Применение технологий «Коррекционная и развивающая работа специалиста (логопед, психолог) как часть адаптированной программы обучающегося с ОВЗ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РУБЕЖАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
"Коррекционная и развивающая работа специалиста (логопед, психолог ) как часть адаптированной программы обучающегося с ОВЗ" .
Подготовил:
Педагог-психолог
ГБОУ ЛНР « Рубежанская СШ №2»
Поливаная Л.Ф
Рубежное 2025 г
Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда-дефектолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.
Опыт работы с детьми с ОВЗ показал необходимость взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда-дефектолога и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, которое будет стимулировать речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы все сенсорные системы, слуховые, зрительные и тактильные.
Задачи коррекционной работы, проводимой педагогом-психологом-психологом и учителем-логопедом-дефектологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к коррекционно-развивающей работе.
Методы и приемы интегрированного занятия:
сенсорные игры - помогают создать благоприятный фон, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка;
игры на развитие мелкой и общей моторики (игры с крупами, пластилином и т.д.)
тактильные игры;
игры, направленные на развитие эмоционально-аффективной сферы;
игры для развития словарного запаса;
игры для формирование правильного речевого дыхания;
игры для снятия мышечного напряжения;
игротерапия.
Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога и учителя-логопеда-дефектолога являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в результате которого происходит познавательное, эмоционально-личностное личностное развитие ребёнка с детьми ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход.
Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у таких детей познавательной активности, помогают расширить и закрепить речевые навыки, память, мышление, развитие общего кругозора.
Перед педагогом-психологом, работающему с детьми со статусом ОВЗ, встает много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии.
Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые не позволяют им в разной степени вести полноценную жизнь. Они испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.
Применение традиционных общепринятых психолого-педагогических методов коррекции во многих случаях малоэффективны или невозможны в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае, очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологического подхода.
Нейропсихологический подход — это подход, который ориентирует на использование в коррекционной работе с детьми методов, разработанных с учётом мозговой организации ребёнка. Он позволяет развивать и корректировать нарушенные или несформировавшиеся функции.
Изучив, работы нейропсихологов, я изменила свой подход к коррекционной работе.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе.
Нейроигры имеют ряд преимуществ:
- занятия проходят в игровой форме;
- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;
- многофункциональность и универсальность пособий;
- активация речи в сочетании с двигательной активностью;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом-психологом.
Нейропсихологическая коррекция
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.).
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.
Польза таких игр огромная: они стимулируют развитие памяти и мыслительной деятельности; помогают получить энергию, необходимую для обучения; снижают утомляемость; улучшают моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышают продуктивную работоспособность;
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей.
В своей работе с детьми, параллельно с задачами стандартного обучения, я использую ряд нейропсихологических упражнений и приемов (нейроигр), позволяющих с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания
Нейроигра помогает в развитии всех высшие психические функции (ВПФ) у детей — это специфические психические функции человека, к которым относят память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
.В связи с этим, возникла необходимость применения нейроигр в работе с младшими школьниками с ОВЗ.
Примеры нейроигр, которые я использую на занятиях и их воздействие:
1. Модифицированная таблица Шульте ( развитие концентрации и распределения внимания).
2. Числовой поиск (развитие произвольного внимания и самоконтроля).
3. Лабиринт (развитие зрительного внимания, самоконтроля).
4. Графический диктант (развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания).
5. Рисование двумя руками (развитие межполушарных взаимодействий).
Упражнения на дыхание:
Они направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют концентрации внимания, развивают речь способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Глубокий вдох, на выдохе пока не закончится воздух проговариваем:
Кастрюля кипит: пых-пых
Часики: тик-так
Посигналим: пи-бип
Дождик капает: кап-кап
Воробей чирикает: чик-чирик
Звонок: дзынь-дзынь
Зрительная гимнастика
Глазодвигательные упражнения позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями.
Найди предметы только глазами в комнате
1.Я расставляю предметы в классе, дети их находят глазами.
2. Найти предметы желтого цвета или по форме.
Кинезиологические упражнения
Развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации мыслительной деятельности. «Колечко», «Ухо – нос», « Коза -Заяц», «Кулак-ребро-ладонь»…
Упражнения с мячиками
Виды упражнений:
1. Перекладывание из правой руки в левую и наоборот.
2. Передача соседу и наоборот.
3. По кругу.
4. Перекрёстные движения. (правая рука сверху, затем левая)
Упражнения со стаканчиками ( Практические упражнения)
Метод кроссворда.
На своих занятиях с учащимися с ОВЗ я широко использую метод кроссворда.
