Статья «Коррекция ошибок в устной речи учащихся на уроках английского языка»
Коррекция ошибок в устной речи учащихся на уроках английского языка.
EFL - аббревиатура для English as a Foreign Language, английский как неродной язык. Имеется в виду, что английский изучается в стране, где он не является родным, то есть не является одним из языков общения. Получается, что русскоговорящий ученик в России изучает английский именно как EFL.
ESL — это English as a Second Language, английский как второй язык. То есть английский изучается в стране, где он является родным для большинства или части населения. Если русскоговорящий учащийся иммигрирует, например, в Австралию, то там он будет изучать английский именно как ESL, «второй» язык.
Любой учитель знает, что ошибки, которые могут сделать ученики на уроке настолько разнообразны и часто трудно прогнозируемы, как и сами дети. У каждого учителя есть свои приёмы коррекции. Но, все знают, что в любом случае необходимо избегать слов «нет», «не верно», «не правильно», которые сами по себе уже являются отрицательными, а, следовательно, негативно влияют на ваших учеников, отвечающих устно при всём классе, снижая их самооценку. Если ученики не допускают ошибок, значит задания, которые им даёт учитель не сложные. Учителю следует так подбирать материал, чтобы он был в меру трудным и в тоже время выполнимым. А ошибки исправлять только положительным способом, помня главную заповедь педагога: «Не навреди!». Если постоянно перебивать учеников, исправляя их, эти дети перестанут отвечать на любые вопросы, стесняясь своих одноклассников. Следовательно, учителю нельзя забывать о чувстве такта. С другой стороны, если ученика не исправлять, он будет думать, что говорит правильно и продолжать делать ошибки. Так как же исправлять ошибки так, чтобы не навредить, не создавать языковой барьер и мотивировать учеников говорить и не бояться ошибиться?
По мнению большинства EFL учителей лучшим способом исправления ошибок является предоставление ученику возможности самому устранить все недочёты. В идеале ребёнок сам в состоянии увидеть, услышать свою ошибку и исправить её, но чаще всего учителю нужно «подтолкнуть» его к этому, подсказать или намекнуть, где эта ошибка скрывается. Тем самым учитель даёт шанс обучающемуся переосмыслить свой ответ и исправиться. Чтобы иллюстрировать различные методы, предлагаемые ESL учителями используем следующее предложение:
“Вчера я ем яблоко”.
«Yesterday I eat an apple».
Учителю не следует сразу же исправлять форму глагола, а можно проговорить эту же фразу, выделяя неверное слово вопросительной интонацией. Ребёнок сосредотачивается на нужном слове и даёт верный ответ. Что, если ребенок не понял, где ошибка?
Повторите предложение до того слова, которое сделано неправильно, сделайте паузу.
«Yesterday I….».
Можно перефразировать предложение, например:
Student: I eat an apple yesterday.
Teacher: Oh, I see, yesterday I ate a sandwich, and you?
Student: Ah, I ate an apple yesterday.
На этом моменте учащийся уже должен понять, что что-то не так с предложением, со следующим словом, но он может не знать или не помнить правило употребления глаголов в простом прошедшем времени. Что делать? По мнению турецкого преподавателя Измирского университета Винсента Чиеппа: если интонации, мимика не помогают, у опытного педагога в арсенале остаются жесты. Например, обращение назад рукой через плечо, может показать, что в предложении нужно исправить время на прошедшее. Жест рукой вперед – это будущее, а настоящее – это положить руку себе на плечо. Если нарушен порядок слов в предложении, используя указательные пальцы рук перекрещиваем руки, чтобы показать, что требуется исправить. С помощью пальцев рук можно также показать, какое слово в предложении требует коррекции, первое слово - большой палец и т.д. Думаю не стоит говорить о том, что учащихся следует познакомить с данной методикой заранее.
Если все попробовали, ничего не работает можно задать «Or question». Необходимо дать один верный и неверный ответ.
“Yesterday I eat or I ate an apple?”
И дайте ученику самому возможность додумать. Если и на этот раз мимо, следует прибегнуть к помощи класса. Повторите свой вопрос. Обязательно найдётся в группе (классе) ученик, который поднимет руку, желая помочь. Этот метод отвлекает внимание от ученика, первоначально допустившего в речи ошибку, а фокусируется на правильном ответе.
Хорошо работают карточки, которые также необходимо приготовить заранее. Если учащиеся забывают об окончании в 3л.ед.ч в настоящем простом времени, рисуем большую букву «S» и показываем каждый раз, когда ученики забывают добавить окончание.
Учитель, настроенный позитивно в своих методах исправления ошибок, убеждает своих учеников, что у них обязательно всё получится, а не ругает их и не указывает каждый раз на их недочёты перед другими детьми. У такого учителя ученики будут и впредь тянуть руку на уроке, не боясь чужих насмешек и ухмылок, будут стараться изо всех сил показать, на что они способны.