Методика составления АООП для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) по физике для массовой школы
МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательнаяшкола им.А.Н.Я вловского»
Методика составления АООП по физике для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) по образовательным программам массовой школы
Автор: Винокурова Т.Н.-учитель физики высшей категории, педагог-психолог
2017г
Оглавление
1 часть: Общая методика структуры АООП
Пояснительная записка………………………………………………………………..1стр
Реализация АООП осуществляется на основе принципов………………………….2стр
Особенности детей с задержкой психического развития…………………………...3стр
Место предмета в учебном плане АООП……………………………………………4стр.
Настоящая программа АООП по физике для 8 класса (вариант 7.1 и 7.2)………..6стр
Результаты освоения курса АООП…………………………………………………...7стр
Коррекционный компонент АООП…………………………………………………..9стр
Сопровождение развивающе-коррекционной работы………………………………10стр
Список использованной литературы………………………………………………….11стр
2 часть: Содержание учебного предмета в АООП
Учебный предмет в системе АООП…………………………………………………. 12стр
Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся……………..13стр
Содержание курса физики…………………………………………………………......14стр
Система оценивания работ обучающихся ……………………………………………15стр
Материальное и техническое сопровождение сопровождение программы…… 16стр
Приложения
Адаптированная программа АООП СОО для детей с ОВЗ по физике для 8 классов
Адресность: образование детей с задержкой психического развития ЗПР (7 вид:7.1 и7.2)
Пояснительная записка
Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение
права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивностьсистемы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) отдает приоритет инклюзивному образованию
лиц сограниченными возможностями здоровья. Под инклюзивным образованием, согласно п.27 ст.2 Закона №273-ФЗ, понимается обеспечениеравного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальныхвозможностей. В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией( ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой(АООП).
• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии ПМПК); • организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР, при необходимости разработка и реализация индивидуальных учебных планов; • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
•реализация системы мероприятий и социальной адаптации детей с ЗПР; • оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1
Реализация АООП осуществляется на основе принципов:
1. Принцип гуманизма, который предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
2. Принцип системного подхода, который предполагает понимание человека как целостной системы.
3. Принцип непрерывности, который гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) помощи решения проблемы
4. Принцип реальности, предполагающий учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.
7. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы)
2
Особенности детей с задержкой психического развития.
Особенности детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие ―задержка психического развития‖ употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в-третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной
недостаточностью зрительного, языкового и слухового восприятия, с плохой координацией движений снижение работоспособности;
повышенная истощаемость; – неустойчивость внимания; – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью снижение объемов кратковременной
памяти.Особым условием является наличие адаптированных рабочих программ по учебным предметам (АООП), так как специальных образовательных стандартов и учебных программ для данной категории обучающихся не предусмотрено,
3
Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по АООП, разработанным на основе рабочих программ основной образовательной программы. В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения.
Адаптированная образовательная программа адресована обучающимся, имеющим недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК
Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР представлены в ФГОС НОО ОВЗ двумя вариантами –вариант 7.1 и 7.2.
Вариан 7.1 предпологает ,что обучающийся С ЗПР получает образование полностью соответствующее стандарту общего образования, не имеющих ограничений здоровья в те же сроки, как и остальные (1-4)классы.
Вариан 7.2 предпологает, что обучающийся с ЗПР получает образование в пролонгированные сроки обучения: т.е.5 лет, за счет введения дополнительного первого класса ( или подготовительного в детском саду)
АООП начального общего образования (НОО) для обучающихся с ЗПР разрабатывается на основе Стандарта обучающихся с ОВЗ.
АООП среднего общего образования (СОО) для обучающихся с ЗПР не имеет Стандарта. Для каждого предмета составляются программы отдельно в зависимости от специфики предмета, его общенаучной направленности
Место предмета в учебном плане АООП
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.
Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями.
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
4
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией.
* Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.
Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет реализовать подготовку учащихся не только в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.
- 5-
Настоящая программа АООП по физике для 8 класса (вариант 7.1 и 7.2) составлена на основе:
примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.) (подготовили: В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин)
авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы Автор: А. В. Перышкин. Дрофа, 2012
УМК по физике для 7 – 9 классов для реализации данной программы.
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
На основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучение детей с ОВЗ не только образовательный, но развивающий, и коррекционный характер. Эта направленность способствует реализации и развитии больших потенциальных возможностей школьников с здоровья и удовлетворению их специальных и общих образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. (обязательно для 7.2) должна включиться в учебный процесс.
