Проектно-исследовательская работа «Развитие произвольной памяти у детей с нарушением зрения»
Пояснительная записка к презентации
Память - одно из непременных условий для развития умственных способностей. Но если недавно фокус внимания ученых был развернут на младший школьный возраст, где память включена в интеллектуальную готовность к обучению в школе и, поэтому является одним из важных условий накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений», то теперь это положение радикально изменилось. Значительная роль в этом сыграл «информационный взрыв» - признак нашего времени. Средства массовой информации окутали мир каналами связи, постоянно льющими поток разнообразных знаний в ребенка. Поэтому в настоящее время главным вопросом по умственному воспитанию детей дошкольного возраста является вопрос о развитии памяти.
Дети с нарушениями зрения имеют равные со всеми права на образование, предусматривающее создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды. Основная роль в данном аспекте принадлежит системе дошкольного образования, которое является первым звеном становления психических процессов и развития личностных качеств, познавательных способностей и активности и, наконец, произвольности. Специально организованное обучение необходимо дошкольнику для упорядочения впечатлений, которые получает он из окружающего мира стихийно и бессистемно. При этом роль памяти и, в особенности, процессов произвольного запоминания, сохранения и воспроизведения при дефектах зрения различной тяжести особенно велика.
В тифлопсихологии процессы памяти изучены не столь полно, разносторонне и систематично, как в общей и педагогической психологии, поэтому не вызывает сомнения актуальность проблемы качественных особенностей развития произвольной памяти у детей с нарушением зрения, а также возможностей ее развития в условиях целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Цель исследования: экспериментальным путем изучить особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией и разработать коррекционно-развивающую программу по полученным результатам диагностики посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон.
Объект исследования: память детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: развитие произвольной памяти детей 6-го года жизни с нарушением зрения посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что введение и совершенствование инновационных практик, в том числе обучающего дидактического материала Нумикон, в систему коррекционно-развивающего процесса повысит уровень развития произвольной памяти у детей пяти лет с нарушением зрения.
В соответствии с данной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
- проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыть основные понятия;
- раскрыть возможность применения деятельности по формированию элементарных математических представлений в развитии произвольной памяти старших дошкольников с нарушением зрения;
- подобрать диагностический инструментарий для обследования уровня развития произвольной памяти детей 6-го года жизни с нарушением зрения и осуществить экспериментальное исследование;
- спроектировать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие произвольной памяти детей 6-го года жизни с косоглазием и амблиопией посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности;
- провести анализ полученных данных в процессе исследования и дать оценку эффективности коррекционно-развивающей работы с помощью результатов математической статистики.
В соответствии с целью и задачами исследования определены следующие методы: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (психолого-педагогический эксперимент в единстве 3-х этапов – констатирующего, формирующего и контрольного); методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных (статистическая обработка данных).
Исследование проводилось на базе «Центра развития ребенка-детский сад № 3» комбинированного вида города Тулы.
Память – это «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения» (А.А. Смирнов, 2010). Память лежит в основе процесса познания. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» [45,с.52].
До середины XX века память являлась одним из самых изученных психических процессов в психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти снова поставило ее в один ряд с неразрешенными вопросами. В современных исследованиях ключевой проблемой являются механизмы памяти, что служит базисов для формирования различных теорий памяти. К двум хронологически давним подходам изучения механизмов и закономерностей памяти относят психологический и нейрофизиологический, к более современным – биохимический и нейрофизиологический.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти (см. рис. 1):
Рис. 1. Классификация основных видов памяти
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
А.В. Петровский дает следующие определения данным видам памяти.
Двигательная (моторная память) «дает возможность запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. На ее основе формируются различные практические и трудовые навыки» [38 , c. 291].
Эмоциональная память – «это память на чувства, на переживания. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции обеспечивают прочность запоминания, поэтому информация, вызывающая эмоциональные переживания, запоминается легче и на долгий период» [38, c. 292].
Образная память «позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить образы предметов или явлений. В основе подавляющего числа современных методик по развитию памяти лежит образная память человека» [38 , c. 292].
Словесно-логическая память «выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями» [ 38, c. 293].
Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга.
2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Продуктивность произвольной памяти зависит от целей запоминания (насколько прочно человек хочет запомнить) и мнемических приемов запоминания.
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Кратковременная память – это вид, который характеризуется кратким сохранением воспринимаемой информации. Она похожа на непроизвольную тем, что не использует специальные мнемонические приемы, однако при кратковременной памяти для запоминания волевые усилия все же прилагаются. Длительность удержания информации не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 с (без повторения). За это время в памяти человека остаются лишь какие-то числа или немного слогов, в состав которых входят всего 3-4 буквы.
Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Перевод в долговременную память может осуществляться лишь путем волевого усилия. Когда человек повторяет материал, который нужно запомнить, то он может перевести в долговременную память больше информации, чем разрешает индивидуальный объем кратковременной памяти.
Понятием оперативная память обозначают способность удерживать воспринятую органами чувств информацию, не перерабатывая ее. Длительность сохранения данных составляет 0,1-0,5 с.
Память каждого человека характеризуется индивидуальностью, что наблюдается в различной скорости ввода информации (запоминания); в надежности ее хранения; в легкости воспроизведения. Индивидуальное своеобразие памяти может быть обусловлено как врожденными особенностями высшей нервная деятельности, так и особенностями воспитания и социальной ситуации развития. Память меняется с возрастом и чувствительна к обучению и тренировке. Уровень развития памяти в значительной мере зависит и от общего состояния организма, психического здоровья.
Уже в одном из первых отечественных экспериментальных исследований памяти детей, проведенных А. Н. Леонтьевым, произвольное запоминание было раскрыто как целенаправленный опосредствованный процесс, включающий в себя употребление некоторых приемов, средств запоминания. Еще более прямо проблема строения процессов произвольного и непроизвольного запоминания была поставлена в исследованиях А.А. Смирнова и П.И. Зинченко. [46,с.52].
Л.С. Выготский отмечает, что у детей, как зрячих, так и с нарушением зрения, первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти. В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.) [9].
М.И. Земцова отмечает, что память детей с косоглазием и амблиопией характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала. [20].
Л. И. Солнцева говорит о том, что у детей с косоглазием и амблиопией наблюдается высокая степень сохранения материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется двумя причинами: наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти, его быстрым переводом в долговременную память; процессом отбора материала в долговременную память.[48].
Эксперименты А. Г. Литвака показали пониженную продуктивность запоминания материала у детей с косоглазием и амблиопией. Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих (меньший объем и скорость) А. Г. Литвак выделяет и недостаточную осмысленность запоминаемого материала [29].
3. Пaмять в дошкольном возpaсте является одной из центpaльных основных психических функций, в зaвисимости от котоpых и стpоятся все остaльные функции.
4. Наряду с общими закономерностями процессов, памяти у детей со зрительным дефектом отмечаются и специфические особенности в протекании этих процессов, которые обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, что связано со слабой дифференциацией существенных и второстепенных признаков предметов и их изображений (Л.П. Григорьева).
-
-
Анализ психолого-педагогической литературы показал необходимость проведения исследования, направленного на выявление особенностей развития произвольной памяти у детей 6-го года жизни с амблиопией и косоглазием и организацию коррекционно-развивающей программы по формированию элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон.
-
Целью констатирующего эксперимента исследования стало экспериментальным путем изучить особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией.
Цель была конкретизирована следующими задачами:
– подобрать и адаптировать методики диагностики особенностей развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией;
– создать необходимые условия для обследования;
– осуществить диагностику особенностей развития произвольной памяти у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией;
– провести качественный и количественный анализ результатов.
Эксперимент проводился на базе групп компенсирующей направленности «Центра развития ребенка-детский сад №3» комбинированного вида города Тулы. В исследовании приняли участие дети в возрасте 5 лет (6-й год жизни), имеющие диагноз врача-офтальмолога «косоглазие и амблиопия» (с остротой зрения в пределах от 0,8 до 0,3 на лучше видящем глазу). Все дети с нормальным интеллектуальным развитием.
-
-
Запомни рисунки (Плаксина) Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
Тест «Палочковый тест» Гольдщтейна – Ширера (5 – 6 лет). Выявление объема зрительного запоминания, конструктивных умений.
Методика «Узнавание фигур». Методика направлена на исследование особенностей зрительного запоминания
Методика "Запомни и расставь точки". Цель - оценить объем внимания ребенка.
Исследование образной памяти» (Л. А. Ясюкова). ... Упражнения и игры, направленные на развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов.
-
В первой методике детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени.
Анализ полученных данных показал, что 20,0% детей с нарушением зрения пассивны, безразличны к работе. 70,0% детей с косоглазием и амблиопией показали средний уровень продуктивности мнемического процесса запоминания.
Высокий уровень продуктивности запоминания показали лишь 10,0% детей. Эти дети активны, внимательны, их деятельность целенаправленна.
Во второй методике ребенку предлагалось запомнить, а затем воспроизвести по памяти из палочек разной длины девять фигур, предъявляемых по очереди в виде образцов. Первые три фигуры ребенок воспроизводит, глядя на образец, а остальные – по памяти после кратковременного показа в течение 3-5 секунд.
Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:
Большинству детей соответствует средний уровень выполнения задания. Дети затруднялись в формировании правильной траектории при выполнении графического элемента.
Часть детей (20,0%) допускали ошибки даже при копировании образца, что связано с недостаточным анализом последнего, стремление выполнить задание быстрее, чем другие дети.
При выполнении задания было отмечено, что для большинства детей с косоглазием и амблиопией одного прочтения инструкции оказалось недостаточно. По ходу выполнения задания детям приходилось объяснять, что фигуры должны быть одинаковыми с образцом, им требовалась организующая их действия помощь.
Третья методика В задании детям предъявлялась таблица с изображением фигур, которые было необходимо запомнить. Сразу после показа предъявлялась другая таблица, где фигуры-эталоны располагались в случайном порядке среди других фигур.
Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей с косоглазием и амблиопией пассивны, безразличны к работе.
Большинство детей с нарушением зрения (70,0%) при просмотре задерживают взгляд на фигурах как можно дольше, называют изображение, дают ему более обобщенное название или, напротив, более конкретное, выделяют особенности предметов.
В четвертой методике изучалась продуктивность воспроизведения. В первом задании серии ребенка предлагалось последовательно воспроизвести увиденные на образце точки в течение 15 секунд на пустой карточке.
В процессе воспроизведения большинство (90,0%) детей бегло осматривало образец и начинало выполнять задание, а по завершению работы практически не сверялось с образцом. Результат их работы, как правило, вполне удовлетворял. Затруднения, вызванные в процессе воспроизведения точек не стимулировали активности ребенка к детальному анализу образца. Дети не использовали вспомогательных приемов запоминания (например, подсчет рядов и количества точек), они механически запоминали образец, не обращая внимания на количество точек, не устанавливали никаких логических связей между предыдущим и заданием и последующим.
В пятой методике ребенку предлагалась таблица с картинками, которые необходимо было запомнить.
Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей имеют низкий уровень развития образной памяти.
Большинство детей с нарушением зрения (60,0%) показали средний уровень развития образной памяти, которая еще характеризуется как простая, ассоциативная.
Только 10,0% детей с косоглазием и амблиопией запомнили более семи картинок и имеют высокий уровень развития образной зрительной памяти, т. е. можно говорить о наличии у них структурной памяти.
ВЫВОДЫ 2
-
-
Констатирующий этап эксперимента еще раз подтвердил, что у детей с нарушением зрения необходима опора на наглядность при выполнении заданий. Все это послужило причиной выбрать для развития у детей с нарушением зрения деятельность по формированию элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон, позволяющее активизировать восприятие, внимание, развивать произвольную память, формировать зрительный контроль за содержанием последовательности формирования мнемических образов по наглядной опоре.
-
Целью нашей коррекционно-развивающей работы является развитие произвольной памяти дошкольников с нарушением зрения и увеличение продуктивности мнемических процессов запоминания, узнавания и воспроизведения посредством формирования элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон.
Задачами нашей коррекционно-развивающей работы стали следующие:
– развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов у детей с косоглазием и амблиопией;
- увеличение объема памяти (способности удерживать в памяти определенное количество зрительных и слуховых образов);
- стимулирование опосредованности запоминания (умения использовать мнемотехнические приемы запоминания);
- оптимизация динамики заучивания (скорости нарастания объема заучивания);
- формирование произвольности запоминания (способности к целенаправленному, с применением волевых усилий запоминанию);
- развитие мелкой моторики и глазодвигательной функции, сопряженной с движением руки;
- обучение правильному восприятию сенсорных эталонов;
формирование элементарных математических представлений;
Первый этап (пропедевтический или подготовительный). Целью первого этапа явилось сформировать интерес к заданиям, развитие логического мышления, произвольной памяти, обогащение словарного запаса детей математическими понятиями.
В индивидуальной работе с детьми необходимо учить детей работать с материалом Нумикон. Действуя с материалом, выполняя задания педагога, дети постепенно приучаются к самостоятельности, произвольности.
Занятия проводятся в игровой форме, что дает возможность каждому ребенку проявить себя и найти пути творческого решения заданий.
В этих условиях появилась возможность перейти ко второму (основному) этапу обучения, целью которого явилось сформировать у детей с косоглазием и амблиопией способности к смысловому запоминанию и воспроизведению материала, повышению качеств познавательных процессов, стремление к получению знаний, формирование математических понятий.
На заключительном этапе закрепляются знания детей с косоглазием и амблиопией полученные в ходе коррекционно-развивающей работы.
Данный комплекс занятий построен с учетом особенностей детей с косоглазием и амблиопией, так как выполнение упражнений, игр с Нумиконом, способствуют живому интересу, а главное – освоению способов познания окружающей действительности, развитию мнемотехнических приемов запоминания, достижению цели и возможности самостоятельно найти пути решения.
Для того чтобы доказать эффективность нашей коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие произвольной памяти памяти посредством формирования элементарных математических представлений на основе дидактического материала Нумикон, была проведена повторная диагностика особенностей произвольной памяти детей с косоглазием и амблиопией.
Анализ полученных данных по первой методике показал, что 10,0% детей с косоглазием и амблиопией продолжают оставаться пассивными и безразличными к работе.
50% дошкольников продолжают частично применять мнемотехнические приемы запоминания. Однако вспоминают все же механически или в порядке заучивания. При повторном учитывают свои ошибки и активно узнают пропущенные ими картинки.
Высокий уровень продуктивности запоминания по сравнению с констатирующим этапом эксперимента вырос до 40%.
Рис. 8. Сравнительный анализ произвольного запоминания зрительных образов по методике 2 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
30% дошкольников с косоглазием и амблиопией показали высокий уровень произвольного запоминания зрительных образов. Они безошибочно выполнили все задания по методике, однако им иногда требовалось повторное прочтение инструкции, что объяснялось планированием дошкольниками собственной деятельности и использования мнемических техник.
Как мы видим, большинству детей продолжает соответствовать средний уровень выполнения задания (60%). Дошкольники с косоглазием и амблиопией допускали ошибки при копировании образца, что связано с недостаточным анализом последнего, стремление выполнить задание быстрее, чем другие дети. Однако использование дидактического материала Нумикон оказало влияние на произвольность запоминания образов, поэтому у некоторых детей наблюдались лишь небольшие нарушения симметрии, негрубое искажение формы фигуры, что обусловлено зрительным дефектом.
Часть детей (20,0%) при воспроизведении по памяти продолжали допускать типичные ошибки: искажение предметного изображения; неправильное соотнесение образа-представления с графически изображенным объектом даже при назывании основных деталей предмета; инверсия в изображении фигур.
Снижение уровня организации действий было вызвано также состоянием тревоги, причем при копировании образца дети допускали больше ошибок, чем при его воспроизведении по памяти. Это можно объяснить тем, что при наличии установки на запоминание у детей с косоглазием и амблиопией усиливается сосредоточенность на деталях фигуры, вызванная опасением пропустить какую-либо из них.
Третья методика была направлена на изучение особенностей протекания мнемического процесса узнавания. Полученные данные представлены на рис. 9.
Рис. 9. Сравнительный анализ успешности мнемического процесса узнавания по методике 3 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Анализ полученных данных показал, что 10,0% детей с косоглазием и амблиопией не могут внимательно рассмотреть картинки, бросают беглый взгляд и тут же просят показать другие, постоянно отвлекаются на побочные ассоциации и комментарии. На просьбу подумать еще, припомнить, никак не откликаются.
Процесс запоминания большинства детей с косоглазием и амблиопией (70,0%) стал целенаправленным, дети умеют сохранять интерес к выполнению задания на протяжении всей деятельности.
20% дошкольников с косоглазием и амблиопией во время припоминания использовали специальные приемы, которым научились в формирующем эксперименте: воспроизводящее повторение (с целью извлечь из памяти следующее за повторяемым слово), правильная концентрация внимания; эффективное запечатление информации; правильное повторение; забывание ненужной информации.
По четвертой методике данные представлены на рис. 10.
Рис. 10. Сравнительный анализ успешности воспроизведения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
В процессе воспроизведения 20,0% детей с косоглазием и амблиопией бегло осматривало образец и начинало выполнять задание, а по завершению работы практически не сверялось с образцом. Дети не демонстрировали вспомогательных приемов запоминания, они механически запоминали образец, не обращая внимания на количество точек, не устанавливали никаких логических связей между предыдущим и заданием и последующим.
У 70% дошкольников с косоглазием и амблиопией механическое запоминание образца давало сбой при предъявлении более сложных карточек (с тремя и четырьмя точками), что вызывало у детей реакцию отказа: «Я это не запомню!», но после одобрения и стимулирующей помощи экспериментатора они приступали к работе, которая приносила положительные результаты.
10,0% дошкольников с косоглазием и амблиопией продолжали очень внимательно анализировать образец, подсчитывать количество точек на карточке, вспоминать, как были расположены точки в предыдущем задании, что позволило им быстро и безошибочно справиться с заданием.
В пятой методике ребенку предлагалась таблица с картинками, которые необходимо было запомнить. Полученные данные представлены на рис. 11.
Рис. 11. Сравнительный анализ успешность воспроизведения зрительных образов по памяти по методике 5 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Анализ полученных данных показал, что 20,0% детей имеют низкий уровень развития образной памяти. Дети продолжали путаться в словесном обозначении предметов, искажая их смысловое содержание. При этом зрительные представления и их четкость продолжали зависеть от того, насколько реально ребенок знаком с объектом и имеет чувственное представление о нем.
Большинство детей с косоглазием и амблиопией (60,0%) продолжают показывать средний уровень развития образной памяти, которая еще характеризуется как простая, ассоциативная. Большинство детей этой группы имеют более низкую остроту зрения (0,2-0,3 на лучше видящем глазу), что объясняет сложность формирования целостности образа объекта и как следствие дефицитарность дифференциации главных и второстепенных признаков предмета, недостаточность анализа и синтеза основных отличительных признаков.
Увеличилось количество дошкольников с косоглазием и амблиопией (20,0%), которые запомнили более семи картинок и имеют высокий уровень развития образной зрительной памяти, т. е. можно говорить о наличии у них структурной памяти.
Таким образом, по результатам изучения уровня развития долговременной памяти у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы.
Данные контрольного эксперимента показали, что практически у всех детей с нарушением зрения, прошедших коррекционно-развивающую работу по развитию произвольной памяти посредством формирования элементарных математических представлений на основе дидактического материала Нумикон, существенно повысился уровень запоминания, воспроизведения и узнавания зрительной информации, повысилось качество произвольной памяти. Дети научились использовать вспомогательные приемы запоминания (формальные и смысловые).
На контрольном этапе эксперимента все дети с косоглазием и амблиопией выполняли задания самостоятельно, не нуждаясь в помощи взрослого.
Данные результаты позволяют утверждать, что выбранная нами деятельность по формированию элементарных математических представлений на основе дидактического материала Нумикон в качестве средства развития памяти доказало свою эффективность. Она позволило не только повысить уровень развития произвольной памяти и увеличить продуктивность мнемических процессов, но и позволило развить зрительное восприятие, внимание, образное мышление, воображение детей с косоглазием и амблиопией.
Констатирующий этап эксперимента еще раз подтвердил, что у детей с нарушением зрения необходима опора на наглядность при выполнении заданий. Все это послужило причиной выбрать для развития у детей с нарушением зрения деятельность по формированию элементарных математических представлений и познавательной активности с помощью дидактического пособия Нумикон, позволяющее активизировать восприятие, внимание, развивать произвольную память, формировать зрительный контроль за содержанием последовательности формирования мнемических образов по наглядной опоре.
Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что спроектированная нами
коррекционно-развивающая работа доказало свою эффективность. Она позволило не только повысить уровень развития произвольной памяти и увеличить продуктивность мнемических процессов, но и позволило развить зрительное восприятие, внимание, образное мышление, воображение детей с косоглазием и амблиопией.
Таким образом, цель работы достигнута и решены поставленные задачи.
Развитие произвольной памяти у детей с нарушением зрения.PPT / 11.92 Мб