Краеведческий педсовет
29-30 марта в Самаре, на базе школы № 74, состоялись III российские ежегодные педагогические чтения имени академика РАО С.О. Шмидта «Краеведческий педсовет», в котором приняли участие более сотни педагогов из разных городов России. Для отдалённых участников были организованы заочные вебинары, в процессе которых каждый желающий из любой точки страны мог поделиться своим опытом преподавания краеведения в режиме онлайн.
Мне как участнице всероссийского форума довелось побывать на мероприятии такого уровня впервые. Организаторами чтений выступили педагогическое общество России, Союз краеведов России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет», Самарский филиал государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», департамент образования Администрации г. о. Самара, муниципальное бюджетное образовательное учреждение организация дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» городского округа Самара. С учётом такого представительного ряда и докладчики пленарного заседания были соответствующие. Профессор Пензенского госуниверситета, член всероссийского Совета Союза краеведов России В.И. Первушкин рассказал об успешной практике работы с молодёжью – от летних краеведческих школ до регулярного выпуска красочного глянцевого журнала. По его мнению, прежде чем начинать краеведческую деятельность для детей надо их спросить о том, чего они хотели бы в этом направлении. Только в этом случае, при единстве интересов можно рассчитывать на успех. Кандидат исторических наук, учёный секретарь СОИКМ им. П.В. Алабина Д.А. Сташенков удивил размахом полевых археологических школ, куда дети едут, и отдохнуть, и потрудиться. Результат – серьёзные исследования вместе с единомышленниками из заграницы, что подтверждается памятным снимком, где интернациональный коллектив под российским и венгерскими флагами.
В числе выступающих были представители экскурсионного бюро, архива социально-политической истории, педагоги, воспитатели, методисты дополнительного образования. Особый интерес вызвала демонстрация коллекции «Ветер на Набережной» юными участниками мастерской «Лада». Оказывается, эскизы старинных решёток, используемых в архитектуре Самары, можно очень эффектно внедрить в платья и костюмы ... И стать в них участницами международных показов!
После докладов все приехавшие гости посетили всевозможные выставки, виртуальные экскурсии по музеям Самары, а также приняли участие в работе педагогических мастерских. Много интересных и креативных идей было увезено мною с форума. Думаю, пригодятся, ведь в этом году наша область отмечает 80-летие, и хочется, чтобы мероприятия для детей были запоминающимися.
Участники очной формы «Краеведческого педсовета» представили свои доклады по одному из направлений. Оргкомитетом принимались рабочие программы, программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, практико-ориентированные проекты по краеведению; методические пособия и рекомендации по краеведению; информационные технологии в методике преподавания краеведения.
Ивантеевская школа, кстати, единственная из Саратовской области, была представлена работами руководителя школьного краеведческого музея О.С. Петюшик и автора этих строк. За высокий профессионализм, педагогическое мастерство и вклад в разработку методики краеведения в российской школе они награждены грамотами Федерального значения. Представленные на форум материалы о практике работы Ивантеевской школы по решению экспертизы будут опубликованы в специальном сборнике.
Самара признана первой в России методической площадкой краеведения, имеет интересный и богатый опыт, готова поделиться им, и рамках форума рассматривалась возможность совместного дистанционного проекта по краеведению. Словом, есть чему поучиться у соседей.
С.В. Калёнова
2016 г.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Калёнова Светлана Васильевна