Методическая разработка «Коррекция и развитие познавательных процессов посредством презентации Microsoft Power Point»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: В последнее время в образовательных учреждениях Свердловской области происходит активное внедрение психолого-педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в познавательной и коммуникативной деятельности.
Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении и общении становится все более актуальной.
Для того, чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в обучении стала наиболее эффективной необходимо использовать в работе наглядный, яркий материал. Одним из способов подачи наглядного материала может быть использование информационно – коммуникативных технологий. В своей методической разработке я бы хотела показать, как можно использовать презентации Microsoft Power Point с целью коррекции и развития познавательных процессов детей, испытывающими трудности в обучении, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Цель: коррекция и развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение) с использованием информационно – коммуникативных технологий, а именно презентаций Power Point.
Содержание:
1 блок занятий предназначен для детей 5-7 лет с нормальным развитием, либо для детей 1-2 класса с ЗПР, либо для детей с легкой степенью умственной отсталости начальной (1-4 классы) школы. Комплект состоит из 9 разработанных в Microsoft Power Point занятий, представленных ниже.
Занятие 9
PPT / 4.65 Мб
Занятие 7
PPT / 4.13 Мб
Занятие 8
PPT / 4.13 Мб
Занятие 6
PPT / 4.67 Мб
Занятие 5
PPT / 5.43 Мб
Занятие 4
PPT / 4.2 Мб
Занятие 3
PPT / 5.11 Мб
Занятие 2
PPT / 2.23 Мб
Занятие 1
PPT / 2 Мб
2 блок занятий предназначен для детей 1 класса с нормальным развитием, либо для детей 2-3 класса с ЗПР, либо для детей с легкой степенью умственной отсталости 5-6 классов. Комплект состоит из 9 разработанных в Microsoft Power Point занятий, представленных ниже.
Задание 9
PPT / 27.83 Мб
Занятие 8
PPT / 32.14 Мб
Занятие 7
PPT / 26.7 Мб
Занятие 6
PPT / 32.94 Мб
Занятие 5
PPT / 28.3 Мб
Занятие 4
PPT / 30.12 Мб
Занятие 3
PPT / 28.69 Мб
Занятие 2
PPT / 29.54 Мб
Занятие 1
PPT / 28.3 Мб
Примечание: в зависимости от степени и уровня развития умственной отсталости, а так же отклонений в познавательных процессах от нормы имеется возможность подбора занятий для каждого ребенка индивидуально.
Форма подачи:
Индивидуальная и групповая. В том и другом случае коррекционно – развивающая презентация Power Point должна быть включена в общий контекст и структуру урока (занятия), т.е. нельзя проводить занятие с использованием только презентации Power Point.
Общее время работы с презентацией: на выполнение всех заданий ребенком одной презентацией (без учета перерывов и отвлечений) ориентировочно уходит 7 – 10 минут, но время зависит от уровня развития познавательных процессов каждого ребенка индивидуально и может составить до 20 минут. В таком случае необходимо предусмотреть физминутки и психофизические разминки.
Структура комплекса развивающих занятий:
Комплекс занятий поделен на два блока. Уровень заданий в первом блоке легче чем во втором. Второй блок является, как бы продолжением первого, следующей ступенью в развитии. В каждом блоке разработано по 9 занятий, в каждом из которых по 9 заданий. Каждое последующее занятие основано на предыдущем, но увеличивается уровень сложности, т.е. занятия разработаны по принципу «от простого к сложному».
Конспект группового занятия с использованием ИКТ, а именно презентации Power Point представлен ниже. Данное открытое занятие было представлено на муниципальном семинаре-практикуме «Социализация обучающихся с ОВЗ», 26.01.2018 в г.о. Верхотурский (Приложение 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРЕЗЕНТАЦИИ POWER POINT
Предмет: Психология
Тема урока: «Коррекция и развитие познавательных процессов»
Цель: Коррекция и развитие познавательных процессов и метапредметных умений.
Форма проведения: групповая
Методы работы: выполнение заданий с использованием ИКТ технологий, подвижные тренинговые задания, обсуждение, опрос, рефлексия эмоционального состояния.
Участники: 5-6 класс комплект (для детей с УО)
Ответственный: педагог-психолог Е.М.Чазова
Содержание:
1. Приветствие участников, вводное слово ведущего (педагога-психолога).
2. Упражнение «Календарь настроения»
Цель: Создание настроя на работу, рефлексия эмоционального состояния детей.
Материал: Мел, доска
Проведение: Создается календарь настроения. Каждый ребенок на доске обозначает его настроение (солнышко – отличное настроение, тучка с грозой – плохое, облачко – настроение не очень хорошее). Ведущий при виде облачка или тучки интересуются у участника причиной мрачного настроения, предлагая пути его коррекции.
3. Задания на развитие познавательных процессов.
Цель: коррекция и развитие познавательных процессов.
Материал: Презентация в Power Point, интерактивная доска, ноутбук.
Проведение: Сегодня мы с вами на уроке психологии в очередной раз закрепим полученные Вами знания на таких уроках как «математика», «литература», «русский», «биология», «труд».
Первый урок, который мы посетим – это урок математики. Выполнение слайда (задания) 1 – предполагает развитие памяти, на основе математических знаний.
Следующее задание посвящено уроку биологии. Выполнение слайда 2 – предполагает развитие мышления.
Теперь мы с вами побываем на уроке литературы. Выполнение слайда 3 – предполагает развитие мышления и внимания.
Отгадайте из какой дисциплины данное задание (математика). Выполнение слайда 4 – предполагает развитие воображения.
Продолжим урок математики. Выполнение слайда 5 – предполагает развитие внимания.
А на уроке русского языка постараемся составить слово. Выполнение слайда 6 – предполагает развитие внимания и мышления.
4. Кинезиологическая гимнастика.
Цель: снятие мышечных зажимов.
«Снеговик»: И.п. стоя. Представьте, что вы только, что слепленный снеговик.
Тело должно быть напряжено, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело
солнышко и снеговик начал таять. Сначала «тает» и провисает голова, затем
опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. в конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
И.п. сидя. Согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, посте-
пенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем
расслабьте руки и встряхните.
Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения глазами.
«Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щёки,
выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
5. Упражнение «Интеллектуальная разминка»
Цель: развитие произвольной регуляции деятельности и внимания; развитие мышления.
Инструкция: Детям задаются по очереди вопросы, но правильным засчитывается ответ только в том случаи, если ребенок прежде чем ответить сосчитал в слух до пяти. Если же ребенок в слух не сосчитал, то балл засчитывается педагогу. Если слышны подсказки в аудитории, то тоже балл засчитывается педагогу. Если же ребенок не забыл сосчитать до 5, но не правильно ответил, балл ни кому не ставиться. Вопрос задается классу снова. В итоге подсчитывается кто выиграет педагог или учащиеся.
Итак, начнём. Быстро сообразите, а что это у человека? Отвечаем по кругу, быстро.
У птицы крыло - у человека...
У собаки морда - у человека...
У конфеты фантик - у человека...
У подводной лодки перископ - у человека...
У льва пасть - у человека...
У машины мотор - у человека...
У рыбы жабры - у человека...
У берёзы сок - у человека...
У экскаватора ковш - у человека...
У собаки конура - у человека...
6. Подведение итогов, рефлексия занятия.
Для наглядности представлены некоторые слайды из 1 блока занятия № 3:
Р.S. Уникальными в данной работе являются разработанные и представленные 18 занятий в программе Power Point. Конспект занятия – это лишь пример того, как можно внедрить представленные занятия в коррекционно-развивающий урок.
Одно из 18 занятий, мной уже было единожды опубликовано на сайте Инфоурок и находится по ссылке: https://infourok.ru/prezentaciya-korrekciya-i-razvitie-poznavatelnyh-processov-4934483.html. Весь комплекс занятий публикуется впервые.
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Михайловна Чазова