Коррекционно-развивающее занятие «Мои сильные и слабые стороны».
Задачи:
Укрепление идентичности, определение границ своего «Я»;
Развитие внутренних критериев самооценки;
Формирование интереса к себе и другим;
Поддержка и развитие творческого самовыражения
Для подростков 7-9 класс
Материалы: Листы А; цветные карандаши, компьютер или колонка для проигрывания музыки.
-Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на занятие, которое называется «Мои сильные и слабые стороны».
- В вашем понимании сильные и слабые стороны, что это? (ответы детей)
- Это качества человека. Сильные стороны — это качества, которые приносят их обладателю удачу, он достигает успеха, когда задействует данные качества. А слабые стороны наоборот, это менее развитые стороны и обычно из-за них он попадает в неприятности. Для примера у постоянно опаздывающего слабая сторона пунктуальность. У человека с множеством друзей и знакомых сильная сторона общительность или коммуникабельность.
- Узнаем больше друг о друге, а для этого нам нужно познакомиться. Выполним упражнение.
Упражнение «Знакомство друг с другом»
- Нарисуйте свою комнату или своё место в квартире/доме, и назовите себя и расскажите о себе, используя рисунок.
(Психолог может обратиться к каждому из участников группы с вопросом)
- Если бы я пришёл к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?
- Мы с вами познакомились. Выполним следующее упражнение.
Упражнение «Каракули»
-Сейчас каждый из вас должен нарисовать на листе бумаги несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот, в свою очередь, передаёт свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди продемонстрируют созданный образы. (Обсуждение полученных образов, дать возможность высказаться всем желающим)
- Сейчас мы с вами немного разомнёмся.
Упражнение «Ритмическое эхо»
Под музыку участники группы («эхо») повторяют за ведущим те движения, которые он показывает танцевальные, гимнастические, голосовые, мимические.
Задача ведущего – добиться синхронизации движений всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными., интересными, повторяющимися до тех пор, пока не начинают выполнять их в едином ритме.
Упражнение «Круг воли»
- Ребята, как вы понимаете, что такое сила воли? – По каким признакам вы можете определить, что перед вами – безвольный человек?
- Выполним технику «Круг воли».
- Давайте обсудим такую непростую тему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля. Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.
- Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг – это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас воли. Вы можете закрасить весь круг или какую-либо его часть».
- Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это - волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы определить выраженность волевых качеств, прежде необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки.
Признаки решимости:
быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;
уверенное выполнение принятого решения без колебаний, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;
проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки самостоятельности:
выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание);
умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.п);
умение отстоять своё мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.
Признаки дисциплинированности:
сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка;
соблюдать требования учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т.п.
добровольное выполнение правил, установленных коллективом;
соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.
Признаки настойчивости:
стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении возможности занятия другой, более интересной деятельностью;
умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.п.)
Признаки выдержки:
проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднённых условиях (больше помехи, неудачи и т.п.);
умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.п.); умение контролировать своё поведение непривычной обстановке.
Признаки смелости:
преодоление чувства страха;
сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;
проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения:
Признаки инициативности:
проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов:
Признаки целеустремлённости:
умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;
умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;
умение осуществлять намеченное.
- Сейчас я предлагаю для каждого из перечисленных волевых качеств подобрать определенный, как вы считаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получиться восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.
- Нарисовали, теперь в каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас.
- Проанализируйте круги волевых качеств по степени закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.
- Обсудите в парах, насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствует полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.
Если большинство кругов закрашены полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с подростком обсуждается, действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности. Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений о своих волевых качествах.
Методику можно провести ещё разпосле коррекционной работы с целью анализа изменений в представлениях подростка о степени выраженности его волевых качеств.
Вопросы для анализа:
- Сравните два бланка и расскажите, что изменилось?
- Почему волевое качество стало больше/меньше, как вы думаете?
Если в большинстве кругов закрашенные части увеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли изменения в представлении подростка о своих волевых качествах.