Урок КВН по теме «Координатная прямая» (Математика, 3 класс)
Урок – КВН по теме: «Числовая координатная прямая»
И.В. Коваленко
Белгородская область
ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж», преподаватель
Н.Р. Тарасова
Белгородская область
ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж», студент
Представленный ниже материал раскрывает одну из форм проведения урока математики в форме игры КВН, который относится к направлению по теме «Представление педагогами опыта использования системно - деятельностного подхода при организации учебной и производственной практики студентов педагогических специальностей».
Одни из основных целей, поставленных перед разработкой и проведением урока – повторить и закрепить ранее изученный материал нетипичным способом; развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов.
Во время прохождения производственной практики группой обучающейся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по ПМ.01. «Пробные уроки в школе» были реализованы различные типы уроков. Один из уроков математики был разработан и проведен в МБОУ «Гимназия 22 г. Белгорода» (3 «В» класс) студенткой группы 211-НК Тарасовой Натальей в форме игры КВН.
Начался урок с деления класса на 3 команды (по принципу каждый отдельный ряд – команда). Были выбраны капитаны команд (в период подготовки урока с учителем 3 «В» класса Пономарчук Тамарой Анатольевной были оговорены возможные кандидатуры, во время урока Наталья Романовна предложила выбрать капитаном первой команды Полину Ватанину, второй команды – Диму Сумцова, а третьей – Мишу Чеботарева). Дети поддержали единогласно.
Следующими этапами были выбор названия команды (дети предложили: «Ракета», «Стрела» и «Прогресс») и представление жюри (Пономарчук Т.А. –учитель класса, Коваленко И.В. – преподаватель - методист колледжа по математике, Клыженко В.- студент колледжа).
На организационный момент было израсходовано 3 мин урока.
Ход урока.
1 конкурс – «Разминка». Задания включали упражнения для устного счета. Необходимо было узнать и назвать число, которое стоит в конце цепочки. (Каждый правильный ответ приносил команде 1 балл.) Задания появлялись на экране, дети находили ответ, по поднятой руке учитель принимала ответ
20
*5 - 60 :8 +25 *325
*4 :20 *9 -15 :670
40
90
+30 :5 -20 *5-70 *5 :25 +26
+10 :10 *4 -16
Задание – «Назови тему». Учитель предложила вспомнить тему прошлого урока, а после того, как тема была названа, предложила закрепить знания о числовой координатной прямой и сформулировать цели урока. (Это задание не оценивалось).
3 конкурс – «Дай определение»
Капитаны команд берут наугад карточки с вопросами. Команда в течение 1 минуты должна подготовить ответы на вопросы и дать определение, в соответствии с требованием. (Один ответ – 1 балл). Если ответ неверный или требует уточнения, его могут дать соперники и заработать дополнительный балл. Достались вопросы:
Команде «Ракета»
А) Чем отличается шкала линейки от шкалы координатного луча?
Б) Что такое луч?
Команде «Стрела»
А) Что обозначает 0 на числовом луче?
Б) Что такое единичный отрезок?
Команде «Прогресс»
А) Единичный отрезок на разных числовых лучах всегда имеет одинаковую длину?
Б) Почему числовой луч имеет второе название – координатный?
(Подведен итог двух конкурсов: «Ракета» - 5,5 балла, «Стрела» - 3,5 балла, «Прогресс» - 4 балла
4 конкурс – «Составь задачу». (Задача из учебника №5, стр. 57)
Каждая команда должна придумать текст задачи по таблице и решить её. Капитан команды читает текст составленной задачи, а один из членов команды в это время записывает решение (у доски работают одновременно 3 человека). Жюри при оценке учитывает оригинальность и реалистичность текста задачи, способ решения. («Ракета» - 2,5 б, «Стрела» - 2 б., «Прогресс» - 1,5 б)
5 конкурс – «Как помочь друзьям?»
