Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для учащихся 1 класса «Я – первоклассник!»

4
0
Материал опубликован 16 January 2020







Коррекционно-развивающая программа

педагога-психолога

для учащихся 1 класса

«Я – первоклассник!»




Педагог-психолог: Борзова А.А.
































2015



Оглавление

1. Актуальность………………………………………………………………….3

1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………4

1.3. Ожидаемые результаты и способы проверки……………………………....4

1.4.Форма и режим занятий………………………………………………………4

1.5. Структура занятий……………………………………………………………4

1.6.Тематический план программы………………………………………………5

2. Содержание программы …………………………………….......................10

Занятие 1…………………………………………………………………………10

Занятие 2…………………………………………………………………………13

Занятие 3…………………………………………………………………………15

Занятие 4…………………………………………………………………………17

Занятие 5…………………………………………………………………………19

Занятие 6…………………………………………………………………………21

Занятие 7…………………………………………………………………………23

Занятие 8…………………………………………………………………………26

Занятие 9…………………………………………………………………………29

Занятие 10………………………………………………………………………..33

Занятие 11………………………………………………………………………..37

Занятие 12………………………………………………………………………..40

Занятие 13………………………………………………………………………...43

Занятие 14………………………………………………………………………...46

Занятие 15………………………………………………………………………...49

Занятие 16………………………………………………………………………...53

Занятие 17………………………………………………………………………...55

Занятие 18………………………………………………………………………...59

Список литературы…………………………………………………………….62

Приложения……………………………………………………………………...64

Приложение 1…………………………………………………………………....64

Приложение 2…………………………………………………………………….66

Приложение 3…………………………………………………………………….69

Приложение 4…………………………………………………………………….71

Приложение 5…………………………………………………………………….72















1. 1 Актуальность

Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Ребенок, впервые произносящий слово “мама”; дошкольник, научившийся читать свое имя; первоклассник, осваивающий азы математики, или студент, отвечающий на экзамене, не задумываются о том, какие процессы способствуют осуществлению этой деятельности.

Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Школьный, в большей степени младший школьный, возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс упражнений, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сензитивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.

Поэтому была создана программа по развитию познавательных процессов для первоклассников.

Успешное обучение и адаптация детей в школе зависит не только от уровня развития их познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), но также и от их эмоционального состояния. Вследствие этого, в программу были включены также упражнения, направленные на отработку и развитие эмоциональной сферы.

1.2 Цели и задачи программы

Целью данной программы является развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления).

Основные задачи программы:

1. создать условия для развития познавательных интересов учащихся;

2. помощь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;

3. помочь детям осознать в себе задатки и способности, развить уверенность в своих силах;

4.ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;

5. развитие эмоциональной сферы;

6. развитие коммуникативных навыков.

1.3 Ожидаемые результаты и способы их проверки

В качестве первичной и последующей оценки используется методика фронтального обследования готовности к школе Н.Семаго, М. Семаго.

Результатом данной программы должно стать: повышение уровня познавательных процессов, умение сотрудничать и работать в команде.

1.4 Форма и режим занятий

Программа рассчитана на 17 академических часов.

Форма занятий – групповые.

Наполняемость групп – 10-15 человек.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий – 1 академический час (35 минут).

1.5 Структура занятий

Структура занятия:

1. Пальчиковая гимнастика (3 мин.)

2. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (15 мин).

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.

3. Развитие эмоциональной сферы (10 мин)

Проигрывание ситуаций, выполнение упражнений,направленных на отработку и развитие эмоциональной сферы.

4. Веселая переменка (5-7 мин).

Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

1.6 Тематический план программы

п/п

Задачи

Содержание

Общее время (мин)

1

1.Знакомство

2.Развитие зрительного восприятия цвета

3. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Червячки»

- «Червячки шевелятся»

2. Развитие зрительного восприятия цвета

- «Радуга»

- «Рисуем радугу»

- Игра «Такого же цвета»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Игра «Я радуюсь, когда..»

4. Развитие внимания

- Игра «Дотронься до..»


35 мин

2

1. Развитие зрительного восприятия цвета

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Червячки»

- «Червячки шевелятся»

2. Развитие зрительного восприятия цвета

- Задание «Звезды»

- Игра «Разноцветные цепочки»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Игра «Подарок другу»

4. Развитие внимания

- Игра «Дотронься до..»


35 мин

3

1. Развитие зрительного восприятия цвета

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Червячки»

- «Червячки шевелятся»

2. Развитие зрительного восприятия цвета

- Задание «Цветные полоски»

- Игра «Веселый мячик»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Упражнение «Штанга»

- Упражнение «Каждый спит»

4. Развитие внимания

- Игра «Дотронься до..»

35 мин

4

1. Развитие зрительного восприятия предметов

2. Развитие внимания

1. Пальчиковая гимнастика

- «Улитка»

- «Лодочка»

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов

- Воспроизведение геометрических фигур

- Игра «У кого больше»

3. Развитие внимания

- Игра «Четыре стихии»

35 мин

5

1. Развитие зрительного восприятия формы предметов

2. Развитие эмоциональной сферы

3. Развитие внимания

1. Пальчиковая гимнастика

- «Улитка»

- «Лодочка»

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов

- Задание «Найди фигуру»

- Задание «Картина»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Упражнение «Покажи настроение»

4. Развитие внимания

- Игра «Четыре стихии»

35 мин

6

1. Развитие зрительного восприятия формы предметов

2. Развитие эмоциональной сферы

3. Развитие внимания

1. Пальчиковая гимнастика

- «Улитка»

- «Лодочка»

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов

- Упражнение «Дорисуй фигуры»

- Задание «Продолжи ряд»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Мимическая гимнастика

4. Развитие внимания

- Игра «Четыре стихии»


35 мин

7

1. Развитие пространственных представлений

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Часы»

- «Перчатка»

2. Развитие пространственных представлений.

