Коучинговый подход в учебно-воспитательном процессе как технология реализации современных требований ФГОС
КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
«Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть этого» Наполеон Хилл
Для того, чтобы ребенок относился к учебно – воспитательному процессу более осознано, всё, что получает в школе, должен приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Мероприятия, для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками учебно воспитательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к деятельности как, к лично значимой, может технология коучинга.
Коучинг, представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков. С 2010 года коучинг, появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях.
В своей деятельности, технологию коучинга взяла за основу, чтобы проследить за душевным состоянием ученика, его воспитанностью и процессом формирования личности по разным жизненно важным направлениям.
Форма работа пока является новизной, тем более применяю в переработанном виде, более удобный, для применении в воспитательном процессе. В ходе работы вношу коррекции, что- то меняю, переделываю. Но уже можно сказать о плюсах данной технологии в воспитательном процессе:
Человек видит направления работы над собой,
Имеет представление о себе как многогранной «Я»
Оценивает уровень достижений в процентном соотношении,
Заставляет себя задуматься над недостатками,
Планирует направление деятельности.
Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь. Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель – классный руководитель.
ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА
Особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост.
Технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления
Не учит, а помогает учиться. Не воспитывает, а помогает стать воспитанным.
Искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.
Принципы использования коучинга в школе:
- учащийся является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами;
- постановка задачи исходит от самого учащегося;
- отношения между учителем и учащимся есть целенаправленный союз;
- продуктом совместной работы учителя и учащегося являются деятельность и обучение;
- основная задача учителя — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку;
- вера учащихся в свои возможности способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учёбу;
- коучинг считается осуществлённым, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей;
- задача учителя — помочь учащемуся прийти к этому осознанию
Модель процесса коучинга:
- постановка цели и осознание её реальности;
- анализ необходимых составляющих успеха;
- анализ имеющихся возможностей;
- определение путей достижения цели, выбор стратегии;
- мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Общение в формате коучинга является поэтапным:
- этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения);
- этап планирования эффективных действий для достижения цели;
- этап реализации плана (приверженность цели);
- этап завершения (рефлексия).
Этап мотивации и постановки целей:
- Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?
- Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце учебного года?..
- Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?
- Насколько ты будешь теперь удовлетворён собой? Отметь степень своей удовлетворённости на шкале от 1 до 10.
Этап планирования эффективных действий:
- Как ты можешь достичь цели?
- Какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этой неделе?
- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?
- Какой будет следующий шаг? А дальше? А ещё?
- Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом можно достигнуть ожидаемого результата? Какие способы можно использовать ещё?
Этап реализации плана:
- Почему эта цель важна для тебя?
- Как ты можешь пойти дальше?
- Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.
- А если сдвинуться на один балл выше, в чём будет разница? Что будет по-другому?
- А если ещё на один балл?
Этап рефлексии:
- Как ты поймешь, что достиг цели?
- Какие самые важные вехи ты замечаешь?
- Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?
- Как эти задачи были взаимосвязаны?
- Какие самые первые, самые лёгкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?
Практический Инструментарий коучинга «КОЛЕСО РАЗВИТИЯ»
Рекомендации по работе с «Колесом развития»:
«Колесо развития» строится на определённый период.
Определить направления (области) работы над темой (виды работы).
Шкала удовлетворённости каждым направлением, где 1 – минимальная удовлетворённость, 10 – максимальная.
По каждому направлению – что для Вас «10» на этот временной период?
Какая степень удовлетворённости сейчас по шкале от 1 до 10?
И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
Если сдвинуть её на один пункт, то что изменится в каждой из областей?(Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую.)
ПРИМЕНЕНИЕ КОУЧИНГА В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В начале учебного года, на первом классном часе провожу анкетирование на уровень воспитанности учащихся. В процессе ответов на вопросы, дети чувствуют, что при объективном подходе к самооценке, набирают малое количество баллов по уровню воспитанности. Тогда предлагаю листы с колесом развития.
Колесо делится на восемь частей. Каждая часть означает направление работы над собой. После набора проведённых мероприятий по духовно - нравственному воспитанию описанных в работе, провожу ещё раз работу по коучингу, в индивидуальном порядке с каждым учеником. Четыре раза в году, по окончании учебной четверти, ученик закрашивает отсек на столько уровней из десяти, на сколько себя чувствует на этот момент.
Обсуждение работы по технологии «Колесо развития» происходит со мной в форме консультации. В течение всего учебного года проводятся классные часы на темы формирования нравственных ценностей, беседы, диалоги, просмотры тематических видеофильмов, экскурсии. Технология «КОУЧИНГА» позволяет в непринуждённой форме дать самооценку, провести самоанализ собственных поступков подростка и стимулирует к духовно – нравственному росту и «возвышению сердца»
Каждый ученик по образцу в бланке «Колесо развития» закрашивает отсек с определенным направлением воспитательного процесса. Так как технология пока новая и применила в работе впервые, то процесс работы с коучингом для формирования духовно – нравственной личности носит для меня пока характер эксперимента.
Литература:
Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.
Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
http:// www.erickson.ru
http:// www. gulchevskaya.ru
Каждый ученик в файле получает чистый бланк «КОЛЕСО РАЗВИТИЯ» оформленное в таком виде, как представлено ниже:
« Сотвори мир в душе, подари его людям»
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам.
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты.
Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе.
Чем расплатишься ты за проигранный
Лишь собой.
образец Отец Иоанн Крестьянкин
Направления по работе с «Колесом развития»
1 Я и Эрудиция: учёба, культура речи, аргументированность суждений, сообразительность, чтение, развитие памяти.
2 Я и Трудолюбие: добросовестность, самостоятельность. Отношение к дежурству в классе, к трудовой или другой вид деятельности
3 Я и Природа: способность к восхищению красотой природы, к охране окружающей среды.
4 Я и Общество: межличностные отношения. Готовность понять другого, помочь, правила общественной жизни. Доброта, милосердие, патриотизм.
5 Я и эстетика: аккуратность, опрятность, умение находить прекрасное в жизни, посещение культурных мест, внесение эстетического в жизнь.
6. Я и отношение к себе: управление своим поведением, работа над внешностью, телом, здоровьем.
7.Я и Бережливость: умение распределять время, бережное отношение к личному и чужому имуществу.
8. Я и любовь во мне: к труду, к обществу, к учебе, спорту.
Фамилия, Имя ______________________________________________________