Коррекционно – развивающее занятие «Волшебная шляпа знаний»
ГОУ «С(К)ОШ – И I – II, V ВИДОВ»
Коррекционно – развивающее занятие
«Волшебная шляпа знаний»
Цели:
1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися алгоритма формулирования проблемы и самостоятельного создания способов действия;
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
3. Воспитывать мотивацию к учению, эмпатию друг к другу, повышение самооценки.
Оборудование: персональный компьютер с клавиатурой, мышью, монитором со слайдовым сопровождением занятия, ручки, цветные и простые карандаши, ластик, ватман, краски цветные, солнечные очки, волшебный мешочек, бумага и чернила, линейка, «Волшебная шляпа знаний».
Дидактический (раздаточный) материал: карточки-задания для коррекции внимания, воображения, мышления; индивидуальные карточки для слабых учеников, отрывок с текстом сказки «Серебряное копытце», медали «За смекалку».
Ход занятия.
Организационный момент. Психологический настрой.
Приветствие гостей.
Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности.
- Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! (дети приветствуют педагога и гостей).
- Ребята, я хочу, чтобы вы сейчас посмотрели друг на друга, и на гостей, и улыбнулись. Правда, у вас сразу настроение стало лучше? Даже солнышко вам улыбнулось в ответ. Хорошо ребята.
- Сегодня у нас необычный день, мы с вами постараемся попасть в интересный мир знаний, но увидеть этот мир не так-то просто, необходимо потрудиться, выполнять задания, которые принесла нам в «Волшебной шляпе знаний» красавица осень. (ответы детей) (демонстрация «Волшебной шляпы знаний») (слайд 2)
- Вы готовы? И так, мы начинаем.
Основная часть.
-Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к выполнению заданий. Что же находится в «Волшебной шляпе знаний», сейчас посмотрим? (один из детей вытаскивает конвертик с заданием). Вот и первое задание.
I. Речевая зарядка (слайд 3)
1. Предлагаю вам сделать гимнастику для губ, произнося пары звуков.
Очень внимательно слушай и выполняй:
Улыбнись и протяни звук - и-и-и |
|
Сделай губы трубочкой и потяни - у-у-у |
|
А теперь чередуем звуки - и-у, и-у, и-у:
|
|
|
|
|
|
и-у | и-у | и-у |
2. Артикуляционные упражнения. (слайд 4)
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. (слайд 5)
3. Ребята, какой сегодня дежурный звук? – правильно – С. (слайд 6)
Фонетическая зарядка для закрепления навыка правильного произношения звука С.
АС___ АС АС
ОС___ ОС ОС
УС___ УС УС
МИНУС ПЛЮС
МИНУС____ ПЛЮС____
АВТОБУС ЛЕС ПЫЛЕСОС
ВЧЕРА МЫ ХОДИЛИ В ЛЕС.
МОЙ БРАТ ХОДИТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС.
МАМА СЕГОДНЯ КУПИЛА ПЫЛЕСОС.
- Ребята, посмотрите на экран, кто это? Правильно, улитка. Но улитка не простая, почему? Правильно, на ней изображены картинки, в которых встречается звук –С. Назовите мне эти слова. (слайд 7 )
- Молодцы ребята! Теперь мы можем идти дальше. Что же находится в нашей «Волшебной шляпе знаний», сейчас посмотрим? Вот и второе задание. (слайд 8)
- Для того, чтобы продолжить нашу работу, нам необходимо сложить пословицу и прочитать её.
II. Сложи пословицу. («Ребята, давайте жить дружно!»)
9 | 4 | 24 | 14 | 2 |
17 | 25 | 19 | 8 | 12 |
3 | 23 | 15 | 6 | 21 |
13 | 7 | 22 | 18 | 5 |
11 | 1 | 20 | 16 | 10 |
А | Я | О | Е | Е |
Т | ! | Д | Д | Й |
Б | Н | Ж | А | У |
Т | , | Ж | Ь | Т |
А | Р | Р | И | В |
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу? Объясните пожалуйста.
- Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим заданием. Я очень надеюсь, что вы сегодня покажете всем нам пример вашей дружбы. А мы идём дальше. Что же находится в нашей волшебной шляпе, сейчас посмотрим? У нас третье задание. Я думаю, оно вам понравится.
III. Игра «Составь слова» (развитие речи, обогащение словаря). Необходимо как можно больше составить слов из предложенных букв. (слайд 9)
(дети считают количество своих слов, а один – два ученика зачитывают свои слова)
- Молодцы ребята! Вы очень много придумали слов. А мы идём дальше. Что же находится в нашей волшебной шляпе, сейчас посмотрим? Четвёртое задание.
IV. Игровые упражнения на развитие пантомимики. (слайд 10)
Попросите ребёнка нахмурится как:
- рассерженный человек
- злая волшебница
Улыбнуться как:
- радостный ребёнок
- как будто ты увидел чудо
Позлиться как:
- ребёнок, у которого отняли игрушку
- человек, которого ударили
Испугаться как:
Заяц, увидевший лису
- котёнок, на которого лает собака
Отдохни как:
- турист, снявший тяжёлый мешок
- ребёнок, который помог маме
- Молодцы ребята! Мы продолжаем наше путешествие. Что же находится в нашей шляпе, сейчас посмотрим? Пятое задание.
V. Игра на развитие воображения, восприятие чувств и саморегуляции; упражнение на дыхание «Спаси птенца» (слайд 11)
- Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладошками вверх, а теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит.
- Молодцы ребята! Мы продолжаем наше путешествие. Что же находится в нашей шляпе, сейчас посмотрим? Шестое задание. Мы сейчас немного отдохнём, а точнее, отдохнут наши глазки.
VI. Гимнастика для глаз (видео - ролик) (слайд 12,13)
- Молодцы! Наши глазки отдохнули, и мы продолжаем нашу работу. Что же находится в волшебной шляпе, сейчас посмотрим? Седьмое задание.
VII. Упражнение на развитие устойчивости внимания
«Кто быстрее». (слайд 14)
Предложите ребёнку небольшой текст и попросите, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую - либо букву. (например: а,у,е,и т.д.),(всем детям раздаётся отрывок с текстом из сказки «Серебряное копытце»).(слабые ученики зачёркивают дежурный звук – С).
- Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим заданием, а мы продолжаем. И так, восьмое задание.
VIII. Развитие психомоторных функций. Запоминание тактильных ощущений при ощупывании предмета. Идентификация и определение материала, из которого состоит предмет «Волшебный мешочек» (слайд 15)
- Молодцы ребята! Мы продолжаем. Что же ещё есть в нашей шляпе, сейчас посмотрим? Девятое задание.
IX. Упражнение на развитие памяти, внимания, словаря «Найди спрятанные слова» (слайд 16)
- У каждого из вас на столах карточки с рядами букв. Вам нужно найти все слова в строчках и подчеркнуть их. Будьте внимательны.
Солнцеапркнрайонлдшгаевнновостьдлшгзхэкзаменвлпшлкдпхвосторгкщзотощшпаорлрчхоккейьтчвнгпфралюбовьмтиспектакльджщвнупамятьюданкгщпртивпнародыоргоорадостьждшлогркгпрпапорконкурспрролпзекуплаваниеигаатььиьорнкбилабораторияипнзептпеременаьлршсмторглроопажтимолпмррадостьллбляблокодшамввоплиолпдлпдчеловекорапрллгеекотелевизорлдлорпрпгрпородгггградлпскунщшпмвпрьтбьтьроророркрепостьяяюрзавтракыавкрдпгампоорбылинаирпггрсердцеьоьиниаемлорлорпврыццнзиюякомпьютеролориллрэтелефонбоомжшгшнююьлудачаорингканикулы
- Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим заданием, а мы продолжаем. И так, десятое задание.
X. Игра, направленная на развитие воображения
«Волшебные кляксы» (слайд 17)
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.
- Молодцы! Я надеюсь, вам понравилось это задание? Мы продолжаем. Одиннадцатое задание… А сейчас ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть.
XI. Физминутка (видеоролик) (слайд 18)
- Хорошо ребята! Я надеюсь, вы отдохнули, пора идти дальше. Мы продолжаем. Задание двенадцатое.
XII. Синквейн. Ребята, кто мне скажет, какой праздник будет 27 октября? Верно, День рождения нашей школы. В связи с эти, я предлагаю взять для нашего синквейна ключевое слово – Школа, хорошо (слово «Школа»). (слайд 19)
- 1 – существительное.
- 2 – прилагательных.
- 3 – глагола.
- Отношение к этому слову.
- Охарактеризовать слово «школа» одним словом.
- Умницы ребята! И с этим заданием вы справились, молодцы. Мы продолжаем. Ну - ка шляпа знаний, что у нас дальше? Задание тринадцатое.
Итог. Рефлексия. (слайд 20)
-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Мне очень приятно слышать, что вам всё понравилось. Я думаю, что вы ничего не забудете и на следующий учебный год, мы продолжим с вами эту работу. Но у нас осталось ещё одно, последнее задание, двенадцатое. Но вам необходимо будет хорошо подумать и только тогда дать свой честный ответ, хорошо.
XIII. Упражнение «Волшебные очки» (развитие эмпатии друг к другу, повышение самооценки) (слайд 21)
-Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!. Подходя к каждому ребенку, педагог называет всё то в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей (ответы детей)
- Молодцы ребята! Мне очень приятно, что вы достойно и честно оценили своих товарищей.
XIV. Практическая работа «Дерево дружбы» (слайд 22,23)
- Ребята, напомните пожалуйста пословицу, которая была у нас в начале урока. (ответы детей)
- А сейчас, чтобы закрепить нашу дружбу, мы нарисуем «дерево дружбы» при помощи наших ладошек и краски (дети прикладывают свои ладошки в ёмкость с краской, затем к импровизированному дереву на ватмане), таким образом, у нас получилось прекрасное, разноцветное дерево дружбы. Молодцы.
- И за то, что вы сегодня хорошо работали, старались, отвечали, я вам всем вручаю медали «За смекалку» (вручение медалей). Вы заслужили их своим трудом и знаниями, молодцы! Спасибо вам большое! А нашей «Волшебной шляпе знаний» мы благодарны за те знания, которые она нам сегодня дала.
- Молодцы! До новых встреч, до свидания. (слайд 24,25)
Работа со слабыми детьми:
Дорисуй нижнюю половинку буквы.
Дорисуй правую половинку буквы.
Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.
Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.
Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.
Найди и закрась только буквы.
Допиши буквы так, чтобы все фигуры стали одинаковыми.
Расшифруй слова, поставив буквы вместо цифр.
Подчеркни правильные и зачеркни неправильные буквы.
Бусы.
Проследи глазами по ниточке и собери слова из бусинок.
Коррекционно-развивающее занятие "Волшебная шляпа знаний "
PPTX / 21.75 Мб
Волшебные точки.
Соедини точки по порядку. Какие буквы у тебя получились?