План-конспект занятия по конструированию одежды «Костюм без примерки»
План-конспект занятия
по конструированию одежды
Тема: «Костюм без примерки»
Цель: рассчитать размер костюма математическим методом и сопоставить с результатами, полученными при измерении сантиметровой лентой (то есть изучить новый способ определения размерных характеристик).
Задачи:
обучающие:
ознакомить со способом расчета размера швейного изделия математическим методом;
произвести расчет;
сопоставить с результатами, полученными при измерении сантиметровой лентой;
оформить результаты работы.
воспитательные:
воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, аккуратности.
развивающие:
расширять кругозор обучающихся.
Тип занятия: комбинированный.
Методы:
Мини-исследование.
Практическое применение.
Самостоятельно-практическая работа учащихся.
Межпредметные связи: анатомия, математика, физика.
Материально-техническое оснащение:
Таблица размерных признаков на типовую фигуру.
Весы.
Сантиметровая лента.
Манекен.
Методические указания к выполнению расчетной части практической работы (с прилагающимися таблицами и формулами).
Основные понятия: типовая фигура, пропорции, строение тела человека, масса тела, размерные признаки, точность обмера, погрешность вычислений.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (2 урока по 45 мин.)
№ п/п |
Этапы занятия |
Время (мин) |
I |
Организационный момент |
3 |
II |
Введение в тему, вступительное слово преподавателя |
5 |
III |
Выполнение практической работы |
40 |
IV |
Оформление сравнительной таблицы измерений |
15 |
V |
Закрепление материала, сообщения учащихся по теме «Пропорции фигуры человека» |
10 |
VI |
Применение полученных знаний и умений |
7 |
VII |
Рефлексия урока |
5 |
VIII |
Подведение итогов, задание на дом |
5 |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Проверка явки учащихся
Проверка готовности к занятию
II. Введение в тему
В начале своей профессиональной деятельности варшавский портной Элерт заметил, что существуют определенные закономерности в строении человеческого тела. Кроме обычных измерений сантиметровой лентой, Элерт предлагал своим клиентам взвеситься. Оказывается, люди с одинаковым весом имеют много общего в строении тела. Изучив учебники математики, физики, анатомии, А.Элерт пришел к выводу, что массу человеческого тела можно представить в виде шара, и, определив его радиус, сделать расчеты по размерам различных участков.
Средняя, чаще всего встречающаяся фигура человека, имеет
h = 7, 07 R h – рост,
e = 5, 14 R где e – обхват груди в плечах вместе с прижатыми
v = 4, 03 R v – обхват бедер.
Запишем формулу
R = * 10 = ,
где - масса тела,
d – средний удельный вес человеческого тела, равный 1,195.
Отклонения при этом не превышают нескольких мм.
Учитывая прибавку на швы, радиус уточняется
Rут = 0,13 R + (0,003 R)2 + 4 см.
III. Объяснение порядка выполнения практической работы.
Рассчитать размеры костюма на себя и сопоставить их с результатами, полученными при измерении сантиметровой лентой.
Заполнить таблицу измерений, определить погрешность вычислений.
Написать вывод по результату работы.
IV. Выполнение практической работы (см. приложение)
V. Подведение итогов работы.
ВЫВОД: расчетный метод определения размерных характеристик удобно использовать при промышленном производстве одежды, т.к. это позволяет сократить время на изготовление лекал-эталонов, а также при индивидуальном производстве одежды, т.к. он уточняет крой и уменьшает количество измерений.
VI. Оценка работы.
Критерии:
наличие всех необходимых вычислений;
приблизительное совпадение основных размерных характеристик, определенных разными методами (расчетным и измерительным)
Rm Rизм ;
наличие вывода по работе.
VII. Рефлексия урока.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Удалось ли нам выполнить намеченное задание?
VIII. Задание на дом.
Проверить результаты вычислений на примере другой фигуры
Список использованной литературы:
Казанская Л.И..Костюм без примерки.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
Приложение.
Сравнительные таблицы измерений и расчетов
|
m, см
|
h, см |
e, см |
v, см |
Расчетные данные
|
|
h = 7,07 R |
e = 5,14 R |
v= 4,03 R |
Измерительные признаки
|
|
|
|
|
Rm=*10, см
|
|
Rизм = , см
|
|
Вывод: Rm Rизм ; разница составляет несколько миллиметров (написать сколько) из-за отклонения значений индивидуальных размерных характеристик от типовых, а также из-за не достаточной точности обмера.
Данная работа предназначена для учителя технологии в общеобразовательной школе или для преподавателя спецдисциплин швейного профиля в колледже. Она развивает интерес обучающихся к специальным предметам, которые тесно соприкасаются с такими предметами школьной программы, как математика, физика, биология (анатомия).
Для реализации данного проекта выбрана практическая работа с элементами исследовательской деятельности для школьников 8 – 11 кл. Во время его выполнения задействуются различные области знаний и навыков, возникает потребность и желание действовать новым способом.
Л.Н. Павлова, учитель технологии МБОУ СОШ №22, г. Сергиев Посад
4