12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Владимировна950
Россия, Пермский край, Соликамск
8

Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие по временам года»



Пояснительная записка

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуальности обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации, интеграции их в общество.

Задачи детей с ограниченными возможностями здоровья в свою очередь требует создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

У данной категории детей нарушена познавательная деятельность, сенсорное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико – синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

Однако необратимость этого явления не означает, что оно не поддается коррекции. Прежде всего, исправление недостатков познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта достигается в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и специально организованных коррекционно-развивающих занятий.

Большое место в процессе обучения и воспитания отводится играм и упражнениям, благодаря которым у школьников пробуждаются мотивы и потребности в учебе, совершенствуются психические процессы, лежащие в основе познавательной деятельности – все это повышает эффективность учебного процесса.

Данное коррекционное занятие направлено на формирование временных представлений (времена года), активизацию познавательных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (через развивающие игры и упражнения). На занятии используется здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз по методике Базарного В.Ф., тематическая динамическая пауза), мультимедийное сопровождение, что способствует повышению интереса, мотивации к занятию.

 

Коррекционно-развивающее занятие

по развитию познавательных процессов (4 класс).

«Путешествие по временам года»

Цель:

  • Обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках времён года;

Задачи:

  • Формирование умения узнавать предметы по заданным признакам, путём разгадывания загадок;
  • Развитие концентрации внимания, слухового восприятия, путём выполнения интересных и необычных заданий;
  • Развитие связной речи, активизация словаря;
  • Развитие межполушарного взаимодействия через выполнение кинезиологических упражнений;
  • Развитие навыков уверенного поведения учащихся через создание ситуации успеха:
  • Формирование позитивного отношения к сверстникам.

презентация к занятию "Путешествие по временам года"
PPTX / 21.32 Мб

Материалы к занятию:

Мультимедийное сопровождение, дидактическая игра «Что перепутал художник», рабочие тетради, таблицы с буквами на каждого ученика, свеча.

План-конспект занятия

Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

У меня в руках свеча. Посмотрите, как колышется пламя, какое оно красивое. Сейчас мы будем передавать свечу друг другу. Передавая её своему соседу, улыбнитесь ему и скажите, как рады вы его видеть.

Давайте начнём наше занятие с гимнастики для глаз (слайд 2)

(тренажёр Базарного В. Ф.)

 

— А теперь, послушайте загадку:

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Времена года)Слайд 3

— Ребята, сегодня мы совершим путешествие по временам года.

— А какие времена годы вы знаете?

За короткое время мы побываем в гостях, у зимы, у весны и погостим у летаи осени.

Вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь!

Отгадайте, в какое время года мы с вами отправимся.

Посмотрите на картинки, по первым звукам слов составьте название времени года (забор, игла, морковь, ананас) – зима.Слайд 4, 5

— С каким цветом у вас ассоциируется слово « зима»?Слайд 6

Перед вами карточки разных цветов. Выберите нужный цвет и покажите. (На партах лежат вырезанные из бумаги карточки белого, жёлтого, красного, зелёного, коричневого цвета).

— Почему, вы выбрали это цвет?

Зима — чудесное время года, много снега, который покрыл поля, леса, крыши домов.

Назовите признаки зимы (холодно, идёт снег, водоёмы покрыты льдом, морозы, дни короче, а ночи длиннее).

— Ребята, назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

Перед вами картинки: валенки, клубника, подснежник, лист, коньки, снежинкаСлайд 7

Выберите те, которые относятся к зиме.

Упражнение «Раздели слова на группы»Слайд 8

Слова: февраль, метель, гололедица, Дед Мороз, декабрь, ель, январь, Снегурочка, мороз.

 

Разделите данные слова на 3 группы. Объясните принцип деления.

Замечательно, вот мы и побывали в гостях у Зимушки - зимы, пора продолжить наше путешествие!

А теперь отправляемся в гости к следующему времени года, отгадайте к какому:

звучит запись «весенних» звуков (звуки воды, пение птиц).Слайд 9

Ребята, что вы услышали? (птицы поют, ручьи звенят…)

Это звуки, какого времени года? (весны)

Весна - это прекрасное время года.Это время года одно из самых любимых у людей, потому что, весна является символом тепла, радости, пробуждения природы, надежд на хорошую погоду.

Назовите признаки весны (тает снег, ледоход, ярко светит солнышко, весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую, появляются проталины).

Перечислите весенние месяцы.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:Слайд 10,11,12

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул.

Речка зашумела, Льдины подгоняет.

Как это явление  весною называют (ледоход)

Первым вылез из землицы.
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
(грач)

— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются у нас зимовать? (Перелетные и зимующие).

Математические действияСлайд 13

Выполните математические действия и отгадайте слова.

ЛА+СМ - М+ ТО+Ч+КА=

СОГ-Г+ ЛОЗ - З+ВЕ+Й=

СК + ВОЛ – Л – РЕ + Ц =

ГР + А+Т – Т +Ч =

— Как называются эти птицы (перелётные).

Физминутка

Игра «Перелётные и зимующие» 

(Дети выходят и становятся в круг)

Ребята, сейчас я буду называть птиц перелетных и зимующих , если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то поднимите руки вверх.

Ворона, соловей, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, журавль, воробей.

Молодцы! Продолжим наше путешествие?

Отправляемся в гости к следующему времени года, отгадайте какому:

Расшифруйте загадку, переставив слоги, в соответствии с цифрами:

Слайд 14

2 4 1 5 3

НЫШ ПЕ СОЛ ЧЕТ КО

3 4 2 5 1

КА ЦВЕ МАШ ТЁТ РО

5 3 1 4 7 2 6

ПЕ ЦА ПШЕ ПОС ЕТ НИ ВА

1 4 5 3 7 6 2

КОГ ТО БЫ Э ЕТ ВА ДА

Правильно, мы в гостях у лета.Слайд 15

Давайте вспомним, признаки лета (тёплая погода, ярко светит солнце, люди собирают ягоды и грибы)

— Назовите летние месяцы (июнь, июль, август).

Июнь  — начало лета, месяц, цветущих трав, поющих птиц.
Июль — макушка лета, его середина. Месяц ягод, и большого тепла, сильных гроз.

Август — месяц уборки урожая, улетают на юг первые птицы – стрижи.

 

Дидактическая игра «Что перепутал художник»Слайд 16

Ребята, посмотрите на картинки, всё ли правильно нарисовано здесь?

Что неправильно нарисовал художник?

Может ли быть такое летом?

— В какие игры можно играть летом? (играть в мяч, кататься на велосипеде, игры с песком)Слайд 17

 

Упражнение «Что изменилось?» Слайд 18, 19

Назовите картинки, запомните их (бабочка, жук, стрекоза, пчела, кузнечик)

Что изменилось? Назовите лишнюю картинку, почему она не подходит к остальным (воробей).

Ну, а мы завершаем наше путешествие, и отправляемся в гости к осениСлайд 20

— К как называется первый месяц осени? А последний?
— как называется осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
— Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Расскажите, что вы знаете об осени (листья меняют окраску и опадают, идёт дождь, птицы улетают на юг).

Ребята, сейчас, мы будем рисовать осенний лист, но необычным способом (техника «Монотипия»)

На листе бумаги нарисована только половина осеннего листа. Как называется этот лист? (кленовый). Эту половинку закрасим краской (жёлтой или красной), а потом сложим бумагу пополам и прогладим ладонью.

(Самостоятельное выполнение работы).

Какие чудесные е осенние листья у нас получились!Слайд 21

Вот и завершилось наше путешествие. Мы побывали во всех временах года.

Какое время года вы любите и почему? (Я люблю лето, потому что лето – чудесное время года, тепло, всё вокруг зелёное, яркое, пёстрое)

Любое время года прекрасно по – своему!

 

Итог занятия

 Наше занятие подошло к концу.

Чем мы сегодня занимались?

— Что больше запомнилось?

Молодцы! Вы замечательно сегодня работали!

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.