Рабочая АОП НОО обучающихся с ЗПР по русскому языку в 4 классе УМК «Школа России»

1
1
Материал опубликован 23 July 2021

1.Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе требований ФГОС НОО с ОВЗ к результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Для реализации данной программы используется авторская программа «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, учебно – методический комплекс: Канакина В.П., Горецкий И.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.

«Просвещение», 2015г.

Целями изучения предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач:

максимальное внимание к развитию фонематического вос­приятия, формированию звукового анализа и синтеза;

уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

формирование письменных навыков учебной работы;

развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой по русскому языку: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

АОП по русскому языку (Вариант 7.1.) носит элементарно-практическую, коррекционную направленность и предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).


 

2. Общая характеристика учебного предмета

В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое.

Значительное место уделяется частям речи и их существен­ным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных ме­стоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоя­щего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием.

На этом этапе начинается работа над формированием слож­ных орфографических навыков правописания безударных па­дежных окончаний имён существительных, имён прилагатель­ных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произноситель­ной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Совершенствуются и углубляются уже приобретённые в про­цессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи.

Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложе­ния, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.

3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» в 4 классе в адаптированной программе отводится 3ч в неделю. Программа рассчита­на на 102ч.

 

4. Планируемые результаты освоения русского языка обучающимися с ЗПР.

Программа обеспечивает достижение учащимся 4 класса с ЗПР определённых личностных, метапредметных и предметных результатов базового уровня.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих результатов:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования

РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Обучающийся получит возможность для формирования

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Обучающийся получит возможность для формирования

КОММУНИКАТИВНЫХ УУД:

слушать и слышать собеседника, вести диалог;

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;

освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса);

овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

5. Содержание учебного предмета

Повторение (10ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Диалог. Монолог.

Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Подробное изложение. Типы текстов.

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (7ч)

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Простые и сложные предложения. Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Развитие речи: Письменное изложение повествовательного текста.

Слово в языке и речи (6ч)

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Значимые части слова. Роль окончания в слове. Разбор слова по составу. Приставки и суффиксы.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Развитие речи: Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

Части речи (5ч)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Имя существительное (19ч)

Изменение по падежам имён существительных. Признаки падежных форм имён существительных. Различие имён существительных в именительном падеже, родительном, винительном падежах. Различие имён существительных употреблённых в предложном падеже. Падежные склонения имён существительных 1-го склонения. 2-е склонение имён существительных. 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания существительных 2-го и 3-го склонения. Развитие речи: подробное изложение по совместно с учителем составленному плану.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Именительный и винительный падежи имён существительных. Падежные окончания имён существительных в родительном падеже и винительном падежах. Падежные окончания имён существительных в дательном падеже и родительном. Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Безударные окончания имен существительных во всех падежах. Развитие речи: сочинение –отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «кружевница».

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе

Склонение имён существительных во множественном числе. Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах. Проект «Говорите правильно!»

Имя прилагательное (18ч)

Повторение. Изменение по падежам имён прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Развитие речи: сочинение –описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка», сочинение – рассуждение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Обобщение по разделу «Имя прилагательное».

Местоимение (5ч)

Повторение. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1,2, и 3-го лица. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица ед.ч. и мн.ч. Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица ед.ч. и мн.ч. Правописание личных местоимений 3-го лица.

Глагол (18ч)

Повторение. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. Спряжение глагола . Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в ед. ч. Развитие речи: сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (14ч)

Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. Части речи. Звуки и буквы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6. календарно -тематическое планирование

русский язык (102 часа)

 

темы п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

Коррекция

 

УУД

МТО

Повторение (11 ч)

1

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык

 

1

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, ис­пользовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включени­ем в него диалога.

- Разминка (зрительный диктант)

Цель: развитие зрительной и оперативной памяти, орфографической зоркости.

-Игра «Чья это речь?»

Цель: развитие вербально- логического мышления

 

Р.: сохранять цели и задачи урока;

П.: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

К.: строить монологическое высказывание.

Аудиозапись, карточка с заданием

2

 

 

 

Текст. План текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и

текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхож­дением слова каникулы. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описа­ние, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

 

 

- Разминка (зрительный диктант)

Цель: развитие зрительной и оперативной памяти, орфографической зоркости.

-Упражнение вида «Разложи по порядку»

Цель: развитие способности установления причинно- следственных связей.

 

 

 

 

 

 

Р.: контролировать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия анализа, сравнения;

К.: сотрудничать с одноклассниками.

 

Разрезанный текст

 

3

 

 

Типы текстов.

 

 

1

-Разминка (зрительный диктант)

-Упражнения на интерактивной образовательной платформе Учи.ру

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: понимать причины успеха/ неуспеха, действовать конструктивно;

П.: классифицировать по признакам;

К.: использовать средства ИКТ.

 

https://clc.to/uchi-yt

 

4

Р/р. Подробное изложение пове­ствовательного текста

1

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

С помощью учителя подготовиться к написанию изложения. Подробно из­лагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

 

Записывание опорных слов, выделение в тексте карандашом главного, использование ассоциаций, графических схем, набросков и пиктограмм

Цель: подробное запоминание текста на основе создания образа

Р.: выполнять действия по намеченному плану;

П.: составлять тексты в устной и письменной формах;

К.: выбирать адекватные речевые средства.

 

Памятка “Как подготовится к изложению”

 

5

 

 

 

 

 

 

Работа над ошибками. Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

 

1

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интона­ции.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение вида «Живые слова»

Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.

Р.: оценивать правильность выполнения действий;

П.: использовать знаково-символические средства;

К.: строить понятные высказывания

 

Карточки со словами

6

 

Обращение

 

1

Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнения на интерактивной образовательной платформе «Яндекс. Учебник»

Цель: закрепление учебного материала.

 

Р.: действовать конструктивно в ситуации неуспеха;

П.: фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

К.: использовать средства ИКТ.

 

 

https://education.yandex.ru/lab/classes/340628/library/russian/

7

 

 

 

 

Главные и второстепенные члены предложе­ния. Основа предложения

 

1

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахожде­ния главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения,

- Разминка (зрительный диктант)

-Разбор предложений по членам с комментированием

Цель: закрепление учебного материала через многократное проговаривание

Р.: контролировать учебные действия;

П.: использовать знаково-символические средства;

К.: строить монологическое высказывание.

 

Памятка «Разбор предложения по членам».

Карточка с заданием

8

Распространённые и нераспространённые предложения.

Словосочетание

 

1

Различать распростра­нённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.

Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложение по членам

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнения вида «Жилища разных народов»

Цель: закрепление учебного материала через двигательный анализатор.

 

 

Карточка с заданием

9

 

 

 

 

Входная контрольная работа

 

 

 

1

Писать текст под диктовку. Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения.

Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

К.: слушать и слышать учителя.

 

Памятка «Разбор предложения по членам»

10

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

 

 

учебной за­дачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Вос­станавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста пове­ствовательного характера.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

 

Исправление ошибок допущенных в контрольной работе

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем;

П.: классифицировать ошибки по изученным правилам;

К.: сотрудничать с учителем

Памятка по выполнению работы над ошибками 

Предложение (7ч)

11

 

 

 

 

Однородные члены предложения

 

 

 

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие

при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и состав­лять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союза­ми (и, а, но).

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными чле­нами.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Разведчики»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Алгоритм нахождения главных членов. Карточка с заданием

12

 

 

 

 

 

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления.

 

1

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Крестики- нолики»

Цель: учиться доказывать или опровергать постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Карточка с заданием

13

Р/р. Сочинение по репро­дукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

1

Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

Приём «Входим в картину…»

Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

П.: составлять текст в устной и письменной форме;

К.: строить ясные, содержательные и оригинальные высказывания.

 

Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

14

 

 

 

 

 

Простые и сложные предложения

 

 

 

 

1

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое пред­ложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы.

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение вида «Живые слова»

Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.

 

 

Р.: контролировать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия сравнения, анализа;

К.: стремиться к более точному выражению собственного мнения.

 

Схемы предложений

15

 

 

 

 

Знаки препинания в сложном предложении

 

 

1

Составлять сложные предложения.

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными члена­ми.

Оценивать текст с точки зрения

пунктуационной правильности. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными чле­нами

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Крестики –нолики»

Цель: учиться доказывать или опровергать постановку знаков препинания

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Карточка с заданием

16

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

К.: слушать и слышать учителя.

 

Памятка «Разбор предложения по членам»

17

Работа над ошибками

1

Анализировать и оценивать результаты работы.

Исправление ошибок допущенных в контрольной работе

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем;

П.: классифицировать ошибки по изученным правилам;

К.: сотрудничать с учителем

Памятка по выполнению работы над ошибками 

Слово в языке и речи (6 ч)

18

 

 

 

 

Лексическое значение слова

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

 

1

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толко­вого словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (вы­писывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с по­мощью учителя, затем самостоятельно).

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: контролировать учебные действия;

П.: записывать информацию;

К.: строить понятные для партнёра высказывания.

 

Карточки со словами, толковые словари.

19

 

 

 

 

Синонимы. Антонимы. Омонимы

 

 

 

1

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синони­мов, антонимов, омонимов, фразеологизмов), находить в них нужную информацию о слове.

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов

Игра «Хитрая подмена»

Цель: расширение словаря синонимов.

Р.: правильно оценивать свои действия;

П.: извлекать необходимую информацию;

К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

 

Словарь антонимов, словарь синонимов

20

 

 

 

 

 

Фразеологизмы.

Р/р. Составление текста по рисунку и фразеологизму

 

 

1

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразе­ологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

 

Разминка « Фразеологизмы и крылатые выражения» на интерактивной образовательной платформе Учи.ру

Р.: выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

П.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

К.: активно использовать речевые средства.

 

https://uchi.ru/teachers/groups/3081357/subjects/2/course_programs/4/lessons/92143

21

 

Значимые части слова

 

1

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по со­ставу.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Убери лишний вагон»

Цель: создать условия для закрепления состава слова

Р.: проявлять познавательную инициативу;

П.: осуществлять логические действия сравнения;

К.: аргументировать свою точку зрения.

 

Памятка «Разбор слова по составу», изображение трех поездов со словами на каждом вагоне.

22

 

 

 

Правописание гласных и согласных в корне.

 

 

1

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра. «Выбери три слова»

Цель: развитие внимательности .

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия анализа;

К.: аргументировать свою точку зрения.

 

Карточки со словами

23

Правописание суффиксов –ик, -ек, -ок, -онок

1

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнения вида «Подбери необходимые по смыслу слова»

Цель: развитие вербально-логического мышления, закрепление правила правописания суффиксов

 

Р.: правильно оценивать свои действия;

П.: пользоваться различными источниками информации;

К.: задавать вопросы необходимые для решения задачи.

 

Карточка с заданием

Части речи (5ч)

24

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельные и служебные части речи

1

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грам­матические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Подбери обобщающие понятия»

Цель: развитие вербально-логического мышления

Р.: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

П.: осуществлять логические действия синтеза, используя эгоцентрическую речь;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Справочный материал

25

 

Грамматические признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное.

1

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматиче­ские признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Найди лишнее слово»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: осуществлять контроль за результатом;

П.: осуществлять логические действия сравнения и анализа;

К.: строить понятные высказывания.

 

Справочный материал

 

26

Грамматические признаки частей речи. Глагол. Местоимение.

1

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать грам­матические признаки глагола, местоимения. Определять роль глагола в предложении и тексте.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Назови правильно»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: осуществлять контроль за результатом;

П.: осуществлять логические действия обобщения;

К.: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Справочный материал

27

Наречие. Значение и употребление в речи

 

1

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грам­матические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Назови одним словом»

Цель: развитие понятийного мышления

 

Справочный материал

28

Проверочная работа по теме «Части речи»

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Школа разведки»

Цель: обобщить знания по теме «Части речи»

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем;

П.: использовать знаково- символические средства;

К.: применять коммуникативные умения.

Карточки со словами, схемы.

Имя существительное (19 ч)

29

 

 

30

 

Изменение по падежам имён существительных

Признаки падежных форм имён существительных.

 

2

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Опре­делять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существи­тельных в речи.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение

«Подбери необходимые по смыслу слова»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия синтеза;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Таблица «Признаки падежных форм имён существительных»

31

 

 

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

 

 

1

Изменять имена существительные по падежам.

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Опре­делять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение

«Подбери слова по определениям»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия синтеза;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Памятка «1 склонение имён существительных»

32

 

2-е склонение имён существительных

1

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го

склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окон­чания существительных 2-го склонения.

 

 

 

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение

«Подбери обобщающие понятия»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия обобщения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Памятка «2 склонение имён существительных»

33

 

 

 

 

 

3-е склонение имён существительных.

 

1

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры суще­ствительных 3-го склонения.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение

«Продолжи ряд слов, относящихся к одному обобщению»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

П.: осуществлять логические действия анализа;

К.: строить монологическое высказывание.

 

Памятки: «Три склонения имён существительных».

34

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных.1,2,3 склонения»

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

К.: слушать и слышать учителя.

 

Памятка «Как узнать к какому склонению относятся имена существительные?»

35

Работа над ошибками.

1

Анализировать и оценивать результаты работы

Исправление ошибок, допущенных в диктанте

 

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем;

П.: классифицировать ошибки по изученным правилам;

К.: сотрудничать с учителем

Памятка по выполнению работы над ошибками

36

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

 

1

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение

«Расскажите, во что превратятся следующие предметы?»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: задавать вопросы необходимые для организации деятельности.

 

Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания»

37

Именительный и винительный падежи

1

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Объясните ошибку в предложенном сравнении»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия сравнения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками

Таблица «Признаки падежных форм имён существительных»

38

Родительный падеж.

 

1

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Распределите слова по логическому принципу»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

П.: осуществлять логические действия анализа;

К.: строить понятные высказывания.

 

Таблица «Признаки падежных форм имён существительных»

39

Именительный, родительный и винительный па­дежи одушевлённых имён существительных

1

Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Найдите логическую связь между тремя предметами».

Цель: развитие вербально- логического мышления

 

Р.: осуществлять контроль за результатом;

П.: осуществлять логические действия сравнения и анализа;

К.: строить понятные высказывания.

 

Таблица «Признаки падежных форм имён существительных»

40

Дательный падеж

1

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

-Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Распределите слова по логическому принципу»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

П.: осуществлять логические действия анализа;

К.: строить понятные высказывания

Таблица «Признаки падежных форм имён существительных»

41

Творительный падеж

 

1

Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «В чем ошибочность предложенного высказывания»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

П.: анализировать содержание текста;

К.: активно использовать речевые средства.

 

Таблица «Признаки падежных форм имён существительных»

42

 

 

Предложный падеж

 

 

1

Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Прочти предложение»

Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления

 

Р.: вносить необходимые коррективы в исполнение действия;

П.: владеть навыками смыслового чтения;

К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

 

Таблица «Признаки падежных форм имён существительных»

43

 

 

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

 

1

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Выбери три слова»

Цель: развитие внимательности.

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: строить монологическое высказывание.

 

Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания»

44

 

 

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа. Винительный падеж множественного числа имён существительных.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Хитрый вопрос»

Цель: развитие орфоэпического произношения

Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

П.: пользоваться различными источниками информации;

К.: активно использовать речевые средства.

 

Карточка с заданием

45

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Выбери три слова»

Цель: развитие внимательности.

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: аргументировать свою точку зрения.

 

Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания»

46

 

 

 

 

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


 

 

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации

 

Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи

Р.: контролировать и оценивать учебные действия.

 

 

Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания»

47

Работа над ошибками.

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем;

П.: классифицировать ошибки по изученным правилам;

К.: сотрудничать с учителем

Памятка по выполнению работы над ошибками

Имя прилагательное (18 ч)

48

 

 

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Число имён прилагательных.

 

1

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подби­рать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Угадай по описанию»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: планировать и адекватно оценивать учебные действия;

П.: логически рассуждать;

К.: излагать своё мнение и аргументировать.

 

Таблица «Понятие об имени прилагательном»

49

Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по родам (в единственном числе)

1

Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Отвечай быстро»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П.: классифицировать по родовым признакам;

К.: строить понятные высказывания.

 

Таблица «Изменение имён прилагательных по родам»

50

Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях.

 

 

1

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прила­гательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение

«Найдите логическую связь между тремя предметами. Докажите, что один предмет отличается по каким-либо признакам»

Цель: на развитие вербально- логического мышления

Р.: адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы;

П.: логически рассуждать;

К.: излагать своё мнение и аргументировать.

 

Памятка «Как определить падеж имён прилагательных»

51

 

 

 

 

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

 

 

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Найдите и подробно опишите различные черты двух сходных предметов»

Цель: развитие вербально- логического мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить монологическое высказывание;

К.: применять приобретённые коммуникативные умения.

 

Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

52

 

 

 

 

 

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

 

 

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, дательном  падеже, проверять правильность написанного

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Прочти предложение»

Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: владеть навыками смыслового чтения;

К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

 

Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

53

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

 

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в, дательном падеже, проверять правильность написанного

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Назови одним словом»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

54

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

 

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Прочти предложение»

Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления

 

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: владеть навыками смыслового чтения;

К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

 

55

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Выбери три слова»

Цель: развитие внимательности.

 

 

.

 

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: строить монологическое высказывание

 

Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

56

 

 

 

 

 

 

 

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Ставить имена прилагательные в нужном падеже.

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Разложи на группы»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

57

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

 

 

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.

 

 

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Найди лишнее слово»

Цель: развитие понятийного мышления

 

58

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

 

 

 

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Наблюдательность»

Цель: развитие взаимосвязи внимания, зрительной памяти и восприятия

Р.: оценивать учебные действия;

П.: строить речевое высказывание в устной форме;

К.: слушать и слышать собеседника.

 

 

59

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

- Разминка (зрительный диктант)

- Игра «Вопрошайка»

Цель: развитие наглядно образного мышления

Р.: оценивать учебные действия;

П.: задавать вопросы;

К.: сотрудничать с партнёром.

 

Сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание

60

 

 

 

 

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

 

 

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Хитрый вопрос»

Цель: способствовать развитию орфоэпического произношения

Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

П.: пользоваться различными источниками информации;

К.: активно использовать речевые средства.

 

Карточка с заданием

61

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Выбери три слова»

Цель: развитие внимательности.

 

 

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: строить монологическое высказывание

 

Памятка «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

62

 

 

 

 

 

Р/р Письмо по памяти сравнительно­го описательного текста.

 

1

С помощью учителя готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное.

Записывание опорных слов, выделение в тексте карандашом главного, использование ассоциаций, графических схем, набросков и пиктограмм

Цель: подробное запоминание текста на основе создания образа

Р.: выполнять действия по намеченному плану;

П.: передавать письменно содержание текста;

К.: соблюдать нормы «хорошей» речи.

 

Памятка “Как подготовится к изложению”

 

63

 

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных во всех  падежах множественного числа

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных во всех  падежах множественного числа

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Прочти предложение»

Цель: развитие устной речи, внимания, быстроты мышления

 

 

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: владеть навыками смыслового чтения;

К.: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

 

Карточка с заданием

64

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

 

 

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 

Письмо под диктовку с использованием эгоцентрической речи

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

К.: слушать и слышать учителя.

 

 

Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания»

65

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Обобщить всё о имени прилагательном..

Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем;

П.: классифицировать ошибки по изученным правилам;

К.: сотрудничать с учителем

Памятка по выполнению работы над ошибками

Личные местоимения (5 ч)

66

 

 

 

Роль местоимений в речи.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

 

1

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Наблюдательность»

Цель: развитие взаимосвязи внимания, зрительной памяти и восприятия.

Р.: оценивать учебные действия;

П.: строить речевое высказывание в устной форме;

К.: слушать и слышать собеседника.

 

Таблица «Личные местоимения»

 

67

 

 

 

 

Изменение по падежам местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

 

 

1

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять лич­ные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

- Разминка (зрительный диктант)

- Игра «Вопрошайка»

Цель: развитие наглядно образного мышления

Р.: оценивать учебные действия;

П.: задавать вопросы;

К.: сотрудничать с партнёром.

 

Сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание

 

68

 

 

 

 

Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

 

 

1

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Хитрый вопрос»

Цель: развитие орфоэпического произношения

Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

П.: пользоваться различными источниками информации;

К.: активно использовать речевые средства.

 

Карточка с заданием

69

 

 

 

 

 

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

 

1

Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

 

 

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнения на интерактивной образовательной платформе «Яндекс. Учебник»

Цель: закрепление учебного материала.

 

Р.: действовать конструктивно в ситуации неуспеха;

П.: фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

К.: использовать средства ИКТ.

 

 

https://education.yandex.ru/lab/classes/228294/library/russian/theme/7871/problems/

70

 

 

 

 

Обобщение по теме "Местоимение". 

Проверочная работа по теме "Местоимение"

1

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Самостоятельное выполнение тестовых заданий

Р.: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;

П.: строить рассуждения во внутренней речи;

 

 

Тест

Глагол (18ч)

71

 

 

Глагол как часть речи.

 

 

1

Различать глаголы среди других слов и в тексте.

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Назови одним словом»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Таблица «Глагол»

72

Изменение глаголов по временам.

1

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать, текст, изменяя время глагола.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Подбери обобщающие понятия»

Цель: развитие вербально-логического мышления

Р.: вносить необходимые коррективы;

П.: анализировать и обобщать информацию;

К.: стремиться к более точному выражению собственного мнения.

 

Карточка с заданием

73

Неопределённая форма глагола

 

1

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных ( шить, печь)

-Разминка (зрительный диктант)

-Упражнения на интерактивной образовательной платформе Учи.ру

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: понимать причины успеха/ неуспеха, действовать конструктивно;

П.: классифицировать по признакам;

К.: использовать средства ИКТ.

 

https://uchi.ru/teachers/groups/3081357/subjects/2/course_programs/4/cards/58397

74

Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

 

1

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделан.?»

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Продолжи ряд слов»

Цель: развитие вербально-логического мышления

Р.: оценивать учебные действия;

П.: устанавливать аналогии;

К.: выбирать адекватные языковые средства.

 

Карточка с заданием.

Памятка «Неопределённая форма глагола»

75

Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

 

1

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно состав­ленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств.

Записывание опорных слов, выделение в тексте карандашом главного, использование ассоциаций, графических схем, набросков и пиктограмм

Цель: подробное запоминание текста на основе создания образа

Р.: выполнять действия по намеченному плану;

П.: передавать письменно содержание текста;

К.: соблюдать нормы «хорошей» речи.

 

Памятка “Как подготовится к изложению”

 

76

 

 

 

 

 

Спряжение глагола

 

 


 


 

 

1

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего вре­мени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Наблюдательность»

Цель: развитие взаимосвязи внимания, зрительной памяти и восприятия.

Р.: оценивать учебные действия;

П.: строить речевое высказывание в устной форме;

К.: слушать и слышать собеседника.

 

Сюжетная картинка

77

 

 

 

 

 

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.

 

 

 

1

Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственно­го числа в настоящем и будущем времени.

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Игра «Вопрошайка»

Цель: развитие наглядно образного мышления

Р.: оценивать учебные действия;

П.: задавать вопросы;

К.: сотрудничать с партнёром

Сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание

78

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Спряжение глаголов в будущем времени

1

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (про­стом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных оконча­ний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «1 и II спря­жение глаголов».

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Хитрый вопрос»

Цель: развитие орфоэпического произношения

Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

П.: пользоваться различными источниками информации;

К.: активно использовать речевые средства.

 

Карточка с заданием

79

 

 

 

 

 

Личные окончания глаголов I и II спряжений

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1

Работать с памяткой определения безударного личного окончания гла­гола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного оконча­ния глагола.

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Е или И?»

Цель: развитие орфографической грамотности через многократное проговаривание алгоритма

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

П.: пользоваться алгоритмом;

К.: строить монологическое высказывание.

 

Алгоритм написания безударных окончаний глагола

80-83

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

4

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правиль­ность их написания.

 

84

Возвратные глаголы.

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

 

 

1

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и буду­щего времени.

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Разложи на группы»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: вносить необходимые коррективы;

П.: строить рассуждения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

 

Памятка «Правописание

-тся и –ться в возвратных глаголах

85

Правописание глаголов в прошедшем време­ни

 

 

1

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

 

- Разминка (зрительный диктант)

- Упражнение «Назови одним словом»

Цель: развитие понятийного мышления

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: строить рассуждения;

К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Карточка с заданием.

Памятка «Правописание

-тся и –ться в возвратных глаголах

86

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

1

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

 

 

 

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение «Е или И?»

Цель: развитие орфографической грамотности через многократное проговаривание алгоритма

Р.: контролировать и оценивать учебные действия;

П.: пользоваться алгоритмом;

К.: строить монологическое высказывание.

 

 

Алгоритм написания безударных окончаний глагола

87

Контрольный диктант.

 

 

 

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

 

Письмо под диктовку с использованием внутренней речи.

Р.: контролировать учебные действия, вносить необходимые коррективы;

К.: слушать и слышать учителя.

Алгоритм написания безударных окончаний глагола

88

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

 

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем;

П.: классифицировать ошибки по изученным правилам;

К.: сотрудничать с учителем

Памятка по выполнению работы над ошибками

Повторение (14ч)

89

Повторение по теме «Наша речь и наш язык»

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

- Разминка (зрительный диктант)

Цель: развитие зрительной и оперативной памяти, орфографической зоркости.

-Игра «Чья это речь?»

Цель: развитие вербально- логического мышления

 

Р.: сохранять цели и задачи урока;

П.: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

К.: строить монологическое высказывание.

Аудиозапись, карточка с заданием

90

Повторение по теме «Текст»

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение вида «Восстанови текст»

Цель: развитие вербально-логического мышления.

 

 

 

 

 

Р.: контролировать учебные действия;

П.: осуществлять логические действия анализа, сравнения;

К.: сотрудничать с одноклассниками.

 

Карточки с разрезанными частями текстами

91

Повторение по теме «Предложение и словосочетание»

1

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Разбирать предложение по членам.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнение вида «Живые слова»

Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.

Р.: оценивать правильность выполнения действий;

П.: использовать знаково-символические средства;

К.: строить понятные высказывания

 

Карточки со словами

92

Состав слова

1

Воспроизводить знания о составе слова. Определять последовательность действий при нахождении в слове значимых частей.

- Разминка (зрительный диктант)

-Игра «Убери лишний вагон»

Цель: создать условия для закрепления состава слова

Р.: проявлять познавательную инициативу;

П.: осуществлять логические действия сравнения;

К.: аргументировать свою точку зрения.

 

Памятка «Разбор слова по составу», изображение трех поездов со словами на каждом вагоне.

93

Итоговый контрольный диктант

 

1

Применять свои знания для выполнения итоговой работы

Письмо под диктовку с использованием внутренней речи.

Р.: контролировать учебные действия, вносить необходимые коррективы;

К.: слушать и слышать учителя.

 

 

 

______________

94

Работа над ошибками, допущенными в итоговом диктанте

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Исправление ошибок допущенных в диктанте и грамматическом задании

Р.: адекватно воспринимать оценку учителем выполненной работы, составлять план работы над ошибками совместно с учителем;

П.: классифицировать ошибки по изученным правилам;

К.: сотрудничать с учителем

Памятка по выполнению работы над ошибками

95-97

Части речи. Признаки частей речи.

3

Воспроизводить знания о частях речи и их признаках. Распознавать изученные части речи и их признаки. Находить сходство и различия в признаках частей речи. Разбирать заданное слово как часть речи с помощью памятки. Орфографически правильно писать слова изученных частей речи.

- Разминка (зрительный диктант);

- Игра «Школа разведки»

Цель: развитие понятийного понятия.

 

 

 

Р.: осуществлять пошаговый контроль;

П.: классифицировать по родо- видовым признакам;

К.: осуществлять взаимоконтроль в паре.

 

 

 

Карточки с вопросами, словами разных частей речи.

98

Служебные части речи

1

99-100

Правописание слов разных частей речи

2

- Разминка (зрительный диктант)

- Игра «Лови ошибку»

Цели: находить ошибки,

объяснять правописание

слов

Р.: выполнять действия по инструкции;

П.: осуществлять логические действия анализа;

К.: участвовать в диалоге.

Памятка «Способы проверки безударного падежного окончания»

 

101

Р/р Сжатое изложение повествовательного текста

1

Воспроизводить представление о сжатом изложении и способах сжатия текста. Составлять сжатое устное изложение данного текста.

Выделение в тексте карандашом основной информации, убирая ненужные подробности и детали, находить в тексте мелкие факты, объединять их на основе общего.

Цель: передать основное содержание в краткой форме.

Р.: выполнять действия по намеченному плану;

П.: выделять существенную информацию, последовательно излагать её;

К.: сотрудничать с учителем.

 

Памятка “Как написать сжатое изложение”

 

102

Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения

1

Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме. Различать звуки и давать им характеристику.

- Разминка (зрительный диктант)

-Упражнения на интерактивной образовательной платформе «Яндекс. Учебник»

Цель: закрепление учебного материала.

 

Р.: действовать конструктивно в ситуации неуспеха;

П.: фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

К.: использовать средства ИКТ.

 

 

https://education.yandex.ru/lab/classes/228294/library/russian/theme/31898/problems/


 


 


 


 


 

7. материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция


 

по федераль

ному списку

Предмет

Название учебника

Автор, издатель, год издания, рекомендован или допущен

Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства)

1.1.1.1.4.5.

Русский язык


 


 

 

«Русский язык» учебник для 4 класса общеобразовательной школы, рабочие тетради (1,2)

В.П. Канакина.

В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградс- кая и др.- М., Пр., Рекомендовано МО РФ

www.1-4.prosv.ru

 


 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во экземпляров в наличии

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие про­граммы. 1—4 классы.

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

1

Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития

1

Комплекты для обучения грамоте

наборное полотно,

набор букв,

образцы письменных букв.

 

Русский алфавит (плакат).

 

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку

 

1

2

1

 

 

1

 

1

Шклярова Т. В. Орфографический словарь начальная школа. –М: ВАКО,2014.- 80с.

25

Фёдорова Т.Л. Словарь синонимов и антонимов.- М.: «ЛадКом», 2014. – 224с.

25

Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений/ Составитель И. В. Ефимова.- М.: Эксмо,2011.- 272с.

6

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2009.- 944с.

6

Комплект таблиц для 1-4 классов:

Гласные звуки и буквы.

Согласные звуки.

Сочетания букв.

Члены предложения.

Перенос слов.

Части речи.

Части слова.

Правописание не с глаголами.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам.

Род имен существительных.

Падежи.

Склонение личных местоимений.

Однородные члены предложения.

Спряжение глаголов.

16.Личные местоимения.

1

Технические средства обучения

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

1

Компьютер

2

Мультимедийный проектор

1

Экспозиционный экран

Компьютер

 

Сканер

1

Принтер струйный цветной

1

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы , соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

 

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

 

Игры

Настольные развивающие игры

5

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

 

15/30

Стол учительский с тумбой.

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

3

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

 

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

1


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет публикации

23 July 2021