Коррекционно-развивающее занятие «Мои сильные и слабые стороны».

0
0
Материал опубликован 16 December в группе

Коррекционно-развивающее занятие «Мои сильные и слабые стороны».

Задачи:

Укрепление идентичности, определение границ своего «Я»;

Развитие внутренних критериев самооценки;

Формирование интереса к себе и другим;

Поддержка и развитие творческого самовыражения

Для подростков 7-9 класс

Материалы: Листы А; цветные карандаши, компьютер или колонка для проигрывания музыки.



-Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на занятие, которое называется «Мои сильные и слабые стороны».

- В вашем понимании сильные и слабые стороны, что это? (ответы детей)

- Это качества человека. Сильные стороны — это качества, которые приносят их обладателю удачу, он достигает успеха, когда задействует данные качества. А слабые стороны наоборот, это менее развитые стороны и обычно из-за них он попадает в неприятности. Для примера у постоянно опаздывающего слабая сторона пунктуальность. У человека с множеством друзей и знакомых сильная сторона общительность или коммуникабельность.

- Узнаем больше друг о друге, а для этого нам нужно познакомиться. Выполним упражнение.

Упражнение «Знакомство друг с другом»

- Нарисуйте свою комнату или своё место в квартире/доме, и назовите себя и расскажите о себе, используя рисунок.

(Психолог может обратиться к каждому из участников группы с вопросом)

- Если бы я пришёл к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?

- Мы с вами познакомились. Выполним следующее упражнение.

Упражнение «Каракули»

-Сейчас каждый из вас должен нарисовать на листе бумаги несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот, в свою очередь, передаёт свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди продемонстрируют созданный образы. (Обсуждение полученных образов, дать возможность высказаться всем желающим)

- Сейчас мы с вами немного разомнёмся.

Упражнение «Ритмическое эхо»

Под музыку участники группы («эхо») повторяют за ведущим те движения, которые он показывает танцевальные, гимнастические, голосовые, мимические.

Задача ведущего – добиться синхронизации движений всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными., интересными, повторяющимися до тех пор, пока не начинают выполнять их в едином ритме.

Упражнение «Круг воли»

- Ребята, как вы понимаете, что такое сила воли? – По каким признакам вы можете определить, что перед вами – безвольный человек?

- Выполним технику «Круг воли».

- Давайте обсудим такую непростую тему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля. Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

- Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг – это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас воли. Вы можете закрасить весь круг или какую-либо его часть».

- Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это - волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы определить выраженность волевых качеств, прежде необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки.

Признаки решимости:

быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;

уверенное выполнение принятого решения без колебаний, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;

проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание);

умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.п);

умение отстоять своё мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка;

соблюдать требования учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т.п.

добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении возможности занятия другой, более интересной деятельностью;

умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.п.)

Признаки выдержки:

проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднённых условиях (больше помехи, неудачи и т.п.);

умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.п.); умение контролировать своё поведение непривычной обстановке.

Признаки смелости:

преодоление чувства страха;

сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;

проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения:

Признаки инициативности:

проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов:

Признаки целеустремлённости:

умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;

умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

умение осуществлять намеченное.

- Сейчас я предлагаю для каждого из перечисленных волевых качеств подобрать определенный, как вы считаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получиться восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

- Нарисовали, теперь в каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас.

- Проанализируйте круги волевых качеств по степени закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.

- Обсудите в парах, насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствует полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.

Если большинство кругов закрашены полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с подростком обсуждается, действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкую степень выраженности. Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений о своих волевых качествах.

Методику можно провести ещё разпосле коррекционной работы с целью анализа изменений в представлениях подростка о степени выраженности его волевых качеств.

Вопросы для анализа:

- Сравните два бланка и расскажите, что изменилось?

- Почему волевое качество стало больше/меньше, как вы думаете?

Если в большинстве кругов закрашенные части увеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли изменения в представлении подростка о своих волевых качествах.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.