Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 2 April 2020

Пояснительная записка.

      На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. По отношению к умственно отсталому ребенку не действуют традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия. Преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии происходят в сфере образования и с помощью его средств. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Данная «Программа» носит коррекционно-развивающий характер. В ней предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков интеллектуального и речевого развития детей в различных видах деятельности. Она предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющих умственную отсталость.

Цель обучения - создание системы комплексного сопровождения в образовательном учреждении, реализующую АООП для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), позволяющую учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, а также формирование у будущих выпускников знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

      Задачами  курса являются:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  2. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
  3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.
  4. Консультирование  родителей (законных представителей) по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Общая характеристика коррекционного курса

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодей­ствия специалистов.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.   

      Программа состоит следующих разделов: «Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов», «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков», «Кинестетическое и кинетическое развитие», «Тактильно-двигательное восприятие», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Восприятие пространства», «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти», «Восприятие времени», Индивидуальные занятия.

Место коррекционного курса в учебном плане

          Курс « Коррекционно – развивающие занятия » представлен в коррекционной области учебного плана  1  класса, занятия проводятся во внеурочное время.

            На курс « Коррекционно – развивающие занятия » в 1    классе отводится 5 часов в неделю, курс рассчитан на 165 часов (33 учебные недели).

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты освоения курса:

1)Воспитывать самостоятельность, ответственность;

2) Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца;

3) Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности;

 4) Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку;

5) Вырабатывать положительные привычки поведения.

     Предметные результаты освоения курса:

1) Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте);

2) Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно);

3) Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание;

4) Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память;

5) Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту);

6) Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу;

7) Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.


Формы организации коррекционной работы

Сроки

Содержание работы

1 сентября –15 сентября

Диагностика  психического  развития  детей.  Заполнение дефектологических  карт.

  15сентября – 15 мая

Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с детьми.

      15 мая – 31 мая

Итоговая  диагностика  психического  развития  детей.


Содержание коррекционного курса

  1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных групповых и индивидуальных занятий.

      2. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

       Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.

       Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором.

      Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый).

       Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале

3.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

      Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).            Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

      Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.

      Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

  1. Кинестетическое и кинетическое развитие.

     Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.

     Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела.

    Формирование выразительности движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Индивидуальные занятия.

  1. Тактильно-двигательное восприятие.

Плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

  1.  Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

     Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков.

     Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

  1.  Восприятие пространства.

       Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.

       Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…).  

         Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Графические диктанты.

  1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

       Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей).

       Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.

        Определение изменений в предъявленном ряду.       Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

  1.  Восприятие времени.

       Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений.

        Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

 9. Индивидуальные занятия.

     10. Обследование детей. Диагностирование высших психических функций.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Диагностический блок.

10

1.1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

10

2.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

15

2.1.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) .Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур.

3

2.2.

Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором.

3

2.3.

     Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.

3

2.4.

Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый).

2

2.5.

Конструирование фигур и предметов из составляющих частей.

2

2.4.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале

2

3.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

13

3.1.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

3

3.2.

Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

2

3.3.

Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.

2

3.4.

Обводка, штриховка по трафарету.

3

3.5.

Аппликация. Сгибание бумаги.

3

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

6

4.1.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.

3

4.2.

Формирование выразительности движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

3

5.

Тактильно-двигательное восприятие.

4

5.1.

Плоскостные фигуры и предметы, их величины.

2

5.2.

Работа с пластилином (раскатывание).

2

6.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

4

6.1.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков.

2

6.2.

Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

2

7.

Восприятие пространства.

9

7.1.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.

2

7.2.

Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).

2

7.3.

Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

2

7.4.

Графические диктанты.

3

8.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

6

8.1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей).

2

8.2.

Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.

2

8.3.

Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки.

2

9.

Восприятие времени.

5

9.1.

Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений.

2

9.2.

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

3

10.

Индивидуальные занятия.

87

11.

Обследование детей. Диагностирование высших психических функций.

10


Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

    Технические средства обучения, компьютерные инструменты обучения. Коммуникативные папки и альбомы, карточки со словами, кассы букв, трафареты, сенсорные доски, сенсорные коробки, сюжетные и предметные картинки, разнообразный предметный и изобразительный дидактический материал.м

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации