Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе по программе Шарохиной В.Л.

7
0
Материал опубликован 12 April 2021 в группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Принято: Утверждаю:

на педагогическом совете Заведующий МДОУ д/с «Сказка»

протокол № __« ____» _________ 2020 г. ______________Сироткина Н. В.

Приказ № ____ « ___» ________ 2020 г.

















Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе по программе Шарохиной В.Л.













Составил: педагог психолог

Матвеева Юлия Владимировна











Г. Малоярославец

Содержание

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Ожидаемые результаты

Особенности психического развития детей 5-6 лет (критерии развития)

Структура занятий и этапы реализации

Календарно-тематическое планирование программы

Литература















































Пояснительная записка

Данная программа педагога-психолога в старшей группе МДОУ «Сказка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

No1155). Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данного возрастного периода.

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Конституция Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.).

с документами Министерства образования и науки РФ

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16.

Инструктивно–методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планировании учебной нагрузке в течение недели.

Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

с документами Федеральных служб

постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ детский сад «Сказка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание

программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Также в основу программы легли идеи поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

В основе планирования психолого-педагогических занятий лежит программа Шарохиной В.Л. Катаевой Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.



2. Цель и задачи программы



Данная программа предназначена для детей с трудностями формирования познавательной сферы, а также проблемами коммуникации.

Основная цель программы: развитие психических функций и личностных качеств дошкольника.

Задачи:

коррекция и развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина);

коррекция и развитие мышления;

коррекция и развитие внимания, памяти;

развитие устной речи;

коррекция и развитие общей и мелкой моторики;

совершенствование навыков общения, развитие эмпатии.

3.Ожидаемые результаты

-Систематическое выполнение разработанных в программе игр и игровых упражнений способствует становлению произвольности психических процессов;

-ребенок начинает усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;

-в результате реализации программы дети учатся находить адекватное выражение различным эмоциям, корректируются негативные эмоциональные состояния, такие как страх, тревожность, агрессивность.

Материалы и оборудование.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства, стенд, к которому можно прикрепить рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон, раздаточный материал.



4.Особенности психического развития детей 5-6 лет (критерии развития)

На данном возрастном этапе дети могут распределять роли, основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роль формируется до начала игры – это говорит о новообразовании в развитии детей: от предметных действий людей к отношениям между ними. Ребенок уже может регулировать свое поведение, осваивают социальные отношения.

Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует познавательной мотивации в общении. Широкий кругозор и любознательность позитивно влияет на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы. Появляется интерес к математике, чтению. Развивается воображение, моделирование, исходя из этого ребенок уже может решить простые геометрические задачи.

Запоминание становиться произвольным, целенаправленным. Внимание более концентрировано, произвольно.

Продолжает активно развиваться речь. Дети учатся последовательно, логически строить свои действия, рассказывать об этом. Развивается инструктирование, которое помогает ребенку организовывать свое внимание на предстоящей деятельности.

На данном возрастном этапе для ребенка открывается весь спектр чувств и эмоций, также появляются их устойчивость. Для ребенка очень важно мнение взрослого, поэтому ему важно получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.



5.Структура занятий и этапы реализации программы



В компетенцию и обязанности детского психолога входит про­ведение психологической диагностики, направленной на выявле­ние особенностей психического развития ребенка и уровня сфор­мированности у него определенных личностных новообразований.

Основная цель психодиагностики — создание психологическо­го портрета обследуемого, который включает в себя характерис­тику поведения, описание особенностей познавательных процес­сов и развития личности ребенка. Анализ полученных данных по­может организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индиви­дуальных способностей дошкольников. Опираясь на результаты психодиагностики психолог разраба­тывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов, и одаренных дошкольников, с целью развития их потенциальных возможностей.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально-личностной сферы ребенка. Психолог оценивает уровень тревож­ности, определяет наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

Результаты психодиагностики обрабатываются, затем со­ставляются протокол. Данные психодиагности­ческого обследования передаются руководителю детского образо­вательного учреждения.

В течение сентября психолог собирает диагностические сведе­ния о детях, ведет наблюдение за дошкольниками в процессе иг­ровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятий, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учеб­но-воспитательного процесса в старшей группе детского сада.

Для оценки развития психических процессов у детей используется комплект методик и материалов позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.

Диагностика эмоционально – волевой сферы включает в себя:

- Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

- Тест "Дом-Дерево-Человек"

-Восьмицветовой тест Люшера

Коррекционно-развивающие занятия начинаются в ноябре на основе проведенной психодиагностики. Они проводятся один раз в неделю в кабинете психолога. Наполня­емость группы — 6 детей. Они посещают 8 занятий продолжительностью 25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.



6.Календарно-тематическое планирование программы



Дата

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Количество

часов

ноябрь

1

Занятие 1

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Совершенствование навыков счета.

5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание доброжелательного

отношения к окружающим.

1

2

Занятие 2

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Совершенствование элементарных

математических представлений.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание доброжелательного

отношения к окружающим.

1

3

Занятие 3

1. Развитие слухового и зрительного

Восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения.

Воспитание доброжелательного отношения

к окружающим.

1


4

Занятие 4

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи расширение и

(активизация словарного запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.


1

декабрь

5

Занятие 5

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи и речи (расширение и

активизация словарного запаса, совершенствование грамматического

строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание доброжелательного

отношения к окружающим

1

6

Занятие 6

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и речи (расширение и

активизация словарного запаса, совершенствование грамматического

строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных

навыков. Воспитание доброжелательного

отношения к окружающим.

1

7

Занятие 7

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и

обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя,

развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

8

Занятие 8

1. Развитие слухового и зрительного

восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и

обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя,

развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения.

Воспитание доброжелательного отношения

к окружающим.

1

февраль

1

Занятие 1

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

1

2

Занятие 2

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

1

3

Занятие 3

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

1

4

Занятие 4

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

1

Март

5

Занятие 5

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

1

6

Занятие 6

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений

1

7

Занятие 7

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

1

8

Занятие 8

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому

образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и

коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой

сферы и этических представлений.

1













Литература



«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  c. 336

Катаева Л.И.Коррекционно-развивающие занятия в детском саду- М., 2001

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. Издательство: Книголюб, 2004, 64 стр.

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Демонстрационный материал. Издательство: М: Книголюб , 2003

Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: конспекты занятий. / В. Л. Шарохина. – М.: Книголюб, 2008.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Лаврентьева Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении / Т.В.Лаврентьева. - М.:. «Гном и Д», 2004.

Калугина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Калугина – М.: Изд-во УРАО, 1999.

Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1-2. / А. Анастази - М.: Педагогика, 1982.

Павлова Н.Н., РуденкоЛ.Г. - Экспресс-диагностика в детском саду. Издательство Генезис – 2008 – 80 с.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.