то­ром дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся В. Ша­ла­мов.

6) Автор – свя­щен­ник Силь­вестр..

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 


Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19

t1678626344ab.png


18.Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Дан­ная мо­не­та вы­пу­ще­на в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния СССР.

2) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на ме­даль, свя­за­но с име­нем князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го.

3) На дан­ном изоб­ра­же­нии пред­став­лен сим­вол цар­ской вла­сти в Рос­сии.

4) Одним из ав­то­ров па­мят­ни­ка, изоб­ражённого на мо­не­те, яв­ля­ет­ся A. M. Опе­ку­шин.

5) Па­мят­ник, изоб­ражённый на мо­не­те, на­хо­дит­ся в Нов­го­ро­де.

19. Ука­жи­те изоб­ра­же­ния па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры, со­здан­ных наи­бо­лее близ­ко по вре­ме­ни к со­бы­тию, в честь юби­лея ко­то­ро­го вы­пу­ще­на мо­не­та. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

1. t1678626344ac.jpg 2. t1678626344ad.jpg


3. t1678626344ae.jpg 4. t1678626344af.jpg

Часть2.

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы 35–37. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

«…1. Всем не­дви­жи­мых вещей, то есть ро­до­вых, вы­слу­жен­ных и куп­лен­ных вот­чин и по­ме­стий, также дво­ров и лавок не про­да­вать и не за­кла­ды­вать, но об­ра­щать­ся оным в род таким об­ра­зом.

2. Кто имеет сы­но­вей и ему же ещё хочет, еди­но­му из оных дать не­дви­жи­мое, чрез ду­хов­ную, тому в на­сле­дии и будет. Дру­гие же дети обо­е­го полу да на­граж­де­ны будут дви­жи­мы­ми име­ни­я­ми, ко­то­рые дол­жен отец их или мать раз­де­лить им при себе, как сы­но­вьям, так и до­че­рям, ко­ли­ко их будет, по своей воле, кроме од­но­го, ко­то­рый в не­дви­жи­мых на­след­ни­ках будет… То же ра­зу­ме­ет­ся и о до­че­рях».

 

20. Как на­зы­вал­ся до­ку­мент, от­ры­вок из ко­то­ро­го при­ведён? Когда и кем он был издан.

21. Ис­поль­зуя текст до­ку­мен­та и зна­ния по ис­то­рии, при­ве­ди­те не менее трёх по­ло­же­ний, рас­кры­ва­ю­щих сущ­ность и цель из­да­ния до­ку­мен­та.

22. Кто из рус­ских мо­нар­хов от­ме­нил этот указ? Ис­поль­зуя зна­ния по ис­то­рии, ука­жи­те 2 за­ко­на, при­ня­тые в пер­вой чет­вер­ти XVIII в., которые опре­де­ля­ли обя­зан­но­сти дво­рян­ства в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства?

23. Появление во время правления Ивана III таких атрибутов царской власти, как шапка Мономаха, является внешним выражением значимости правления этого монарха. Укажите не менее трех масштабных задач, которые удалось решить Ивану III. Объясните, какое событие и почему предваряло принятие Иваном III титула «государь всея Руси».

24.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Монголо-татарское иго на Руси оказало положительное влияние на русскую историю».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1. 1113-1125гг.;

2. 1682-1721 гг.;

3. 1547—1584гг.;

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.








Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения промежуточного (итогового) экзамена

по ИСТОРИИ

Назначение КИМ

Экзамен в формате (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки

лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования за 10 класс, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной исто-

рии.

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по XVIII век

и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.


4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;

задания на определение последовательности расположения данных элементов;

задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова

(словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23–25 – задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость

работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС. Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.


Требования

Историко-

культурного

стандарта


Задания части 1


Задания

части 2

Знание основных событий,

Явлений, процессов

1. Задание на установление соответствия

между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (51)

2. Задание на множественный выбор событий по определённому критерию (7)

3. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (11

1. Задание-

задача (23)

2. Задание на

аргументацию

(24)

3. Историчес-

кое сочинение

(25)


Знание основных дат

1. Задание на установление хронологической последовательности (1)

2. Задание на установление соответствия (2)

Знание истори-

ческих понятий,

терминов

1. Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию (3)

2. Установление исторического термина по данному определению понятия (4)

Знание истори-

ческих деятелей

(персоналий)

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9)

Работа с исто-

рическими

источниками

1. Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XVIII вв.) (6)

2. Задание на атрибуцию исторического источника (предполагается краткий ответ в виде слова) (10)

3. Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (12)

Три задания

к историче-

скому

источнику

(20–22)

Знание фактов

истории культу-

ры

1. Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (17)

2. Комплекс из двух заданий на работус иллюстративным материалом (18, 19)


Работа с исто-

рической картой

Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (13–16)



Ниже приведены основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ.

Значимость проверяемых фактов.

Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной

культуры.

Пропорциональность представления заданий, связанных с различными

эпохами. Каждое из остальных заданий может проверять знание различных исторических эпох,

но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно в равной степени охватывали основные содержательные разделы курсов истории.



Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки

учащихся 10 класса

для проведения промежуточного экзамена

по ИСТОРИИ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10 класса

для проведения промежуточного экзамена по истории. Он составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» стандарта: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» стандарта, т.е. не является объектом контроля.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене по истории

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по истории, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни).

В первом столбце таблицы указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.

Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже

разбиты на более мелкие элементы.

Код раздела,темы

Код контролируемого

элемента раздела, темы

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1


Древность и Средневековье


1.1

Народы и древнейшие государства на территории



России


1.1.1.

Восточнославянские племена и их соседи


1.1.2

Занятия, общественный строй, верования восточных


1.2

Русь в IX – начале XII в.


1.2.1

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие

христианства


1.2.2

Категории населения. «Русская Правда»


1.2.3

Международные связи Древней Руси


1.2.4

Культура Древней Руси. Христианская культура и

языческие традиции


1.3

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.


1.3.1

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики


1.3.2

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада


1.3.3

Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества


1.3.4

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город


1.3.5

Культурное развитие русских земель и княжеств


1.4

Российское государство во второй половине XV–XVII в


1.4.1

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига


1.4.2

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладении


1.4.3

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян


1.4.4

Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.


1.4.5

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление

светских элементов в русской культуре XVII в.


1.4.6

Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией


1.4.7

Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы


1.4.8

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права


1.4.9

Церковный раскол


1.4.10

Социальные движения XVII в.

2


Новое время


2.1

2.1 Россия в XVIII – середине XIX в.


2.1.1

2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации


2.1.2

Северная война. Провозглашение Российской империи


2.1.3

«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя


2.1.4

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промыш-

ленного переворота


2.1.5

Русское просвещение


2.1.6

Превращение России в мировую державу в XVIII в.


2.1.7

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII в.


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 10 класса,

достижение которого проверяется на промежуточном (итоговом) экзамене

по истории

КИМ по истории разрабатываются с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от05.03.2004 № 1089).

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на экзамене

1 Знать/понимать:

1.1 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории

1.2 периодизацию всемирной и отечественной истории

1.3 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории

1.4 историческую обусловленность современных общественных процессов

1.5 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

2 Уметь:

2.1 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

2.2 осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)

2.3 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)

2.4 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения

2.5 использовать принципы причинно-следственного, структурно функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

2.6 систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса

2.7 представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности

2.8 использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.


Продолжительность ЕГЭ по истории

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа

55 минут (235 минут).

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

для каждого задания части 1 – 3–7 минут;

для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

для задания 25 – 40–80 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не используются.



Система оценивания экзаменационной работы по истории


Часть 1

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 5–7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 20, 21, 22 ставится от 0 до 2 баллов; за задание 23 – от 0 до 3 баллов; за задание 24 – от 0 до 4 баллов; за задание 25 – от 0 до 11 баллов. Задание 25 оценивается по семи критериям.

Ключи ответов

задания

Ответ

Баллы

312

1

3542

2

5

1

«Табель о рангах№

1

4532

2

156

2

236

2

426

1

3645

2

Иван Калита

1

234695

3; если допущена одна ошибка – 2 ; допущено две-три ошибки – 1 ; допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 .

134

2

Смутное время

1

Борис Годунов

1

Тушинский вор

1

234

2

4163

2

35

1

14

1


2


2


2


3


4


11

Итого


29+24=53б


20.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) «Указ о единонаследии»

2) Петр I

3) 1714г


Правильно указаны название, правитель страны, время издания документа

периода

2

Правильно указаны любые два элемента

1

Правильно указан один любой элемент.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

21.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:

- про­изо­шло окон­ча­тель­ное урав­ни­ва­ние в пра­вах вла­дель­цев вот­чин и по­ме­щи­ков и сли­я­ние их в одно дво­рян­ское со­сло­вие;

- име­ние (не­дви­жи­мое иму­ще­ство) на­сле­ду­ет толь­ко один из сы­но­вей; осталь­ные по­лу­ча­ют толь­ко дви­жи­мое на­след­ство и могут при­об­ре­тать не­дви­жи­мость по­сред­ством служ­бы го­су­дар­ству;

- ос­нов­ная цель указа - огра­дить от рас­пы­ле­ния зе­мель­ные вла­де­ния пра­вя­ще­го со­сло­вия и со­здать у дво­рян за­ин­те­ре­со­ван­ность в служ­бе го­су­дар­ству



Правильно указаны три направления

2

Правильно указаны два направления

1

Правильно указано одно направление.

