12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дрозд Светлана Александровна136
Педагогической деятельностью занимаюсь с 2000 года. По образованию учитель начальных классов, учитель белорусского языка и литературы, учитель-логопед. В настоящее время работаю в системе специального образования для детей с ОПФР.
Беларусь, Брестская область, г. Барановичи
2

Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности в специальном классе для детей с трудностями в обучении "Образование имён существительных единственного и множественного числа"

План-конспект 
открытого коррекционного занятия 
по развитию познавательной деятельности
в 5 "*" специальном классе 
для детей с трудностями в обучении 

"ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА"

                                                                                       Выполнила учитель-дефектолог

                                                                                          Дрозд Светлана Александровна

                                                                                                                    декабрь, 2019


Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение образовывать имена существительные именительного падежа единственного и множественного числа; имена существительные винительного падежа с нулевым окончанием, с окончаниями -у, -а, -я; имена существительные родительного падежа с окончаниями -а (-я), -и (-ы);
  • совершенствовать умение образовывать предложно-падежные конструкции имён существительных в единственном и множественном числе;
  • развивать координацию в системе "ухо - глаз - рука" (слухо-зрительно-моторную интеграцию);
  • развивать умение осуществлять взаимоконтроль и самооценку речевой и учебно-практической деятельности;
  • воспитывать культуру коммуникации.

Оборудование: индивидуальные дидактические карточки, картинки с изображением фруктов, логопедические парные картинки, дидактическая игра с фонариком "Кто спрятался за забором?", дидактическая игра "У кого кто?", таблица "Падежные окончания имён существительных".

Ход занятия


1. Вводная часть
- Здравствуйте. Очень приятно вас видеть на занятии.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем.

Будем отвечать активно, 
Хорошо себя вести, 
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

- Для того, чтобы понять чем мы сегодня будем заниматься, вам нужно решить задачу.
- Скажите, какая сейчас пора года? (Зима) 
- А какой месяц? (Декабрь)
- Какие ещё вы знаете зимние месяцы? (Январь, февраль)
 - И задача у нас тоже зимняя.
 Две мамы купили  своим детям  четыре шапки.  Первая мама купила  синюю шапку, вторая мама  купила -  белые шапки. 
 -Скажите  сколько детей у каждой мамы?
 -Как вы догадались?  
(В первом случае слово шапка стояло в единственном числе, во втором случае было употреблено слово – шапки, т.е. во множественном числе).
- На какой вопрос отвечает слово шапка?  (Что). 
- Какие слова отвечают на вопрос кто?  или что? (Имена существительные).
- А теперь кто может обозначить тему сегодняшнего занятия? 
(Образование имён существительных единственного и множественного числа).

2. Основная часть.

2.1 Подготовительный этап.
- Что нужно сделать для того, чтобы образовать форму единственного числа? (Назвать один предмет).
На доске размещается слово один.
- Что нужно сделать для того, чтобы образовать форму множественного числа? (Назвать много предметов).
На доске размещается слово много.
- Как на письме отображается изменение имён существительных? (Изменяется окончание).
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении).
- Сегодня мы будем учиться изменять имена существительные по числам, образовывать формы родительного и винительного падежей, определять окончания  имён существительных.

2.2 Формирующий этап.

Дидактическая игра "Один - много"

На доске поочерёдно размещаются картинки с изображением одного и нескольких предметов, дети образовывают формы единственного и множественного числа. (Лимон - лимоны, апельсин - апельсины, мандарин - мандарины, банан - бананы, груша - груши, яблоко - яблоки).
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? ( Фрукты)
-Какие окончания в именах существительных вы выделили при их изменении по числам? (В мужском роде нулевое окончание в единственном числе, а во множественном -ы (-и), в женском роде в единственном числе окончание -а (-я), в во множественном -ы (-и), в среднем роде в единственном числе окончание -о (-е), а во множественном -ы (-и).
- Чему мы учились в этом задании? (Изменять имена существительные по числам)

- Для выполнения следующего задания нам нужно вспомнить как изменяются имена существительные по падежам и какие имеют окончания в родительном падеже. (В женском роде окончания -и (-ы), в мужском и среднем роде -а (-я).

Дидактическая игра "У кого кто?"

Ученикам предлагается изображение одного животного, затем двух и их детёныша. 
Далее работают коллективно по образцу с образованием форм родительного падежа.
(Утка - утки - у утки утята, гусь - гуси - у гусыни гусята, коза - козы - у козы козлёнок, кролик - кролики - у крольчихи крольчонок, корова - коровы - у коровы телёнок, собака - собаки - у собаки щенок, лошадь - лошади - у лошади жеребёнок, кот - коты - у кошки котёнок, свинья - свиньи- у свиньи поросёнок). 
- Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже?
Ответы учеников.


Дидактическая игра с фонариком "Кто спрятался за забором?"

- Давайте вспомним какие окончания имеют имена существительные в винительном падеже? (В женском роде -у (-ю), нулевое окончание, в мужском и среднем роде -а 
(-я), -о (-е), нулевое окончание)
Ученики распознают зашумлённое изображение животных и образовывают предложно-падежные конструкции (за забором я вижу слона, зебру, обезьяну, крокодила, льва, бегемота, оленя и др.). Затем предлагается изображение забора и дети высказывают догадку, кто там спрятался. Изображение подсвечивается фонариком, образовываются словосочетания (за забором я вижу...).
- Какие окончания вы выделили в именах существительных винительного падежа?
Ответы учеников.

Физминутка
Учитель предлагает провести физминутку. 

(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.

И за парты все уселись.

Раз-два-три.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И работать продолжаем.
Раз-два-три.

Дидактическая игра "Найди пару"

- В этой игре мы будем учиться подбирать пару имени существительному в единственном или во множественном числе.

Ученики работают в парах.
Предлагаются логопедические парные картинки имён существительных в единственном и во множественном числе. Ученики должны подобрать пары и выделить окончания. 
Первая группа слов: баклажан - баклажаны, лужа - лужи, лоджия - лоджии, жилет - жилеты, желток - желтки, лыжа - лыжи; ружья - ружьё, пирожные - пирожное, абажуры - абажур, пружины - пружина, пожарные - пожарный, жирафы - жираф.
Вторая группа слов: камыш - камыши, ошейник - ошейники, мышь - мыши, башня- башни, кувшин - кувшины, ниша - ниши; шампиньоны - шампиньон, шины - шина, штампы - штамп, штанги - штанга, шуты - шут, шкафы - шкаф.
- Чему учились в этой игре? 
Ответы учеников.

2.3 Этап самостоятельной работы

Упражнение "Вставь окончание"
На индивидуальных карточках ученикам предлагается вставить окончания в слова, использованные в дидактической игре "Найди пару". (Приложение 1)
Выполняется самопроверка выполнения задания (по предъявленному образцу).
- Какие окончания пишутся в единственном числе имён существительных? Во множественном?
Ответы учеников. 

Упражнение "Незаконченное предложение"
- Употреблять числовую форму имени существительного следует в зависимости от смысла предложения.
Ученикам нужно на индивидуальных карточках изменить имя существительное в форму единственного или множественного числа по смыслу предложения. (Приложение 2)

Летят ракеты - летит ракета.         Пищит комар - пищат комары.
Стоят машины - стоит ...                Цветёт сад - цветут ...
Гудят ветры - гудит ...                    Висит плащ - висят ...
Растут сугробы - растёт ...              Свистит синица - свистят ...
Выполняется взаимопроверка выполнения задания (по предъявленному образцу).

3. Заключительная часть

Чему сегодня учились на занятии?
Что было легче всего делать? А что труднее всего? Что было наиболее интересным?Похвалите себя за старания. Разместите смайлик рядом с весёлым или грустным гномиком в зависимости от вашего настроения.

Спасибо за работу на нашем занятии.


Приложение 1

Вставь пропущенные окончания в именах существительных.

Множественное число  Единственное число    Единственное число    Множественное число
     Башни                          башня                             Шкаф                        шкафы
     Кувшин..                      кувшин..                          Шут..                         шут..
     Ниш..                           ниш..                               Штанг..                      штанг..
     Камыш..                       камыш..                           Шампиньон..              шампиньон..
     Ошейник..                   ошейник..                         Шин..                         шин..
     Мыш..                          мышь..                             Штамп..                      штамп..


Лист для проверки.

Множественное число   Единственное число    Единственное число    Множественное число
Башни                          башня                        Шкаф                          шкафы
Кувшины                      кувшин                      Шут                             шуты
Ниши                           ниша                          Штанга                        штанги
Камыши                       камыш                        Шампиньон                 шампиньоны
Ошейники                    ошейник                     Шина                          шины
Мыши                           мышь                         Штамп                        штампы


Приложение 2

Измени число имён существительных в предложениях.

Летят ракеты - летит ракета.

Стоят машины - стоит ________________.

Гудят ветры - гудит __________________.

Растут сугробы - растёт _______________.


Пищит комар - пищат комары.

Цветёт сад - цветут __________________.

Висит плащ - висят __________________.

Свистит синица - свистят _____________.


Лист для проверки.

Летят ракеты - летит ракета.

Стоят машины - стоит машина.

Гудят ветры - гудит ветер.

Растут сугробы - растёт сугроб.


Пищит комар - пищат комары.

Цветёт сад - цветут сады.

Висит плащ - висят плащи.

Свистит синица - свистят синицы.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.