Коррекция нарушений зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО
ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Опыт работы учителя-дефектолога МДОУ №2
Ромчук Инны Александровны
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проблемы …………………………………………..….…..3
Особенности зрительного восприятия детей с нормальным зрением и с нарушениями зрения ………………………………………………………4Система мероприятий по коррекции сенсомоторного развития детей с нарушением зрения…………………………………………………….…7
Игры, приемы и упражнения для развития зрительного восприятия…..22
Современные технологии в системе коррекционно-реабилитационной работы с детьми с амблиопией и косоглазием в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………….….…..38
Список литературы……………………..…………………………………46
Интеграция детей с нарушениями зрения, адаптация и социальная реабилитация является одной из актуальных проблем современности. Основной контингент дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения составляют дети с амблиопией и косоглазием. Политика Донецкой Народной Республики в сфере специального образования направлена на создание доступного качественного образования, которое создает условия для полноценного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Эта стратегия подтверждена нормативно-правовыми документами ДНР: Законом «Об образовании», Концепцией развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, Государственным образовательным стандартом, Типовой образовательной программы «Растим личность», Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
В системе специального образования детей с амблиопией и косоглазием чрезвычайно важным является формирование пространственных представлений и практических ориентировок, развитие зрительного восприятия.
Цель данной работы: помочь определить задачи, принципы, методы, содержание коррекционно-компенсаторного направления индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с нарушениями зрения, учитывая психофизические особенности и уровни развития каждого ребенка. Для педагога важным является понимание необходимости формирования полноценных и прочных навыков ориентировки в пространстве, развитии зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. С самого раннего детства большинство из них находятся в зрительной депривации, так как не имеют специального обучения, развитие ребенка с грубыми нарушениями зрения в первые годы жизни является ограниченным. Поэтому вся система методико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения по формированию ориентировки в пространстве направлена на обучение активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т.д.), на формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей с нарушениями зрения посредством моделей и схем. Это делает возможным создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства и развитие зрительного восприятия в целом.
Особенности зрительного восприятия детей с нормальным зрением и с нарушениями зрения
В настоящее время актуальным для нашей страны и для стран всего мира является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Зрительные нарушения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, т.е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрительным восприячтием. Широкое распространение зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных учреждений. Прежде всего, педагогам необходимо иметь представления о функционировании зрительной системы в условиях нормального и нарушенного зрения. Ведущую роль в нормальном функционировании зрительной системы играет зрительное восприятие.
Исследование зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием и детей с нормой зрения выявило существенные различия в восприятии окружающего мира, признаках и свойствах предметов. В результате установлено: дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о трехмерном пространстве. Поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.
Система мероприятий по коррекции сенсомоторного развития детей с нарушением зрения
Опыт работы в качестве тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения убеждает в том, что реализация специальных коррекционных задач невозможна без знания исходного уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, является первоначальным условием для определения путей педагогической коррекции и компенсации. Исходные данные позволяют установить уровень отставания ребенка от нормы, определенной программой, а также поставить конкретные задачи и наметить пути педагогической коррекционной работы с данными дошкольниками. Для выявления уровня сформированности пространственных представлений проводится первоначальное обследование каждого ребенка, данные изучения пространственных представлений заносятся в карту индивидуального развития ребенка.
При организации коррекционной работы выделяется несколько этапов.
Первый этап представлен системой тщательного изучения ребенка в образовательном учреждении. Основная задача этапа – сбор, анализ сведений о дошкольниках, оценка их индивидуальных особенностей. Для того, чтобы данный вид работы был эффективен, необходимо, в первую очередь, провести исследования состояния зрительных возможностей дошкольников с нарушенным и нормальным зрением. Для этого были сформирована контрольная и экспериментальная группы детей. В контрольную группу вошли дети с нормой зрения в количестве 10 человек от 6-ти до 7-ми лет. В экспериментальную группу - 10 детей с нарушенным зрением того же возраста, имеющих в анамнезе диагноз амблиопия и косоглазие.
Сбор данных о состоянии зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием и у детей с нормой зрения проводился по таким направлениям:
уровень сформированности предметных представлений,
уровень сформированности сенсорных эталонов,
уровень восприятия глубины пространства,
уровень ориентировки в пространстве.
Результаты обследования фиксировались в карте индивидуального развития ребенка и выделены три уровня развития детей.
Оценка полученных результатов осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:
дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно, были отнесены к высокому уровню;
к достаточному уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);
к низкому уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.
Детям были предложены задания, по результатам, выполнения которых можно дать характеристику зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушениями зрения и сравнить с таковыми у дошкольников с нормой зрения. По своему содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 6 до 7 лет. Задания предъявлялись в игровой форме и поэтапно.
Для определения уровня развития зрительного восприятия детям были предложены задания:
Назови, сколько предметов изображено на рисунке, что изображено ближе, что дальше.
