Статья «Коррекционно-развивающие упражнения-головоломки по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский, ХМАО»
.
Тема работы:
«Коррекционно-развивающие упражнения – головоломки по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»
Автор:
Созонова Екатерина Ивановна,
Должность: учитель биологии.
г. Советский, 2023 год.
«Коррекционно-развивающие упражнения- головоломки по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ, как инновационная технология обучения»
Аннотация.
В последнее время во всех образовательных учреждениях появилась актуальная на сегодняшний день проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с особыми образовательными потребностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: дети с ОВЗ и дети - инвалиды; одаренные дети; дети - мигранты; педагогически-запущенные дети. Данная категория обучающихся имеет ряд проблем в освоении адаптированных школьных программ по всем предметам. Успешная деятельность общеобразовательной школы становится немыслемой без организации системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-обоснованных методических формах работы на уроках с детьми с особыми образовательными потребностями. Применение данной технологии поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Пояснительная записка.
Введение.
Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая система обучения, которая обеспечивает детей с нарушениями интеллекта комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. Смысл применения данных упражнений решает вопрос компенсации дефекта интеллекта ребенка, развитии его личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Для развития в целом личности ребенка и преодоления нарушений интеллекта очень важную роль играют коррекционно-развивающие упражнения, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ребенка. Коррекционно-развивающие упражнения способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.
Цель: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы среднего общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи:
1)Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.
2)Повышения уровня развития логического мышления.
3)Развитие наглядно-образного и логического мышления.
4)Развитие речи.
5)Развитие приемов учебной деятельности.
6)Развитие личностно-мотивационной сферы.
7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
Основная часть.
1.Содержание работы.
1.1. Организационно-педагогические условия:
Организация данной технологии - это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом коррекционном подходе обучения заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления коррекционными процессами необходимо вводить игровые формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг коррекционных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса. Коррекционная работа на уроках рассматривается как закономерный этап реализации общего образования, обусловленный доступностью получения и усвоения учебной информации и возможностью дальнейшего применения ее на практике в социальной жизни.
1.2. Механизм реализации.
Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Содержание коррекционной работы определяют ряд принципов: соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер оказания помощи. Коррекционная работа общего образования включает в себя четыре взаимосвязанных направления, отражающих её основное содержание: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа. Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
1.3. Сущность практического опыта.
При системном применении коррекционно-развивающих упражнений во время обучения детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько коррекция недостатков психического развития ученика в целом. Перед каждым учителем- предметником, прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности , так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях детского коллектива. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку коррекционно-развивающие упражнения направлены, на: эффективное развитие ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах, а так же преодоление психо-физических отклонений, мешающих его общему развитию.
Функции применения таких упражнений:
1.Обучающая (помогает в овладении знаниями);
2.Развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал)
3.Коррекционная (исправляет недостатки)
4.Коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого);
занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).
Кроме того, они способствуют созданию позитивного эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ:
Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия новых знаний».
Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.
Предложение учащимся посильного учебного материала.
Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
Акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии.
Обсуждение на уроках биологии интересных фактов из жизни животных и растений.
Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
С целью исправления недостатков психического развития, присущих обучающимся с особыми образовательными потребностями, усвоения ими базовых знаний по биологии, привития интереса к предмету, доступности обучения, а так же приближения уровня развития обучающихся к норме, в процессе обучения применяю на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения, такие, как:
Карточки с заданиями по коррекции и развитию познавательных процессов учащихся.
Карточки-опоры.
Карточки для устного опроса.
Биологические диктанты.
Карточки-схемы ( законченные и незаконченные)
Упражнения, связанные с тактильно двигательным восприятием.
ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:
1. Упражнения, связанные с тактильным восприятием:
Цветная аппликация. | «Узнай по контуру» |
Копирование изображения по образцу. | «Кусочки целого» |
Штриховка. | Пластилиновая живопись |
2. Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:
«Запомни и нарисуй» | «Один лишний» |
«Бессмысленные слова» | «Буквенные шифры» |
Найди смысловые связи» | «Память на слова» |
«Составь слово» | «Ассоциации» |
«Мысленные образы» | «Раздели на группы» |
3.Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:
«Найди по алфавиту | « Высокий, средний, низкий» |
«Номер буквы по алфавиту» | «Слова по алфавиту» |
СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:
Изучение и осмысление нового материала.
Повторение изученного материала.
Закрепление.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль знаний.
Активизации имеющегося у учащихся опыта.
Домашние задания.
1.3 Результативность педагогической деятельности.
При использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, через некоторое время наблюдается:
1. Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2. Повышение уровня мотивационной сферы, интереса к предмету, речевой инициативы.
Дети с удовольствием идут на урок, зная, что их ждет что-то интересное и увлекательное, а не простое заучивание нового материала. На уроках, используя все разнообразие упражнений в процессе обучения, у детей происходит развитие и коррекция умения видеть образ, тренировка всех видов внимания, развитие уверенности в себе, совершенствование движения руки, развитие мелкой моторики. А это очень важно для успешного обучения и социализации ребенка.
1.4. Выводы.
Все вышеперечисленные коррекционно-развивающие упражнения, применяемые в процессе обучения детей с ОВЗ биологии, в той или иной степени стимулируют их познавательную активность, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность. Все виды упражнений, применяемые в системе и в разнообразии, являются эффективным средством активизации обучения и коррекционно-развивающей деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет детей от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО БИОЛОГИИ:
1. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( ПЯТЫЙ…, ШЕСТОЙ….)
Цель: Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).
Задание: Из предложенного перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Задания можно использовать при изучении разных курсов биологии.(5-9 класс.) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них.
Пример: ТЕМА: « ПИЩЕВАРИТНЛЬНАЯ СИСТЕМА», 8 класс.
Печень | Прямая кишка | Поджелудочная железа |
Почки | Желудок | Пищевод |
Аппендикс | Толстая кишка | Сердце |
2.УПРАЖНЕНИЕ « ПАМЯТЬ НА СЛОВА»
Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации, развитие долговременной памяти. Формирование приемов учебной деятельности, умения выполнять задания по устной инструкции учителя.
Задание: Детям диктуется три ряда слов. После диктовки каждого ряда дети записывают столько слов, сколько запомнили. Когда все записи сделаны, обучающиеся подсчитывают слова в каждой колонке отдельно. Тот, у кого больше слов читает их вслух. Лишние и дважды написанные слова вычеркиваются.
Пример: ТЕМА: « ЦВЕТОК И ПЛОД», 6класс.
Початок | Лепесток | Пыльца |
Соцветие | Венчик | Цветок |
Тычинка | Плод | Пестик |
3. УПРАЖНЕНИЕ « АССОЦИАЦИИ»
Цель: Коррекция и развитие ассоциативного мышления. Упражнение направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.
Задание: Учитель предлагает несколько слов (термины, названия объектов и др.), а дети должны привести как можно больше ассоциаций, связанных с этим словом, которые придут им на ум при чтении данных слов.
Пример: ТЕМА : СЕЛЬХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ», 6 класс.
слово | Ассоциации (примерные) |
картофель | Клубень, пасленовые, урожай. осень, пюре, коричневый, крахмал. |
Томаты | Сочный, круглый, красный. вкусный, теплица, пасленовые, помидор, кетчуп. |
Пшеница | Хлеб, мука, злаки, колос, зерновка, твердая, мягкая. |
капуста | Кочан, борщ, крестоцветные, кочерыга, белокочанная. |
4. УПРАЖНЕНИЕ « РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Цель: Коррекция и формирование словесно- логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).
Задание: Учитель зачитывает ( раздает каточки с написанным перечнем или рисунками) перечень названий объектов, обучающийся должен постараться разделить эти слова на группы.
В перечне слов может быть 1,2 или 3 группы не больше, иначе ребенок может запутаться.
Пример: ТЕМА: «ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»
Сердце, кровеносная, печень, вены, выделительная, половая, почки.
Ядро, мембрана, оптический микроскоп, рибосомы, электронный микроскоп, лизосомы.
Группы объектов:
Органы и системы органов.
Органоиды и увеличительные приборы.
5. УПРАЖНЕНИЕ « ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ»
Цель: Коррекция и развитие тактильного восприятия , мелкой моторики(формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа.
Задание: Взять картон бумаги, шаблон объекта. Обвести по шаблону контуры объекта. Затем взять предварительно размягченный пластилин и нанести его плавными, размазывающими движениями на картон по шаблону.
Материал: Белый картон, пластилин, готовые шаблоны объектов.
При изготовлении пластилиновой аппликации, желательно использовать несколько цветов, чтобы придать объемистость образу.
6. УПРАЖНЕНИЕ « МОЙ УЛОВ»
Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.
Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы и отдельную карточку с некоторыми заштрихованными клетками. В тетрадь нужно выписать те буквы, которые соответствуют заштрихованным клеткам и уже только из этих букв составить слово ( название объекта или термин).
Пример: ТЕМА: « МНОГООБРАЗИЕ РЫБ» 7 класс.
Наложите сетку на таблицу,
и тогда прочтете без труда, какую рыбку я сегодня, изловчился выловить из пруда.
о | В | Я | й | х | у | Т | К | Ч | ж |
Ж | Э | ч | С | К | ф | В | Г | Ю | Р |
Ю | х | ф | е | Я | ж | Э | у | й | Г |
Сетка:
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Слово- ОСЕТР
7. УПРАЖНЕНИЕ « ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК»
Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания, повышение уровня мыслительной деятельности, уровня развития логических операций (анализа, обобщения), а так же развитие общего интеллекта.
Задание: Учитель предлагает карточку – задание, на которой записаны слова, разделенные на половинки. Обучающийся должен составить из двух половинок, одна из которых помещена в левой колонке, а вторая в правой, несколько слов (термины или названия объектов).
Пример: ТЕМА: «ПОБЕГ» 6 класс.
« Составь 8 слов из их двух частей, при этом имей в виду, что каждую часть слова можно использовать только один раз»
ПО | ПАЗУШ |
ЧЕ | ШОК |
БЕГ | ХЛОРО |
ЧЕРЕ | ЧКА |
ЖИЛ | ШУЯ |
ПЛАСТ | МЕЖДО |
НЫЕ | ПО |
УЗЛИЕ | КИ |
Ответы: междоузлие, побег, почка, хлоропласт, жилки, пазушные, черешок, чешуя.
Литературные источники:
1. Безменова Е. И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5810/
2. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.
3. Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование. Выпуск 4. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М. «МИРОС», 2010.