Контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы эксплуатации электрооборудования»

0
0
Материал опубликован 8 November

Министерство образования Рязанской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИЛОВСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(ОГБПОУ «ШАТ»)







Контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

«Основы эксплуатации электрооборудования»

основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки по специальности среднего профессионального образования



35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»













с.Инякино, 2025

Контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»



Организация – разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шиловский агротехнологический техникум».

Разработчик: Максимов Н.И. мастер производственного обучения и преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ОГБПОУ «ШАТ»

Рекомендована методистом ОГБПОУ «ШАТ» ___ Краморовой И.А.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы эксплуатации электрооборудования» рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума

Протокол №1 от 29 августа 2025г.



УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УПР

ОГБПОУ «ШАТ»____________ Данкин С.А.












Общие положения


Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы эксплуатации электрооборудования»

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

КОС разработаны на основании положений:

основной профессиональной образовательной программы по дисциплине

СПО «Основы эксплуатации электрооборудования».


2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке:

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные знания)


Основные показатели оценки

результатов

У1.Умение измерять параметры

электрических цепей.

-снятие точных показаний измеряемых величин;

-расчет погрешностей измерений приборов

У2. Умение рассчитывать сопротивление заземляющих устройств.

-расчет сопротивления с использованием способов последовательного и параллельного соединения проводников;

-применение законов Ома для расчета

сопротивления заземляющих устройств.

У3.Умение производить расчеты для выбора электроаппаратов.


-снятие рабочих характеристик генератора, электродвигателя и трансформатора;

-регулирование частоты вращения

асинхронных двигателей

-реверсирование и торможение двигателей

постоянного тока

-анализ работы трансформатора.

-устранение неисправностей в процессе

работы электрических машин.

З1. Знание основных положений

электротехники.


-использование электрических и магнитных

явлений в электротехнических устройствах;

-применение законов Ома и Кирхгофа для

расчета электрических и магнитных цепей;

-применение способов соединения

резисторов и конденсаторов в электроприборах.


З2. Знание методов расчета простых

электрических цепей.


- расчет цепи методом эквивалентного

генератора;

-расчет цепи методом узловых напряжений;

- расчет цепи методом контурных токов;

-расчет цепи методом наложении (суперпозиции);

-применение метода нагрузочной

характеристики для расчета нелинейных

электрических цепей;

-расчет цепи методом узловых потенциалов.

-расчет магнитных цепей с помощью закона

полного тока, законов Ома, Кирхгофа.

З3. Знание принципа работы типовых

электрических устройств.


-перечисление элементов и узлов генераторов, электродвигателей, трансформаторов;

-приведение обмоток трансформатора;

-описание конструкции электрических машин и свойства обратимости;

-перечисление видов однофазных двигателей и двигателей малой мощности.

З4. Знание мер безопасности при работе с электрооборудованием.


-применение аппаратуры защиты электродвигателей

-использование методов защиты от короткого замыкания

-применение заземления, зануления

































3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний


Виды аттестации


Текущий контроль

Промежуточная

аттестация

У.1 Умение измерять параметры электрических цепей

Оценка уровня усвоения

знаний в процессе защиты практических работ.

контрольная работа, лабораторные работы


У.2 Умение рассчитывать

сопротивление заземляющих устройств.

Оценка уровня усвоения

умений в процессе защиты лабораторных работ с использованием технических средств обучения.

контрольная работа, практические работы, устный ответ

У.3 Умение производить расчеты для выбора электроаппаратов.

Оценка уровня усвоения

умений в процессе защиты лабораторных работ с использованием технических средств обучения.

Контрольная работа, практические работы

З.1 Знание основных положений электротехники.

Оценка уровня усвоения

знаний в процессе защиты практических работ.

1 семестр – аттестация по текущим оценкам;

контрольная работа, лабораторные работы, тестирование, самостоятельная работа

З.2 .Знание методов расчета

простых электрических цепей.

Оценка уровня усвоения

знаний в процессе решения тестовых заданий.

Оценка результатов

выполнения обзора сайта

по электротехнике.

Оценка результатов

выполнения проектов.

2 семестр – в форме

Зачета

контрольная работа, лабораторные работы, тестирование, самостоятельная работа, устный ответ

3.3 .Знание принципа работы типовых электрических устройств.

Оценка уровня усвоения

знаний в процессе защиты практических работ.

Зачет.

тестирование, самостоятельная работа

З.4 Знание мер безопасности при работе с электрооборудованием.

Практическая работа

Оценка результатов

выполнения обзора сайта по электротехнике.

Устный ответ

лабораторные работы, тестирование, самостоятельная работа










4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и

умений.

