Статья «Социальный проект в школе как средство социализации учащихся с ОВЗ»

2
0
Материал опубликован 30 September 2019

«Социальный проект в школе как средство социализации учащихся с ОВЗ»

Вострякова Татьяна Николаевна,

учитель, высшая категория

ГБОУ школа-интернат №117 им. Т.С.Зыковой г.о.Самара

Материалы данного проекта могут использоваться педагогами для внеклассной работы учащихся коррекционных школ и в школах, в которых обучаются дети с ОВЗ: а именно, организация проектной деятельности, помогающей социализации и интеграции детей с ОВЗ, и ориентирована на психофизические возможности учащихся.

В рамках модернизации современного образования, в основе которой находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с ОВЗ, системно-деятельностный подход прочно входит в сферу образования.

Педагогическая деятельность специальных (коррекционных) школ направлена на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации. Этому во многом способствует внеучебная проектная деятельность.

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с ОВЗ, и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность на основе социальных проектов.

Организация проектной деятельности в коррекционной школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с ОВЗ, и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность на основе социальных проектов.

Что же такое социальный проект?

Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях

Паспорт социального проекта «ТВОРЧЕСКИЙ МИКС»

Руководитель проекта: Вострякова Татьяна Николаевна, классный руководитель 9В класса.

Актуальность проекта: данный проект имеет большую значимость в рамках класса. В 9В классе обучаются дети с умственной отсталостью. Все учащиеся имеют инвалидность и сложную структуру дефекта. Все дети имеют разную степень нарушения слуха. Низкий интеллектуальный уровень, грубые нарушения психофизической сферы не всегда позволяют детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении друг с другом.

Практическая значимость: совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников - повысить самооценку и оценку в глазах одноклассников, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе обучения дети не только осваивают разнообразные техники работы с бумагой и другими материалами, но и получают много интересной информации из книг, интернета. Помогает развивать мышление, речь. В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.

Цель. Создавать условия для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.

Задачи.

Воспитательные:
- создавать условия для успешной социализации каждого ученика в классном коллективе;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
Учебные:
- развивать интерес к активной творческой деятельности;
Коррекционно-развивающие :
- создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук;
Прогнозируемый результат:
 - уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;
 - проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;
 - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;

Предполагаемые продукты: поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, игрушки

Этапы работы над проектом.

I этап. Подготовительный.

II этап. Организационно – ознакомительный.

III этап. Реализация проекта.

IV этап. Оформление результатов проектной деятельности.

V этап. Заключительный.

Работа над проектом предоставляет следующие возможности:

Учащиеся: учатся замечать собственные успехи, следовательно, саморазвиваются и самореализуются;

Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

Родители способствуют всестороннему развитию своего ребёнка. А также способствуют тому, чтобы их ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Помогают найти интересный материал, оформить его, совместно сделать поделку, подобрать иллюстрации. Совместно с родителями дети находят информацию в Интернете, учебных пособиях и дополнительной литературе.

Учитель определяет зону ближайшего развития для каждого ученика, поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

Домашние задания стали мостиком для вовлечения родителей, дают возможность детям продемонстрировать свой личный опыт, впечатления, проявить оригинальность.

Продукты проделанной работы:

Участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах. Выпуск стенгазет, еженедельное обновление стенда.

Результаты данного проекта подтверждают гипотезу о том, что творческая деятельность оказывает эффективное влияние на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, которые проявляются в следующих положительных моментах:

- повышается самооценка каждого учащегося, способствующая развитию положительных эмоций;

- формируется положительная Я – концепция;

- активизируется творческая инициатива детей и родителей в учебно-воспитательном процессе.

 

Список литературы:

• Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.

• Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.

• Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) // Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.

• Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации