Проектно-исследовательская работа «Развитие произвольной памяти у детей с нарушением зрения»
«Развитие произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения» Автор: Евсикова Елена Ивановна
Память - одно из непременных условий для развития умственных способностей. Но если недавно фокус внимания ученых был развернут на младший школьный возраст, где память включена в интеллектуальную готовность к обучению в школе и, поэтому является одним из важных условий накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений», то теперь это положение радикально изменилось. Значительная роль в этом сыграл «информационный взрыв» - признак нашего времени. Средства массовой информации окутали мир каналами связи, постоянно льющими поток разнообразных знаний в ребенка. Поэтому в настоящее время главным вопросом по умственному воспитанию детей дошкольного возраста является вопрос о развитии памяти.
Методологический аппарат Цель исследования: экспериментальным путем изучить особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией и разработать коррекционно-развивающую программу по полученным результатам диагностики посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон. Объект исследования: память детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Предмет исследования: развитие произвольной памяти детей 6-го года жизни с нарушением зрения посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что введение и совершенствование инновационных практик, в том числе обучающего дидактического материала Нумикон, в систему коррекционно-развивающего процесса повысит уровень развития произвольной памяти у детей пяти лет с нарушением зрения.
Задачи исследования - проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыть основные понятия; - раскрыть возможность применения деятельности по формированию элементарных математических представлений в развитии произвольной памяти старших дошкольников с нарушением зрения; - подобрать диагностический инструментарий для обследования уровня развития произвольной памяти детей 6-го года жизни с нарушением зрения и осуществить экспериментальное исследование; - спроектировать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие произвольной памяти детей 6-го года жизни с косоглазием и амблиопией посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности; - провести анализ полученных данных в процессе исследования и дать оценку эффективности коррекционно-развивающей работы с помощью результатов математической статистики.
Методы исследования теоретические методы (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования) эмпирические методы (психолого-педагогический эксперимент в единстве 3-х этапов – констатирующего, формирующего и контрольного) методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных (статистическая обработка данных)
1. Пaмять – это психический познaвaтельный пpоцесс, зaключaющийся в зaкpеплении, сохpaнении и последующем воспpоизведении пpошлого опытa, что делaет возможным его повтоpное использовaние в деятельности или возвpaщение в сфеpу сознaния. 2. По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. 3. Пaмять в дошкольном возpaсте является одной из центpaльных основных психических функций, в зaвисимости от котоpых и стpоятся все остaльные функции. Пpеобpaзовaние мнемической функции обусловлено знaчительным повышением тpебовaний к её эффективности, высокий уpовень котоpой необходим пpи выполнении paзличных мнемических зaдaч, возникaющих в ходе познaвaтельной деятельности. Такие действия выделяются в деятельности ребенка в возрасте 5 лет. 4. Наряду с общими закономерностями процессов, памяти у детей со зрительным дефектом отмечаются и специфические особенности в протекании этих процессов, которые обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, что связано со слабой дифференциацией существенных и второстепенных признаков предметов и их изображений (Л.П. Григорьева). 5. У детей со зрительной депривацией вариативность индивидуальных показателей запоминания, сохранения и забывания материала, предъявляемого для запоминания, значительно большая по сравнению с нормой. Наряду с успешным запоминанием и длительным сохранением у них чаще, чем у нормально видящих дошкольников, наблюдается быстрое забывание, которое происходит из-за недостаточной прочности и полноты имеющихся представлений предметов и объектов, их изображений, а также соответствующих понятий. 6. Анализ психолого-педагогической литературы показал необходимость проведения исследования, направленного на выявление особенностей развития произвольной памяти у детей 6-го года жизни с амблиопией и косоглазием и организацию коррекционно-развивающей программы по формированию элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон. Выводы по исследованию специальной литеруры
Характеристика диагностической программы Целью констатирующего эксперимента исследования стало экспериментальным путем изучить особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией. Цель была конкретизирована следующими задачами: – подобрать и адаптировать методики диагностики особенностей развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией; – создать необходимые условия для обследования; – осуществить диагностику особенностей развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией; – провести качественный и количественный анализ результатов. Эксперимент проводился на базе групп компенсирующей направленности «Центра развития ребенка-детский сад №3» комбинированного вида города Тулы. В исследовании приняли участие дети в возрасте 5 лет (6-й год жизни), имеющие диагноз врача-офтальмолога «косоглазие и амблиопия» (с остротой зрения в пределах от 0,8 до 0,3 на лучше видящем глазу). Все дети с нормальным интеллектуальным развитием.
Методика исследования состояла из трех серий, включающих пять заданий. 1. «Запомни рисунки» (Л. И. Плаксина). 2. «Палочковый тест» (К. Гольдштейн, Б. Ширер). 3. «Узнавание фигур» (тест Н. А. Бернштейна). 4. «Запомни и расставь точки» (Л. И. Плаксина) 5. «Исследование образной памяти» (Л. А. Ясюкова)
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы нами были выделены критерии оценки произвольной памяти детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста: объем памяти (способность удерживать в памяти определенное количество зрительных и слуховых образов); опосредованность запоминания (умение использовать мнемотехнические приемы запоминания); динамика заучивания (скорость нарастания объема заучивания); произвольность запоминания (способность к целенаправленному, с применением волевых усилий запоминанию). 2. Для решения поставленных задач были специально подобраны задания по исследованию уровня развития произвольной памяти и протекания мнемических процессов (запоминание, узнавание и воспроизведение) у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. Основными критериями для отбора методик являлись: соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников; диагностическая ценность в определении особенностей произвольной памяти и протекания мнемических процессов у детей с нарушением зрения. 3. Констатирующий этап эксперимента еще раз подтвердил, что у детей с нарушением зрения необходима опора на наглядность при выполнении заданий. Все это послужило причиной выбрать для развития у детей с нарушением зрения деятельность по формированию элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон, позволяющее активизировать восприятие, внимание, развивать произвольную память, формировать зрительный контроль за содержанием последовательности формирования мнемических образов по наглядной опоре.
Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольной памяти у детей 6-го года жизни с нарушением зрения Целью нашей коррекционно-развивающей работы является развитие произвольной памяти дошкольников с нарушением зрения и увеличение продуктивности мнемических процессов запоминания, узнавания и воспроизведения посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон.
Содержание коррекционно-развивающей программы Первый этап (пропедевтический или подготовительный). Целью первого этапа явилось сформировать интерес к заданиям, развитие логического мышления, произвольной памяти, обогащение словарного запаса детей математическими понятиями. В индивидуальной работе с детьми необходимо учить детей работать с материалом Нумикон. Действуя с материалом, выполняя задания педагога, дети постепенно приучаются к самостоятельности, произвольности. В этих условиях появилась возможность перейти ко второму (основному) этапу обучения, целью которого явилось сформировать у детей с косоглазием и амблиопией способности к смысловому запоминанию и воспроизведению материала, повышению качеств познавательных процессов, стремление к получению знаний, формирование математических понятий. На заключительном этапе закрепляются знания детей с косоглазием и амблиопией полученные в ходе коррекционно-развивающей работы. Данный комплекс занятий построен с учетом особенностей детей с косоглазием и амблиопией, так как выполнение упражнений, игр с Нумиконом, способствуют живому интересу, а главное – освоению способов познания окружающей действительности, развитию мнемотехнических приемов запоминания, достижению цели и возможности самостоятельно найти пути решения. В процессе обучения дети должны усвоить элементы логики, развивается образное и логическое мышление, умение воспринимать, отображать и самовыражать себя.
Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.