12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия18
учитель географии
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Коррекционная работа

по географии с учениками 5-9 класса, обучающимися по АООП для детей с ЗПР

Данный блок предназначен для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, обучающимися в классе, и направлен на всестороннее развитие детей, максимальное использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие. В этом контексте реализуется идея индивидуализации обучения, учет индивидуально-типологических особенностей и обеспечение своевременной коррекции деятельности каждого учащегося.Для эффективного достижения целей обучения предмету, а также исходя из особенностей учебного плана (примерный учебный план для классов, обучающихся по адаптированной программе) изучение географии в 5 и 6 классах ведётся из расчёта 1 часа в неделю, в 7-9 классах - 2 часа в неделю.

География как учебный предмет способствует формированию у детей с ОВЗ навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, основ практической повседневной жизни (адаптация к условиям окружающей среды, обеспечение безопасности жизнедеятельности). В процессе изучения географии школьники приобретают опыт различных видов деятельности: наблюдать, описывать, сравнивать, анализировать, объяснять и другие. Специфика коррекционной работы на уроках географии - формирование опыта пространственного анализа и синтеза. Учителю географии следует обратить особое внимание на детей с затруднениями в дифференциации левой и правой сторон, сложении целого из частей. Слабо различая правую и левую стороны, дети испытывают трудности в ориентировке в пространстве рабочей тетради, что существенно осложняет ориентировку в картах, выполнение заданий по контурным картам. Особые сложности возникают у этих детей при изучении раздела «Источники географической информации: план и карта». Учителю следует предусмотреть индивидуальный подбор заданий, направленный на коррекцию этих умений.

Распределение учебных часов по разделам, последовательность их изучения, логика учебного процесса учитывает возрастные особенности учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых на уроках, лабораторных работ. Большое внимание в программе отведено практическим работам. Их количество и содержание также определяются обязательным минимумом. Краеведческое содержание должно не дублировать, а осуществлять органическую связь с курсом географии.

Часть практических работ в каждом классе проводятся как обучающие, т.е. направленные на формирование первоначальных умений и не требующие оценивания. В 5-м классе основное количество практических работ проводится как обучающие, поскольку приёмы учебной деятельности по предмету на этом этапе у школьников еще только формируются.

Коррекционная работа по физике направлена на достижение следующих целей:

1. Коррекционных (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений, дефектов в изучении предмета).

2. Реабилитационных (восстановление уверенности в своих возможностях- «ситуация успеха»).

3. Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).

Важными коррекционными задачами являются:

- формирование учебных умений и навыков;

- индивидуализация обучения с учётом состояния здоровья;

- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

- развитие общеучебных умений и навыков.

Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.

Направления коррекционной работы:

1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.

2. Развитие основных мыслительных операций.

3. Формирование умений работать по письменному и устному алгоритмам.

4. Развитие устной и письменной речи.

Принципы работы с учащимися с ЗПР:

1. Организация работы с учетом их особенностей.

2. Метод сопровождения.

3. Доступность изложения учебного материала.

4. Адаптация к школе и социальному окружению.

5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того как учитель научил логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике. Корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.

Характерными формами организации деятельности учащихся с ЗПР являются:

- работа с книгой: учебником, задачником, справочной литературой. С первой ступени обучения географии у учащихся формируются умения и навыки работы с учебником: как им пользоваться, как выделить в тексте основные моменты, видеть и понимать логические связи внутри материала. Учащиеся должны научиться пользоваться оглавлением, алфавитным указателем, справочным материалом, таблицами в тексте и в конце учебника, пояснениями к рисункам, примечаниями. В 5-9 классах некоторая часть материала (картографические материалы) может быть проработана учащимися самостоятельно по учебнику и книгам для чтения в виде творческих работ и коротких докладов;

Коррекционная работа по предмету предусматривает:

восполнение пробелов в знаниях;

подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы;

развитие высших психических функций и речи обучающихся.

наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;

поэтапное формирование умственных действий;

опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;

безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;

обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.

Реализация коррекционной направленности обучения:

выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);

опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов);

соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности;

введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности;

учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно- ориентированного обучения;

практико-ориентированная направленность учебного процесса;

связь предметного содержания с жизнью;

проектирование жизненных компетенций обучающегося;

Объем и сложность домашних заданий даётся с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

Система различных форм занятий должна способствовать привитию школьникам интереса к предмету, развитию познавательной активности, повышению уровня овладения учащимися учебным материалом. Уровень владения учебным материалом учитывается при оценке знаний учащихся.

Формами контроля освоения обучающимися с ЗПР содержания являются:

текущий – индивидуальный и фронтальный опрос, проверка тетрадей;

промежуточный - физические диктанты, тесты, взаимоконтроль;

итоговый – контрольная работа, итоговое тестирование.

Коррекционная работа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Коррекционная работа ориентирована на ФГОС основного общего образования, проектируется с учётом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ.

Формы, методы и средства обучения

Для реализации содержания рабочей программы используются следующие формы обучения: лекция, семинар, зачёты, сюжетно-ролевые игры, практические работы.

Применяется технология проблемно-интегративного подхода в обучении. В связи с этим разрабатываются уроки-исследования, на которых организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся с привлечением знаний по физике, биологии, истории. При этом используются следующие методы и средства: беседа, демонстрационный эксперимент, наглядные пособия-плакаты, тематические и физические карты, макеты форм рельефа и вулкана, коллекция образцов и минералов, гербарий, таблицы; организация самостоятельной работы учащихся (индивидуальной и групповой); карточки-инструкции для выполнения практических работ; дифференцированное и разноуровневое обучение.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии ученик должен

Знать и понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участников; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.