12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Плеханова Екатерина Сергеевна389
Россия, Хакасия респ., Абакан
6

Статья на тему «Ортопедические коврики в коррекции речи»

Ортопедические коврики в коррекции речи

Плеханова Екатерина Сергеевна

Учитель-логопед первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Центр развития ребёнка - детский сад "Кристаллик"

Республика Хакасия город Абакан у

Ключевые слова. Коррекционный процесс, ортопедические коврики, нарушения речи.

Аннотация. В статье представлены примерные игры с использованием ортопедических ковриков в работе учителя - логопеда, направленные на развитие: слухового внимания, чувства ритма, навыки звукового анализа и синтеза, автоматизацию звукопроизношения.

Всем известен тот факт, что ортопедические массажные коврики помогают взрослым и детям справиться с глобальной проблемой современности – плоскостопием.

Интересный факт - ортопедические коврики могут так же использоваться и при коррекции речевых нарушений.

Всё дело в том, что упражнения выполняемые на ковриках направлены на активизацию поверхности стопы, которая оказывает наибольший терапевтический эффект, активнее стимулируя речевые области коры головного мозга. Кроме того, использование ортопедических ковриков делают логопедические занятия интереснее и разнообразнее.

Занимаясь на ортопедических ковриках у ребенка развивается концентрация внимания, общая моторика, память, координация речи и движения, лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, совершенствуются навыки ориентировки в пространстве и собственном теле, умение переключатся с одного движения на другое, развивается межполушарное взаимодействие, актуализируется словарный запас, разрабатывается слоговая система.

Способы выкладывания ортопедических ковриков на логопедических занятиях.

1. «Дорожка», прямая линия.

2. «Острова», прямая линия, круг.

3. «Ковер», 2*2, 3*3,4*4.

4. «Классики», 1-2-1-2-1-2.

5. «Лабиринт», по желанию.

Упражнения по развитию слухового внимания

Упражнение 1.

Форма: один коврик, дорожка.

Инструкция: говорящие дети могут проговаривать последовательность действий. Можно использовать любое количество ковриков и повторений.

1 раз поднимись на носочки, 2 раз присядь

2 раза встань на носочки, 3 раза подпрыгни, 1 раз хлопни

1 раз топни правой ногой, 5 раз хлопни, 1 раз топни левой ногой

Упражнение 2.

Форма: дорожка, острова.

Инструкция:

1 раз поднимись на носочки на красном, 2 раза прыгни на желтом

2 раза встань на носочки на зеленом, 1 раз присядь на красном, 3 раза хлопни на желтом.

Упражнения по развитию чувства ритма

Упражнение 1.

Форма: «островки», создающие круг.

Инструкция: Звучит музыка (можно бубен), создающая простой ритм. Ребенок наступает на коврики в ритм и отхлопывает его, можно считать (раз, два, раз, два).

Упражнение 2.

Форма: «островки».

Инструкция: Взрослый отстукивает ритм (1,2; 1,2), ребенок идет по кругу в этом ритме: на одном острове топает (хлопает) один раз, на следующем 2 раза.

Упражнения по развитию ориентировки в пространстве

Упражнение 1.

Форма: «ковер»

Инструкция: Одноступенчатая инструкция (1 шаг вперед, 2 шага вправо, 1 шаг влево), двухступенчатая инструкция (сначала 3 шага вперед, потом 2 шага влево).

Упражнение 2.

Форма: «ковер»

Инструкция:

найди коврик, который находится между красным и зеленым, встань на него и хлопни.

Найди коврик, который находится перед фиолетовым, встань на него и прыгни.

Найди коврик, который находится за желтым, встань на него и покружись вправо.

Найди коврик который находится справа от зеленого, встань на него и вытяни левую руку вперед.

Упражнения по развитию звукового анализа.

Упражнение 1.

Форма: «дорожка»

Инструкция:

Прошагай столько раз сколько гласных звуков в слове (кот).

Прошагай столько раз сколько слогов в слове (кит, каша, собака).

Прошагай столько раз сколько слов в предложении.

Упражнения по автоматизации звукопроизношения.

Упражнение 1.

Форма: «дорожка», «острова»

Речевой материал: автоматизируемый звук

Инструкция: Наступаешь на красный коврик, говоришь звук громко/долго, наступаешь на желтый коврик, говоришь тихо/коротко.

Упражнение 2.

Форма: «дорожка», «острова»

Речевой материал: автоматизируемый звук

Инструкция: наступаешь на коврики и произносишь слоги с автоматизированными звуками. (Для читающих детей напечатанные слоги можно положить на коврик).

Упражнение 3.

Форма: «лабиринт»

Речевой материал: картинки с автоматизируемым звуком

Инструкция: На листе бумаги нарисована схема поиска картинок расположенных под определенным ковриком, помеченным на схеме. Двигаясь по коврикам без символа, ребенок произносит автоматизируемый звук, на коврике помеченном на схеме ребенок поднимает его и произносит название картинки.

Использование ортопедических ковриков в коррекционной работе показал, что ортоковрики оказывают не только массажный эффект, но и способствуют более качественному формированию речевых навыков, устойчивому вниманию, снижению утомляемости и созданию позитивного эиоционального настроя детей с нарушениями речи.

 

Список используемой литературы

Блыскина И. В. Логопедический массаж - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Изд. “ТЦ СФЕРА”, 2014.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.