Коррекционная направленность обучения
Специфика коррекционной работы
Целью специального образования является:
Получение образования в соответствии со способностями и возможностями детей; адаптация и интеграция в общество.
Поскольку психофизическое развитие учащихся, обучающихся в коррекционной школе, имеет свои особенности, а именно: мышление у таких детей тугоподвижное, нарушены процессы анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей затруднено; внимание неустойчивое, рассеянное; память нарушена, как правило, она кратковременная; у всех детей отмечается нарушение речи системного характера. Все перечисленные особенности затрудняют овладение учебными навыками и умениями.
В связи с этим, условием достижения цели специального образования является коррекционная направленность обучения. Под коррекцией недостатков психического и физического развития школьников с интеллектуальным недоразвитием понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
Целью коррекционной работы является исправление присущих детям с ОВЗ недостатков психофизического развития.
Психологической основой коррекции дефектов детей с ОВЗ являются положения о возможностях их развития под влиянием обучения и о единстве законов развития нормально развивающегося ребёнка и ребенка с интеллектуальным недоразвитием, впервые выдвинутые Л. С. Выготским.
Л. С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок — прежде всего ребенок, и, следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием.
На основе исследования особенностей детей с ОИН Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и с интеллектуальным недоразвитием, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные
виды психической деятельности. Развитие ребенка с ОВЗ, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций.
Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л. С. Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой.
Из положений Л.С. Выготского были выведены следствия, которые применяются в педагогической практике.
Коррекционная работа должна проводиться во всём процессе обучения и воспитания
Педагогические приёмы должны быть направлены на развитие у учащихся умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знаний
Обучение должно проходить в зоне ближайшего развития – уровне, на котором ребёнок может выполнять действия с помощью взрослого).
Общие выводы из этих исследований сводятся к тому, что основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность, что нужна особая направленность учебного процесса, чтобы получить наибольший эффект в развитии учеников.
В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ (общая коррекция) и направленность на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция).
Общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. Но надо помнить, что восприятие учащихся с ОВЗ также несовершенно и над его коррекцией и развитием следует работать. Конкретно это выражается в специальной организации наблюдений учащихся на всех уроках при изучении любого учебного материала. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов.
Известно, что у детей с ОВЗ речь как орудие мышления и регулятор практической деятельности не выполняет с должным эффектом своих функций. Поэтому необходимо приучать детей в процессе учебных занятий пользоваться речью: повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, делать отчет о выполненном задании.
Таким образом, система учебных занятий с учащимися должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий.
Общая коррекционная работа дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, которые характерны для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода.
Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций. В связи с этим в практике обучения учащихся коррекционных школ наблюдается большая неравномерность в овладении знаниями, умениями и навыками, особенно заметная на уроках русского языка, математики, трудового и профессионального обучения. Мало того, в пределах содержания одного и того же предмета один и тот же ученик может показывать разные результаты в обучении.
Выявление причин ошибок и затруднений учащихся при овладении учебным материалом помогает точнее определить направленность индивидуальной коррекции и найти соответствующие коррекционные приемы обучения. Известно, что на уроках русского языка, математики и профессионально-трудового обучения есть учащиеся, которые в два раза медленнее выполняют учебные задания по сравнению с другими. Однако причины медлительности весьма различны: у одних это связано со значительными нарушениями моторики, у других — быстрой истощаемостью, т. е. низкой работоспособностью, у третьих — значительной сниженностью уровня интеллектуального развития. Поэтому меры индивидуальной коррекции для этих групп учащихся разрабатываются, исходя из причин выявленных нарушений.
Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только выраженных недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т. е. различных сторон психики школьников.
Кроме коррекционной работы, которая проводится на всех уроках в связи с содержанием каждого учебного предмета, в коррекционной школе предусмотрены специальные коррекционные занятия по исправлению недостатков речи (логопедические занятия); по коррекции и развитию психических процессов (занятия психолога); по исправлению нарушений двигательной сферы (лечебная физкультура). Эти занятия организуются по типу индивидуальной коррекции. Единой программы для таких занятий не существует, содержание и приемы работы с группами учащихся разрабатываются, исходя из особенностей дефекта.