Содержание учебного

материала по программе

Тип контрольного задания

З1

З2

З3

З4

У1

У2

У3

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока

Т,ЛР1

Т,ЛР1

Т

Т,ЛР1

ЛР1

УО


Тема 1.2. Магнитные цепи

ЛР2

ЛР2, УО


ЛР2

ЛР2

УО


Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока

ЛР3,

ЛР4

ЛР3,ЛР4


ЛР3,

ЛР4

ЛР3,

ЛР4

УО


Тема 1.4. Электрические

трехфазные цепи

КР1, ЛР5

ЛР5, КР1

КР1

ЛР5

ЛР5

КР1

КР1

КР1

Тема 2.1. Электрические измерения и приборы

Т,ЛР6

ЛР6,Т

Т

Т,ЛР6

ЛР6

УО


Тема 2.2. Электрические машины и трансформаторы

ЛР7,Т

ЛР7, УО,Т

Т

ЛР7,Т

ЛР7

УО


Тема 2.3. Основы электропривода

ПР1,ПР2

УО


УО

ПР1,ПР2

ПР1,ПР2

ПР1,ПР2

Тема 2.4. Электронные приборы

ЛР8, КР2

ЛР8, КР2, УО

КР2

ЛР8

ЛР8

КР2

КР2

КР2


УО – оценка устного ответа;

СР – оценка выполнения самостоятельной работы;

ПР – наблюдение и оценка деятельности во время практической работы

Т – оценка результатов тестирования;

КР – оценка контрольных работ;

ЛР –наблюдение и оценка деятельности во время выполнения лабораторных работ.




5. Структура контрольного задания


5.1. Тестовое задание на тему «Электрические цепи постоянного тока»

5.1.1 Текст задания

Определите правильный ответ:

1. Что такое электрический ток?

а) поток воды в реке;

б) движение электронов;

в) направленное движение электронов.

2. В каких единицах измеряется мощность электрического тока?

а) ваттах;

б) лошадиных силах;

в) килограммах.

3. Как называется прибор с помощью которого измеряют электрическое

напряжение?

а) вольтметр;

б) амперметр;

в) ареометр.

4. Из каких металлов состоит припой?

а) сталь и алюминий;

б) титан и магний;

в) свинец и олово.

9.Под каким углом нужно заправлять жало электропаяльника?

а) любым углом;

б) примерно 45 градусов;

в) острым углом.

5.Основную часть используемой людьми электрической энергии создают:

а) атомные электростанции

б) гидроэлектростанции

в) тепловые электростанции.

6.Электрическая энергия передаётся по линиям электропередачи с помощью

высокого напряжения, потому что:

а) высокое напряжение наиболее безопасно

б) меньше потери в проводах при передаче энергии

в) высокое напряжение удобно использовать

7.Трансформаторы позволяют:

а) преобразовать постоянный ток в переменный

б) преобразовать переменный ток в постоянный

в) преобразовать переменный ток одного напряжения определённой частоты

в переменный ток другого напряжения и той же частоты

8.Диоды используются в электротехнике:

а) в осветительных приборах;

б) в выпрямителях;

в) в трансформаторах.

9.Счётчик измерительной энергии измеряет:

а) силу тока

б) мощность потребляемой электроэнергии

в) расход энергии за определённое время

10.Электрическая энергия измеряется:

а) киловатт-часах;

б) амперах;

в) вольтах.

11.Последовательно или параллельно с бытовым прибором в квартире включают

плавкий предохранитель на электрическом щите:

а) можно последовательно, можно и параллельно

б) последовательно;

в) параллельно.

12.Безопасным для человека является напряжение:

а) 42 В;

б) 220 В;

в) 12 В;


13. Радиоприёмник на определённую волну удаётся настроить при помощи

_____________________________________________________

14. Условное обозначение диода:____________________

15. При последовательном соединении конденсаторов их емкости:_______

16. Участок электрической цепи состоит из трех ламп, соединенных параллельно. Одну лампу включают. Сколько ламп будет гореть при наличии напряжения в цепи?

17. Участок электрической цепи состоит из четырех ламп, соединенных

последовательно. При включении напряжения одна лампа перегорела. Сколько ламп останется гореть?

18.Участок электрической цепи состоит из трех ламп мощностью 40 Вт, 60 Вт, и 100 Вт, соединенных параллельно. Какая из этих ламп будет гореть ярче всех?










5.1.2. Время на выполнение работы: 45 минут


5.1.3.Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов

контроля и оценки

Основные показатели

оценки результата

Оценка

У 2. Умение рассчитывать

Сопротивление заземляющих

устройств.