Выбери предметы по заданному признаку (форма, цвет, величина, материал).
Посмотри внимательно и расставь предметы на столе так же, как они расположены на моем столе.
Назови предметы разных геометрических форм, которые нарисованы на картине.
Расскажи, что вокруг тебя, что замечаешь в комнате.
«Правильно пойдешь — игрушку найдешь». Дети должны выполнять движения по указанию педагога: «Сделай два шага назад, повернись налево, повернись кругом ...» (и так далее).
На листе бумаги самостоятельно составь схему размещения игрушек, расположенных на поверхности стола.
Проведи черту сверху вниз, слева направо, снизу вверх, справа налево.
Назови предметы в окружающей обстановке, которые напоминают тебе различные геометрические формы.
Нарисуй схему пути из групповой комнаты в лечебный кабинет.
Таким образом, обследование детей экспериментальной и контрольной групп позволило определить различия в уровнях сформированности предметной деятельности, ориентировки в микро- и макропространствах, в выделении формы, цвета и величины предметов окружающей действительности, восприятия глубины пространства.
Анализ ответов детей контрольной группы (норма зрения) показал, что дети не испытывали трудностей в восприятии пространственного расположения, трехмерности изображения. Дошкольники с нормой зрения воспринимали картину в целом, перечисляя предметы по степени удаленности в нужном порядке. Точно анализировали сенсорные признаки предметов. При выявлении умения выделять геометрические формы в предметах у детей с нормальным зрением трудностей не возникало. Однако, изменять форму, цвет и величину предметов по инструкции педагога детям было сложно. Из 10 детей только 2 ребенка находились на низком уровне .
В свою очередь, дети с амблиопией и косоглазием испытывали значительные затруднения по всем категориям обследования. При восприятии предмета с трудом воспринимали его сложную форму. Дети воспринимали часть предмета как отдельный предмет, например, остановилась глазами на ножке стула, называя ее палочкой, не замечая сиденья, спинки стула. При определении зашумленных предметов сложность вызвало прослеживание по контуру предмета, особенно у детей с косоглазием. Многие дети из четырех предметов выделяли два или три, путали цветок и листок, жука и листок. При рассматривании картины дошкольники с амблиопией и косоглазием называли предметы, которые расположены на первом плане (дом, забор, трава, куры), а на второй и третий планы не обращали внимание. Такие ответы обусловлены нарушениями видения предметов, расположенных в разной удаленности от края картины. При сравнении величины объектов первого, второго и третьего планов дети не могли объяснить, почему одинаковые предметы нарисованы разными по величине, почему предметы третьего плана разные по контрасту, четкости и цветности в сравнении с первым и вторым планами изображения.
Характер выполнения детьми задания по выделению формы предметов на сюжетной картинке тоже имеет ряд особенностей. Выполняя данные задания, дети быстрее выделяли предметы круглой и квадратной формы, меньше замечали и называли предметы прямоугольной и овальной формы и только несколько детей определили предметы треугольной формы. Особую трудность вызвали задания на группировку предметов по заданным признакам.
Так, Ваня М., (VIS OD=0,6, OS=0,9, амблиопия, косоглазие), отметил все предметы круглой формы без труда, при этом выделяя форму и в деталях предмета (колесо у машины, ручка у шкафа), и в самих предметах (клубок, яблоко). Для выделения квадратной и прямоугольной формы долго присматривался и из десяти предметов назвал только три (телевизор, стол, шкаф). Не заметил и не выделил предметы треугольной формы (лепестки цветов, рыбки в аквариуме). Тимур Б., (VIS OD=0,7, OS=0,5), амблиопия, косоглазие), называл предметы без учета геометрических форм. После словесного указания педагога о необходимости отмечать форму, стал называть предметы вперемешку, не группируя их по форме.
Дети с нарушенным зрением лучше воспринимают предметы, которые расположены вблизи. Воспринимая картину фрагментарно за счет монокулярного характера зрения, низкой остроты зрения и общим состояние здоровья, они называют предметы вразброс, зачастую выдавая часть предмета как отдельный предмет; у обеих групп детей вызвало затруднение задание на определение материала, из которого изготовлен предмет, возникала необходимость дополнительного обследования руками. Дети с нарушением зрения сами просили потрогать предмет, а детям с нормальным зрением потрогать предмет предлагал педагог. Анализ данных проведенного обследования по выполнению заданий позволяет сделать следующие общие выводы: у детей с косоглазием и амблиопией из-за сниженной остроты зрения и монокулярном его характере возникают трудности накопления чувственно-практического опыта и сложности в ориентировке в микро- и макроплоскости.
Полученные данные приведены в диаграммах.
Сравнительный анализ уровня развития зрительного восприятия детей с нормальным и нарушенным зрением на первом этапе
Подготовительная группа №6 (норма зрения)
Подготовительная группа №4 (нарушенное зрение)
Второй этап предусматривает прогнозирование развития личности ребенка и проектирование необходимых мер коррекционно- педагогической работы с ним (выработку необходимых рекомендаций для педагогов, родителей, специалистов).
Организация зрительной работы детей с нарушением зрения и характеристика учебно-наглядных пособий с учетом зрительных режимов
(по Л.В. Фомичевой, 2007)
| Организация зрительной работы | ||||||||||||||
слабовидящих детей | детей с амблиопией и косоглазием | ||||||||||||||
Регламент образователь ной нагрузки | Регламент допустимой зрительной нагрузки в соответствии с видом патологии | Гигиенический регламент зрительной работы в соответствии с возрастом и с учетом индивидуальных особенностей состояния зрительных функций | |||||||||||||
Требования наглядности, печатному материалу | к | Жесткие требования к размеру, цвету, контрасту пособий с целью обеспечения комфортного труда без утомления в процессе деятельности | Соблюдение требований в соответствии с возрастными и функциональными возможностями и задачами лечебно-восстановительного процесса | ||||||||||||
Требования к графике | Усиление насыщенности окраски линий, их толщины, обеспечивающее четкость границ между объектами восприятия в соответствии со степенью нарушения зрения | То же: для детей со средней и высокой амблиопией в период окклюзии | |||||||||||||
Расположение объекта восприятия | На расстоянии, доступном для различения деталей, в соответствии со степенью слабовидения. При работе вблизи в вертикальной плоскости для снятия утомления (вне зависимости от вида косоглазия). Объект восприятия располагается перед лучше видящим глазом | На расстоянии в соответствии со степенью амблиопии (в период окклюзии). При работе вблизи расположение в плоскости в соответствии с видом косоглазия. Объект восприятия располагается перед рабочим глазом (в период окклюзии) | |||||||||||||
Требования к организации работы с множеством объектов восприятия | Возможно минимальное в соответствии с логикой множества количество одновременно представляемых для восприятия объектов в зависимости от степени и сочетания нарушенных функций. Упорядоченное расположение объектов, позволяющее слабовидящему локализовать единичное с множестве и удерживать его в поле видения. Постепенное увеличение множества (поочередное привнесение новых объектов) | Более жесткие требования к определению количества объектов, составляющих множество, для восприятия детьми с монокулярным зрением,косоглазием, высокой амблиопией | |||||||||||||
Номер зрительного режима | № 3 плеоптика | № 4 плеоптика | № 5 ортоптика | № 6 ортоптика | № 7 стереоптика | ||||||||||
Возраст | 5-7 лет | 5-7 лет | 5-7 лет | 5-7 лет | 6-7 лет | ||||||||||
vis | 0,01-0,3 | 0,01-0,3 | 0,4-1,0 | 0,4-1,0 | | ||||||||||
Цвет | Преимущественно красный, оранжевый зеленый и их оттенки | Преимущес твенно красный, оранжевый, зеленый и их оттенки | Разно- образный | Разно- образный | Разноо бразный | ||||||||||
Раз мер | Преимущественно до 2см | До 2 см | Разно- образ- ный | Разно- образный | Разно- образный | ||||||||||
Фор ма | Разно- образ-ная | Разно- образная | Разно- образная, объемная плоскостная | Разнообраз ная, преиму- щественно объемная | Разнообразная, преимуществен н о объемная | ||||||||||
| Учитывается косоглазие, фиксация не центральная, устойчивая | Учитывает- ся косоглазие, фиксация центральная | Учитывает- ся косоглазие, взор вверх- вдаль | Учитывает- ся косоглазие, взор вниз-вблизи | Стереоигруш- ки трехплановая перспектива (рисование, рассматривание) |
Офтальмогигиенические рекомендации по рациональному выполнению зрительной работы
При чтении: книга должна находиться ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать веки, и на таком расстоянии, откуда шрифт лучше всего виден. Не рекомендуется сильно наклонять вперед голову и тело, так как это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга. Мышцы рук и плеч должны быть расслаблены.
По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль на какой-либо предмет (1–2 с).
Во время чтения необходимо чаще моргать. Проще всего это делать в конце каждой строки.
Для снятия напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 с.
Не следует читать при сильном солнечном освещении, так как из-за отраженных солнечных лучей на белой бумаге глаза сильно напрягаются и быстро устают.
Чтение не рекомендуется при сильных головных болях, сильной усталости организма и различных стрессовых ситуациях.
При письме также необходимо частое моргание. Не следует читать только что написанные буквы, лучше перемещать взгляд за движением кончика пера.
При просмотре телепрограмм важно сохранять правильное положение тела: подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приспущены, чтобы глаза находились в расслабленном состоянии. Не следует наклонять голову вперед, глядя на экран.
Не рекомендуется пристально смотреть на экран, глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части.
Не допускать длительных просмотров, следует периодически прикрывать глаза (на 2–3 мин), давая им отдохнуть.
Просмотр телепередач рекомендуется проводить при естественном или искусственном освещении комнаты и с расстояния не менее 2–3 м от экрана.
