Система игровых заданий и упражнений по коррекции и развитию познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ

2
1
Материал опубликован 23 February 2019 в группе

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

учитель начальных классов

Федяева Марина Александровна

Представляю вашему вниманию мою педагогическую идею по теме «Система игровых заданий и упражнений по коррекции и развитию познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»

Для реализации данной темы поставлена цель: обогащение чувственного познавательного опыта на основе умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов.

Для достижения цели определены задачи:

- формирование зрительного и слухового восприятия, его целостности;

- развитие психических функций в процессе учебной деятельности;

- коррекция интеллектуального развития путём использования приёмов анализа, сравнения, обобщения, классификации;

- воспитание умения общаться и действовать совместно.

У детей с нарушением интеллекта с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Остаётся ведущей игровая мотивация. На своих уроках мы используем разные игровые задания и упражнения, по коррекции и развитию познавательных процессов:

Для обучения через игру создано множество дидактических и методических пособий с комплексом заданий и упражнений. Они важны и необходимы в работе с особенными детьми. Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные пособия. А можно изготовить их своими руками. Хочу рассказать вам о развивающих кубах. Их можно использовать непосредственно в образовательной деятельности, в индивидуальной и самостоятельной работе с детьми.

Куб «Овощи», «Фрукты»

С их помощью дети закрепляют названия предметов, учатся классифицировать их. Поворачивая кубик, ребенок перечисляет изображенные предметы, а затем объединяет их одним понятием (например, овощи).

Куб «Назови одним словом»

Это усложненный вариант предыдущих кубиков. Здесь на каждой грани куба подобраны картинки на классификацию предметов. Ребенок бросает куб, затем называет все изображенные предметы, которые находятся на выпавшей стороне, и объединяет их одним понятием.

Куб «Круглый год»

Куб устроен по принципу «от простого к сложному». Внутри него находится серия кубиков «Времена года», рассматривая которые дети закрепляют приметы каждого времени года.

А затем учатся составлять описательные рассказы о каждом времени года с помощью алгоритмов, изображенных на каждой грани куба.

Во время игр с этими пособиями, дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Основные достоинства пособия:

- такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании;

- их можно использовать на самых разных занятиях: на любом уроке и на любом этапе урока;

- развивают умственные и творческие способности детей;

- являются ярким элементом предметно – пространственной среды;

- мобильны;

- компактны;

- ребята могут помогать в изготовлении таких пособий.

Поверьте, в такие кубики дети будут играть с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью.

 

Главная педагогическая идея: включение учащихся в творческую деятельность, где предполагается обогащение познавательного опыта ученика, иными словами, где школьник учится мыслить – основной путь, нацеленный на развитие психических процессов.

Итак, использование развивающих кубов способствует созданию у учащихся эмоционального настроя, повышению интереса детей к получению знаний об окружающем, развитию умственных и творческих способностей, мелкой моторики, речи. Формирует познавательную активность, позволяет проводить диагностику, закреплять пройденный материал и знакомить с новым, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Мы все стараемся развивать ребенка всесторонне, а пособия с игровыми заданиями и упражнениями помогут нам в этом!

Литература:

Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5 — 9 лет». – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше». – М.: «Издательство Гном и Д», 2002.

Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». – М.: «Издательство Гном и Д», 2000.

Локалова Н. «Уроки психологического развития в начальной школе»

Панфилова М.А. «Игротерапия общения». – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». — Ярославль: «Гринго», 1996.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку». – М.: Просвещение, 1994.

Интернет-ресурсы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за опыт. Приберу в копилочку

10 April 2019

Похожие публикации