- Схема своего тела

- Задание «Ориентировка в схеме тела»

- «Правильное зеркало»

- Задание «Учитель – ученик»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Ролевая гимнастика

35 мин

8

1. Развитие пространственных представлений

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Часы»

- «Перчатка»

2. Развитие пространственных представлений.

- Упражнение «Лабиринты»

- Задание «Моя рука, твоя рука»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Упражнение «Театр зверей»

35 мин

9

1. Развитие пространственных представлений

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Часы»

- «Перчатка»

2. Развитие пространственных представлений.

- Упражнение «Разноцветные клеточки»

-Упражнение «Что находится справа от меня?»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Этюды эмоций

35 мин

10

1. Развитие зрительной памяти, внимания, произвольности.

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «У жирафов»

- «Дом»

2. Развитие зрительной памяти, внимания, произвольности

- Задание «Найди предметы» (корректурная проба)

- Задание «Слова»

- Упражнение «Спрятанные слова»

- Игра «Сделай как было»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Упражнение «Настроение»

- Игра «Запрещенное движение»

35 мин

11

1. Развитие слухового восприятия, необходимого темпа деятельности

2. Развитие внимания, мышления, произвольности

3. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «У жирафов»

- «Дом»

2. Развитие слухового восприятия, необходимого темпа деятельности

- Упражнение «Домик лесника»

3. Развитие внимания, мышления, произвольности

- Игра «Кто кем (чем) будет»

4. Развитие эмоциональной сферы

- Игра «Испорченный телевизор»

- Игра «Запрещенное движение»

35 мин

12

1. Развитие зрительной памяти, внимания, произвольности, моторики

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «У жирафов»

- «Дом»

2. Развитие зрительной памяти, внимания, произвольности, моторики

- Задание «Соедини точки»

- Игра «Сделай как я»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Этюды эмоций

35 мин

13

1. Развитие мышления, произвольности

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Паучок»

- «Дружные пальчики»

2. Развитие мышления, произвольности

- Игра «Кто кем (чем) будет»

- Игра «Чем похожи, чем отличаются»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Этюды эмоций

35 мин

14

1. Развитие логического мышления

2. Развитие эмоциональной сферы

3. Развитие внимания

1. Пальчиковая гимнастика

- «Паучок»

- «Дружные пальчики»

2. Развитие логического мышления

- Задание «Лабиринты»

- Загадки

3. Развитие эмоциональной сферы

- Подвижная игра «Волны»

4. Развитие внимания

- Игра «Запрещенное движение»

35 мин

15

1. Развитие внимания, произвольности

2. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Паучок»

- «Дружные пальчики»

2. Развитие внимания, произвольности

- Задание «Найди ошибки»

- Игра «Муха - смеется»

- Игра «В магазине зеркал»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Волшебный сон


35 мин

16

1. Развитие логического мышления

2. Развитие эмоциональной сферы


1. Пальчиковая гимнастика

- «Гвозди»

- «Пчелки»

2. Развитие логического мышления

- Исключение лишнего слова

- Упражнение «Ну-ка, отгадай!»

3. Развитие эмоциональной сферы

- Упражнение «Волшебная история»



35 мин

17

1. Развитие логического мышления

2. Развитие внимания

3. Формирование родо-видовых отношений

4. Развитие внимания

1. Пальчиковая гимнастика

- «Гвозди»

- «Пчелки»

2. Развитие логического мышления

- Поиск аналогов

3. Развитие внимания

- Стихи с ошибками

4. Формирование родо-видовых отношений

- Упражнение «Вопрос – ответ»

5. Развитие внимания

- Игра «запрещенное движение»



35 мин

18

1. Формирование родо-видовых отношений

2. Развитие пространственных представлений

3. Развитие эмоциональной сферы

1. Пальчиковая гимнастика

- «Гвозди»

- «Пчелки»

2. Формирование родо-видовых отношений

- Игра «Назови одним словом»

- Игра «Говори наоборот»

3. Развитие пространственных представлений

- Упражнение «Слепой рисунок»

4. Развитие эмоциональной сферы

- Упражнение «Угадай эмоцию»














35 мин

































Список литературы


1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 2008 г.

2. Волкова Т.Н. “Открой в себе гения. Развитие памяти и внимания” Москва, 2006 г.

3. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. “Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников”. Москва, Аркти, 2008 г.

4. Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.

5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2007.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г

7. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.

8. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002

10. Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 2003 г.

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Структура пространственных представлений //Школьный психолог. 2000. №34.

12. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

13. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007.

14. Симонова Л.Ф. “Память детей 5-7 лет”. Ярославль, 2000 г.

15.Сиротюк А.С. Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте //Кафедра. 2008. №4.

16. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психологические причины школьной неуспеваемости. Тверь, 2010.

17. Субботина Л.Ю. “Игры для развития и обучения дети 5-10 лет” Ярославль, 2001 г.

18. Тихомирова Л.Ф. “Познавательные способности детей 5-7 лет”. Ярославль, 2001 г.

19. Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день: логика для младших школьников” Ярославль, 2001 г.

20. Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.

21. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.

22. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.

23. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г

24. Черемошкина Л.В. “Развитие внимания детей” Ярославль, 2007 г.

25. Языкова Е.В. “Учись учиться”. Москва, Чистые пруды, 2006 г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации