Коррекционное развивающее занятие с ребёнком-инвалидом
Коррекционное развивающее занятие с ребенком-инвалидом
Мальчику на момент съемки 5 лет. В школу собирались пойти в 7-8 лет. Согласие на фото родители заполняют при зачислении в наше отделение, но личико Алёши все-таки решила прикрыть.
Цель: развитие познавательных психических процессов.
Задачи:
- развитие мелкой моторики,
- развитие внимания, мышления, памяти,
- развитие умения правильно строить предложения,
- знание форм, цветов, цифр (счет от 1 до 10).
Ритуал встречи снять не удалось. Мы с ребенком здороваемся следующим образом – «ладошка с ладошкой». Ребенок переворачивает руки ладошками вверх, а я здороваюсь с ним по имени и легонько хлопаю своими ладонями по ладошкам ребенка (с некоторыми мальчиками здороваемся только за руку, по-мужски, по-другому они не идут на контакт). Ответы ребенка не привожу, т.к. мальчик плохо говорит (диагноз при поступлении к нам – ЗРР, ЗПР). Всё занятие занимает около 30 минут.
Упражнение 1. Работа со шнуровкой.
Психолог: Мы начнем с тобой с того, что сплетём петушка.
Ребенком самостоятельно выбирается из предложенных пособий со шнуровкой то, которое с изображением петушка.
Психолог: Сначала мы попробуем петушка расплести, чтобы он смог выйти из своего домика.
Психолог: А теперь наш петушок хочет снова вернуться в свой домик. Давай ему поможем (с помощью психолога ребенок сплетает петушка). Красивый у нас получился петушок?
По желанию ребенка можно сплести еще кого-нибудь из имеющихся пособий с животными.
Упражнение 2. Веселые бочонки.
Психолог: У нас есть большой бочонок. Какого он цвета? (ответ ребенка). Давай посмотрим, что у него внутри?
Ребенок с помощью психолога достает из большого бочонка бочонок поменьше и другого цвета. Задача мальчика – по очереди достать их все, назвать по цветам, сравнить какой бочонок больше, какой меньше, вновь собрать все бочонки в один, самый большой.
Еще один вариант упражнения – построить все бочонки в два ряда, выбирая одинаковые по цвету половинки бочонков. Или собрать две одинаковые башни из половинок бочонков.Упражнение 3. Домик из пазлов.
Психолог: А теперь давай поиграем в пазлы. Посмотри, какой домик мне построила одна девочка.
Алеша, кого ты хочешь собрать? (на сборных рамках представлены картинки пазлов из русской народной сказки «Репка»).
Ребенок с помощью психолога собирает пазлы. В процессе сборки проговариваем, какие части тела (или детали, если собираем неодушевленный предмет) мы находим и к чему их прикрепляем.
Упражнение 4. Геометрические бусы.
Психолог: Я приготовила для тебя геометрические бусы. Сейчас мы их с тобой соберем и посмотрим, что у нас получится.
Вместе с психологом ребенок собирает бусы. Элементы бус (геометрические фигурки) можно собрать на веревочку для бус по цветам, посчитав их.
В процессе работы вспоминаются названия геометрических фигур, основные цвета, а также счет от 1 до 10.
После занятия мы с ребенком обязательно убираем наше рабочее место (в идеале это нужно делать после каждого упражнения), соблюдая очередность сбора каждого дидактического материала. Я хвалю ребенка за проделанную работу, говорю, что буду с нетерпением ждать нашей с ним следующей встречи, с некоторыми детьми прощаемся также по-мужски, за руку и говорим: «До новой встречи».
Надеюсь, что кому-нибудь описание этого занятия пригодится в работе с такими непростыми, но очень интересными «особыми» детишками.
Морозова Татьяна
Едунова Любовь Михайловна