Одним из важных условий обучения детей устной речи, повышения эффективности образовательного процесса в целом является развитие речевого слуха, который формируется в процессе уровня развития словесной речи, индивидуальных психофизических особенностей учеников.
Основными задачами обучения учащихся являются развитие словесной речи, как универсальное средство общения, работа над развитием и совершенствованием произношения, по развитию речи учащихся.
Достижение уровня развития, оптимального для ученика, возможно при индивидуализации обучения с сохранением одинакового объема базовых знаний и умений школьников, касающихся общеобразовательной подготовки. Основными образовательными линиями в коррекционной работе являются:
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушением речи;
Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
Развитие речи и формирование произношения;
Развитие осознанного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
- 6-
Программа коррекционной работы, направлена на развитие жизненной компетенции ребенка с ЗПР и поддержку в освоении основной образовательной программы по физике.
На общеобразовательных уроках особое внимание уделяется целенаправленной отработке восприятия и воспроизведения речевого материала, связанного с их основным содержанием, а также к организации деятельности учеников. Одной из специальных организационных форм работы над произносительной стороной речи на общеобразовательных уроках является фонетические зарядки. Фонетическая зарядка занимает 2-3 минуты.
В средних, старших классах фонетическая зарядка органично входит в этап урока: может быть при проверке домашнего задания, над новым словарем, и т.д. (при проведении тематической терминологической лексики, связную разговорную речью). В конце фонетической зарядки обязательно подводится ее итог.
Ведущая форма общения – устная речь и слухо-зрительное восприятие речи учениками. Дактильная форма речи (всегда в сочетании с устной) используется как вспомогательное средство. При прочих равных условиях отдается предпочтение развитию разговорной речи учащихся.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики. Также программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Учебник «Физика. 7 класс. Учебник» автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приложение1 № 1246.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты освоения курса АООП
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- 7-
Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать информацию в словесной, образной, символической формах, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска информации с использованием различных источников и новых информационных технологий.
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами изучения физики в 8 классе являются:
понимание:
физических терминов: тело, вещество, материя, роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;
и способность объяснять физические явления: диффузиямеханическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии;
причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
принципов действия динамометра, весов, барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
проводить наблюдения физических явлений;
измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны, температуру, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
-8-
Коррекционный компонент АООП
Коррекционная работа является обязательной частью образовательной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания адаптированной образовательной программы. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМП
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: • игровые ситуации; • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; •игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта
5.Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке.
8.Опора на эмоциональное восприятие.
9.Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
10.Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.
11.Рекомендуется учебный материалусложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
12.Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
13.Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
14.Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе должно отводиться не больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20).
15.Точность и краткость инструкция по выполнению задания.
16.Объем домашних заданий (по всем предметам) предусматривает следующие затраты времени на его выполнение (в астрономических часах):
в 5 классах – 2 ч. в день, в 6-8 классах – 2,5 ч. в день, в 9 классах – до 3,5ч
Для учащихся с ЗПР наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно-логическом уровне.
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
- 9-
При организации учебного процесса педагог ориентируется на возможности ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация внеучебных и внеклассных мероприятий
Работа по коррекции устной речи. Учитывая особенности речи детей с ЗПР, учителю необходимо построить свою работу в речевом развитии
Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи: - постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них четкого произношения звуков, фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, алгоритмы составления связного высказывания; Рекомендации к поурочному планированию: - наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка; - включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР, - закреплять новый материал дифференцированно; - давать разноуровневое домашнее заданиекоторое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая).
Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР.
Педагоги, работающие со школьниками с ЗПР, должны уметь оказывать им различные виды помощи: учебную, стимулирующую, направляющую, обучающую. Учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его).
Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.
В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения используется направляющая помощь.
Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь.
Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.