Правила работы с использованием компьютеров
Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия
Для уменьшения зрительного напряжения изображение на экране компьютера должно быть четким и контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
Контролировать показатели влажности и температуры воздуха, т.к. увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей.
Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
двух или более детей.
Признаки компьютерной усталости
1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.
3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.
4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.
Памятка для педагогов по организации и проведению с детьми гимнастики для глаз
1. Специальные упражнения должны быть согласованы с врачом- офтальмологом и тифлопедагогом. Неправильная зрительная гимнастика может усугубить состояние зрительных функций ребенка.
2. Зрительная гимнастика выполняется не менее двух раз в день продолжительностью 3–5 мин.
3. Упражнения для глаз должны быть разнообразными по форме и содержанию и выполняться на высоком эмоциональном уровне, чтобы не утомлять детей. Гимнастика может включаться в подвижные игры.
4. Необходимо выполнять упражнения для глаз на расслабление и снятие усталости после любых зрительных нагрузок (игры с применением дидактических материалов, занятия по зрительному восприятию, рассматриванию наглядных пособий).
5. Необходимо следить за правильностью выполнения упражнений и следовать гигиеническим требованиям.
6. Дети с низкой остротой зрения должны располагаться ближе к педагогу. Темп зрительных упражнений должен соотноситься с быстротой реакции детей.
7. Предмет (стимул) для гимнастики должен быть достаточно крупным, ярким, по цвету не должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Предмет (стимул) показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей.
8. У детей с амблиопией необходимым требованием для проведения упражнения является наличие окклюдера.
При выполнении большей части упражнений для глаз рекомендуется снимать очки.
Третий этап предполагает выполнение данных рекомендаций, т.е. практические действия по осуществлению учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия, создание режима охраны зрения с учетом возрастных и зрительных возможностей детей. Реализация этого этапа осуществляется на коррекционных занятиях тифлопедагога:
Занятия по формированию предметных представлений
Занятия по ориентировке в пространстве
Занятия по формированию сенсорных эталонов
Занятия по восприятию глубины пространства
В исследовательской работе представлены игры, приемы и упражнения для осуществления учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия, которые подобраны с учетом принципа возрастающего усложнения.
При проведении занятий следует придерживаться рекомендаций:
создавать эмоционально благоприятную обстановку при общении с ребенком;
избегать стрессовых состояний, ситуаций неуспеха;
поддержание всеми педагогами охранительного режима путем чередования видов деятельности и индивидуального подхода к степени предлагаемой интеллектуальной нагрузки;
виды деятельности в течение дня предлагать с учетом перехода от малоподвижных занятий к активным играм, от эмоционально ярких к спокойным занятиям.
Имеющийся опыт лечебно-восстановительной работы показывает взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работой, одним из направлений которой является развитие зрительного восприятия. Плаксиной Л.И., Рудаковой Л.В., Дружининой Л.А. разработана специальная система занятий, которая предусматривает во всех видах детской деятельности применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения.
Плеоптический этап лечения. Плеоптикой называют мероприятия, направленные на повышения зрения амблиопичного глаза. Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения на развитие зрения и зрительного восприятия. В период плеоптического лечения целесообразно использовать трафареты, обводки, контурные изображения. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов. В период плеоптического лечения целесообразно использовать инновационную технологию «Рисуем водой», «Проявляющиеся картинки». В процессе рисования водой решаются следующие задачи:
упражнять в активизации и стимуляции зрительных функций, развитие различных функций зрения: остроты, цветоразличения, фиксации, локализации;
формирование содружественного движения руки и глаз, прослеживающую функцию глаз;
развитие пространственной ориентировки;
развивают навыки рисования и мелкой моторики;
уточнять и углублять представление об окружающем мире;
развивать умение осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали;
учить владеть изобразительными навыками и умениями, учить осознанно их использовать;
формировать творческую личность, учить выражать себя и свое отношение к окружающему миру, воспринимать, наблюдать, придумывать, размышлять, фантазировать.
Ортоптический этап лечения. Цель ортоптических упражнений заключается в восстановлении способности к слиянию двух изображений. Стимулом к бинокулярной фиксации объекта служит постоянная тенденция зрительной системы к преодолению двоения, которая возникает при разной локализации изображения на сетчатке.
Жохов В.П., Плаксина Л.И., Кормакова И.А показали систему работы в разные периоды лечения с применением коррекционно-развивающих игр. В играх на прослеживание за движениями руки и глаз развиваются глазодвигательные функции. Для этого используются игры типа «Зазеркалье», «Лабиринт», «Проследи за движением флажка, свечи», «Клеточное полотно», игры на определение зеркальной симметрии и др. В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста важно проводить специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения как накладывание одного изображения на другое. С детьми 4-7 лет необходимо вести работу по развитию ориентировки в малом и большом пространстве и пониманию зеркальной симметрии. Наиболее эффективным для развития зрительного восприятия и остроты зрения является пособие «Зазеркалье». Эта технология позволяет решить несколько актуальных коррекционных задач в период ортоптического лечения, а именно: упражнение и активизация зрительной функции и развитие остроты зрения в период ортоптического лечения; формирование способов зрительного восприятия, зрительной ориентации; совершенствование понимания зеркальной симметрии;
проведение специальной подготовки для лечения на синоптофоре.
Стереоптический этап лечения. Многочисленные исследования (Плаксина Л.И., Рудакова Л.В., Солнцева Л.И., Феоктистова В.А.) показали, что дети с нарушениями зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки. Они нуждаются в систематическом целенаправленном обучении. Большое место в системе специального обучения ориентировки в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Одним из направлений работы по этому разделу является обучение моделированию предметно-пространственных построений.
Дидактические игры и упражнения в период формирования стереоскопического зрения могут стать эффективным средством развития восприятия сюжетного изображения в микро- и макроплоскости. Они обучают детей восприятию глубины пространства нестереоскопическими способами. Цель проведения данных игр - освоение нового объемного трехмерного пространства, обучение умению ориентироваться в трехмерном пространстве, используя разные точки отсчета.
Игровое пособие 3D планшет эффективно развивает глубинное зрение, учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, «зашумленности», пониманию изображения перспективы в микроплоскости, созданию на планшете сюжетных изображений в перспективе. Сравнительный анализ двухмерного и трехмерного изображения (с иcпользованием 3D очков) позволяет развитию навыков оценки глубины пространства на полисенсорной основе. Также, 3D моделирование совершенствует способы восприятия объектов при разной их удаленности.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию глубинного зрения, обучению способам восприятия на суженной основе взаимосвязана с офтальмологической работой. Задача развития глубинного зрения осуществляется с детьми с 6-7 года жизни и взаимосвязана с этапами лечения, с учетом зрительных возможностей детей. Это пособие можно использовать только тогда, когда дети находятся на стереоптическом этапе лечения.Игры, приемы и упражнения для развития зрительного восприятия
Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, поиск в предметах черт сходства и различия.
Назови все красное (круглое, деревянное...).По ходу игры ведущий (его роль может выполнять кто-либо из детей) задает основание для выделения в окружающих предметах того или иного признака. Повторять уже названные кем-то предметы нельзя.
Игра проходит несколько циклов, каждый из которых начинается тогда, когда будут названы все окружающие детей предметы, соответствующие названному признаку. В каждом цикле определяется победитель – игрок, который последним назвал нужное слово.
Одинаковые по форме.Перед началом игры дети разбиваются на четверки, выделяют ведущего и получают наборы геометрических фигур. Ведущий выкладывает любую фигурку, а остальные три человека должны выложить из имеющегося у них набора фигуру, имеющую ту же форму. Если кто-то ошибается, ведущий вручает ему штрафную палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока будет возможен следующий ход. Проигрывает тот, у кого будет больше всех штрафных палочек.
Аналогично организуется игра «Одинаковые по цвету».
Рассели жильцов.Перед началом игры дети рисуют многоэтажный дом (или получают его готовую схему), где видны этажи, квартиры. Дается им также и набор геометрических фигур, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире. Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение детей (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т.д.).
Отгадай признак.Перед началом игры дети разбиваются на пары. Один ребенок берет по своему выбору два предмета, имеющие один общий признак, второй ребенок должен назвать этот признак, затем они меняются ролями и т.д.
Чем похожи? Чем отличаются?Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними возможно было установить некоторое число черт как сходства, так и различия. В ходе игры эти пары последовательно предъявляются детям, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или отличия начисляется поощрительный балл.
В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель игры.
Разноцветные пуговицыНазвание игры условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Педагог предлагает детям в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц г начала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполнят задание, необходимо обсудить с ними основание выделения групп и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям).
Найди в мешочкеВ принесенном педагогом «чудесном» мешочке находится некоторое количество предметов, которые можно объединить в группы (например, игрушечные машинки, муляжи фруктов, овощей и др.). Дети по очереди достают из мешочка предметы и объединяют их в группы – подходящие к подходящим. Для того чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать, положить на стол и внимательно рассмотреть с детьми, наметив тем самым возможные принципы объединения их в группы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игроков с тем, чтобы группы были сформированы с опорой на существенные признаки предметов.
Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов.
Найди одинаковые множестваИгровой материал для этой игры – коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание – найти «парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов. Выигрывает тот, кто составит таких пар открыток больше других игроков.
Найди отличияДля проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т.д.). В каждой паре один рисунок отличается от другого лишь одним каким-либо признаком, который и должен быть замечен детьми при их рассматривании. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях (рис. 1).
