Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» (1 класс)
Пояснительная записка.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. По отношению к умственно отсталому ребенку не действуют традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия. Преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии происходят в сфере образования и с помощью его средств. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Данная «Программа» носит коррекционно-развивающий характер. В ней предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков интеллектуального и речевого развития детей в различных видах деятельности. Она предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющих умственную отсталость.
Цель обучения - создание системы комплексного сопровождения в образовательном учреждении, реализующую АООП для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), позволяющую учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, а также формирование у будущих выпускников знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.
Задачами курса являются:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
- Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Общая характеристика коррекционного курса
1. Диагностическое направление.
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.
3. Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Программа состоит следующих разделов: «Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов», «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков», «Кинестетическое и кинетическое развитие», «Тактильно-двигательное восприятие», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Восприятие пространства», «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти», «Восприятие времени», Индивидуальные занятия.
Место коррекционного курса в учебном плане
Курс « Коррекционно – развивающие занятия » представлен в коррекционной области учебного плана 1 класса, занятия проводятся во внеурочное время.
На курс « Коррекционно – развивающие занятия » в 1 классе отводится 5 часов в неделю, курс рассчитан на 165 часов (33 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения курса:
1)Воспитывать самостоятельность, ответственность;
2) Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца;
3) Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности;
4) Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку;
5) Вырабатывать положительные привычки поведения.
Предметные результаты освоения курса:
1) Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте);
2) Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно);
3) Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание;
4) Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память;
5) Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту);
6) Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу;
7) Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
Формы организации коррекционной работы | |
Сроки | Содержание работы |
1 сентября –15 сентября | Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт. |
15сентября – 15 мая | Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с детьми. |
15 мая – 31 мая | Итоговая диагностика психического развития детей. |
Содержание коррекционного курса
- Обследование детей, комплектование групп для коррекционных групповых и индивидуальных занятий.
2. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый).
Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале
3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
- Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела.
Формирование выразительности движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Индивидуальные занятия.
- Тактильно-двигательное восприятие.
Плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков.
Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
- Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.
Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…).
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Графические диктанты.
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей).
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.
Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
- Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений.
Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
9. Индивидуальные занятия.
10. Обследование детей. Диагностирование высших психических функций.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Диагностический блок. | 10 |
1.1. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. | 10 |
2. | Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов. | 15 |
2.1. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) .Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. | 3 |
2.2. | Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. | 3 |
2.3. | Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. | 3 |
2.4. | Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). | 2 |
2.5. | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. | 2 |
2.4. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | 2 |
3. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | 13 |
3.1. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. | 3 |
3.2. | Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). | 2 |
3.3. | Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. | 2 |
3.4. | Обводка, штриховка по трафарету. | 3 |
3.5. | Аппликация. Сгибание бумаги. | 3 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 6 |
4.1. | Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. | 3 |
4.2. | Формирование выразительности движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). | 3 |
5. | Тактильно-двигательное восприятие. | 4 |
5.1. | Плоскостные фигуры и предметы, их величины. | 2 |
5.2. | Работа с пластилином (раскатывание). | 2 |
6. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 4 |
6.1. | Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. | 2 |
6.2. | Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. | 2 |
7. | Восприятие пространства. | 9 |
7.1. | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. | 2 |
7.2. | Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). | 2 |
7.3. | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | 2 |
7.4. | Графические диктанты. | 3 |
8. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 6 |
8.1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). | 2 |
8.2. | Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | 2 |
8.3. | Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. | 2 |
9. | Восприятие времени. | 5 |
9.1. | Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений. | 2 |
9.2. | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. | 3 |
10. | Индивидуальные занятия. | 87 |
11. | Обследование детей. Диагностирование высших психических функций. | 10 |
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства обучения, компьютерные инструменты обучения. Коммуникативные папки и альбомы, карточки со словами, кассы букв, трафареты, сенсорные доски, сенсорные коробки, сюжетные и предметные картинки, разнообразный предметный и изобразительный дидактический материал.м