Сопровождение развивающе-коррекционной работы (форма может быть по усмотрению учителя)
Ф.и.о. |
Учителя предметники |
Учителя дополн.образования |
Педагог-психолог |
Соц.педагог |
Логопед |
Медработник |
Классный руководитель |
Х,Х,Х |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
Z |
АООП НОО для детей с ЗПР (7.1 и 7.2)
7.1вид |
Коррекционный компонент |
7.2вид |
Коррекционный компонент |
Общая образов.программа:4 года |
Внеурочная деятельность+сопров. |
Пролонгированные сроки:5 лет |
Внеурочная деятельность+сопров. |
- 10-
Реализация коррекционно-развивающего компонента АООП по предмету
Ф.И.О. |
Класс |
Рекомендация ПМПК |
Внеурочная деятельность |
Психологическое сопровождение |
Спортивные кружки,секции |
Показ социал. по предмету (физика+устная речь) Промеж. итог аттестация |
ИПР (по рекомендации ПМПК) |
Х.Х.Х. |
6 |
7 вид(ЗПР) 7.2логоневроз) |
Развивающий кружок «Я познаю себя» Предметные кружки по ФГОС |
Индивидуальные консультации Тест САН Шкала Зунге |
Вольная борьба Футбол |
1четверть-100%.Устная речь-4/3 |
Профилактич Медиц.Осмотры Лечение у спец.логопеда |
Х.Х.Х. |
8 |
7вид(ЗПР) 7.1 |
Развивающий кружок «Я познаю мир » Консультац по предмету |
Индивидуальные консультации Тесты САН Тесты ГРН |
Вольная борьба Футбол Уцуйаан |
1четверть-100% Устная речь-3/3 физика-3 |
Консультация у невролога |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.
Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. – М. : НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.
Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байборова, Л. В. Серебренников, В. В. Солдатов. – Ярославль : Издательство ЯГПУ, 2009. – 65 с.
Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / сост. Н. Д. Шматко. – М., 1997. – 128 с.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов., 2006.
Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалыhttp://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.
- 11-
Содержание учебного предмета в АООП
В результате изучения физики обучающийся по АООП должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
Примерная программа по физике для основной школы
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. Программа по физике для основной школы. 7-9 классы
Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
Электронное приложение к учебнику.
Электронные учебные издания
1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы.
2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
3.Учебник «Физика. 8 класс» автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067
-12-
Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся. пятибалльная проектная работа
Форма стартового, промежуточного и итогового контроля: оценка.
требования |
вид контроля |
форма контроля |
личностные |
предварительный |
Выставки в классе, школе |
текущий |
устный опрос, наблюдение, практические работы |
|
периодическая проверка ЗУ по разделу |
самостоятельные работы |
|
итоговый |
выставка работ, презентации проектов |
|
метапредметные |
предварительный |
входная диагностика |
текущий |
наблюдение, тестирование, творческие работы |
|
итоговый |
мониторинг |
|
предметные в сфере |
||
познавательной |
текущий |
тест с многозначным выбором ответа, наблюдение |
итоговый |
мониторинг |
|
мотивационной |
текущий |
устный опрос |
итоговый |
письменный опрос |
|
трудовой деятельности |
текущий |
самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты. |
итоговый |
тестирование |
|
физиологпсихологической деятельности |
текущий |
наблюдение, устный опрос, рефлексия |
эстетической |
текущий |
наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям |
коммуникативной |
текущий |
наблюдение |
итоговый |
защита проекта, мониторинг |
-13-
Содержание курса «Физика 8 класс»(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Содержание курса |
Характеристика деятельности учащихся |
Тепловые явления (13 ч) Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. |
Освоить о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мир Уметь описывать и объяснять физические явлкния: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Проиводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Применять для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. |
Изменение агрегатных состояний вещества (12ч) Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. |
Знать и понимать смысл понятий физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха. Уметь описывать и объяснять физические явлкния: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Решать задачи на применение изученных физических законов Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников . Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении Применять для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха. -14- |
Электрические явления (27 ч) Электризация тел. Два рода электрических зарядов Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.Удельное сопротивление. РеостатыЛампа накаливанияКороткое замыкание. Плавкие предохранители. |
Знать и понимать электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Проиводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов Освоить электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников Уметь описывать и объяснять физические явлкния:, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока. |
Электромагнитные явления (7 ч) Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель Световые явления (9 часов) Источники света Отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линза Глаз как оптическая система. Оптические приборы |
Знать и понимать смысл понятий физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эпирические зависимости:температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Проиводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников . |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
1. Учебник «Физика 8 класс». Авторы: А.В. Перышкин. М.Дрофа,2007.
2.Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
3.Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
5. Журнал «Физика в школе»
6. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2011 г.
7. «Лабораторные работы. Контрольные задания. 8 класс»- М.: Дрофа, 2008
8. «Тематическое и поурочное планирование 8 класс»- М.: Дрофа, 2008
Гапонова Оксана Владимировна