Статья «Коста и музыка»

3
0
Материал опубликован 3 August 2022



КОСТА И МУЗЫКА

Музыкально-поэтическая культура Осе­тин является особой ветвью народного искусства, отличающейся большим разно­образием сюжетов и настроений, связан­ных с отражением различных сторон обще­ственной жизни, чувств, мыслей и желаний народа.

«Народное песенное творчество осетин представляет большой интерес для иссле­дователей, однако собирать осетинское народное поэтическое творчество стали сравнительно недавно. Особая заслуга в этом принадлежит великому осетинскому поэту К. Л. Хетагурову, собиравшему ху­дожественные памятники словесности и использовавшему в своем творчестве от­дельные сюжеты, образы и выразительные средства»,1 - писала Ксения Цхурбаева.

«У истоков осетинской литературы воз­вышается могучая фигура ее родоначаль­ника и первого классика Коста Левановича Хетагурова, чья литературная и обще­ственная деятельность составила целую эпоху в истории культуры Осетии» (Сергей Марзоев).

Всю свою жизнь Коста посвятил своему народу, своей родной Осетии. Его образ по­эта, его творчество «стали неистощимым источником, питающим и по сей день все виды осетинского искусства». Могучим фактором, питавшим творчество Коста, был богатый осетинский фольклор, отлич­ным знатоком, ценителем и собирателем которого он был.

Павел Лдых (дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР) говорит: «Тво­рения Коста были и остаются ценнейшим источником вдохновенья для композито­ров, а стихи поэта становились народными песнями»2.

Как мы уже знаем из источников, Коста очень любил народные песни и любил их исполнять. Известный собиратель осетин­ского музыкального творчества, фолькло­рист, композитор П. Б. Мамулов (1881-1929), который жил с ним по соседству, вспоминал: «Еще, будучи мальчиком, я не раз слышал яркие, мелодичные песни осе­тинского народа от Коста».

Он был очень разносторонне одарен­ным человеком. Вот как говорит искус­ствовед Г. Апресян о Коста: «...автор пье­сы («Дуня») сам неоднократно выступал то в роли актера, то в роли режиссера и даже работал художником-декоратором в про­фессиональном театре». Он также любил классическую музыку, был большим по­клонником «чарующей музыки» Глинки и Чайковского.

В 1893 году Коста узнает о смерти вели­кого, любимого композитора Петра Ильича Чайковского и сам же организовывает ве­чер-концерт памяти Чайковского, где произ­носит вступительное слово, рассказав о жиз­ни и деятельности великого творца музыки. Там же он прочел посвященное композитору стихотворение «Памяти Чайковского», где выразил свою скорбь и любовь:


Разбита стройная, чарующая лира,

Повержен жертвенник, разрушенпышный храм,

Навеки улетел «соловушка» от мира

В страну далекую, к далеким небесам»...


и оканчивает свое стихотворение слова­ми на высокой ноте:



«Пусть арфа сломана, — аккорд еще

рыдает...

Не говорите мне: он умер,

-Он живет!»


О стихах Коста можно сказать то, что говорил П. И. Чайковский о поэзии А. С. Пушкина: «Пушкин силой гениаль­ного таланта очень часто врывается из тес­ных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки и, независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в са­мом стихе, в его звуковой последователь­ности, есть что-то проникающее в самую глубь души».

И на самом деле, поэзия Коста удиви­тельна музыкальна. Не один раз осетин­ские композиторы обращались к его твор­честву в своих сочинениях, и не один раз они радовали слух, не только осетинского, но и других народов. «Постоянным был интерес X. Плиева к творчеству классика осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. На стихи поэта композитором было написано несколько романсов. По по­эме «Фатима» создана одноименная опера. Поэтический сборник «Иронфӕндыр» и события жизни К. Хетагурова послужили основой либретто оперы «Коста».. .»3.

В 1979 году на сцене осетинского му­зыкального театра состоялась премьера балета Д. Хаханова «Хетаг», написанного по мотивам поэм Коста Хетагурова «Хе­таг» и «Плачущая скала». Сюжет включа­ет две основные линии - борьба алан-осе­тин с татаро-монголами (XIII-XIV вв.) и торжество верной любви. «Мир светлых, возвышенных чувств воплощены в этой музыке, привлекающей лирическим оба­янием, богатством и яркостью колорита» (Л. Левитская)4.

Вскоре, в 80-е годы, появляется еще одно сочинение в этом же жанре - балет Л. Кануковой «Перед судом» (по одно­именной поэме Коста). «Это - поэма-моно­лог. Рассказ о своей судьбе представшего перед судом крестьянского парня Эски зву­чит грозным обвинением жестокости фе­одального мира. И хотя балет выдержан в традициях лирико-драматического жанра, в музыке его много психологизма»5.

Следом, в 1989 году - опера «Фатима» на музыку X. Плиева.

Н

5


есомненно, к творчеству поэта компо­зиторы обращаются и при сочинении во­кальных произведений - песен, романсов. Они очень разнообразны. В них воспевают­ся «гордое величие и суровая красота гор», светлые, возвышенные эмоции, любовь к своему народу, к своей Родине, боль нераз­деленной любви. Во многих песнях нашла отражение тема смысла и назначения по­эзии, судьбы поэта, это такие, как: «Я не пророк», «Другу», «Смерть близка, я это знаю» (муз.Л. Кануковой). Лирические: «Дума жениха», «Прости», «Тревога» (муз. X. Плиева), «Походная» (муз. Т. Кокойти), «На смерть горянки» (муз. Т. Хосроева), «А-ло-лай» - на этот текст музыка написа­на несколькими композиторами (Б. Галаев, Т. Кокойти, X. Плиев, Л. Ефимцова); «Не верь», «Я смерти не боюсь» (муз. Б. Галаева), «Ноктюрн» для хора (муз. Ф. Алборова), романс «Джук-тур» (муз. И. Габараева) и т.д.

Создать музыку на произведения такого великого человека, как Коста - сложная и ответственная работа. Чтобы выразить и суметь передать языком музыки его печаль, заботу, беспокойство, радость, восхище­ние, любовь «...нужно найти соответству­ющие музыкальные краски, раскрывающие глубину идей и эмоций его многогранной и блестящей поэзии. Нужно сохранить их

колорит, тонкость и нежность лирического звучания»,6 - пишет Б. Кандиев.

Но еще сложнее создать о нем самом музыкальное произведение. «Уӕдӕ уымӕй ноджызындӕр ӕмӕ бӕрнондӕр та у му­зыкаленуацмысыКъостайӕн йӕхи дисса-джырӕсугъд ӕмӕ хъуыдыджынфӕлгонц саразын»7. Но, несмотря ни на что, в 1960 году на декаде осетинского искусства и литературы в Москве москвичи услыша­ли оперу X. Плиева «Коста». «Высоко был

оценен этот первый образец осетинского искусства. Музыка повествовала и о тяжелой судьбе народной, и о великом сыне осетинского народа, поэте-борце Коста Хетагурове, ибо их судьбы неразделимы».

Пятая симфония Д. Хаханова была также посвящена Коста Хетагурову. «Симфония не об­ращена впрямую ни к жизни, ни к творчеству Коста. Однако всем своим эмоци­ональным и образным строем она нераз­рывно связана с истоками его творчества.

Симфония повествует о тяжелой жизни горцев до революции, о пробуждении их сознания, об их мужественной револю­ционной борьбе»

Много и народных песен на стихи вели­кого творца. Таковы всем известные «Додой», «Мать сирот», «Афсати», «Без доли», «Походная», «Кубады» и многие другие.

Также произведения Коста были постав­лены на сцене (комедия «Дуня», 1901 г.) и на экране («Фатима», 1958 г.).Фильм «Возвращение Коста» удостоен премии на Всесоюзном фестива­ле телевизионных музыкальных фильмов в Москве.

Кто песнь обо мне на фандыре сыгра­ет? - спрашивает Коста в одном из своих стихотворений.

Уже прошло много лет со дня смерти Коста Левановича Хетагурова, но в памяти родного народа, в нашем искусстве, в на­ших песнях, в наших сердцах он жил, жи­вет и будет жить всегда.



Л. Левитская. Коста в музыке // Социалистическая Осетия.- 1984.- 18 окт.

Т. Батагова. Композиторы Осетии. — Владикавказ. 2000. - С. 150.

Л. Левитская. Коста в музыке // Социалистическая Осетия, - 1984.- 18 окт.

Б. Кандиев. Коста в музыке // Социалистическая Осетия, - 1948.-29 дек.

Плиты Христофор. Бӕрнон хӕс // Рӕстдзинад. 1974.- 15 окт.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.