Статья «Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации новых ФГОС»
«Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации новых ФГОС»
Вовк Елена Александровна
преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин
ГОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж»
Термин «проект» имеет английское происхождение (от англ. project – то, что задумывается и планируется). В ходе изучения сути данного термина литература предлагает два направления: системность и деятельность.
Системность раскрывает проект, как упорядоченную систему действий, направленную на достижение запланированного результата. Каждый проект индивидуален, носит как правило временный характер и дает возможность оценить что-то новое, уникальное.
Проект – это работа над созданием чего-либо к определенному заранее сроку, то есть дата его завершения, после которой команда распускается. При планировании проекта всегда будут обсуждаться его сроки, стоимость и насколько ожидаемый результат совпадет с реальным.
Деятельностный подход раскрывает именно работу субъекта по созданию желаемого, которое наиболее полно отвечает его представлениям. Работу над проектом мы называем проектированием, то есть создаем прототип желаемого. В ходе проектной деятельности происходит процесс планирования будущего, осмысливание того, что хотелось бы видеть в качестве готового изделия. Также проектная деятельность связана с технологией изготовления, отражает сам процесс реализации задуманного.
Работа над проектом включает две составляющие – это субъект и объект проектирования, дальнейшее определение цели, технологии; происходит выбор средств, методов и условий проектирования.
Метод проектов, как альтернатива традиционного подхода в образовании нашел широкое применение в современной образовательной среде: и в учебном процессе, и в воспитательной работе. Метод проектов в процессе обучения позволяет обучающимся приобретать знания и умения в ходе самостоятельного планирования и решения конкретных ситуаций, возможно проблемного характера, практических заданий – проектов. Проектная методика работает как на усвоение полученных знаний, так и дает возможность продемонстрировать их в разных форматах. Данное способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно применять свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление. Это путь собственной организации на познание.
Проект — личностно-ориентированный характер работы. В ходе выполнения проекта обучающиеся рассматривают темы, которые могут быть выбраны самостоятельно. Работа над проектом позволяет на практике реализовывать знания и умения из других дисциплин. Данное повышает интерес к предмету, профессиональному модулю. Использование межпредметных связей (информационных технологий, предметов специализации) позволяет развивать активность будущего специалиста, а процесс обучения в сотрудничестве дает возможность повысить культурно-нравственное пространство.
Переход образования Луганской Народной Республики на ФГОС предполагает компетентностный подход в профессиональном образовании, а значит формирует новую модель будущего специалиста. Как преподаватель дисциплин экономического цикла в своей практике я широко применяю метод проектов. Так, например, согласно ФГОС СПО Луганской Народной Республики по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) результатом освоения программы профессионального модуля ПМ.03. Организация деятельности производственного подразделения является овладение обучающимися видом деятельности — планирования и организации работы структурного подразделения, участие в анализе работы структурного подразделения, а также овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей. [7]
В учебном процессе данные компетенции могут быть сформированы на основе проектного метода обучения. Обучающиеся выполняют задания-проекты на практических занятиях, при выполнении курсовой работы, во время прохождения учебной и производственной практик. Именно поэтому на заключительном этапе освоения профессионального модуля ПМ.03. Организация деятельности производственного подразделения для создания условий развития совокупности выделенных компетенций в учебном плане заложена такая форма обучения, как курсовая работа.
Курсовая работа, как вид самостоятельной работы обучающегося, представляет собой решение учебной или реальной профессиональной задачи по изучаемому МДК.
При выполнении курсовой работы требуется применение знаний и умений, освоенные ранее в ряде изученных дисциплин и тем.
Рассмотрим междисциплинарные связи, необходимые для выполнения курсовой работы. Необходимы навыки по составлению планов размещения оборудования, организации рабочих мест, контроля соблюдения технологической карты, знания расчетов показателей, характеризующих эффективность работы производственного подразделения. Выполнение курсовой работы тесно связано с изучением таких МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования, МДК.01.03. Электрическое и электромеханическое оборудование, МДК 01.04. Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования.
При этом нужно уметь находить информацию в интернете и обрабатывать её для формирования пояснительной записки на компьютере, всё это изучается на предмете ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Таким образом реализуются междисциплинарные связи между ранее изученными междисциплинарными курсами и дисциплинами, а также происходит закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний при решении уже новых задач в рамках курсовой работы, связанных со сферой деятельности будущего специалиста среднего звена техника.
