12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шуткова Татьяна Михайловна4638 Что я люблю: заниматься с ребятишками, наблюдать, как они взрослеют (веду группу от младшей до подготовительной), очень люблю читать, люблю смотреть, как плавают рыбки в аквариуме и как расцветают растения, обожаю своего котика Тимофея, люблю жизнь! Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Использование современных технологий в образовательном процессе при реализации ФГОС ДО
Статья «Использование современных технологий в образовательном процессе при реализации ФГОС ДО»
Автор Шуткова Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №33», город Нижний Новгород
Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. Для решения задач направлений развития и образования ребёнка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) педагогами группы применяются следующие технологии: личностно-ориентированные; игровые технологии; сказкотерапия; ИКТ; здоровьесберегающие технологии; метод мнемотехники; нетрадиционные техники изобразительной деятельности; технология исследовательской деятельности; проектная технология; технология портфолио; технология лэпбук. Рассмотрим некоторые конкретные технологии, используемые нами в работе с детьми.
Технология проектной деятельности
В своей деятельности мы используем разнообразные проекты: творческие, исследовательские, информационно-практико-ориентированные; групповые, фронтальные; краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Для систематизации образовательного процесса воспользовались сетками проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса (для разных возрастных групп ДОО) по программе «Детство» (А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова).
За несколько лет в нашей группе реализованы следующие проекты (по возрастам):
(младшая группа)
Проекты: «Прогулка куклы Кати», «Мойдодыр у нас в гостях», «Моя семья», «Где живут рыбки?», «Мой домашний любимец», «Мои любимые игрушки», «Наш огородик», «Весёлый зоопарк».
(средняя группа)
Проекты: «Времена года» (Заполнение «дневника природы»), «Воспоминания о лете», «Моя малая родина (Дом, в котором я живу)», «Мой домашний любимец», «Зимовье зверей», «Мир вокруг нас».
(старшая группа)
Проекты: «Времена года» (Заполнение «экологического дневника»), «Впечатления о лете», «Волшебница осень», «С чего начинается Родина», «Хлеб на столе-богатство в доме», «Украшаем группу сами», «День матери», «Птицы-наши друзья», «Моя мама лучше всех», «Сказки Г.-Х. Андерсена», «Волшебная пуговица», «Весна пришла», «Огород на подоконнике», «Цветы вокруг нас», «Мой весёлый звонкий мяч».
(подготовительная группа)
Проекты: «Времена года глазами великих композиторов и художников», «Секреты школьной жизни или зачем идти в школу», «В некотором царстве – грибном государстве», «Загадочный мир водоёма», «Профессии наших мам», «Я – нижегородец! (Тайны Нижегородского кремля)», «К нам приходит Новый год», «Права ребёнка», «Такие разные колокольчики», «Подарок для мамы», «Мы-будущие олимпийцы!», «Птичий дом», «Разноцветное настроение», «Мир кошек», «Цветы вокруг нас», «Секреты школьного портфеля», «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор», «Луковые истории».
Примеры некоторых реализованных проектов разной направленности:
Проект «Огород на окне». Исследовательский, среднесрочный, групповой. Участвуют дети старшей группы, воспитатели. Продукт проекта: зелень лука как витаминная добавка к обеду, рассада для огорода (перец, томат), цветочных клумб (бархатцы).
Цель: поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Задачи: закрепление представлений о жизни овощей, цветочных культур как живых существ; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, формирование чувства ответственности при уходе за растениями, воспитание бережного и доброго отношения к природе.
Формы работы с детьми: ООД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, экскурсии.
Проект «Моя малая родина (Дом, в котором я живу)». Творческий, среднесрочный, групповой. Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Продукт проекта: составленный ребёнком с помощью родителей и проиллюстрированный (фотография, рисунок) рассказ «Дом, в котором я живу».
Цель: формировать у детей интерес к малой родине, родному городу.
Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире: своём доме, улице, на которой живёшь, о разных домах: высотных и частных; развитие творческой личности ребёнка; привлечение родителей к совместной деятельности с ребёнком.
Формы работы с детьми: ООД, чтение художественной литературы, рассматривание открыток, репродукций с видами города, игры, постройка домов из строительного материала, рисование.
Проект «Я-нижегородец! (Тайны Нижегородского кремля)». Информационно-практико-ориентированный, среднесрочный, групповой. Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Продукт проекта: составленные детьми вместе с родителями и проиллюстрированные фотографиями сообщения, стенгазеты о башнях Нижегородского кремля.
Цель: формировать у детей интерес к памятникам старины родного города.
Задачи: закрепить знания детей о башнях кремля; познакомить с достопримечательностями и сооружениями на территории Нижегородского кремля; развивать любознательность, инициативность, активность и самостоятельность в поиске необходимой информации; воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города.
Формы работы с детьми: ООД, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, репродукций кремля; слушание песен о городе и Нижегородском кремле; игры; продуктивная деятельность; пешеходная прогулка по кремлю (экскурсия выходного дня).
В младшей группе проекты краткосрочные, представляют собой серию образовательных ситуаций, объединённых одной темой. Так, в рамках мини-проекта «Прогулка куклы Кати» обыграны ситуации - подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке и знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке; в рамках мини-проекта «Мойдодыр у нас в гостях» обыграны ситуации: осмотр умывальной комнаты в детском саду, слушание и разучивание потешек и стихов по теме «Водичка, водичка, умой моё личико», затем повторение и имитация сюжетов; купание куклы с чтением стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», организация ванной комнаты в кукольном уголке и её обыгрывание. В данных проектах предполагается максимальное использование наглядности, ведущая роль воспитателя во взаимодействии детей и создание экспрессивно-коммуникативного мотива общения. В старших группах проекты могут быть разной продолжительности, в основном среднесрочные, из числа долгосрочных – проект «Времена года»: дети в течение учебного года ведут «экологический дневник» (альбом наблюдений за погодой, живыми объектами на прогулочном участке), иллюстрируют его своими рисунками в соответствии с сезоном, результатом наблюдений в природе и значимыми общественными явлениями.
Для того, чтобы реализовать проекты продумывалась и организовывалась соответствующая предметно-развивающая среда: мобильные центры детской активности (медиатека, библиотека, центры познания и экспериментирования, центр изобразительной деятельности и пр.). Так, например, по проекту «Я-нижегородец!» (старший возраст) в группе выставлялись карта города, книги, фотоальбомы, открытки, картинный и иной иллюстративный материал о Нижнем Новгороде, дидактические игры (лото «Нижний Новгород», разрезные картинки данной тематики), раскраски; подбирались аудиозаписи песен о Нижнем Новгороде и Нижегородском крае. Большую помощь в пополнении предметно-развивающей среды оказали родители воспитанников: это печатный, иллюстративный, картинный материал о Нижнем Новгороде, Нижегородском крае, знаменитых людях-нижегородцах. В мини-проектах в младшей группе родители помогли обшить и обвязать кукол, обновить кукольное постельное бельё, дополнить игровую зону новыми современными игрушками и играми; отсканировать, распечатать и заламинировать наглядный материал для оформления умывальной комнаты. Хочу отметить, что от участия родителей (и других членов семей воспитанников) в работе группы, дошкольной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего-дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важно другое- ребята учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр, которые, оказываются, так много знают, умеют, интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Технология лэпбук
Использованная литература:
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб: Детство-Пресс, 2013.