Статья «Наглядный материал в коррекционном обучении»
«Наглядный материал в коррекционном обучении»
Из опыта работы учителя – логопеда Богатиковой Л.Ю.
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей с речевыми нарушениями, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ.
Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т. к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр кинофильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. К наглядным методам может относиться показ образца задания и способа действия, которые иногда выступают как самостоятельные методы. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон. К наглядным средствам применяются следующие требования:
– они должны быть хорошо видны всем;
– подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;
– соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;
– сопровождаться правильной и четкой речью;
– словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.
Особое место в педагогическом процессе в работе с детьми с нарушениями речи занимают игровые технологии. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к занятиям.
Игра приобретает особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Содержание моей работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с речевыми нарушениями, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития.
На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии:
Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
Игровые технологии для развития мелкой и общей моторики.
Игровые технологии для автоматизации и дифференциации звуков.
Игровые технологии для развития фонематических процессов.
Игровые технологии для развития лексико – грамматических категорий.
Использование игрушек
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, бельчонок, который ищет друзей, и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук.
Очень нравятся дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины. Но в этом случае я продуманно отношусь к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Создаю доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.
Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения. Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике я использую мягкую игрушку (бычок Жужжа), незаменимого помощника логопедических занятий, дидактическую игру «В ледяном плену», где необходимо расколдовать сказочных героев (которых заколдовала Снежная королева), правильно выполнив артикуляционное упражнение, перчатки для биоэнергопластики, и артикуляционную гимнастику с предметами.
Для развития мелкой моторики использую: пальчиковую гимнастику, массажные мячи,
шнуровки, нанизывание бус, прищепки, счётные полочки ит.д.)
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры: «фокус», «загони мяч в ворота», «поймай рыбку», «узнай, кто живёт в доме», «подуй на листочек» и т.д.
Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. ( Игры: собери пазл, звуковые ходунки, поймай рыбку, звуковая улитка, звуковые бродилки, футбольный мяч, собери Золушку на бал, шлёпусы и многое другое). Пособия красочные и яркие очень нравятся детям. Использование данных игр на логопедических занятиях поддерживают интерес ребёнка на протяжении всего занятия.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
«Сигнальщики», «Найди и назови нужное слово», «Кто лучше слушает?», «Какой звук есть во всех словах?», «Построим дом Незнайке», «Поезд»,«Цепочка слов» и т.д.
С помощью дидактических игр проводится работа по развитию навыков словоизменения и словообразования, связной речи.
Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи, такие как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря. В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом. Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения, развитию грамматического строя речи («назови ласково», «посчитай-ка», «встречу слово на дороге, разобью его на слоги», «один-много» и т.д.). В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедические презентации и программы «Русский язык с Хрюшей и Степашкой», «Речевой экспресс» от Мерсибо, «Времена года с тётушкой Совой», «Учимся говорить правильно!».
Игра – это всегда эмоции, а там, где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование наглядности в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребёнка, но и на его развитие в целом.
Шабанова Алёна
Богатикова Лидия Юрьевна
Шабанова Алёна