Для разработки предлагаются темы, максимально приближенные к реальной деятельности будущего техника.
В рамках курсовой работы заданием является разработка производственной программы механического цеха, рассчитываются технико-экономические показатели на весь механический цех.
Рассмотрим более подробно процесс и этапы курсовой работы на примерах курсовых работ обучающихся нашего колледжа.
Этап первый – подготовительный, начинается со знакомства с исходными данными и заполнения задания совместно с руководителем курсовой работы. Подготовительный этап включает такие элементы:
составление плана работ;
работа с литературой;
формирование индивидуального задания.
Первый этап завершается утверждением концепции по организации работы и оформлением первого раздела пояснительной записки.
Второй этап – поиск технических решений. На этом этапе последовательно дополняются, расширяются, конкретизируются представления автора об организации ремонтных работ и производятся предварительные расчеты. Изучаются современные технологические схемы по организации ремонтных работ, заполняются таблицы, составляются технологические карты.
Итог второго этапа работы – это утверждение технологии организации ремонта и выбора оборудования и материалов.
Третий этап – выполнение работы, это самая трудоемкая и углубленная разработка проектной темы. Ведется работа над расчетом основных параметров ремонтных работ и материальных затрат на их выполнение.
Курсовая работа, состоящая из пояснительной записки (не менее 20 страниц печатного текста) допускается к защите.
Защита курсовой работы производится публично перед комиссией из двух-трех человек, а также обучающихся группы и состоит в коротком (5-7 минут) докладе обучающегося по выполненному проекту и в ответах на вопросы преподавателей.
Задачей защиты КР является:
формирование умений формулировать логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по результатам выполненной работы;
формирование умений выступать перед аудиторией с докладом, компетентно отвечать на вопросы, вести профессиональную дискуссию, убеждать оппонентов в правильности принятых решений.
Курсовая работа по ПМ.03. Организация деятельности производственного подразделения является одним из подготовительных этапов к выполнению дипломного проекта.
К выбору темы курсовой работы нужно подходить с большой ответственностью, так как содержание темы дипломного проекта (ВКР) может основываться на обобщении результатов выполненного курсового проекта или на использовании результатов выполненных ранее практических заданий.
Таким образом, основной целью выполнения курсовой работы является завершение процесса формирования комплекса профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ.03. Организация деятельности производственного подразделения. Во время выполнения курсовой работы осуществляются этапы формирования навыков планирования и организации работы структурного подразделения, участия в анализе работы структурного подразделения, в частности ремонтной службы предприятия или организации. На каждом этапе работы обучающемуся приходится действовать самостоятельно, проявлять свои умения и навыки приобретенные в процессе обучения и умения принимать оптимальные технически грамотные решения.
На положительный результат можно рассчитывать только тогда, когда педагог научил студента самостоятельно мыслить, видеть, определять и решать проблемы, используя знания, полученные при изучении дисциплин, умения прогнозировать результат, искать альтернативные варианты в случаях непредвиденных ситуаций. Нельзя не отметить применение проектного метода на воспитательных мероприятиях. Как классный руководитель предложила своим воспитанникам поработать над проектом на тему: «Семь чудес родного края». Участники такого проекта представили совершенно разные направления в ходе изучения истории родного края. Хотелось бы поделиться работами своих студентов:
Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, возможностью интегрировать в образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. 216 с.
2. Боронина Л. Н. Основы управления проектами: [учеб. пособие] / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. 2-e изд., доп. — Екатерин-бург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 134 с.
3. Полевая Н.М. Основы проектной деятельности: учебное пособие для студентов направ-ления подготовки «Социальная работа» / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова. – Бла-говещенск: Амурский гос. ун-т, 2020. – 100 с.
4. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/troshagin-mi-lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-i-problemy-egorealizacii_62dff1c613d.html?page=1
5. Якиманская «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koi.tspu.ru/koi_books/nikolskaya2/rtloo.htm#_ftnref1
6. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II "Об образовании" [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://minobr.su/docs/laws/27-zakon-ob-obrazovanii.html
7. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://sovminlnr.ru/docs/17.08.2016/u285.pdf