Рис.1
Сложи картинку
В этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки, которые игрокам предлагается сложить в наиболее короткий срок. Количество частей в картинках, которые требуется правильно расположить, постепенно увеличивается с 3–4 до 10–12 и более, при этом может меняться и форма разрезов (прямой, волнообразный, зигзагообразный и др.) (рис. 2)
Рис. 2.
ЗаплаткиВ этой игре детям предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных (рис. 3). Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если детям будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам (рис. 3,4)
Рис.3Рис.4
Разложи по порядкуВ качестве игрового материала предлагается ряд иллюстраций, связанных одним сюжетом, но разложенных неверно (не по порядку). Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить их по порядку и составить рассказ. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым точным и интересным (рис. 5).
Рис. 5.
Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда.
Заметь все!На наборном полотне педагог выставляет в один ряд 6–8 картинок с изображением самых разных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5–10 секунд, после чего они закрываются и детям предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Выигрывает тот, кто заметит и безошибочно назовет все предметы.
Разложи по порядкуВедущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ними ряд картинок и запомнить расположение каждой из картинок. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков – восстановить ряд картинок в той же последовательности. Выигрывает тот игрок, кто первым правильно восстановит картинный ряд.
Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.
От светлого к темномуИгровой материал – одинаковые геометрические фигуры (кружки, квадраты и пр.) одного цвета, но разных оттенков (например, от насыщенного, почти черного темно-зеленого до бледно-зеленого). Игровая задача – как можно точнее разложить фигуры, начиная от самой темной и заканчивая самой светлой. Выигрывает тот, кто быстрее создаст гамму цветовых оттенков.
Шерлок ХолмсИгрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса». Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3–4 изменений и постепенно увеличивать их число.
Угадай, что изменилось?Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому- либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т.д.). Детям предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие–либо изменения в их расположении. Открыв глаза, дети должны отгадать, что изменилось в расположении картинок.
Игра может повторяться неоднократно, при этом должно постепенно увеличиваться число картинок, которые в ней используются, а наиболее активные игроки должны быть названы и поощрены.
Какие буквы (цифры) изменили свое место?Ведущий предлагает детям запомнить расположение букв (цифр). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение в ряду 1–4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.
Узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
Угадай, чья тень?Детям предлагаются несколько реалистических картинок и одна силуэтная («тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень Рис. 7.
Рис. 7.
Волшебные картинкиИгрокам предлагается рассмотреть «волшебные» картинки и определить, какие предметы на них нарисованы. После того как предметы правильно названы детьми, можно предложить обвести их контуры сплошной линией и раскрасть (рис. 8).
Рис. 8.
Прослеживание взором наложенных линий, узнавание зашумленных или наложенных друг на друга изображений (геометрического, буквенного или цифрового материала).
Лабиринты
Рис. 9.
Детям предлагается рассмотреть рисунок и назвать, какие предметы, геометрические фигуры, буквы и цифры были изображены на нем до того, как пошел дождь (рис. 10).
Рис. 10.
Наложенные и скрытые изображения
Рис. 11. Сколько мыльных пузырей получилось у Незнайки?
Рис. 12. Сколько предметов на рисунке?
Какое слово зашифровано?
Взрослый предлагает детям назвать все буквы, которые они видят на рисунке, и сосчитать их количество (рис. 13). После того как дан правильный ответ, устраивается соревнование – кто быстрее отгадает, какое слово зашифровано?
Рис. 13.
Нахождение заданного изображения (геометрической фигуры, буквы, цифры) в ряду других, сходных
Рис. 14. Найди одинаковые рыбки.
Рис. 15. Сколько пар варежек?
Рис. 16. Зачеркни все многоугольники
Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображений.
Рис. 17. .
Расчленение изображения предмета, буквенного или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом.
Нарисуй целоеДля игры понадобятся разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Педагог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Дети выполняют рисунки, а потом каждый называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать ее. Выигрывает тот ребенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сходны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.).
Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
Рuc. 18. Чем похожи предметы?
Рис.19. Разложи по группам.
Рис. 20. Найди лишнюю фигуру.
Угадывание предметов, букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
Рис. 21. Кто пришел сегодня в гости?
Рис. 22. Дорисуй предмет.
На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей – листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по чертежу найти свою салфетку (рис. 23). Усложнение: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчетверо (рис. 24).
Рис. 23.
Рис.24.
Определение на предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
Рис. 25. Что неправильно нарисовал художник?
Рис. 26. Так бывает или нет?
Четвертый этап предусматривает осуществление мониторинга результатов комплексной работы с детьми с нарушениями зрения, анализ выполнения рекомендаций.
На данном этапе было проведено промежуточное диагностирование уровня усвоения программного материала по разделу «Зрительное восприятие» детьми экспериментальной группы (амблиопия и косоглазие) в сравнении ее с контрольной группой (дети с нормой зрения).
Представления детей контрольной группы о предметах, явлениях, свойствах окружающей действительности на высоком и достаточном уровнях. Дети не испытывали затруднений при рассматривании картины, моделировании сюжета, определения качественных характеристик пространства, перспективы. Выполнение заданий отличалось точностью скоростью зрительного обследования. У детей сформированы на достаточном и высоком уровнях зрительно-двигательные умения. Дошкольной контрольной группы обследовали предмет планомерно и целенаправленно, выделяя главные признаки.
Дети экспериментальной группы (дети с амблиопией и косоглазием) имели трудности практического применения знаний и умений в сфере предметных представлений. Например, Ульяна Ц., (VIS OD=0,7, OS=0,6 амблиопия), затруднялась в подборе одинаковых предметов по размеру, делить геометрические фигуры на 4 части, сличать изображения по принципу сходства и различия. Кирилл К., (VIS OD=0,9, OS=0,8,косоглазие), затруднялся разместить на схеме соответствующие фигуры, составлять из частей целый предмет, группировать предметы по трем признакам.
Выявленные уровни восприятия перспективы детьми с амблиопией и косоглазием значительно выше, чем на первом этапе. Более удачно у детей получалось отображать пространственное расположение предметов (кабинет, группа) в макетах. Дети также хорошо определяли позу, мимику, жесты людей и повадки животных. Хорошо сформированы нестереоскопические способы восприятия пространства.
Однако дети с амблиопией и косоглазием продолжают испытывать затруднения в восприятии удаленности, объемности, направления движения. Особую трудность испытывали дети в понимании зеркального отражения пространства. Недостаточно сформированы топографические представления при составлении простого плана замкнутого и свободного пространства. Так, 3 ребенка по-прежнему находились на низком уровне. Это свидетельствует о недостаточной сформированности у детей восприятия глубины пространства. Дошкольникам с нарушениями зрения трудно передать пространственное расположение предметов на картине и силуэтов на фланелеграфе. Например, Маша Н. ,(VIS OD=0,7, OS=0,4, угол косоглазия=10ᵒ, амблиопия), с заданием «Расставь предметы на фланелеграфе, так, как видишь на столе» справилась на низком уровне. Марк Д., (VIS OD=0,9, OS=1,0, амблиопия), с заданием «Перенеси изображения предметов на фланелеграф, как на полке» справился с помощью. Особую трудность вызывают задания на нахождение целого предмета, сюжетного изображения по его части. Несмотря на то, что уровень предметных представлений на этом этапе имеет значительно более высокие показатели, один ребенок по-прежнему находился на низком уровне.
Результаты исследований четвертого (промежуточного) этапа приведены в диаграммах.
Мониторинг уровня развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на четвертом этапе в 2020-2022 уч.г.
Мониторинг уровня развития зрительного восприятия детей с нормой зрения на четвертом этапе в 2020-2022 уч.г.
Пятый этап предполагает (при необходимости) осуществление коррекции первоначального плана работы с ребенком, после чего может следовать повторение цикла коррекционной работы по формированию зрительного восприятия. В связи с чем были определены коррекционные задачи на этапе формирования нестереоскопических способов восприятия, развития оценки глубины пространства, сюжетных изображений:
развитие пространственного восприятия за счет формирования нестереоскопических способов восприятия глубины пространства;
развитие умения видеть перспективу, целостно рассматривать три композиционных плана;
совершенствовать способы восприятия объектов при разной их удаленности;
развитие глубинного зрения, размера (удаленность – дальше расположенный предмет кажется меньше);
развитие восприятия линейной перспективы;
формирование измерительных навыков в малом и большом пространстве (малое – на уровне вытянутой руки, на рабочем столе);
учить детей зрительным способом выделять и оценивать пространственные отношения между объектами, отражать эти отношения;
развитие навыков оценки глубины пространства на полисенсорной основе.
Для реализации этих задач наряду с традиционным дидактическим материалом были применены инновационные технологии.
Современные технологии в системе коррекционно-реабилитационной работы с детьми с амблиопией и косоглазием в условиях дошкольного образовательного учреждения
Инновационные технологии – система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Инновационные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектно-исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология создания предметно-развивающей среды;
игровые технологии;
ТЕХНОЛОГИЯ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ СЮЖЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Формирует нестереоскопические способы восприятия, развивает оценку глубины пространства сюжетных изображений
Cовершенствует способы восприятия объектов при разной их удаленности и глазомер.
Технология игрового компьютерного 3D моделирования сюжетного изображения при помощи 3D мольберта является инновационной и современной технологией развития познавательной деятельности, реализованной на элементарных методах сенсорного моделирования, которая адаптирована для детей от 6-ти лет и старше. Подобная форма моделирования относится к технологиям, способствующим организации педагогом сенсорного опыта детей, процессу создания ребенком трехмерных изображений посредством простейших плоскостных картинок.
Для создания объектов в 3D среде детям предлагаются базовые плоскостные изображения сюжетных картин, которые при переносе их на мольберт приобретают трехмерные геометрические формы. Конструктивно–моделирующая деятельность с ними позволяет создать 3D изображение по образцу или по замыслу. 3D моделирование позволяет оживить процесс образовательной деятельности, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.
Технология зеркального копирования
Способствует пониманию зеркального отражения пространства.
Обеспечивает понимание относительности пространственных признаков и свойств.
Развивает согласованность движения руки и глаз, понимание контурных изображений.
Развивает остроту зрения.
Цель игры:
упражнение и активизация зрительной функции и развитие остроты зрения в период ортоптического лечения;
формирование способов зрительного восприятия, зрительной ориентации;
совершенствование понимания зеркальной симметрии;
проведение специальной подготовки для лечения на синоптофоре.
Технология моделирования пространственных отношений с использованием пособия «Рисуем водой»:
Обеспечивает формирование у детей практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением
Развивает пространственную ориентировку, упражняет в активизации и стимуляции зрительных функций
Формирует творческую личность, учит выражать себя и свое отношение к миру
Развивает тактильно-кинетическое восприятие, мелкую моторику.
Цель игры:
развитие зрительного восприятия;
активизация зрительных функций;
формирование практических навыков и умений;
повышение остроты зрения в период плеоптического этапа лечения;
развитие мелкой моторики.
Итоговый мониторинг детей контрольной и экспериментальной группы показал отсутствие принципиальных различий в уровне усвоения программного материала по разделу «Зрительное восприятие». Сравнивая результаты промежуточного и итогового обследования по сенсорному развитию, по восприятию глубины пространства детьми, по ориентировке в пространстве, формированию предметных представлений, можно сделать вывод о целесообразности использования технологии 3D моделирования, технологии «Зеркальное копирование», технологии «Рисуем водой» у детей с амблиопией и косоглазием.
Дошкольники экспериментальной группы показывали высокий уровень при сравнении двух сюжетных изображений (одно-два отличия): изменение позы, месторасположения, появление дополнительных элементов, объектов. Дети приобрели навык рассматривания простого сюжетного изображения по алгоритму. Дети высокого уровня стали обращать внимание на эмоциональное состояние персонажей, их социальную принадлежность, время события. Дошкольники научились моделировать плоскостной сюжет на фланелеграфе, используя умение определять зависимость величины предметов от удаленности от края картины. 3D моделирование позволило увидеть объемность предметов, и перспективу. Делая сравнительный анализ показателей результативности в экспериментальной группе, можно отметить, что промежуточное и итоговое обследование качественно отличаются в сторону увеличения количества детей, усвоивших изобразительные признаки глубины пространства, зеркального копирования, рисования водой. Этому способствовало применение инновационных технологий с использованием 3D моделирования пространства. Полученные результаты мониторинга обеих групп свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы сравнялись по уровню развития зрительного восприятия с детьми контрольной группы. Исключена группа детей, не справившихся с заданиями. Отсутствие значительных расхождений в показателях говорит, что применение 3D технологии, зеркального копирования, рисования водой становится самым современным способом подачи информации, положительно влияющим на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Данные мониторинга итогового обследования приведены в диаграммах.
Итоговый мониторинг уровня развития зрительного восприятия детей с нарушенным зрением в 2020-2022уч.г.
Итоговый мониторинг уровня развития зрительного восприятия детей с нормой зрения в 2020-2022уч.г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей-2013.-С.-55-69
Головина Т.П. О некоторых особенностях узнавания объектов слабовидящими школьниками // Специальная школа. – 1958.
– Вып. 4. – С. 6–10.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2018-2023 гг.
Григорьева Л.П., Сташевский C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения : Учебно-метод. пособие. – М. : 1990. – 56 с.
Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1978. – С. 19–32.
Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 4. – С. 58–69.
Закон ДНР «Об образовании» №55-IHC от 19.06.2015г.
Земцова М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей // Специальная школа. – 1967. –
№ 1. – С. 24–31.
Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя- логопеда // Логопед в детском саду. – Москва. – № 8 (33). – 2008. – С. 17–30.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР (МОН ДНР 16.08.2017г. №832)
Максимова Н.Г., Горбенко Д.С. Использование интерактивных и 3D технологий в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста./Сборник научных статей - Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»-2015.
Овчинникова Г.В., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Вестник КемГУ. – 2008. – № 3. – С. 48–50.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : ГОРОД, 1998. – 262
Ромчук И.А., Лисичкина Н.П., Вакарева Л.И. Направления работы тифлопедагога по формированию пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушениями зрения.- Вестник ДОНПИ, - Донецк, 2020г.
Ромчук И.А., Лисичкина Н.П., Вакарева Л.И. Адаптированная образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего типа для детей с нарушениями зрения. – Донецк, 2019г.
Развитие восприятия у ребенка / Григорьева Л.П. [и др.]. – М. : Школа-Пресс, 2001. – 72 с.
Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно- методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2007. – 256 с.
41