12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Ищукова Ольга Николаевна68 Россия, Новосибирская обл., г.Искитим |
Рабочая АОП НОО обучающихся с ЗПР по русскому языку (4 класс)
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе требований ФГОС НОО с ОВЗ к результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Для реализации данной программы используется авторская программа «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, учебно – методический комплекс: Канакина В.П., Горецкий И.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.
«Просвещение», 2015г.
Целями изучения предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач:
максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
формирование письменных навыков учебной работы;
развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой по русскому языку: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
АОП по русскому языку (Вариант 7.1.) носит элементарно-практическую, коррекционную направленность и предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
2. Общая характеристика учебного предмета
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое.
Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием.
На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретённые в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи.
Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» в 4 классе в адаптированной программе отводится 3ч в неделю. Программа рассчитана на 102ч.
4. Планируемые результаты освоения русского языка обучающимися с ЗПР.
Программа обеспечивает достижение учащимся 4 класса с ЗПР определённых личностных, метапредметных и предметных результатов базового уровня.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих результатов:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования
РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся получит возможность для формирования
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
• использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
• владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Обучающийся получит возможность для формирования
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД:
• слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса);
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
5. Содержание учебного предмета
Повторение (10ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Диалог. Монолог.
Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Подробное изложение. Типы текстов.
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (7ч)
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Развитие речи: Письменное изложение повествовательного текста.
Слово в языке и речи (6ч)
Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Значимые части слова. Роль окончания в слове. Разбор слова по составу. Приставки и суффиксы.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Развитие речи: Письменное изложение повествовательного деформированного текста.
Части речи (5ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Имя существительное (19ч)
Изменение по падежам имён существительных. Признаки падежных форм имён существительных. Различие имён существительных в именительном падеже, родительном, винительном падежах. Различие имён существительных употреблённых в предложном падеже. Падежные склонения имён существительных 1-го склонения. 2-е склонение имён существительных. 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания существительных 2-го и 3-го склонения. Развитие речи: подробное изложение по совместно с учителем составленному плану.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе
Именительный и винительный падежи имён существительных. Падежные окончания имён существительных в родительном падеже и винительном падежах. Падежные окончания имён существительных в дательном падеже и родительном. Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Безударные окончания имен существительных во всех падежах. Развитие речи: сочинение –отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «кружевница».
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе
Склонение имён существительных во множественном числе. Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах. Проект «Говорите правильно!»
Имя прилагательное (18ч)
Повторение. Изменение по падежам имён прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Развитие речи: сочинение –описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка», сочинение – рассуждение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Обобщение по разделу «Имя прилагательное».
Местоимение (5ч)
Повторение. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1,2, и 3-го лица. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица ед.ч. и мн.ч. Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица ед.ч. и мн.ч. Правописание личных местоимений 3-го лица.
Глагол (18ч)
Повторение. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. Спряжение глагола . Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в ед. ч. Развитие речи: сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (14ч)
Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. Части речи. Звуки и буквы.
6. календарно -тематическое планирование
русский язык (102 часа)
№ темы п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | Коррекция
| УУД | МТО |
Повторение (11 ч) | ||||||
1 | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык
| 1 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. | - Разминка (зрительный диктант) Цель: развитие зрительной и оперативной памяти, орфографической зоркости. -Игра «Чья это речь?» Цель: развитие вербально- логического мышления
| Р.: сохранять цели и задачи урока; П.: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К.: строить монологическое высказывание. | Аудиозапись, карточка с заданием |
2
| Текст. План текста.
| 1 | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.
| - Разминка (зрительный диктант) Цель: развитие зрительной и оперативной памяти, орфографической зоркости. -Упражнение вида «Разложи по порядку» Цель: развитие способности установления причинно- следственных связей.
| Р.: контролировать учебные действия; П.: осуществлять логические действия анализа, сравнения; К.: сотрудничать с одноклассниками.
| Разрезанный текст |
3
| Типы текстов.
| 1 | ||||
-Разминка (зрительный диктант) -Упражнения на интерактивной образовательной платформе Учи.ру Цель: развитие понятийного мышления | Р.: понимать причины успеха/ неуспеха, действовать конструктивно; П.: классифицировать по признакам; К.: использовать средства ИКТ.
|
| ||||
4 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста | 1 | Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». С помощью учителя подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.
| Записывание опорных слов, выделение в тексте карандашом главного, использование ассоциаций, графических схем, набросков и пиктограмм Цель: подробное запоминание текста на основе создания образа | Р.: выполнять действия по намеченному плану; П.: составлять тексты в устной и письменной формах; К.: выбирать адекватные речевые средства.
| Памятка “Как подготовится к изложению”
|
5
| Работа над ошибками. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
| 1 | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение вида «Живые слова» Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор. | Р.: оценивать правильность выполнения действий; П.: использовать знаково-символические средства; К.: строить понятные высказывания
| Карточки со словами |
6
| Обращение
| 1 | Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнения на интерактивной образовательной платформе «Яндекс. Учебник» Цель: закрепление учебного материала.
| Р.: действовать конструктивно в ситуации неуспеха; П.: фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; К.: использовать средства ИКТ.
| |
7
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения
| 1 | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, | - Разминка (зрительный диктант) -Разбор предложений по членам с комментированием Цель: закрепление учебного материала через многократное проговаривание | Р.: контролировать учебные действия; П.: использовать знаково-символические средства; К.: строить монологическое высказывание.
| Памятка «Разбор предложения по членам». Карточка с заданием |
8 | Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание
| 1 | Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнения вида «Жилища разных народов» Цель: закрепление учебного материала через двигательный анализатор.
| Карточка с заданием | |
9
| Входная контрольная работа
| 1 | Писать текст под диктовку. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. | Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; К.: слушать и слышать учителя.
| Памятка «Разбор предложения по членам» |
10 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
|
| учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
| Исправление ошибок допущенных в контрольной работе | Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем; П.: классифицировать ошибки по изученным правилам; К.: сотрудничать с учителем | Памятка по выполнению работы над ошибками |
Предложение (7ч) | ||||||
11
| Однородные члены предложения
| 1 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.
| - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Разведчики» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Алгоритм нахождения главных членов. Карточка с заданием |
12
| Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления.
| 1 | - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Крестики- нолики» Цель: учиться доказывать или опровергать постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | Карточка с заданием | ||
13 | Р/р. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. | Приём «Входим в картину…» | Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; П.: составлять текст в устной и письменной форме; К.: строить ясные, содержательные и оригинальные высказывания.
| Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень» |
14
| Простые и сложные предложения
| 1 | Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы.
| - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение вида «Живые слова» Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.
| Р.: контролировать учебные действия; П.: осуществлять логические действия сравнения, анализа; К.: стремиться к более точному выражению собственного мнения.
| Схемы предложений |
15
| Знаки препинания в сложном предложении
| 1 | Составлять сложные предложения. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами
| - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Крестики –нолики» Цель: учиться доказывать или опровергать постановку знаков препинания | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками. | Карточка с заданием |
16 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; К.: слушать и слышать учителя.
| Памятка «Разбор предложения по членам» |
17 | Работа над ошибками | 1 | Анализировать и оценивать результаты работы. | Исправление ошибок допущенных в контрольной работе | Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем; П.: классифицировать ошибки по изученным правилам; К.: сотрудничать с учителем | Памятка по выполнению работы над ошибками |
Слово в языке и речи (6 ч) | ||||||
18
| Лексическое значение слова Заимствованные слова. Устаревшие слова.
| 1 | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Назови одним словом» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: контролировать учебные действия; П.: записывать информацию; К.: строить понятные для партнёра высказывания.
| Карточки со словами, толковые словари. |
19
| Синонимы. Антонимы. Омонимы
| 1 | Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов), находить в них нужную информацию о слове. | - Разминка (зрительный диктант) -Игра с мячом «Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов Игра «Хитрая подмена» Цель: расширение словаря синонимов. | Р.: правильно оценивать свои действия; П.: извлекать необходимую информацию; К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
| Словарь антонимов, словарь синонимов |
20
| Фразеологизмы. Р/р. Составление текста по рисунку и фразеологизму
| 1 | Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.
| Разминка « Фразеологизмы и крылатые выражения» на интерактивной образовательной платформе Учи.ру | Р.: выполнять учебные действия в устной и письменной речи; П.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; К.: активно использовать речевые средства.
| |
21
| Значимые части слова
| 1 | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу.
| - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Убери лишний вагон» Цель: создать условия для закрепления состава слова | Р.: проявлять познавательную инициативу; П.: осуществлять логические действия сравнения; К.: аргументировать свою точку зрения.
| Памятка «Разбор слова по составу», изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. |
22
| Правописание гласных и согласных в корне.
| 1 | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм.
| - Разминка (зрительный диктант) -Игра. «Выбери три слова» Цель: развитие внимательности . | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; П.: осуществлять логические действия анализа; К.: аргументировать свою точку зрения.
| Карточки со словами |
23 | Правописание суффиксов –ик, -ек, -ок, -онок | 1 | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнения вида «Подбери необходимые по смыслу слова» Цель: развитие вербально-логического мышления, закрепление правила правописания суффиксов
| Р.: правильно оценивать свои действия; П.: пользоваться различными источниками информации; К.: задавать вопросы необходимые для решения задачи.
| Карточка с заданием | |
Части речи (5ч) | ||||||
24
| Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Подбери обобщающие понятия» Цель: развитие вербально-логического мышления | Р.: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; П.: осуществлять логические действия синтеза, используя эгоцентрическую речь; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками. | Справочный материал |
25
| Грамматические признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. | 1 | Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Найди лишнее слово» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: осуществлять контроль за результатом; П.: осуществлять логические действия сравнения и анализа; К.: строить понятные высказывания.
| Справочный материал |
26 | Грамматические признаки частей речи. Глагол. Местоимение. | 1 | Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать грамматические признаки глагола, местоимения. Определять роль глагола в предложении и тексте. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Назови правильно» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: осуществлять контроль за результатом; П.: осуществлять логические действия обобщения; К.: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
| Справочный материал |
27 | Наречие. Значение и употребление в речи
| 1 | Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Назови одним словом» Цель: развитие понятийного мышления
| Справочный материал | |
28 | Проверочная работа по теме «Части речи» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
| - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Школа разведки» Цель: обобщить знания по теме «Части речи» | Р.: адекватно воспринимать оценку учителем; П.: использовать знаково- символические средства; К.: применять коммуникативные умения. | Карточки со словами, схемы. |
Имя существительное (19 ч) | ||||||
29
30
| Изменение по падежам имён существительных Признаки падежных форм имён существительных.
| 2 | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Подбери необходимые по смыслу слова» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; П.: осуществлять логические действия синтеза; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Таблица «Признаки падежных форм имён существительных» |
31
| Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных
| 1 | Изменять имена существительные по падежам. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Подбери слова по определениям» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; П.: осуществлять логические действия синтеза; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Памятка «1 склонение имён существительных» |
32
| 2-е склонение имён существительных | 1 | Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Подбери обобщающие понятия» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; П.: осуществлять логические действия обобщения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Памятка «2 склонение имён существительных» |
33
| 3-е склонение имён существительных.
| 1 | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Продолжи ряд слов, относящихся к одному обобщению» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; П.: осуществлять логические действия анализа; К.: строить монологическое высказывание.
| Памятки: «Три склонения имён существительных». |
34 | Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных.1,2,3 склонения» | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; К.: слушать и слышать учителя.
| Памятка «Как узнать к какому склонению относятся имена существительные?» |
35 | Работа над ошибками. | 1 | Анализировать и оценивать результаты работы | Исправление ошибок, допущенных в диктанте
| Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем; П.: классифицировать ошибки по изученным правилам; К.: сотрудничать с учителем | Памятка по выполнению работы над ошибками |
36 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
| 1 | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Расскажите, во что превратятся следующие предметы?» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: задавать вопросы необходимые для организации деятельности.
| Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания» |
37 | Именительный и винительный падежи | 1 | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Объясните ошибку в предложенном сравнении» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; П.: осуществлять логические действия сравнения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками | Таблица «Признаки падежных форм имён существительных» |
38 | Родительный падеж.
| 1 | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Распределите слова по логическому принципу» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действий; П.: осуществлять логические действия анализа; К.: строить понятные высказывания.
| Таблица «Признаки падежных форм имён существительных» |
39 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Найдите логическую связь между тремя предметами». Цель: развитие вербально- логического мышления
| Р.: осуществлять контроль за результатом; П.: осуществлять логические действия сравнения и анализа; К.: строить понятные высказывания.
| Таблица «Признаки падежных форм имён существительных» |
40 | Дательный падеж | 1 | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | -Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Распределите слова по логическому принципу» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действий; П.: осуществлять логические действия анализа; К.: строить понятные высказывания | Таблица «Признаки падежных форм имён существительных» |
41 | Творительный падеж
| 1 | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «В чем ошибочность предложенного высказывания» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; П.: анализировать содержание текста; К.: активно использовать речевые средства.
| Таблица «Признаки падежных форм имён существительных» |
42
| Предложный падеж
| 1 | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Прочти предложение» Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления
| Р.: вносить необходимые коррективы в исполнение действия; П.: владеть навыками смыслового чтения; К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
| Таблица «Признаки падежных форм имён существительных» |
43
| Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
| 1 | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Выбери три слова» Цель: развитие внимательности. | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: строить монологическое высказывание.
| Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания» |
44
| Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа. Винительный падеж множественного числа имён существительных. | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Хитрый вопрос» Цель: развитие орфоэпического произношения | Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; П.: пользоваться различными источниками информации; К.: активно использовать речевые средства.
| Карточка с заданием |
45 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Выбери три слова» Цель: развитие внимательности. | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: аргументировать свою точку зрения.
| Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания» |
46
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
| 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации
| Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи | Р.: контролировать и оценивать учебные действия.
| Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания» |
47 | Работа над ошибками. | 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании | Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем; П.: классифицировать ошибки по изученным правилам; К.: сотрудничать с учителем | Памятка по выполнению работы над ошибками |
Имя прилагательное (18 ч) | ||||||
48
| Значение и употребление имён прилагательных в речи. Число имён прилагательных.
| 1 | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Угадай по описанию» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: планировать и адекватно оценивать учебные действия; П.: логически рассуждать; К.: излагать своё мнение и аргументировать.
| Таблица «Понятие об имени прилагательном» |
49 | Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по родам (в единственном числе) | 1 | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Отвечай быстро» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; П.: классифицировать по родовым признакам; К.: строить понятные высказывания.
| Таблица «Изменение имён прилагательных по родам» |
50 | Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях.
| 1 | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Найдите логическую связь между тремя предметами. Докажите, что один предмет отличается по каким-либо признакам» Цель: на развитие вербально- логического мышления | Р.: адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы; П.: логически рассуждать; К.: излагать своё мнение и аргументировать.
| Памятка «Как определить падеж имён прилагательных» |
51
| Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
| 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Найдите и подробно опишите различные черты двух сходных предметов» Цель: развитие вербально- логического мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить монологическое высказывание; К.: применять приобретённые коммуникативные умения.
| Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». |
52
| Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
| 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, дательном падеже, проверять правильность написанного | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Прочти предложение» Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: владеть навыками смыслового чтения; К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
| Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». |
53 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
| 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в, дательном падеже, проверять правильность написанного
| - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Назови одним словом» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». |
54 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
| 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Прочти предложение» Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления
| Р.: выполнять действия по инструкции; П.: владеть навыками смыслового чтения; К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
| |
55 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного.
| - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Выбери три слова» Цель: развитие внимательности.
.
| Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: строить монологическое высказывание
| Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». |
56
| Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» Ставить имена прилагательные в нужном падеже.
| - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Разложи на группы» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». |
57 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
| 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.
| - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Найди лишнее слово» Цель: развитие понятийного мышления
| ||
58 | Склонение имён прилагательных во множественном числе.
| 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам | - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Наблюдательность» Цель: развитие взаимосвязи внимания, зрительной памяти и восприятия | Р.: оценивать учебные действия; П.: строить речевое высказывание в устной форме; К.: слушать и слышать собеседника.
|
|
59 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | - Разминка (зрительный диктант) - Игра «Вопрошайка» Цель: развитие наглядно образного мышления | Р.: оценивать учебные действия; П.: задавать вопросы; К.: сотрудничать с партнёром.
| Сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание |
60
| Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.
| 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Хитрый вопрос» Цель: способствовать развитию орфоэпического произношения | Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; П.: пользоваться различными источниками информации; К.: активно использовать речевые средства.
| Карточка с заданием |
61 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. | - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Выбери три слова» Цель: развитие внимательности.
| Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: строить монологическое высказывание
| Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». |
62
| Р/р Письмо по памяти сравнительного описательного текста.
| 1 | С помощью учителя готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное. | Записывание опорных слов, выделение в тексте карандашом главного, использование ассоциаций, графических схем, набросков и пиктограмм Цель: подробное запоминание текста на основе создания образа | Р.: выполнять действия по намеченному плану; П.: передавать письменно содержание текста; К.: соблюдать нормы «хорошей» речи.
| Памятка “Как подготовится к изложению”
|
63
| Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных во всех падежах множественного числа | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных во всех падежах множественного числа | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Прочти предложение» Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления
| Р.: выполнять действия по инструкции; П.: владеть навыками смыслового чтения; К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
| Карточка с заданием |
64 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
| 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
| Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; К.: слушать и слышать учителя.
| Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания» |
65 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Обобщить всё о имени прилагательном.. | Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании | Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем; П.: классифицировать ошибки по изученным правилам; К.: сотрудничать с учителем | Памятка по выполнению работы над ошибками |
Личные местоимения (5 ч) | ||||||
66
| Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
| 1 | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений
| - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Наблюдательность» Цель: развитие взаимосвязи внимания, зрительной памяти и восприятия. | Р.: оценивать учебные действия; П.: строить речевое высказывание в устной форме; К.: слушать и слышать собеседника.
| Таблица «Личные местоимения» |
67
| Изменение по падежам местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
| 1 | Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. | - Разминка (зрительный диктант) - Игра «Вопрошайка» Цель: развитие наглядно образного мышления | Р.: оценивать учебные действия; П.: задавать вопросы; К.: сотрудничать с партнёром.
| Сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание |
68
| Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
| 1 | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. . | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Хитрый вопрос» Цель: развитие орфоэпического произношения | Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; П.: пользоваться различными источниками информации; К.: активно использовать речевые средства.
| Карточка с заданием |
69
| Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.
| 1 | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнения на интерактивной образовательной платформе «Яндекс. Учебник» Цель: закрепление учебного материала.
| Р.: действовать конструктивно в ситуации неуспеха; П.: фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; К.: использовать средства ИКТ.
| |
70
| Обобщение по теме "Местоимение". Проверочная работа по теме "Местоимение" | 1 | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Самостоятельное выполнение тестовых заданий | Р.: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; П.: строить рассуждения во внутренней речи;
| Тест |
Глагол (18ч) | ||||||
71
| Глагол как часть речи.
| 1 | Различать глаголы среди других слов и в тексте.
| - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Назови одним словом» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Таблица «Глагол» |
72 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать, текст, изменяя время глагола. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Подбери обобщающие понятия» Цель: развитие вербально-логического мышления | Р.: вносить необходимые коррективы; П.: анализировать и обобщать информацию; К.: стремиться к более точному выражению собственного мнения.
| Карточка с заданием |
73 | Неопределённая форма глагола
| 1 | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных ( шить, печь) | -Разминка (зрительный диктант) -Упражнения на интерактивной образовательной платформе Учи.ру Цель: развитие понятийного мышления | Р.: понимать причины успеха/ неуспеха, действовать конструктивно; П.: классифицировать по признакам; К.: использовать средства ИКТ.
| |
74 | Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.
| 1 | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделан.?»
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Продолжи ряд слов» Цель: развитие вербально-логического мышления | Р.: оценивать учебные действия; П.: устанавливать аналогии; К.: выбирать адекватные языковые средства.
| Карточка с заданием. Памятка «Неопределённая форма глагола» |
75 | Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану.
| 1 | Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. | Записывание опорных слов, выделение в тексте карандашом главного, использование ассоциаций, графических схем, набросков и пиктограмм Цель: подробное запоминание текста на основе создания образа | Р.: выполнять действия по намеченному плану; П.: передавать письменно содержание текста; К.: соблюдать нормы «хорошей» речи.
| Памятка “Как подготовится к изложению”
|
76
| Спряжение глагола
| 1 | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.
| - Разминка (зрительный диктант) - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Наблюдательность» Цель: развитие взаимосвязи внимания, зрительной памяти и восприятия. | Р.: оценивать учебные действия; П.: строить речевое высказывание в устной форме; К.: слушать и слышать собеседника.
| Сюжетная картинка |
77
| 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.
| 1 | Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.
| - Разминка (зрительный диктант) - Игра «Вопрошайка» Цель: развитие наглядно образного мышления | Р.: оценивать учебные действия; П.: задавать вопросы; К.: сотрудничать с партнёром | Сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание |
78 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «1 и II спряжение глаголов». | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Хитрый вопрос» Цель: развитие орфоэпического произношения | Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; П.: пользоваться различными источниками информации; К.: активно использовать речевые средства.
| Карточка с заданием |
79
| Личные окончания глаголов I и II спряжений Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Е или И?» Цель: развитие орфографической грамотности через многократное проговаривание алгоритма | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; П.: пользоваться алгоритмом; К.: строить монологическое высказывание.
| Алгоритм написания безударных окончаний глагола |
80-83 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 4 | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.
| |||
84 | Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
| 1 | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. | - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Разложи на группы» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: вносить необходимые коррективы; П.: строить рассуждения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.
| Памятка «Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах |
85 | Правописание глаголов в прошедшем времени
| 1 | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.
| - Разминка (зрительный диктант) - Упражнение «Назови одним словом» Цель: развитие понятийного мышления | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: строить рассуждения; К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками. | Карточка с заданием. Памятка «Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах |
86 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | 1 | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.
| - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение «Е или И?» Цель: развитие орфографической грамотности через многократное проговаривание алгоритма | Р.: контролировать и оценивать учебные действия; П.: пользоваться алгоритмом; К.: строить монологическое высказывание.
| Алгоритм написания безударных окончаний глагола |
87 | Контрольный диктант.
| 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки
| Письмо под диктовку с использованием внутренней речи. | Р.: контролировать учебные действия, вносить необходимые коррективы; К.: слушать и слышать учителя. | Алгоритм написания безударных окончаний глагола |
88 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
| 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании | Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем; П.: классифицировать ошибки по изученным правилам; К.: сотрудничать с учителем | Памятка по выполнению работы над ошибками |
Повторение (14ч) | ||||||
89 | Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | - Разминка (зрительный диктант) Цель: развитие зрительной и оперативной памяти, орфографической зоркости. -Игра «Чья это речь?» Цель: развитие вербально- логического мышления
| Р.: сохранять цели и задачи урока; П.: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К.: строить монологическое высказывание. | Аудиозапись, карточка с заданием |
90 | Повторение по теме «Текст» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение вида «Восстанови текст» Цель: развитие вербально-логического мышления.
| Р.: контролировать учебные действия; П.: осуществлять логические действия анализа, сравнения; К.: сотрудничать с одноклассниками.
| Карточки с разрезанными частями текстами |
91 | Повторение по теме «Предложение и словосочетание» | 1 | Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнение вида «Живые слова» Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор. | Р.: оценивать правильность выполнения действий; П.: использовать знаково-символические средства; К.: строить понятные высказывания
| Карточки со словами |
92 | Состав слова | 1 | Воспроизводить знания о составе слова. Определять последовательность действий при нахождении в слове значимых частей. | - Разминка (зрительный диктант) -Игра «Убери лишний вагон» Цель: создать условия для закрепления состава слова | Р.: проявлять познавательную инициативу; П.: осуществлять логические действия сравнения; К.: аргументировать свою точку зрения.
| Памятка «Разбор слова по составу», изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. |
93 | Итоговый контрольный диктант
| 1 | Применять свои знания для выполнения итоговой работы | Письмо под диктовку с использованием внутренней речи. | Р.: контролировать учебные действия, вносить необходимые коррективы; К.: слушать и слышать учителя.
| ______________ |
94 | Работа над ошибками, допущенными в итоговом диктанте | 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании | Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем; П.: классифицировать ошибки по изученным правилам; К.: сотрудничать с учителем | Памятка по выполнению работы над ошибками |
95-97 | Части речи. Признаки частей речи. | 3 | Воспроизводить знания о частях речи и их признаках. Распознавать изученные части речи и их признаки. Находить сходство и различия в признаках частей речи. Разбирать заданное слово как часть речи с помощью памятки. Орфографически правильно писать слова изученных частей речи. | - Разминка (зрительный диктант); - Игра «Школа разведки» Цель: развитие понятийного понятия.
| Р.: осуществлять пошаговый контроль; П.: классифицировать по родо- видовым признакам; К.: осуществлять взаимоконтроль в паре.
| Карточки с вопросами, словами разных частей речи. |
98 | Служебные части речи | 1 | ||||
99-100 | Правописание слов разных частей речи | 2 | - Разминка (зрительный диктант) - Игра «Лови ошибку» Цели: находить ошибки, объяснять правописание слов | Р.: выполнять действия по инструкции; П.: осуществлять логические действия анализа; К.: участвовать в диалоге. | Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания»
| |
101 | Р/р Сжатое изложение повествовательного текста | 1 | Воспроизводить представление о сжатом изложении и способах сжатия текста. Составлять сжатое устное изложение данного текста. | Выделение в тексте карандашом основной информации, убирая ненужные подробности и детали, находить в тексте мелкие факты, объединять их на основе общего. Цель: передать основное содержание в краткой форме. | Р.: выполнять действия по намеченному плану; П.: выделять существенную информацию, последовательно излагать её; К.: сотрудничать с учителем.
| Памятка “Как написать сжатое изложение”
|
102 | Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения | 1 | Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме. Различать звуки и давать им характеристику. | - Разминка (зрительный диктант) -Упражнения на интерактивной образовательной платформе «Яндекс. Учебник» Цель: закрепление учебного материала.
| Р.: действовать конструктивно в ситуации неуспеха; П.: фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; К.: использовать средства ИКТ.
| |
7. материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
№ по федераль ному списку | Предмет | Название учебника | Автор, издатель, год издания, рекомендован или допущен | Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства) |
1.1.1.1.4.5. | Русский язык
| «Русский язык» учебник для 4 класса общеобразовательной школы, рабочие тетради (1,2) | В.П. Канакина. В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградс- кая и др.- М., Пр., Рекомендовано МО РФ | www.1-4.prosv.ru
|
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во экземпляров в наличии |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы. | 1 |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития | 1 |
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития | 1 |
Комплекты для обучения грамоте наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв.
Русский алфавит (плакат).
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку |
1 2 1
1
1 |
Шклярова Т. В. Орфографический словарь начальная школа. –М: ВАКО,2014.- 80с. | 25 |
Фёдорова Т.Л. Словарь синонимов и антонимов.- М.: «ЛадКом», 2014. – 224с. | 25 |
Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений/ Составитель И. В. Ефимова.- М.: Эксмо,2011.- 272с. | 6 |
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2009.- 944с. | 6 |
Комплект таблиц для 1-4 классов: Гласные звуки и буквы. Согласные звуки. Сочетания букв. Члены предложения. Перенос слов. Части речи. Части слова. Правописание не с глаголами. Правописание окончаний имен прилагательных. Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам. Род имен существительных. Падежи. Склонение личных местоимений. Однородные члены предложения. Спряжение глаголов. 16.Личные местоимения. | 1 |
Технические средства обучения | |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | 1 |
Компьютер | 2 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Экспозиционный экран Компьютер |
|
Сканер | 1 |
Принтер струйный цветной | 1 |
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофильмы , соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку |
|
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку |
|
Игры | |
Настольные развивающие игры | 5 |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
| 15/30 |
Стол учительский с тумбой. | 1 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 3 |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
|
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | 1 |