Далее я хотела бы остановиться на коррекционной работе, которая проводится на логопедических занятиях. Нарушения речи учащихся коррекционной школы являются очень распространёнными и имеют стойкий характер
Нарушения речи у наших детей носят системный характер, т.е. затрагивают все стороны речи: фонетико-фонематическую: у детей нарушено звукопроизношение, при том все группы сложных звуков; а так же затруднено звукоразличие; лексико-грамматическую: словарный запас крайне ограничен, связная речь не сформирована, дети затрудняются в построении даже простого предложения; нарушена смысловая сторона речевой деятельности: зачастую дети первого класса не понимают смысла слова или высказывания. Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, штриховка…)
Развитие психических процессов (внимание, память, мышление)
Развитие артикуляционного аппарата (Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Постановка, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова, развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…), развитие грамматического строя речи
профилактика и коррекция дисграфии.
Далее предлагаю вашему вниманию коррекционные приёмы и виды работы, которые провожу на занятиях по представленным направлениям
Как я уже упоминала ранее, дети, поступающие к нам, не знают названий многих предметов, явлений окружающего мира, словарный запас детей ограничен. С целью устранения данных недостатков проводим работу по лексическим темам: времена года, животный мир, растительный мир, предметный мир и т.д.
Данная работа не только расширяет знания об окружающем мире и обогащает словарь, но и способствует развитию психических процессов в целом, т.к. включаются задания на воображение, мышление, память и т.д.
С целью обучения детей построению фразы, связного высказывания используем схемы и алгоритмы, которые учат детей соблюдать последовательность, не упустить главное в рассказывании. Данная работа помогает развивать речь с опорой на зрительное восприятие.
Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у наших детей нередко имеются параличи (расстройство двигательной функции вследствие поражения нервной системы), парезы речевой мускулатуры (ослабление произвольных движений мышц, не полный паралич), аномалии в строении артикуляционного аппарата. В связи с этим нарушения звукопроизношения с трудом поддаются коррекции, коррекция с такими детьми является длительным процессом и на протяжении всей работы сопровождается артикуляционной гимнастикой. Для повышения мотивации к выполнению упражнений используем фотографии, картинки, символы, сказки.
Усвоение артикуляционных позиций для каждой группы звуков – одно из условий успешной постановки звуков. Кроме этого дети должны слышать место того или иного звука в словах, т.е. параллельно идёт развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Когда звук у ребёнка поставлен, сформирован артикуляционный уклад, начинается работа по закреплению звуков в речи, т.е. автоматизация.
Сначала звуки закрепляются в слогах и словах.
Далее закрепление звуков проходит на чистоговорках, предложениях.
Надо отметить, что в данном направлении, т.е. постановка звуков и их автоматизация налажена связь с учителями начальных классов. Каждый из них на своих уроках использует основной комплекс артикуляционной гимнастики, а также занимательный речевой материал для закрепления звуков.
Так же важна связь с родителями, особенно первоклассников. Родители первого класса с пониманием относятся к рекомендациям логопеда, контролируют выполнение детьми полученных заданий.
На данном слайде вы видите виды домашних заданий на закрепление звуков. Опять же с учётом особенностей развития, подбираются такие задания, которые охватывают не только работу над звуками, но и способствующие развитию моторики пальцев рук,……..
…..далее, на следующем слайде вы видите задания на составление рассказа по картинкам, запоминание и т.д. Т.е. задания, направленные на системное развитие ребёнка.
В целях профилактики и коррекции дисграфии большое внимание уделяется звукобуквенному анализу, т.к. дети очень часто допускают ошибки на пропуск, перестановку, замену букв на письме. У детей формируется понятие звук, буква, слог, слово. Идёт работа на дифференциацию: гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой, ударный и безударный. Так же обращается большое внимание на парные гласные буквы (гласные, обозначающие мягкость рядом стоящего согласного; гласные, обозначающие твёрдость рядом стоящего согласного), парные согласные звуки (звонкие и глухие). Эта работа является основой совершенствования навыков письма.
Таким образом, можно выделить особенности коррекционной логопедической работы:
- Максимальное включение анализаторов
- Использование красочной разнообразной наглядности
- Использование занимательного материала
- Частая повторяемость логопедических упражнений, продолжительная по времени работа
- Связь с родителями, учителем и воспитателем