12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Костюкова138
Россия

"Современный учитель: векторы роста и грани мастерства"

Немалого можно добиться строгостью, многого- любовью, но всего больше-

знанием дела и справедливостью, невзирая на лица».


Учитель - одна из самых давних профессий. Еще на заре человечества находились те, кто знал, умел, мог чуть-чуть более, чем остальные, и пытался передать остальным частицы своих знаний.

Учитель - одна из самых нужных профессий. Во-первых, и в древнее время, а тем более и в настоящее время люди понимали, что и знания, и умения - "золотой"ключ к жизни. Ведь учитель не просто давал и дает необходимые для существования знания, но и показывал, и показывает, как нужно жить, объяснял и объясняет простые и сложные, но рано нужные истины. Недаром в "самые глухие" времена в самых глухих уголках мира те, кто выполнял функцию учительства, наставничества, считались самыми уважаемыми людьми.

Учитель - это и одна из самых сложных профессий. Ведь он не только должен обладать знаниями в своей области, но и в целом иметь широкий кругозор. Так, например, невозможно преподавание литературы без знания истории, физкультуры - без знания медицины, физика порой граничит с химией, а информатика с математикой. По сути, учитель во все времена был кем-то вроде хранителя сакральных знаний о мире.

Во-вторых, учитель должен уметь передать свое знание другим. Мало просто рассказать, показать, здесь требуется умение учителя приблизить ученика к любой информации, сделать сложное простым, непонятное - доступным. Нередко это умение называют талантом преподавания.

В-третьих, учитель должен уметь воспитать своего ученика. Показать ему, возможно личным примером, ту модель поведения в мире и восприятие мира, которые считаются в данном обществе оптимальными. Например, у нас это и уважение к старшим, и желание защищать слабых, и умение оставаться собой в любых обстоятельствах, и понимание не только своих, но чужих прав и свобод, и многое, многое другое.

Наконец, последний - но не по значению - момент. Учитель должен уметь организовать своих подопечных. Поставить свой авторитет достаточно высоко, чтоб даже не возникало вопроса прислушиваться ли к его словам или нет.

Кроме того, сегодня нет - нет да и возникает вопрос об изменении важности учителя в образовании. Наш век - век, пожалуй, наибольшего, за всю историю человечества, расцвета информационных технологий. В жизнь стремительно врываются все новые технические средства, призванные не только развлекать, но и способствовать обучению, облегчать его. Личный компьютер и доступ к сети Интернет дают ребенку возможность пользоваться самыми разными программами и материалами. Казалось бы, почему образованию не стать дистанционным, а учителю - грамотной направляющей программой?

Однако все далеко не так просто. Наличия информации категорически недостаточно для качественного обучения. Не будем забывать суть профессии учителя: ни один компьютер дав информацию, не покажет, как нужно жить, не донесет до ученика истины, просты и сложные, не даст стоящий совет. Только учитель поможет воспитаннику правильно находить и использовать знания: в той же сети тонна информации ложной или так сказать, половинчатой. К сожалению, с увеличением доступа к информации, достоверность информации катастрофически снизилась. Вспомним хотя бы такие сайты, как Википедия и Грамота.ру.

Именно с фильтрацией получаемых знаний и должен помочь обучающемуся современный учитель. Поэтому, учителя должны идти в ногу с прогрессом: учитель, знающий, что, где и когда можно (а порой и нужно) добыть именно в сети - большое благо. Учитель может помочь обучающемуся с выбором программы, словаря, подходящего информационного фильма, с подбором источников для научной работы. Учитель может на живых примерах объяснить, почему материалам того или иного сайта доверять не стоит, а вот другому сайту внимание таки стоит посвятить.

То есть учителю необходимо осваивать новые методики обучения, соприкасающиеся с современным информационно-техническим прогрессом. А для молодого учителя это, возможно, составит наименьшую проблему, так как он не только, в силу возраста, активно открыт всему новому, но и относится к поколению, осваивавшему результаты этого прогресса по мере их появления.

Таким образом, кратко обрисовав общевременную роль учителя и проанализировав современную ситуацию с обучением, мы видим: учитель сегодня - то же, что и в любые другие времена. Он столько же необходим, имеет то же самое значение, что всегда. А может, кстати, даже большее. Ибо мир сейчас - мир стремительно меняющийся, и в нем отчетливо наблюдается острый кризис норм, морали, идей.

Для молодого учителя, с одной стороны, тем более сложно принять эту ведущую роль наставника и выдержать ее, что он еще молод, неопытен. С другой, он сам - человек этого времени, ему проще понять современного ребенка, найти верный путь, сблизиться со своими подопечными, ведь не так давно он сам находился на месте любого из них.


Костюкова Галина Аркадьевна


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.