12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трашенкова Людмила Владимировна246
Россия, Курская обл., Железногорск
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
4

Конспект коррекционно-развивающего фронтального комбинированного занятия с элементами обучения грамоте детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего фронтального комбинированного  занятия  с элементами обучения грамоте  детей  подготовительной группы компенсирующей направленности.

 

Автор:  учитель-логопед Трашенкова Людмила Владимировна

 

Тема: Дифференциация звуков /л/ и /р/

Цели:

коррекционно-образовательные:

    совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление   ласкательных форм имён людей;

    совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова)

    совершенствование навыков звукового анализа слов;

    совершенствование навыка анализа предложений;

    автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков /л/- /р/

 коррекционно-развивающие:

—    развитие связной речи;

    развитие фонематического слуха;

    развитие зрительного и слухового восприятия;

—    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

—     развитие дыхания и голоса;

—     развитие логического мышления.

воспитательные:

     воспитание навыков сотрудничества, умения работать  в парах, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование: 4 мешочка с предметами на звуки /л/ и /р/, игрушки в названии которых присутствуют звуки /л/ и /р/, индивидуальные зеркала на каждого ребёнка, индивидуальные наборы для составления схемы предложения, мягкая игрушка «солнышко», индивидуальные пеналы для звуко-буквенного анализа, разрезные картинки «рак» и «лук»

Предварительная  работа: выполнение логоритмического упражнения «Автобус», разучивание текста песенки

Ход занятия

1. Организационный момент.  (образование и употребление   ласкательных форм имён людей)

(Логопед приглашает стать детей в круг)

Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом ласково-ласково и вместе с солнышком передадим друг другу хорошее  настроение и подарим улыбку.

 (дети по кругу передают мягкую игрушку «солнышко» и здороваются со своим соседом называя  его  имя   ласково).

Логопед: Молодцы!

Логопед: А теперь возьмите друг друга за руки  и давайте повторим наш девиз.

Дети: «Мы ребята хоть куда, нам по силам все дела»

Логопед: Скажите, а вы любите путешествовать?  Я хочу пригласить вас отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие. Скажу по секрету на нашем пути будут сложные задания, увлекательные игры и много-много интересного, а помогать нам будут с вами – звуки, а вот какие звуки мы узнаем чуть позже. А пока нам следует как следует подготовиться к путешествию.

 

2. Сказка о весёлом язычке. (Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.)

(дети участвуют в коллективном сочинении сказки о весёлом язычке и выполнении артикуляционных упражнений; дети выполняют гимнастику сидя на ковре)

(Пример  сказки придуманной детьми)

Логопед: Давайте сядем поудобней на ковре и придумаем сказку о нашем весёлом язычке. Однажды проснулся язычок  в своей постели и захотелось ему ……........

1 реб-к: выйти на крылечко и позагорать на солнышке ........   

(выполняем упражнение «Блинчик»)

2 реб-к: вдруг язычок услышал какой –то звук; посмотрел налево, затем направо ......(выполняем упражнение «Часики»)

3 реб-к: он увидел как мимо него проскакала лошадка и скрылась в лесу. Ему стало интересно и он сел на свою  лошадку и отправился вслед за ней ..........

(выполняем упражнение «Лошадка»)

4 реб-к:  в лесу он насобирал много грибов и вернулся домой..........

 (выполняем упражнение «Грибок»)

Логопед: когда он вернулся домой он увидел, что на двери висит замок  и ему никак не попасть домой. Давайте поможем ему открыть замок.

(дети выполняют упражнение из пальчиковой гимнастики «Замок» )

 На двери висит замок.                    (сцепить пальцы в "замок")

 Кто открыть бы нам помог?           (выполнять ритмичные  вращательные движения руками)

3. Логоритмическое упражнение «Автобус» (под музыку Е. Железновой  )

(развитие дыхания, голоса, артикуляции, темпо-ритмических и просодических  компонентов  речи, динамической координации речи сдвижением)

Логопед: Ну что ж теперь мы готовы отправиться в путешествие. А вот на  чём  мы поедем вы узнаете, если отгадайте мою загадку.

Что за чудо – едет дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

                 И питается бензином   (автобус)

Логопед: Занимайте свои места в автобусе и отправимся в путь. (дети садятся на стульчики расставленные попарно как места в автобусе)

(дети поют песню «Автобус» и выполняют движения под музыку Е. Железновой)


Вот мы в автобусе сидим                 (покачиваемся из стороны в сторону)
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим                     (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него,
Всё глядим!                                      поворачиваясь в одну и в другую сторону )   
Глядим назад, глядим вперёд           («скручивания» в одну и другую сторону, смотрим                                                                из-под ладони)
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт               (пожимаем плечами)
Не везёт?
Колёса закружились                       (выполняем круговые движения руками впереди от себя)
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат                    (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом)
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик             (имитируем движение «дворников»)
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим                      («крутим руль» и бибикаем)
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт                     (подпрыгиваем на стульчиках)
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

 

4. 1-я остановка игра-инсценировка « Звуки-загадки»  

(развитие слухового восприятия)

Логопед: Итак, наша первая остановка «Звуки-загадки». Наши звуки не хотят просто так называть свои имена, а просят, чтобы вы сами догадались как их зовут. Исправьте мои ошибки в словах, которые я вам хочу назвать, и догадайтесь о каких звуках идёт речь.

Логопед: «колова, лоза, ладуга, мороко, ружа, лобот, родка».

Дети: это звуки /л/ и /р/

 (появляются два ребёнка, которые изображают звуки /л/ и /р/)

(разыгрывается сцена знакомства звуков)

Звук /л/: Привет!

Звук /р/: Привет!

Звуки: Здравствуйте ребята!

Звук /л/: Меня зовут звук /л/

Звук /р/: А моё имя звук /р/.

Звук /л/: Я согласный звук.

Звук /р/: И я согласный звук.

Звук /л/: Я твёрдый.

Звук /р/: И я твёрдый.

Звук /л/: Я звонкий звук.

Звук /р/: И я звонкий.

Звуки: Так мы похоже как братья. Как же нам различать друг друга!?  Помогите нам ребята!

(оставляют 4 мешочка и уходят)

5. Игра «Волшебные мешочки» ( диференциация звуков /л/ и /р/; развитие логического мышления)  (Дети на ковре разбиваются на 4 группы, каждой группе достаётся по одному мешочку)

Логопед: В каждом мешочке по 4 предмета. Назовите каждый и подумайте какой предмет лишний и объясните почему. Не забудьте, что это задание от наших звуков /л/ и /р/ ( в мешочках предметы со звуками /л/ и /р/). (дети находят лишний предмет и дают объяснение, почему он лишний).

                                 клубок,  блокнот, рыба, лупа

                                 робот, ракетка, кукла, буратино

                                 яблоко, морковка, лодка, колобок

                                 помидор, белка, пирамида, светофор

 

6. Логоритмическое упражнение «Автобус» (под музыку  Е. Железновой)

(дети поют песню «Автобус» и выполняют движения под музыку)

(см. выше)

 7.  2-я остановка. игра-эстафета «Весёлые грузчики» (автоматизация правильного произношения и дифференциации  звуков /л/ и  /р/)                                                                                                       

 (дети делятся на две команды)

Логопед:   Стоп, дальше ехать нельзя. Какой-то грузовик случайно рассыпал все игрушки по дороге. Давайте наведём порядок: одна команда нагружает синий грузовик игрушками со звуком /л/, а другая команда нагружает красный грузовик игрушками со звуком /р/

Игрушки со звуком /л/ - юла, кукла, белка, лошадка, колобок, солдатики

Игрушки со звуком /р/ - грузовик, барабан, пирамидка, паровозик, гармошка, буратино

(Игра проводится в виде эстафеты под весёлую музыку. Дети поочерёдно собирают игрушки рассыпанные на ковре и относят в свой грузовик. Для усложнения добавляются игрушки, в названиях которых нет заданных звуков) В конце игры от каждой команды отбирается по одному ребёнку для проверки правильности выполнения задания.

Молодцы! Отправляемся дальше в путь.

8. Логоритмическое упражнение «Автобус» (под музыку Е. Железновой)

(дети поют песню «Автобус» и выполняют движения под музыку)

 (см. выше)

9. 3-я остановка. «Предложение рассыпалось»  (совершенствование навыка анализа предложений, развитие слухового восприятия)

Логопед: Итак, третья остановка. В предложении перепутались слова, помогите их расставить правильно  и исправьте ошибки.

«грустная лодка плывёт на Клаве»

«Красная Вера в руке у шара»

«Карандаш рисует картину красным буратино»

«болонка упала в белую воду»

Логопед: Давайте построим схему предложения «У Веры в руке красный шар». (дети самостоятельно строят схему этого предложения, используя индивидуальный раздаточный материал)

Логопед: Какое  первое слово в предложении? Назовите третье слово. Какое слово последнее? Посчитайте сколько слов в предложении? Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

 

10. Упражнение «Разрезная картинка» (совершенствование навыков звукового анализа слов, развитие зрительного восприятия; воспитание умения работать в парах)

  (дети в парах собирают картинки «лук» и «рак»)

Логопед: у вас на каждом  столе лежит конверт. Достаньте его содержимое. Вам нужно собрать из кусочков картинку и составить схему получившегося слова используя звуко-буквенные пеналы. Приступайте.

Логопед: давайте вместе проанализируем ваши слова

(дети выполняют звуковой анализ слов, дают подробную характеристику звуков. Например, в слове лук три звука - /л, у, к/; первый звук /л/ - согласный, звонкий, твёрдый и т.д.)

 

11. Окончание занятия. Рефлексия

Логопед: Вот наше путешествие и подошло к концу. Вы были все молодцы! И, конечно же, все получите награду. Я  предлагаю  вам самим оценить свою работу на занятии. Если вы считаете, что правильно справлялись со всеми заданиями – возьмите солнышко, если допускали ошибки – возьмите звёздочку.

 

 

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.