Статья «Использование современных технологий в образовательном процессе при реализации ФГОС ДО»
Статья «Использование современных технологий в образовательном процессе при реализации ФГОС ДО»
Автор Шуткова Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №33», город Нижний Новгород
Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. Для решения задач направлений развития и образования ребёнка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) педагогами группы применяются следующие технологии: личностно-ориентированные; игровые технологии; сказкотерапия; ИКТ; здоровьесберегающие технологии; метод мнемотехники; нетрадиционные техники изобразительной деятельности; технология исследовательской деятельности; проектная технология; технология портфолио; технология лэпбук. Рассмотрим некоторые конкретные технологии, используемые нами в работе с детьми.
Технология проектной деятельности
В своей деятельности мы используем разнообразные проекты: творческие, исследовательские, информационно-практико-ориентированные; групповые, фронтальные; краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Для систематизации образовательного процесса воспользовались сетками проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса (для разных возрастных групп ДОО) по программе «Детство» (А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова).
За несколько лет в нашей группе реализованы следующие проекты (по возрастам):
(младшая группа)
Проекты: «Прогулка куклы Кати», «Мойдодыр у нас в гостях», «Моя семья», «Где живут рыбки?», «Мой домашний любимец», «Мои любимые игрушки», «Наш огородик», «Весёлый зоопарк».
(средняя группа)
Проекты: «Времена года» (Заполнение «дневника природы»), «Воспоминания о лете», «Моя малая родина (Дом, в котором я живу)», «Мой домашний любимец», «Зимовье зверей», «Мир вокруг нас».
(старшая группа)
Проекты: «Времена года» (Заполнение «экологического дневника»), «Впечатления о лете», «Волшебница осень», «С чего начинается Родина», «Хлеб на столе-богатство в доме», «Украшаем группу сами», «День матери», «Птицы-наши друзья», «Моя мама лучше всех», «Сказки Г.-Х. Андерсена», «Волшебная пуговица», «Весна пришла», «Огород на подоконнике», «Цветы вокруг нас», «Мой весёлый звонкий мяч».
(подготовительная группа)
Проекты: «Времена года глазами великих композиторов и художников», «Секреты школьной жизни или зачем идти в школу», «В некотором царстве – грибном государстве», «Загадочный мир водоёма», «Профессии наших мам», «Я – нижегородец! (Тайны Нижегородского кремля)», «К нам приходит Новый год», «Права ребёнка», «Такие разные колокольчики», «Подарок для мамы», «Мы-будущие олимпийцы!», «Птичий дом», «Разноцветное настроение», «Мир кошек», «Цветы вокруг нас», «Секреты школьного портфеля», «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор», «Луковые истории».
Примеры некоторых реализованных проектов разной направленности:
Проект «Огород на окне». Исследовательский, среднесрочный, групповой. Участвуют дети старшей группы, воспитатели. Продукт проекта: зелень лука как витаминная добавка к обеду, рассада для огорода (перец, томат), цветочных клумб (бархатцы).
Цель: поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Задачи: закрепление представлений о жизни овощей, цветочных культур как живых существ; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, формирование чувства ответственности при уходе за растениями, воспитание бережного и доброго отношения к природе.
Формы работы с детьми: ООД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, экскурсии.
Проект «Моя малая родина (Дом, в котором я живу)». Творческий, среднесрочный, групповой. Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Продукт проекта: составленный ребёнком с помощью родителей и проиллюстрированный (фотография, рисунок) рассказ «Дом, в котором я живу».
Цель: формировать у детей интерес к малой родине, родному городу.
Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире: своём доме, улице, на которой живёшь, о разных домах: высотных и частных; развитие творческой личности ребёнка; привлечение родителей к совместной деятельности с ребёнком.
Формы работы с детьми: ООД, чтение художественной литературы, рассматривание открыток, репродукций с видами города, игры, постройка домов из строительного материала, рисование.
Проект «Я-нижегородец! (Тайны Нижегородского кремля)». Информационно-практико-ориентированный, среднесрочный, групповой. Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Продукт проекта: составленные детьми вместе с родителями и проиллюстрированные фотографиями сообщения, стенгазеты о башнях Нижегородского кремля.
Цель: формировать у детей интерес к памятникам старины родного города.
Задачи: закрепить знания детей о башнях кремля; познакомить с достопримечательностями и сооружениями на территории Нижегородского кремля; развивать любознательность, инициативность, активность и самостоятельность в поиске необходимой информации; воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города.
Формы работы с детьми: ООД, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, репродукций кремля; слушание песен о городе и Нижегородском кремле; игры; продуктивная деятельность; пешеходная прогулка по кремлю (экскурсия выходного дня).
В младшей группе проекты краткосрочные, представляют собой серию образовательных ситуаций, объединённых одной темой. Так, в рамках мини-проекта «Прогулка куклы Кати» обыграны ситуации - подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке и знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке; в рамках мини-проекта «Мойдодыр у нас в гостях» обыграны ситуации: осмотр умывальной комнаты в детском саду, слушание и разучивание потешек и стихов по теме «Водичка, водичка, умой моё личико», затем повторение и имитация сюжетов; купание куклы с чтением стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», организация ванной комнаты в кукольном уголке и её обыгрывание. В данных проектах предполагается максимальное использование наглядности, ведущая роль воспитателя во взаимодействии детей и создание экспрессивно-коммуникативного мотива общения. В старших группах проекты могут быть разной продолжительности, в основном среднесрочные, из числа долгосрочных – проект «Времена года»: дети в течение учебного года ведут «экологический дневник» (альбом наблюдений за погодой, живыми объектами на прогулочном участке), иллюстрируют его своими рисунками в соответствии с сезоном, результатом наблюдений в природе и значимыми общественными явлениями.
Для того, чтобы реализовать проекты продумывалась и организовывалась соответствующая предметно-развивающая среда: мобильные центры детской активности (медиатека, библиотека, центры познания и экспериментирования, центр изобразительной деятельности и пр.). Так, например, по проекту «Я-нижегородец!» (старший возраст) в группе выставлялись карта города, книги, фотоальбомы, открытки, картинный и иной иллюстративный материал о Нижнем Новгороде, дидактические игры (лото «Нижний Новгород», разрезные картинки данной тематики), раскраски; подбирались аудиозаписи песен о Нижнем Новгороде и Нижегородском крае. Большую помощь в пополнении предметно-развивающей среды оказали родители воспитанников: это печатный, иллюстративный, картинный материал о Нижнем Новгороде, Нижегородском крае, знаменитых людях-нижегородцах. В мини-проектах в младшей группе родители помогли обшить и обвязать кукол, обновить кукольное постельное бельё, дополнить игровую зону новыми современными игрушками и играми; отсканировать, распечатать и заламинировать наглядный материал для оформления умывальной комнаты. Хочу отметить, что от участия родителей (и других членов семей воспитанников) в работе группы, дошкольной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего-дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важно другое- ребята учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр, которые, оказываются, так много знают, умеют, интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Технология лэпбук
В последние два учебных года в группе стали применять такую интересную технологию как лэпбук. Впервые увидела такое методическое пособие в интернете, заинтересовалась. Детям понравилась такая складная удобная папка с разнообразным интересным содержимым в привлекательной для детей форме: кармашки, конвертики, книжки-малышки. Совместно с детьми и родителями подготовительной к школе группы разработали и сделали лэпбук «Играем с Цветиком-Семицветиком и его друзьями. Цветы» как часть проекта «Цветы вокруг нас», лэпбук «Настроение» как итог проекта «Разноцветное настроение», лэпбук «Любимые сказки» как часть проектной деятельности по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор». С детьми старшей группы собрали скачанные из интернета шаблоны лэпбуков по самым разным темам: «Футбол-игра на все времена», «Моя Россия», «Космос», «Болото и его обитатели», «Права ребёнка», «Улитки» и др. Ребятам очень нравится работать вместе со взрослыми: дети разрезали, склеивали, вкладывали материалы в кармашки, взрослый готовил основу лэпбука. Потом лэпбуки рассматривали, выполняли игровые задания, раскрашивали раскраски, не замечая, что повторяют пройденную тему. При этом знания детей систематизируются, углубляются, закрепляются. Дети старшего возраста любят смотреть лэпбук вдвоём с другом (подружкой). Для малышей, конечно, подходят уже готовые лэпбуки для совместной работы с педагогом. Лэпбук удобен тем, что можно с ним работать в любом варианте: по одному, вдвоём, втроём либо, если нужно отработать какой-либо материал по определённой теме, вместе с воспитателем.
Использованная литература:
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб: Детство-Пресс, 2013.
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Галина Владимировна