0

Максимальный балл

2

22.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1. Может быть ука­за­но, что дан­ный указ от­ме­ни­ла им­пе­ра­три­ца Анна Иоан­нов­на;

2. Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие за­ко­ны:

- за­прет на про­из­вод­ство в офи­це­ры дво­рян, не про­шед­ших служ­бу в гвар­дей­ских пол­ках в ка­че­стве ря­до­вых;

- за­прет же­нить­ся дво­рян­ским «не­до­рос­лям», не овла­дев­шим азами ма­те­ма­ти­ки;

- за­прет на по­куп­ку име­ний тем дво­ря­нам, кто нигде не слу­жит.


Правильно назван правитель государства, указаны 2 за­ко­на

2

Правильно назван правитель государства, указан 1 за­ко­н

1

Правильно назван правитель государства

ИЛИ Правильно указаны одна-две закона.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Могут быть указаны следующие задачи:

продолжение объединения русских земель вокруг Москвы (наиболее значимые событияподчинение Новгорода и Твери);

окончательное освобождение от ордынской зависимости;

формирование новой армии — дворянского поместного ополчения;

создание первого общерусского сборника законов — Судебника 1497 г.

Может быть приведено следующее объяснение:

титул был принят в 1485 г. после подчинения Твери Москве (на тверской стол был посажен наследник Ивана III), чем завершилось многолетнее соперничество за первенство на Руси между Москвой и Тверью.

Могут быть приведены другие объяснения


Правильно назван правитель государства, указаны 2 за­ко­на

3

Правильно назван правитель государства, указан 1 за­ко­н

2

Правильно назван правитель государства

ИЛИ Правильно указаны одна-две закона.

ИЛИ Ответ неправильный

1

Максимальный балл

3

24.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

монголо-татарское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности и возвышении Московского княжества;

монголо-татарское иго предотвратило братоубийственные междоусобные войны на Руси;

взаимодействие Руси и Орды было выгодным военно-политическим союзом;

2) в опровержение, например:

монголо-татарское иго затормозило социально-экономическое развитие русских земель, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства;

монголы уничтожили значительную часть населения Руси, по оценкам отдельных исследователей, около трети всего населения;

в период ига на Руси отмечают упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремёсел.

Могут быть приведены другие аргументы



Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки

3

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

2

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4


В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).


t1678626344ag.jpg


t1678626344ah.jpg

Критерии отметки:

0-28 –«2»

29-39 – «3»

40-51 – «4»

52-59 – «5»

Тема

1.Опре­де­ле­ние последовательности ис­то­ри­че­ских событий

2.Си­сте­ма­ти­за­ция исторической информации: соответствие

3.Выбор ис­то­ри­че­ских событий из ряда нескольких

4.Опре­де­ле­ние термина по не­сколь­ким признакам

5.Си­сте­ма­ти­за­ция исторической информации: соответствие

6.Си­сте­ма­ти­за­ция исторической информации: соответствие

7.Си­сте­ма­ти­за­ция исторической информации: мно­же­ствен­ный выбор

8.Ис­то­рия VIII — на­ча­ло XX века: факты, процессы, явления

9.Си­сте­ма­ти­за­ция исторической информации: соответствие

10.Ис­то­рия 1914—2012 годов: крат­кий ответ в виде слова, словосочетания

11.Си­сте­ма­ти­за­ция исторической информации: таблица

 

12.Ана­лиз текстовых ис­то­ри­че­ских источников

13-16.Ана­лиз исторических карт, схем

17. Си­сте­ма­ти­за­ция ис­то­ри­че­ской информации: соответствие

18-19..Ана­лиз иллюстративного материала

 

Часть 2

20.Опре­де­ле­ние характеристик ис­то­ри­че­ско­го источника

21.Поиск ис­то­ри­че­ской информации

22.Ана­лиз исторического источника

23.Ана­лиз исторических фактов, процессов, явлений

24.Ана­лиз различных точек зре­ния и их защита 

25.Ис­то­ри­че­ское сочинение

Структура

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. 20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). 23–25 – задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Пояснения к оцениванию заданий

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны цифра или последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание). Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 баллами; допущено две-три ошибки – 1 баллом; допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты ответа. За выполнение заданий 20, 21, 22 ставится от 0 до 2 баллов; за задание 23 – от 0 до 3 баллов; за задание 24 – от 0 до 4 баллов; за задание 25 – от 0 до 11 баллов. Задание 25 оценивается по семи критериям.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.