Статья «Коста и музыка»
КОСТА И МУЗЫКА
Музыкально-поэтическая культура Осетин является особой ветвью народного искусства, отличающейся большим разнообразием сюжетов и настроений, связанных с отражением различных сторон общественной жизни, чувств, мыслей и желаний народа.
«Народное песенное творчество осетин представляет большой интерес для исследователей, однако собирать осетинское народное поэтическое творчество стали сравнительно недавно. Особая заслуга в этом принадлежит великому осетинскому поэту К. Л. Хетагурову, собиравшему художественные памятники словесности и использовавшему в своем творчестве отдельные сюжеты, образы и выразительные средства»,1 - писала Ксения Цхурбаева.
«У истоков осетинской литературы возвышается могучая фигура ее родоначальника и первого классика Коста Левановича Хетагурова, чья литературная и общественная деятельность составила целую эпоху в истории культуры Осетии» (Сергей Марзоев).
Всю свою жизнь Коста посвятил своему народу, своей родной Осетии. Его образ поэта, его творчество «стали неистощимым источником, питающим и по сей день все виды осетинского искусства». Могучим фактором, питавшим творчество Коста, был богатый осетинский фольклор, отличным знатоком, ценителем и собирателем которого он был.
Павел Лдых (дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР) говорит: «Творения Коста были и остаются ценнейшим источником вдохновенья для композиторов, а стихи поэта становились народными песнями»2.
Как мы уже знаем из источников, Коста очень любил народные песни и любил их исполнять. Известный собиратель осетинского музыкального творчества, фольклорист, композитор П. Б. Мамулов (1881-1929), который жил с ним по соседству, вспоминал: «Еще, будучи мальчиком, я не раз слышал яркие, мелодичные песни осетинского народа от Коста».
Он был очень разносторонне одаренным человеком. Вот как говорит искусствовед Г. Апресян о Коста: «...автор пьесы («Дуня») сам неоднократно выступал то в роли актера, то в роли режиссера и даже работал художником-декоратором в профессиональном театре». Он также любил классическую музыку, был большим поклонником «чарующей музыки» Глинки и Чайковского.
В 1893 году Коста узнает о смерти великого, любимого композитора Петра Ильича Чайковского и сам же организовывает вечер-концерт памяти Чайковского, где произносит вступительное слово, рассказав о жизни и деятельности великого творца музыки. Там же он прочел посвященное композитору стихотворение «Памяти Чайковского», где выразил свою скорбь и любовь:
Разбита стройная, чарующая лира,
Повержен жертвенник, разрушенпышный храм,
Навеки улетел «соловушка» от мира
В страну далекую, к далеким небесам»...
и оканчивает свое стихотворение словами на высокой ноте:
«Пусть арфа сломана, — аккорд еще
рыдает...
Не говорите мне: он умер,
-Он живет!»
О стихах Коста можно сказать то, что говорил П. И. Чайковский о поэзии А. С. Пушкина: «Пушкин силой гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки и, независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности, есть что-то проникающее в самую глубь души».
И на самом деле, поэзия Коста удивительна музыкальна. Не один раз осетинские композиторы обращались к его творчеству в своих сочинениях, и не один раз они радовали слух, не только осетинского, но и других народов. «Постоянным был интерес X. Плиева к творчеству классика осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. На стихи поэта композитором было написано несколько романсов. По поэме «Фатима» создана одноименная опера. Поэтический сборник «Иронфӕндыр» и события жизни К. Хетагурова послужили основой либретто оперы «Коста».. .»3.
В 1979 году на сцене осетинского музыкального театра состоялась премьера балета Д. Хаханова «Хетаг», написанного по мотивам поэм Коста Хетагурова «Хетаг» и «Плачущая скала». Сюжет включает две основные линии - борьба алан-осетин с татаро-монголами (XIII-XIV вв.) и торжество верной любви. «Мир светлых, возвышенных чувств воплощены в этой музыке, привлекающей лирическим обаянием, богатством и яркостью колорита» (Л. Левитская)4.
Вскоре, в 80-е годы, появляется еще одно сочинение в этом же жанре - балет Л. Кануковой «Перед судом» (по одноименной поэме Коста). «Это - поэма-монолог. Рассказ о своей судьбе представшего перед судом крестьянского парня Эски звучит грозным обвинением жестокости феодального мира. И хотя балет выдержан в традициях лирико-драматического жанра, в музыке его много психологизма»5.
Следом, в 1989 году - опера «Фатима» на музыку X. Плиева.
Н
5
есомненно, к творчеству поэта композиторы обращаются и при сочинении вокальных произведений - песен, романсов. Они очень разнообразны. В них воспеваются «гордое величие и суровая красота гор», светлые, возвышенные эмоции, любовь к своему народу, к своей Родине, боль неразделенной любви. Во многих песнях нашла отражение тема смысла и назначения поэзии, судьбы поэта, это такие, как: «Я не пророк», «Другу», «Смерть близка, я это знаю» (муз.Л. Кануковой). Лирические: «Дума жениха», «Прости», «Тревога» (муз. X. Плиева), «Походная» (муз. Т. Кокойти), «На смерть горянки» (муз. Т. Хосроева), «А-ло-лай» - на этот текст музыка написана несколькими композиторами (Б. Галаев, Т. Кокойти, X. Плиев, Л. Ефимцова); «Не верь», «Я смерти не боюсь» (муз. Б. Галаева), «Ноктюрн» для хора (муз. Ф. Алборова), романс «Джук-тур» (муз. И. Габараева) и т.д.
Создать музыку на произведения такого великого человека, как Коста - сложная и ответственная работа. Чтобы выразить и суметь передать языком музыки его печаль, заботу, беспокойство, радость, восхищение, любовь «...нужно найти соответствующие музыкальные краски, раскрывающие глубину идей и эмоций его многогранной и блестящей поэзии. Нужно сохранить их
колорит, тонкость и нежность лирического звучания»,6 - пишет Б. Кандиев.
Но еще сложнее создать о нем самом музыкальное произведение. «Уӕдӕ уымӕй ноджызындӕр ӕмӕ бӕрнондӕр та у музыкаленуацмысыКъостайӕн йӕхи дисса-джырӕсугъд ӕмӕ хъуыдыджынфӕлгонц саразын»7. Но, несмотря ни на что, в 1960 году на декаде осетинского искусства и литературы в Москве москвичи услышали оперу X. Плиева «Коста». «Высоко был
оценен этот первый образец осетинского искусства. Музыка повествовала и о тяжелой судьбе народной, и о великом сыне осетинского народа, поэте-борце Коста Хетагурове, ибо их судьбы неразделимы».
Пятая симфония Д. Хаханова была также посвящена Коста Хетагурову. «Симфония не обращена впрямую ни к жизни, ни к творчеству Коста. Однако всем своим эмоциональным и образным строем она неразрывно связана с истоками его творчества.
Симфония повествует о тяжелой жизни горцев до революции, о пробуждении их сознания, об их мужественной революционной борьбе»
Много и народных песен на стихи великого творца. Таковы всем известные «Додой», «Мать сирот», «Афсати», «Без доли», «Походная», «Кубады» и многие другие.
Также произведения Коста были поставлены на сцене (комедия «Дуня», 1901 г.) и на экране («Фатима», 1958 г.).Фильм «Возвращение Коста» удостоен премии на Всесоюзном фестивале телевизионных музыкальных фильмов в Москве.
Кто песнь обо мне на фандыре сыграет? - спрашивает Коста в одном из своих стихотворений.
Уже прошло много лет со дня смерти Коста Левановича Хетагурова, но в памяти родного народа, в нашем искусстве, в наших песнях, в наших сердцах он жил, живет и будет жить всегда.
Л. Левитская. Коста в музыке // Социалистическая Осетия.- 1984.- 18 окт.
Т. Батагова. Композиторы Осетии. — Владикавказ. 2000. - С. 150.
Л. Левитская. Коста в музыке // Социалистическая Осетия, - 1984.- 18 окт.
Б. Кандиев. Коста в музыке // Социалистическая Осетия, - 1948.-29 дек.
Плиты Христофор. Бӕрнон хӕс // Рӕстдзинад. 1974.- 15 окт.