Статья «Современный учитель: векторы роста и грани мастерства»
"Современный учитель: векторы роста и грани мастерства"
Немалого можно добиться строгостью, многого- любовью, но всего больше-
знанием дела и справедливостью, невзирая на лица».
Учитель - одна из самых давних профессий. Еще на заре человечества находились те, кто знал, умел, мог чуть-чуть более, чем остальные, и пытался передать остальным частицы своих знаний.
Учитель - одна из самых нужных профессий. Во-первых, и в древнее время, а тем более и в настоящее время люди понимали, что и знания, и умения - "золотой"ключ к жизни. Ведь учитель не просто давал и дает необходимые для существования знания, но и показывал, и показывает, как нужно жить, объяснял и объясняет простые и сложные, но рано нужные истины. Недаром в "самые глухие" времена в самых глухих уголках мира те, кто выполнял функцию учительства, наставничества, считались самыми уважаемыми людьми.
Учитель - это и одна из самых сложных профессий. Ведь он не только должен обладать знаниями в своей области, но и в целом иметь широкий кругозор. Так, например, невозможно преподавание литературы без знания истории, физкультуры - без знания медицины, физика порой граничит с химией, а информатика с математикой. По сути, учитель во все времена был кем-то вроде хранителя сакральных знаний о мире.
Во-вторых, учитель должен уметь передать свое знание другим. Мало просто рассказать, показать, здесь требуется умение учителя приблизить ученика к любой информации, сделать сложное простым, непонятное - доступным. Нередко это умение называют талантом преподавания.
В-третьих, учитель должен уметь воспитать своего ученика. Показать ему, возможно личным примером, ту модель поведения в мире и восприятие мира, которые считаются в данном обществе оптимальными. Например, у нас это и уважение к старшим, и желание защищать слабых, и умение оставаться собой в любых обстоятельствах, и понимание не только своих, но чужих прав и свобод, и многое, многое другое.
Наконец, последний - но не по значению - момент. Учитель должен уметь организовать своих подопечных. Поставить свой авторитет достаточно высоко, чтоб даже не возникало вопроса прислушиваться ли к его словам или нет.
Кроме того, сегодня нет - нет да и возникает вопрос об изменении важности учителя в образовании. Наш век - век, пожалуй, наибольшего, за всю историю человечества, расцвета информационных технологий. В жизнь стремительно врываются все новые технические средства, призванные не только развлекать, но и способствовать обучению, облегчать его. Личный компьютер и доступ к сети Интернет дают ребенку возможность пользоваться самыми разными программами и материалами. Казалось бы, почему образованию не стать дистанционным, а учителю - грамотной направляющей программой?
Однако все далеко не так просто. Наличия информации категорически недостаточно для качественного обучения. Не будем забывать суть профессии учителя: ни один компьютер дав информацию, не покажет, как нужно жить, не донесет до ученика истины, просты и сложные, не даст стоящий совет. Только учитель поможет воспитаннику правильно находить и использовать знания: в той же сети тонна информации ложной или так сказать, половинчатой. К сожалению, с увеличением доступа к информации, достоверность информации катастрофически снизилась. Вспомним хотя бы такие сайты, как Википедия и Грамота.ру.
Именно с фильтрацией получаемых знаний и должен помочь обучающемуся современный учитель. Поэтому, учителя должны идти в ногу с прогрессом: учитель, знающий, что, где и когда можно (а порой и нужно) добыть именно в сети - большое благо. Учитель может помочь обучающемуся с выбором программы, словаря, подходящего информационного фильма, с подбором источников для научной работы. Учитель может на живых примерах объяснить, почему материалам того или иного сайта доверять не стоит, а вот другому сайту внимание таки стоит посвятить.
То есть учителю необходимо осваивать новые методики обучения, соприкасающиеся с современным информационно-техническим прогрессом. А для молодого учителя это, возможно, составит наименьшую проблему, так как он не только, в силу возраста, активно открыт всему новому, но и относится к поколению, осваивавшему результаты этого прогресса по мере их появления.
Таким образом, кратко обрисовав общевременную роль учителя и проанализировав современную ситуацию с обучением, мы видим: учитель сегодня - то же, что и в любые другие времена. Он столько же необходим, имеет то же самое значение, что всегда. А может, кстати, даже большее. Ибо мир сейчас - мир стремительно меняющийся, и в нем отчетливо наблюдается острый кризис норм, морали, идей.
Для молодого учителя, с одной стороны, тем более сложно принять эту ведущую роль наставника и выдержать ее, что он еще молод, неопытен. С другой, он сам - человек этого времени, ему проще понять современного ребенка, найти верный путь, сблизиться со своими подопечными, ведь не так давно он сам находился на месте любого из них.
Костюкова Галина Аркадьевна