Злой паук похитил бабочку. Она попросила о помощи маленького смелого муравья, отправив ему план пути. Если муравей пройдет весь путь правильно, он отгадает ключевое слово и паук отпустит бабочку. ПОМОГИТЕ отважному муравьишке! Путь его проложен по координатному лучу. (На слайде появляются буквы русского алфавита, которые будут соответствовать координатам, определяющим путь муравья – это поможет разгадать слово.)
На новом слайде маршрут муравья, соответствующий тексту послания. Начало пути – точка Д.
Двинулся вправо на 2 единицы (буква Р)
Прополз вправо ещё на 3 единичных отрезка (буква У).
Вдруг понял, что ползет неверно и вернулся назад на 8 мерок (буква Ж).
Чтобы не заблудиться, он двинулся в самое начало координатного луча (обозначено буквой Б)
Оттуда прополз вперед два единичных отрезка и … (А)
Какое слово получилось? («Дружба»)
Составьте новый маршрут для муравья по координатному лучу, если словом – спасением будет слово «ПОМОЩЬ». (На экране появляется новый координатный луч, с другим расположением букв)
Что связывает слова «Дружба» и «Помощь»? Какие бы вы ещё поставили слова рядом? (После выполнения команды получили «Ракета» - 0,5 б, «Стрела» - 2 б., «Прогресс» - 1,5 б. Общий счет стал: 8,5; 7,5 и 7 баллов соответственно).
6 конкурс – «Конкурс капитанов»
Капитанам были предложены пословицы и поговорки, записанные на карточках, разложенные в конверты. Участники конкурса выбрали наугад по 2 конверта, соответственно каждый из членов команды получил по 2 карточки. Учитель объявила условие конкурса: необходимо объяснить смысл каждой из них. Помощь капитану могут оказывать члены команды. При выполнении задания жюри оценивали умение работать командой, выполняя требования работы в группе. Командам выпали карточки с текстами:
1 к.: Всякая помощь хороша вовремя.
Сам погибай, а товарища выручай!
2 к.: Доброе слово – тоже помощь.
Старый друг лучше новых двух.
3 к.: Один в поле не воин.
Друг познается в беде.
(Все команды набрали по 2 балла).
Общий итог игры:
«Ракета» - 10,5 баллов, «Стрела» - 9,5 баллов, «Прогресс» - 9 баллов.
Завершился урок подведением итогов. Каждый из капитанов вручил своим игрокам цветные медальоны, в соответствии с внесенным вкладом в игру. Красные – тем, кто больше всего внес в общую копилку (оценка – «5»), зеленые – тем, кто был активен и инициативен, но допускал ошибки или неточности формулировок (оценка – «4»), желтые – тем, чья активность и работоспособность были ниже, чем у большинства (оценка - «3»).
Домашнее задание: решить с помощью числового луча задачу:
Один турист вышел из пункта А в пункт Б. За день он преодолел 40 км. В последующие дни он преодолевал такие же расстояния. Через день второй турист вышел из пункта А в том же направлении, преодолевая ежедневно по 45 км. Используя координатный луч, найти, через сколько дней второй турист догонит первого.
После проведенного урока студенты, наблюдавшие за его ходом, сделали выводы:
Урок прошёл в хорошем темпе, с высокой активностью, организованностью и концентрированностью учащихся. Показал умения детей работать в группах, оценивать труд одноклассников.
Подобные уроки возможно проводить только с присутствием и участием посторонних лиц, выступающих в роли членов жюри.
Каждый этап урока должен быть тщательно подготовлен, обеспечен необходимым раздаточным и наглядным материалом.
Подведение итогов урока должно включать поощрения, например, набор принадлежностей для редколлегии.
Используемые информационные источники:
ФГОС НОО (1-4 классы), (Пр. Минобрнауки от 06.10.2009г.)
ФГОС СПО, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (Пр. Минобрнауки от 25.03.2015г. №272)
УМК «Школа России»