В чем же польза кроссвордов для детей?
Прежде всего, это тренировка памяти. Это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит воспитания ребенка. Кроссворды можно сравнить с учебой, но в отличие от последней ребенок больше воспринимает решение этой головоломки как игру. Благодаря такой игре ребенок проявляет больше усидчивости, да и замена учебы (в классическом понимании этого слова) игрой, наиболее эффективно сказывается на умственных показателях детей. Решая легкие кроссворды, ребенок тренирует и настраивает мозг на решение в будущем более сложных головоломок.
В чем же главные преимущества детского кроссворда:
- Ребенок конкретно видит результаты своего труда, заполняя пустые клеточки словами. Если ответ неправильный - он сразу поймет это, т.к. слово просто не подойдет.
- Детский кроссворд развивает речь ребенка и умственные способности - он держит в голове сразу несколько вариантов и размышляет, какой из них подойдет.
Кроссворды в свою работу ввожу с первого класса. Сначала задания содержат подсказки ,потом подсказки постепенно исчезают, а количество слов с 4-5 возрастает до 10 и более.
Знакомство с кроссвордами проходит обычно на одном из первых занятий, большая крестословица рисуется на доске или ватмане, ее задания состоят из вопросов максимально знакомых детям, ознакомившись с правилами работы и обменявшись опытом отгадывания, если он есть, дети приступают к работе. Для закрепления умения работать с кроссвордом я раздаю ребятам листочки с кроссвордами, которые они решают самостоятельно, а потом мы вместе заполняем клетки большого кроссворда на доске и каждый проверяет правильность своих ответов еще раз. При составлении кроссвордов для занятий я учитываю индивидуальные особенности и возможности детей, чтобы задание было интересным, доступным по сложности, но в то же время и развивающим.
Очень помогают кроссворды, когда мы с ребятами работаем над развитием логических операций мышления. Задания на обобщение, классификацию, работу по аналогии можно подать в виде кроссворда, который дети могут решать вместе, всей группой обсуждая свои варианты ответов, или каждый индивидуально, соревнуясь друг с другом.
Кроссворд почти всегда воспринимается детьми как интересное развлечение и на индивидуальных занятиях используется мною как полноценное задание, встроенное в логику занятия среди других развивающих заданий и упражнений.
Кроссворды можно использовать в школе и дома при организации развивающей работы с детьми
Мнемотехника как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Это своего рода конспекты в картинках.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Актуальность мнемотехники, для дошкольников и у детей с ОВЗ школьного возраста, обусловлена тем, что у этих детей преобладает наглядно-образная (зрительно-образная) память. Речевое развитие, как правило, имеет нарушения всех компонентов речевой функциональной системы: фонетики, лексики, грамматики. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию
Чаще всего запоминание проходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить или запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Также применение мнемотехники помогает:
Обогащать активный и пассивный словарный запас детей.
Расширять представления об окружающем мире.
Развивать связную устную речь.
Развивать слуховую и зрительную память.
Развивать внимание.
Формировать наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект.
Превратить пересказ сказок, рассказов, разучивание стихотворений в увлекательную игру.
Научить ребёнка выстраивать логические цепочки, легко запоминать информацию.
Включать в работу оба полушария головного мозга.
Преодолевать стеснительность, развивать общительность.
Раскрыть творческие способности детей.
Мнемотехника достаточно сложная психологическая разработка, поэтому она работает по правилам.
Мнемонические правила:
Начинать с простого. Сначала познакомить с единичными изображениями, а потом постепенно добавлять сложность. Чтобы у ребёнка была уверенность в своих силах.
Заниматься необходимо всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
Помнить, что память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Занятия проводить только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребёнка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.
Последовательность работы с мнемотаблицами
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат - это это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: Осенний лист.
Мнемодорожка - это это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение. Глядя на рисунки, ребёнок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Также я применяю в коррекционно-развивающей работе:
Задания и упражнения направленные на развитие зрительной и мышечной памяти, логического и абстрактного мышления, переключение и распределение внимания , пространственного восприятия, а также целеустремленности и усидчивости. Бланковые задания….
Викторина-(развивает творческую активность учащихся, их смекалку, сообразительность).
игры с мячом (позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление).
«Найди слово»
Инструкция. Предложить детям найти слова, написанные вверху таблицы, отметить их цветным карандашом.
Обратить внимание, что слова расположены как по вертикали, так и по горизонтали. Каждое слово выделяется своим цветом.
«Расставь по порядку»
Инструкция. Расставить числа по порядку, затем соотнести с каждым числом букву, составить из букв слова. Задание может выполняться поэтапно (учащиеся записывают по букве, затем читают слово), детям более старшего возраста можно предложить самостоятельно составить слово и записать конечный результат.
«Паутинка»
Инструкция: составить из букв одинакового цвета слова, соединяя стрелками последовательно все буквы.
«Лишняя буква»
Инструкция.
Предложить детям назвать, что изображено на картинке. Затем соединить последовательно все буквы, составляя слово, найти лишнюю букву, зачеркнуть ее.
|
|
|
|
«Самый внимательный»
Инструкция. внимательно посмотреть на строчку, найти только буквы, соединить буквы, прочитать слово. Если у детей вызывает затруднение вычленить из ряда символов буквы, то педагог предлагает взять карандаш, зачеркнуть все цифры, обвести буквы, а затем прочитать слово.
«Вставь нужную букву»
Инструкция. Составить слово по первым звукам слов-названий картинок. Пример рассуждения: на первой картинке слон – первый звук [с], на второй картинке лось, первый звук[л], на следующей картинке ослик, первый звук [о], на последней картинке носки, первый звук [н]. Получилось слово СЛОН.
Обращаем внимание детей, что квадратики раскрашены разным цветом, просит назвать гласные звуки в слове, затем согласные.
игры с мячом
Игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление.
Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
«Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
«Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
«Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
«Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
«Мяч бросаю, диких животных называю».
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития мелкой моторики
«Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
«Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
Викторина для учащихся начальной школы
Викторина- Викторина развивает творческую активность учащихся, их смекалку, сообразительность.
Викторина 1 класс
1 задание. Ответьте на вопросы
✔ Дом для учебников.
✔ Буквы которые не составляют звука.
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Яблоко, мандарин, груша – одним словом.
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Шкаф, кровать, стол – одним словом.
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой – одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.
2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.
Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)
✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов
✔ Не тесто красит человека, а человек тесто
✔ Корова на дворе, молоко на столбе
✔ Лось до добра не доведет
3 задание. «Заморочки». Необходимо образовать прилагательные от имен существительных.
Пример: Гнездо грача-Грачиное
✔ Лапа собаки -
✔ Голова волка -
✔ Голова льва -
✔ Хвост глухаря -
✔ Гнездо вороны -
4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано.
Исправьте «неправильные» слова.
1. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.
2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!
3. Забодал меня котел,
На него я очень зол.
4. Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.
5. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.
С |
М |
К |
Б |
Ч |
Л |
Й |
Ж |
Ч |
С |
С |
Т |
Р |
А |
Х |
Е |
С |
А |
П |
Т |
Ь |
К |
Ё |
В |
Ю |
А |
Ч |
Ц |
Ы |
Ы |
У |
Й |
Я |
Р |
Щ |
Щ |
А |
Ь |
Ё |
Д |
Ы |
Ф |
Ч |
А |
Л |
Ч |
С |
Я |
П |
У |
Ь |
З |
Д |
Д |
Й |
С |
Т |
Н |
О |
В |
Л |
Ю |
Б |
О |
В |
Ь |
Ь |
М |
Ш |
Ф |
Ф |
К |
Х |
С |
Ф |
Н |
Е |
Ю |
Ж |
Ё |
Ч |
Ш |
Л |
Т |
В |
Н |
Э |
Ц |
Е |
Ж |
Д |
А |
Я |
Ь |
П |
Е |
Ч |
А |
Л |
Ь |
Найди 6 эмоций
Задание направлено на развитие памяти, внимания, мышления.
Проверь себя
С |
М |
К |
Б |
Ч |
Л |
Й |
Ж |
Ч |
С |
С |
Т |
Р |
А |
Х |
Е |
С |
А |
П |
Т |
Ь |
К |
Ё |
В |
Ю |
А |
Ч |
Ц |
Ы |
Ы |
У |
Й |
Я |
Р |
Щ |
Щ |
А |
Ь |
Ё |
Д |
Ы |
Ф |
Ч |
А |
Л |
Ч |
С |
Я |
П |
У |
Ь |
З |
Д |
Д |
Й |
С |
Т |
Н |
О |
В |
Л |
Ю |
Б |
О |
В |
Ь |
Ь |
М |
Ш |
Ф |
Ф |
К |
Х |
С |
Ф |
Н |
Е |
Ю |
Ж |
Ё |
Ч |
Ш |
Л |
Т |
В |
Н |
Э |
Ц |
Е |
Ж |
Д |
А |
Я |
Ь |
П |
Е |
Ч |
А |
Л |
Ь |
Реши примеры правильно и запиши получившиеся слова
Мнемотехника
Примером может служить всем знакомая фраза:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Мнемотаблицы