12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Созонова Екатерина Ивановна540
Россия, Ханты-Мансийский АО, Советский
0

«Коррекционно-развивающие упражнения – головоломки по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский, ХМАО»

.











Тема работы:

«Коррекционно-развивающие упражнения – головоломки по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»















Автор:

Созонова Екатерина Ивановна,

Должность: учитель биологии.













г. Советский, 2023 год.

«Коррекционно-развивающие упражнения- головоломки по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ, как инновационная технология обучения»


Аннотация.

В последнее время во всех образовательных учреждениях появилась актуальная на сегодняшний день проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с особыми образовательными потребностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: дети с ОВЗ и дети - инвалиды; одаренные дети; дети - мигранты; педагогически-запущенные дети. Данная категория обучающихся имеет ряд проблем в освоении адаптированных школьных программ по всем предметам. Успешная деятельность общеобразовательной школы становится немыслемой без организации системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-обоснованных методических формах работы на уроках с детьми с особыми образовательными потребностями. Применение данной технологии поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Пояснительная записка.

Введение.

Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая система обучения, которая обеспечивает детей с нарушениями интеллекта комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. Смысл применения данных упражнений решает вопрос компенсации дефекта интеллекта ребенка, развитии его личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Для развития в целом личности ребенка и преодоления нарушений интеллекта очень важную роль играют коррекционно-развивающие упражнения, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ребенка. Коррекционно-развивающие упражнения способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.

Цель: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы среднего общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи:

1)Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

2)Повышения уровня развития логического мышления.

3)Развитие наглядно-образного и логического мышления.

4)Развитие речи.

5)Развитие приемов учебной деятельности.

6)Развитие личностно-мотивационной сферы.

7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Основная часть.

1.Содержание работы.

1.1. Организационно-педагогические условия:

Организация данной технологии - это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом коррекционном подходе обучения заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления коррекционными процессами необходимо вводить игровые формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг коррекционных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса. Коррекционная работа на уроках рассматривается как закономерный этап реализации общего образования, обусловленный доступностью получения и усвоения учебной информации и возможностью дальнейшего применения ее на практике в социальной жизни.
1.2. Механизм реализации.

Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Содержание коррекционной работы определяют ряд принципов: соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер оказания помощи. Коррекционная работа общего образования включает в себя четыре взаимосвязанных направления, отражающих её основное содержание: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа. Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

1.3. Сущность практического опыта.

При системном применении коррекционно-развивающих упражнений во время обучения детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько коррекция недостатков психического развития ученика в целом. Перед каждым учителем- предметником, прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности , так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях детского коллектива. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку коррекционно-развивающие упражнения направлены, на: эффективное развитие ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах, а так же преодоление психо-физических отклонений, мешающих его общему развитию.

Функции применения таких упражнений:

1.Обучающая (помогает в овладении знаниями); 
2.Развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал) 
3.Коррекционная (исправляет недостатки) 
4.Коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого); 
занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). 
Кроме того, они способствуют созданию позитивного эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность. 

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ:

Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия новых знаний».

Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.

Предложение учащимся посильного учебного материала.

Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.

Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.

Акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии.

Обсуждение на уроках биологии интересных фактов из жизни животных и растений.

Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.

С целью исправления недостатков психического развития, присущих обучающимся с особыми образовательными потребностями, усвоения ими базовых знаний по биологии, привития интереса к предмету, доступности обучения, а так же приближения уровня развития обучающихся к норме, в процессе обучения применяю на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения, такие, как:

Карточки с заданиями по коррекции и развитию познавательных процессов учащихся.

Карточки-опоры.

Карточки для устного опроса.

Биологические диктанты.

Карточки-схемы ( законченные и незаконченные)

Упражнения, связанные с тактильно двигательным восприятием.

ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:

1. Упражнения, связанные с тактильным восприятием:

Цветная аппликация.

«Узнай по контуру»

Копирование изображения по образцу.

«Кусочки целого»

Штриховка.

Пластилиновая живопись


2. Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:

«Запомни и нарисуй»

«Один лишний»

«Бессмысленные слова»

«Буквенные шифры»

Найди смысловые связи»

«Память на слова»

«Составь слово»

«Ассоциации»

«Мысленные образы»

«Раздели на группы»


3.Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:

«Найди по алфавиту

« Высокий, средний, низкий»

«Номер буквы по алфавиту»

«Слова по алфавиту»


СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:

Изучение и осмысление нового материала.

Повторение изученного материала.

Закрепление.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль знаний.

Активизации имеющегося у учащихся опыта.

Домашние задания.

1.3 Результативность педагогической деятельности.

При использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, через некоторое время наблюдается:

1. Позитивная динамика в коммуникативном развитии.

2. Повышение уровня мотивационной сферы, интереса к предмету, речевой инициативы.

Дети с удовольствием идут на урок, зная, что их ждет что-то интересное и увлекательное, а не простое заучивание нового материала. На уроках, используя все разнообразие упражнений в процессе обучения, у детей происходит развитие и коррекция умения видеть образ, тренировка всех видов внимания, развитие уверенности в себе, совершенствование движения руки, развитие мелкой моторики. А это очень важно для успешного обучения и социализации ребенка.

1.4. Выводы.

Все вышеперечисленные коррекционно-развивающие упражнения, применяемые в процессе обучения детей с ОВЗ биологии, в той или иной степени стимулируют их познавательную активность, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность. Все виды упражнений, применяемые в системе и в разнообразии, являются эффективным средством активизации обучения и коррекционно-развивающей деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет детей от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИМЕРЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО БИОЛОГИИ:


1. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( ПЯТЫЙ…, ШЕСТОЙ….)

Цель: Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).

Задание: Из предложенного перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?

Задания можно использовать при изучении разных курсов биологии.(5-9 класс.) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них.

Пример: ТЕМА: « ПИЩЕВАРИТНЛЬНАЯ СИСТЕМА», 8 класс.



Печень


Прямая кишка

Поджелудочная железа

Почки


Желудок

Пищевод

Аппендикс


Толстая кишка

Сердце


2.УПРАЖНЕНИЕ « ПАМЯТЬ НА СЛОВА»

Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации, развитие долговременной памяти. Формирование приемов учебной деятельности, умения выполнять задания по устной инструкции учителя.

Задание: Детям диктуется три ряда слов. После диктовки каждого ряда дети записывают столько слов, сколько запомнили. Когда все записи сделаны, обучающиеся подсчитывают слова в каждой колонке отдельно. Тот, у кого больше слов читает их вслух. Лишние и дважды написанные слова вычеркиваются.

Пример: ТЕМА: « ЦВЕТОК И ПЛОД», 6класс.


Початок

Лепесток

Пыльца

Соцветие

Венчик

Цветок

Тычинка

Плод

Пестик


3. УПРАЖНЕНИЕ « АССОЦИАЦИИ»

Цель: Коррекция и развитие ассоциативного мышления. Упражнение направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.

Задание: Учитель предлагает несколько слов (термины, названия объектов и др.), а дети должны привести как можно больше ассоциаций, связанных с этим словом, которые придут им на ум при чтении данных слов.

Пример: ТЕМА : СЕЛЬХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ», 6 класс.

слово

Ассоциации (примерные)

картофель

Клубень, пасленовые, урожай. осень, пюре, коричневый, крахмал.

Томаты

Сочный, круглый, красный. вкусный, теплица, пасленовые, помидор, кетчуп.

Пшеница

Хлеб, мука, злаки, колос, зерновка, твердая, мягкая.

капуста

Кочан, борщ, крестоцветные, кочерыга, белокочанная.


4. УПРАЖНЕНИЕ « РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Цель: Коррекция и формирование словесно- логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).

Задание: Учитель зачитывает ( раздает каточки с написанным перечнем или рисунками) перечень названий объектов, обучающийся должен постараться разделить эти слова на группы.

В перечне слов может быть 1,2 или 3 группы не больше, иначе ребенок может запутаться.

Пример: ТЕМА: «ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»

Сердце, кровеносная, печень, вены, выделительная, половая, почки.

Ядро, мембрана, оптический микроскоп, рибосомы, электронный микроскоп, лизосомы.

Группы объектов:

Органы и системы органов.

Органоиды и увеличительные приборы.

5. УПРАЖНЕНИЕ « ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ»

Цель: Коррекция и развитие тактильного восприятия , мелкой моторики(формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа.

Задание: Взять картон бумаги, шаблон объекта. Обвести по шаблону контуры объекта. Затем взять предварительно размягченный пластилин и нанести его плавными, размазывающими движениями на картон по шаблону.

Материал: Белый картон, пластилин, готовые шаблоны объектов.

При изготовлении пластилиновой аппликации, желательно использовать несколько цветов, чтобы придать объемистость образу.

6. УПРАЖНЕНИЕ « МОЙ УЛОВ»

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.

Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы и отдельную карточку с некоторыми заштрихованными клетками. В тетрадь нужно выписать те буквы, которые соответствуют заштрихованным клеткам и уже только из этих букв составить слово ( название объекта или термин).

Пример: ТЕМА: « МНОГООБРАЗИЕ РЫБ» 7 класс.

Наложите сетку на таблицу,

и тогда прочтете без труда, какую рыбку я сегодня, изловчился выловить из пруда.

о

В

Я

й

х

у

Т

К

Ч

ж

Ж

Э

ч

С

К

ф

В

Г

Ю

Р

Ю

х

ф

е

Я

ж

Э

у

й

Г

Сетка:































Слово- ОСЕТР

7. УПРАЖНЕНИЕ « ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК»

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания, повышение уровня мыслительной деятельности, уровня развития логических операций (анализа, обобщения), а так же развитие общего интеллекта.

Задание: Учитель предлагает карточку – задание, на которой записаны слова, разделенные на половинки. Обучающийся должен составить из двух половинок, одна из которых помещена в левой колонке, а вторая в правой, несколько слов (термины или названия объектов).

Пример: ТЕМА: «ПОБЕГ» 6 класс.

« Составь 8 слов из их двух частей, при этом имей в виду, что каждую часть слова можно использовать только один раз»

ПО

ПАЗУШ

ЧЕ

ШОК

БЕГ

ХЛОРО

ЧЕРЕ

ЧКА

ЖИЛ

ШУЯ

ПЛАСТ

МЕЖДО

НЫЕ

ПО

УЗЛИЕ

КИ


Ответы: междоузлие, побег, почка, хлоропласт, жилки, пазушные, черешок, чешуя.















Литературные источники:

1. Безменова Е. И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5810/ 

2. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.

3. Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование. Выпуск 4. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М. «МИРОС», 2010.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.