-расчет сопротивления с

использованием способов

последовательного и

параллельного соединения

проводников;

-применение законов Ома для расчета сопротивления

заземляющих устройств.

18 баллов

З1.Знание основных положений электротехники.

-использование электрических и

магнитных явлений в электротехнических устройствах;

-применение законов Ома и Кирхгофа для расчета электрических и магнитных цепей;

-применение способов соединения резисторов и конденсаторов в

электроприборах.

18 баллов

З4. Знание мер безопасности при работе с электрооборудованием.

-использование методов защиты от короткого замыкания

-применение заземления, зануления

18 баллов


За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1

балл.

За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная оценка – 0

баллов.

















5.2. Тестовое задание на тему «Электрические измерения и приборы»

5.2.1 Текст задания:

Определите правильный ответ:

1. Шкала вольтметра имеет 50 делений, а предел измерений – 10 В. Чему равна цена деления вольтметра? ________________

2. К техническим устройствам, в которых используется электромагнитное действие электрического тока, относятся… (подчеркните правильный ответ):

1) электрические двигатели и генераторы;

2) осветительные приборы;

3) нагревательные приборы;

4) линии электропередач;

5) предохранители.

3. Трансформаторы позволяют…(подчеркните правильный ответ):

1) преобразовать переменный ток в постоянный;

2) преобразовать постоянный ток в переменный;

3) преобразовать переменный ток одного напряжения определенной частоты в переменный ток другого напряжения и той же частоты.

4. Короткое замыкание происходит в том случае, если…(выберите и подчеркните правильный ответ):

1) провода в электрической цепи плохо проводят электрический ток;

2) нарушен контакт в соединении между двумя участками электрической цепи;

3) клеммы (зажимы) источника питания замкнуты между собой проводником с малым сопротивлением.

5. Каковы последствия короткого замыкания (выберите и подчеркните правильный ответ)?

1) Сильное нагревание изоляции и проводов электрической цепи и возникновение пожара.

2) Понижение питающего напряжения.

3) Уменьшение силы тока в цепи.

6. Почему изгибается биметаллическая пластина термореле (выберите и подчеркните правильный ответ)?

1) Потому что разные металлы при нагревании расширяются неодинаково.

2) Потому что биметаллическая пластина изготавливается из металлов с низкой температурой плавления.

3) Потому что биметаллическая пластина испытывает механическое давление.

7. Металлические части (корпуса, кожухи, станины и т.п.) электрооборудования в цехах, мастерских обычно заземляют, то есть соединяют проводником с землей. С какой целью это делается (выберите и подчеркните правильный ответ)?

1) Чтобы увеличить производительность электроустановок.

2) Чтобы обеспечить бесперебойную работу электродвигателя установки.

3) Чтобы обезопасить работающего на электрооборудовании человека от поражения электрическим током в случае, если ее нетоковедущие части окажутся под напряжением.

8. К энергетическим машинам относятся…(выберите и подчеркните правильные ответы):

1) конвейер; 4) гидроэлектростанция;

2) токарный станок; 5) электрогенератор;

3) атомная электростанция; 6) компьютер.


9. Составьте электрическую схему двухлампового светильника с двумя выключателями, позволяющими включать и выключать независимо каждую из ламп светильника.

10. За время работы электроприборов за сутки в квартире показания счетчика электрической энергии изменились с 42505 кВт·час до 42513 кВт·час. Сколько стоит потребленная электроэнергия при стоимости 1 кВт·часа 2 рубля? а) 21 рубль, б) 16 рублей, в) 18 рублей.



5.2.2. Время на выполнение работы: 45 минут

5.2.3.Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов

контроля и оценки

Основные показатели

оценки результата

Оценка

У 2. Умение рассчитывать

Сопротивление заземляющих

устройств.


-расчет сопротивления с

использованием способов

последовательного и

параллельного соединения

проводников;

-применение законов Ома для расчета сопротивления

заземляющих устройств.

10 баллов

З1.Знание основных положений электротехники.

-использование электрических и

магнитных явлений в электротехнических устройствах;

-применение законов Ома и Кирхгофа для расчета электрических и магнитных цепей;

-применение способов соединения резисторов и конденсаторов в

электроприборах.

10 баллов

З4. Знание мер безопасности при работе с электрооборудованием.

-использование методов защиты от короткого замыкания

-применение заземления, зануления

10 баллов

За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1балл.

За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.


5.3. Тестовое задание на тему «Электрические машины и трансформаторы»

5.3.1 Текст задания:

Определите правильный ответ:

1. Биметаллическая пластина, являющаяся датчиком терморегулятора электрического утюга, при нагревании

а) удлиняется, б) укорачивается, в) изгибается.

2. В осветительной сети в квартире все потребители электрической подключаются

а) последовательно, б) параллельно, в) смешанно.

3. В бытовых электронагревательных приборах используется

а) тепловое действие электрического тока, б) электромагнитное действие электрического тока, в) индукционное действие электрического тока.

4. Электромагнит – это:

а) катушка со стальным сердечником,

б) спиралевидный проводник,

в) катушка с алюминиевым сердечником.

5. В асинхронных электрических двигателях а) скорость вращения ротора совпадает со скоростью вращения магнитного поля статора, б) скорость вращения ротора больше скорости вращения магнитного поля статора, в) скорость вращения ротора меньше скорости вращения магнитного поля статора.

6. Трансформаторы позволяют: а) преобразовать переменный ток в постоянный, б) преобразовать постоянный ток в переменный, в) преобразовать переменный ток одного напряжения определенной частоты в переменный ток другого напряжения той же частоты.

7. Диоды используются а) в осветительных приборах, б) в электродвигателях, в) в выпрямителях переменного тока.

8. Фоторезистор – это полупроводниковый прибор а) сопротивление которого уменьшается с увеличением его освещенности, б) сопротивление которого увеличивается с увеличением его освещенности, в) индуктивность которого уменьшается с увеличением его освещенности.

9. При использовании пробника для проверки исправности электрического шнура через этот шнур от источника тока пробника пропускают небольшой электрический ток. Если шнур исправен, то лампочка, включенная в цепь пробника, а) загорается при исправном шнуре, б) гаснет при исправном шнуре, в) не загорается при исправном шнуре.

10. С помощью какого элемента можно из переменного тока получать ток постоянный? Приведите электрическую схему устройства, которое позволяет это сделать.


5.3.2. Время на выполнение работы: 45 минут

5.3.3.Перечень объектов контроля и оценки



Наименование объектов

контроля и оценки

Основные показатели

оценки результата

Оценка

У 2. Умение рассчитывать

Сопротивление заземляющих

устройств.


-расчет сопротивления с использованием способов

последовательного и

параллельного соединения

проводников;

-применение законов Ома для расчета сопротивления

заземляющих устройств.

10 баллов

З1.Знание основных положений электротехники.

-использование электрических и

магнитных явлений в электротехнических устройствах;

-применение законов Ома и Кирхгофа для расчета электрических и магнитных цепей;

-применение способов соединения резисторов и конденсаторов в

электроприборах.

10 баллов

З4. Знание мер безопасности при работе с электрооборудованием.

-использование методов защиты от короткого замыкания

-применение заземления, зануления

10 баллов


За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1

балл.

За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная оценка – 0

баллов.

















Шкала оценки образовательных достижений



Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки


балл (отметка)


90-100%

5

отлично

80-89%

4

хорошо

60-79%

3

удовлетворительно

Менее 60%

2

неудовлетворительно


6. Перечень материалов, оборудования и информационных источников,

используемых в аттестации

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

- экзаменационный материал;

- рабочий стол для преподавателя;

- рабочее место обучающихся;

- стенды постоянные;

- стенды с приборами;

- таблицы;

- справочный материал








Литература для обучающихся

1. Электротехника: учебник для нач.проф.образования / П.А.Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; под ред. П.А.Бутырина – 4 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.- 272с.

2. Китаев В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники.

Учеб.пособие для проф.-техн.училищ – М.: Высш.школа, 2021 – 254 с.

3. Кузнецов М.И. Основы электротехники. Учебное пособие. Высшая школа, 2008 –368с.

4. Китаев В.Е., Шляпинтох Л.С. Электротехника с основами промышленной

электроники. Учеб.пособие для ПТУ. Высшая школа, 2022 – 416с

5. А.С. Касаткин Основы электротехники: Учебное пособие для сред.ПТУ – М.: Высш.шк., 2010 – 287 с. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: учеб.пособие для НПО / В.М.Прошин.- Изд.центр «Академия»,2021.

Для преподавателей

1. Частоедов Л.А. Электротехника «Высшая школа», 2022

2. Атабеков Т.И. Теоретические основы электротехники. Учебник для ВУЗов М.: Энергия, 2022 – 592 с.

3. Добротворский И.Н. Теория электрических цепей. Учебник для техникумов.- М.; Радио и связь, 2022 – 472 с.

Дополнительные источники

1. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники. Учебник для студентов

образовательных учреждений СПО, изд.центр «Академия», 2004 – 506 с.

Бессонов Л.А. Сборник задач по ТОЭ, 2023 – 528с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации