Доклад «Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка» (9–10 класс)
Пояснительная записка к презентации
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте рассказать вам о некоторых методах и приемах, которые я использую на своих уроках.
Как известно, русский язык – один из самых трудных предметов в школе, в том числе и адаптивной. Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется более или менее выраженными отклонениями в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно быстро поддаются коррекции, другие - сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях.
У большинства детей с НОДА отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, снижение слуха, задержка формирования отдельных психических функций.
Именно потому, дети особенно нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.
Для себя я отмечаю следующие направления коррекционной работы по русскому языку:
– формирование связной речи;
– увеличение пассивного и активного словарного запаса;
– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– развитие внимания, памяти, слуха, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Я расскажу лишь о некоторых методах и приёмах, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений. Так как время для выступления ограничено, я могу их лишь перечислить, а если какая – то информация заинтересует, отвечу на ваши вопросы.
Данные приемы можно применять как на отдельных уроках развития речи, так и на определенных этапах урока. Необходимо дифференцировать задания по уровням сложности, а также по индивидуальным особенностям ребенка. Приемы рассчитаны на развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя языка обучающихся, а также на развитие, памяти, внимания, логики, воображения и т.д.
1. Прием «Кто больше?»
Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова, выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.
Задания.
1. Воспроизведите по памяти в производной последовательности максимальное количество слов из следующего перечня: лошадь, дорога, мост, Екатеринбург, ананас, грузовик, моряк, игрушка.
2. Запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательности, запишите. Далее составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов. Например, Старая лошадь плелась по проселочной дороге. Добредя до шаткого моста, она приостановилась, чтобы передохнуть, потому что путь ей предстоял долгий – до самого Екатеринбурга. И т.д.
2. Прием «Реставрация текста».
Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.
Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.
3. Прием «Снежный ком».
В данном приеме выполняется задание на произвольное построение речевого высказывания. Условия игры на слайде.
( Играть могут как несколько учеников, так и весь класс. Учащиеся вызываются к доске (можно для некоторых отвечать с места). Первый ученик сочиняет первую фразу, являющуюся началом повествования, второй ученик повторяет максимально близко сказанное его предшественником и говорит вторую фразу. Третьему необходимо восстановить по памяти сказанное первым и вторым и добавить свое предложение.)
4. Прием «Лингвистическое лото».
Напоминает известную игру в лото: каждому ученику индивидуально, паре или группе выдаются карточки, клетки которых необходимо заполнить по ходу игры; тот, кому это удается сделать первым, побеждает. С помощью лингвистического лото проверяется знание толкование значений слов и выражений. В ходе игры учитель зачитывает их толкование, если слово угадано правильно, клетка закрывается толкованием.
Можно также играть и в синонимы.
Карточка № 1: «деликатес» - изысканное, тонкое кушанье; «лотерея» - розыгрыш вещей или денежных сумм по билетам; «презент» - подарок, приношение; «портмоне» - устар. небольшой кошелек; «ревю» - вид театрального представления, состоящего из отдельных номеров, объединенных общей темой; «променад» - устар. прогулка, гулянье, место для гулянья.
5. Прием «Самый длинный рассказ»
Необходимо составить максимально длинный тест, удовлетворяющий какому- либо условию, оговорЁнному с участниками до начала игры.
Задания.
1. Составьте текст, каждое слово начиналось бы с одной буквы алфавита.
2. Каждое предложение с одной и той же буквы алфавита.
3. Рассказ, чтобы новое предложение начиналось с последней буквы предыдущего.
6. Прием «Мозаика».
Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.
7. Прием «Составляем схему»
Данный прием особенно интересен и важен для старшеклассников: он оказывает помощь при подготовке к ГИА. Это удачный вариант анализа структурных особенностей текстов разных типов, особенно текстов-рассуждений.
Задание. Прочитайте текст - рассуждение, разделите его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему
8. Прием «Кто короче».
Побеждает тот, кто быстрее и успешнее справиться с заданием по сжатию текста.
Задание 1. Необходимо применив приемы компрессии текста, предать главное содержание текста. Побеждает то, кто смог применить три приема компрессии: обобщение, исключение, замена и точно предать мысль текста.
Задание 2. Передайте основное содержание текста, пользуясь только именами существительными.
Задание 3. Сожмите содержание текста до одного предложения таким образом, чтобы основная информация была изложена в виде цепочки фактических сведений «кто – что - где – когда - как»
Для развития пространственных представлений ребенка большое значение имеет слух. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств. Предлагаю вам прием для развития слуха.
1. Слуховые диктанты для развития памяти и внимания. Хорошая подготовка к экзаменам.
Учитель зачитывает предложение с специальных карточек.
1.Каждое предложение читается громко, четко 1 раз.
2. Обучающиеся нумеруют предложения, каждое записывается с новой строки, затем подсчитывается количество знаков в 1-ом и последнем предложении и отмечается на полях.
3. Проверка – воспроизведение (наличие всех слов, их порядок).
4. Вместе с учителем громко, четко проговаривают каждое слово (орфогр.чтение) и краткий комментарий по трудным орфограммам.
5. Оценку за диктант дети ставят самостоятельно.
Пример карточки №1.
1) Один день год кормит. 17 букв
2) Сосны машут ветвями.
3) Всё расцвело кругом.
4) Голова хвоста не ждёт.
5) За всеми не угонишься.
6) Правда светлее солнца. 19 букв
Пример карточки №15.
1) На узорчатых листьях папоротника сверкает роса. 41 буква
2) Дикий кабан прокладывает тропы в зарослях камыша.
3) В цирках слонов учат выполнять самые разные номера.
4) Мне подарили очень хорошенького и забавного щенка.
5) Краски для ковров получают из корней диких растений. 44 буквы.
Как видите, количество знаков с1-15 предложения увеличилось в больше, чем в 2 раза.
Помимо развития речи, памяти, логики и мышления необходимо уделять внимание и коррекции навыков письма.
Перед вами технологическая карта методов и приемов коррекционной работы по формированию навыков грамотного орфографического письма у детей с НОДА.
орфографическое чтение;
чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются благозвучием, музыкальностью;
- пересказ.
зрительная орфографическая память:
работа с различными текстами.
различные упражнения по эффективному заучиванию слов;
игра «Кто больше скажет (напишет) слов к заданному слову или на заданную тему».
слуховой диктант;
зрительный диктант;
списывание.
- различные виды проговаривания;
звукобуквенный анализ;
обработка слоговых цепочек слов и целых предложений.
овладение системой логико - лингвистических определений при выполнении заданий поискового характера;
составление предложений, текстов, схем, составление инструкции правилу.
развитие мышления, активизация воображения:
- разнообразные задания творческого характера;
лингвистические игры.
осознанность орфографического письма:
взаимодиктанты;
взаимопроверки;
составление словосочетаний, предложений, схем, инструкций;
орфографический разбор.
выразительное чтение хором;
определение темы и главной темы текста;
выражение своего отношения к прочитанному;
- работа над интонацией как показатель понимания текста.
каждый пишет столько, сколько может.
Обязательно ведется учет индивидуального уровня развития ребенка
Для того, что производить мониторинг вышеперечисленных параметров, я использую таблицу, разработанную Ладыженской. Способность (готовность) к изучению русского языкаДанные я вношу в индивидуальные таблицы на каждого ученика по четвертям, хотя можно в список включить сразу всех. В начале учебного года проводится входная диагностика, затем отслеживается уровень развития параметров каждую четверть. По данным таблицы видно, какие у ребенка трудности, какую коррекционную работу необходимо проводить учителю, т.е. составить для каждого ученика индивидуальный маршрут преодоления трудностей.
По второй таблице также удобно отлеживать уровень развития речи.
И заключение, Для детей с НОДА характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов, применение индивидуального и дифференцированного подходов, а также многократность повторения важного для запоминания материала. Обязательны наглядность, а также создание здоровьесберегающей среды: проведение динамических пауз.
Таким образом, создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного процесса, направлено на формирование успешного, социально-адаптивного выпускника. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса.