12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юлия18 учитель географии Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
Коррекционная работа по географии с учениками 5-9 класса, обучающимися по АООП для детей с ЗПР
Коррекционная работа
по географии с учениками 5-9 класса, обучающимися по АООП для детей с ЗПР
Данный блок предназначен для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, обучающимися в классе, и направлен на всестороннее развитие детей, максимальное использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие. В этом контексте реализуется идея индивидуализации обучения, учет индивидуально-типологических особенностей и обеспечение своевременной коррекции деятельности каждого учащегося.Для эффективного достижения целей обучения предмету, а также исходя из особенностей учебного плана (примерный учебный план для классов, обучающихся по адаптированной программе) изучение географии в 5 и 6 классах ведётся из расчёта 1 часа в неделю, в 7-9 классах - 2 часа в неделю.
Распределение учебных часов по разделам, последовательность их изучения, логика учебного процесса учитывает возрастные особенности учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых на уроках, лабораторных работ. Большое внимание в программе отведено практическим работам. Их количество и содержание также определяются обязательным минимумом. Краеведческое содержание должно не дублировать, а осуществлять органическую связь с курсом географии.
Часть практических работ в каждом классе проводятся как обучающие, т.е. направленные на формирование первоначальных умений и не требующие оценивания. В 5-м классе основное количество практических работ проводится как обучающие, поскольку приёмы учебной деятельности по предмету на этом этапе у школьников еще только формируются.
Коррекционная работа по физике направлена на достижение следующих целей:
1. Коррекционных (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений, дефектов в изучении предмета).
2. Реабилитационных (восстановление уверенности в своих возможностях- «ситуация успеха»).
3. Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).
Важными коррекционными задачами являются:
- формирование учебных умений и навыков;
- индивидуализация обучения с учётом состояния здоровья;
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Направления коррекционной работы:
1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.
2. Развитие основных мыслительных операций.
3. Формирование умений работать по письменному и устному алгоритмам.
4. Развитие устной и письменной речи.
Принципы работы с учащимися с ЗПР:
1. Организация работы с учетом их особенностей.
2. Метод сопровождения.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Адаптация к школе и социальному окружению.
5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того как учитель научил логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике. Корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
Характерными формами организации деятельности учащихся с ЗПР являются:
- работа с книгой: учебником, задачником, справочной литературой. С первой ступени обучения географии у учащихся формируются умения и навыки работы с учебником: как им пользоваться, как выделить в тексте основные моменты, видеть и понимать логические связи внутри материала. Учащиеся должны научиться пользоваться оглавлением, алфавитным указателем, справочным материалом, таблицами в тексте и в конце учебника, пояснениями к рисункам, примечаниями. В 5-9 классах некоторая часть материала (картографические материалы) может быть проработана учащимися самостоятельно по учебнику и книгам для чтения в виде творческих работ и коротких докладов;
Коррекционная работа по предмету предусматривает:
восполнение пробелов в знаниях;
подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы;
развитие высших психических функций и речи обучающихся.
наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
Реализация коррекционной направленности обучения:
выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);
опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов);
соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности;
введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности;
учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно- ориентированного обучения;
практико-ориентированная направленность учебного процесса;
связь предметного содержания с жизнью;
проектирование жизненных компетенций обучающегося;
Объем и сложность домашних заданий даётся с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
Система различных форм занятий должна способствовать привитию школьникам интереса к предмету, развитию познавательной активности, повышению уровня овладения учащимися учебным материалом. Уровень владения учебным материалом учитывается при оценке знаний учащихся.
Формами контроля освоения обучающимися с ЗПР содержания являются:
текущий – индивидуальный и фронтальный опрос, проверка тетрадей;
промежуточный - физические диктанты, тесты, взаимоконтроль;
итоговый – контрольная работа, итоговое тестирование.
Коррекционная работа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
•формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
•овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
•приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
•организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Коррекционная работа ориентирована на ФГОС основного общего образования, проектируется с учётом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ.
Формы, методы и средства обучения
Для реализации содержания рабочей программы используются следующие формы обучения: лекция, семинар, зачёты, сюжетно-ролевые игры, практические работы.
Применяется технология проблемно-интегративного подхода в обучении. В связи с этим разрабатываются уроки-исследования, на которых организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся с привлечением знаний по физике, биологии, истории. При этом используются следующие методы и средства: беседа, демонстрационный эксперимент, наглядные пособия-плакаты, тематические и физические карты, макеты форм рельефа и вулкана, коллекция образцов и минералов, гербарий, таблицы; организация самостоятельной работы учащихся (индивидуальной и групповой); карточки-инструкции для выполнения практических работ; дифференцированное и разноуровневое обучение.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен
Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участников; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.