Рабочая программа по курсу «Краеведение. Азбука Калужского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» города Калуги
Рабочая программа
по курсу
«Краеведение. Азбука Калужского края»
1 - 4 класс
Учитель Трошкина М.А.
г. Калуга 2021 год
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………............................3
Общая характеристика внеурочной деятельности………………….............5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности…………………………………………............................................6
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся……………………………………………..............................................12
Содержание программы внеурочной деятельности………………............15
Литература…………………………………………………………................................17
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности к курсу «Краеведение. Азбука Калужского края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим школьникам.
Программа по краеведению реализуется в 4-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
В качестве основы программы и учебного пособия используются книги по краеведению для младших школьников «Я люблю Калугу» и «Живая экологическая азбука юного калужского школьника или путешествие по природе родного края».
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
Цели: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.
Задачи:
1. Углубить и расширить знания учащихся по истории Калужской области.
2. Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.
3. Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
4. Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.
5. Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
6. Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа внеурочной деятельности по краеведению предназначена для учащихся 4 классов.
Программа рассчитана на 34 часа в год, в неделю 1 час.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Метапредметные универсальные учебные действия.
1. Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнерами;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
-точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
овладеть представлениями об истории Калуги;
овладеть понятиями «Мой дом», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя
Родина», «Моя малая родина;
знать имена замечательных людей, которые связаны с Калугой, уметь рассказать об их роли в истории города и страны;
получить представление об исторических местах и об учреждениях культуры города;
применять понятийный аппарат краеведческого знания;
соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;
формировать познавательный интерес к Калуге и ее природной среде;
определять способы сохранения окружающей природы.
Тематическое планирование по курсу «Краеведение. Азбука Калужского края» 4 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Что такое краеведение. | 1 | | самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию; перерабатывать полученную информацию; формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе; находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; добывание новых знаний, нахождение необходимой информации в текстах, иллюстрациях, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация) |
2. | Моя родословная. | 1 | | |
3. | Историческая страничка Калуги | 2 | | |
4. | Архитектурная страничка Калуги «Палаты Коробовых». | 1 | | |
5. | Архитектурная страничка Калуги Каменный мост. | 1 | | |
6. | Архитектурная страничка Калуги Гостинный двор. | 1 | | |
7. | Космическая страничка Калуги Дом-музей К. Э. Циолковского. Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. | 1 | | |
8. | Космическая страничка Калуги Последователь К. Э. Циолковского– А. Л. Чижевский. | 1 | | |
9. | Зелёная страничка Калуги Березуйский овраг. | 1 | | |
10. | Зелёная страничка Калуги Парки Калуги и их история | 2 | | |
11. | Охраняемые природные территории-заповедники, национальный парк. | 1 | | |
12. | Красная книга растений и животных Калужской области | 2 | | |
13. | Деревья родного края | 2 | | |
14. | Прибрежно-водная растительность пресных водоемов | 1 | | |
15. | Первоцветы родного края | 2 | | |
16. | Растения, которые нас удивляют | 1 | | |
17. | Растения луга. Знак-во. Растения луга. Викторина, загадки, ребусы. | 2 | | |
18. | Тайны царства насекомых | 2 | | |
19. | Птицы болот и побережий водоемов | 2 | | |
20. | Птицы лесов | 2 | | |
21. | Птицы лугов и полей | 2 | | |
22. | Хищные птицы | 2 | | |
18. | Птицы водоемов | 2 | | |
| ИТОГО: | 35 ч | |
Содержание курса
1. Что такое краеведение (1 час)
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Знакомство с книгой «Я люблю Калугу» и её главной героиней Калужаночкой.
2. Моя родословная (1 час)
Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.
Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники.
Этика и психология семейных взаимоотношений: нравственные обязанности младших перед старшими на примере русских волшебных, социально-бытовых сказок, притч.
Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку?
3. Историческая страничка Калуги (2 ч.)
Далёкое прошлое Калуги. «Год рождения» Калуги. Калуга – «воин в кольчуге». Калуга «сменила кольчугу на торговый кафтан и фартук ремесленника». Историческое место Калуги в Отечественной войне 1812 года, в Великой Отечественной войне. Исторические события, имевшие место на территории Калуги. Калуга становится космической. Традиции и обычаи калужан. Исторические памятники Калуги.
4. Архитектурная страничка Калуги (3 ч.)
«Лицо города Калуги» - чем Калуга отличается от других городов. Памятники архитектуры: дома, церкви, деревянные постройки, «Палаты Коробовых», Каменный мост, Гостинный двор, их «биография».
5. Космическая страничка Калуги (2 часа)
Путь к звёздам лежит через… Калугу: страницы жизни и деятельности первооткрывателя этого пути К. Э. Циолковского, связанные с Калугой. Исторические места в Калуге, где бывал К. Э. Циолковский. Дом-музей К. Э. Циолковского. Визитная карточка космического города Калуги - Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Последователь К. Э. Циолковского – А. Л. Чижевский.
6. Зелёная страничка Калуги (3 часа)
Калуга дружит с природой: знакомство с традиционными и уникальными растениями, которые украшают улицы, дворы, парки и скверы Калуги. «Зелёные» достопримечательности Калуги: «Золотая аллея», Березуйский овраг. Парки Калуги и их история: «Парк культуры и отдыха», парк имени К. Э. Циолковского. Калужский бор – «Памятник природы России». Знакомство с уникальным музеем в бору «Лесная сказка», где герои сказок и басен изготовлены из корней и ветвей деревьев калужанином Н. Г. Лебёдкиным.
Охраняемые природные территории-заповедники, национальный парк, заказники (1 ч)
Знакомство с особо охраняемыми природными территориями. Существующая сеть охраняемых природных территорий Калужской области состоит из 191 памятника природного значения, и трех особо охраняемых природных территорий: заказник «Таруса», заповедник «Калужские засеки», национальный парк «Угра».
Красная книга растений и животных Калужской области (2 ч)
Что такое Красная книга? Первое издание Красной книги вышло в свет в 2006 году. В настоящее время в Красной книге принято 5 категорий статуса редкости: вымершие виды, исчезающие, редкие, мало изученные и восстановленные.
Деревья родного края (2 ч)
Распознавание деревьев по характерным признакам, определять высоту и толщину деревьев. Игра «Кто больше знает названий деревьев». Чтение стихотворений, сказок, пословиц, поговорок и народных примет о деревьях.
Прибрежно-водная растительность пресных водоемов (1 ч)
Ежеголовник. Рдест. Осока. Цинна. Виды растений водоемов, особенности их приспособлений к жизни в воде. Загадки о растениях. Отличия растений, растущих в воде и около нее. Какую роль выполняют растения в водоеме?
Первоцветы родного края (2 ч)
Хохлатка полая, сон-трава, калужница болотная, фиалка.
Охрана первоцветов. В чем особенность первоцветов? Причины быстрого роста и развития первоцветов в условиях ранней весны. Почему эти растения занесены в Красную книгу? Чтение легенд.
Растения, которые нас удивляют (1 ч)
Росянка, ужовник, молодило.
Влияние среды обитания на особенности строения растений. Где можно встретить эти растения? Как обозначаются папоротники на карте? В каких районах произрастают?
Растения луга (2 ч)
Многообразие луговых растений, характеристика некоторых видов. Чтение текстов, отгадывание загадок, ребусов. Растения луга: зверобой, лапчатка, наголоватка, рябчик, чабрец, шалфей, тысячелистник. Викторина.
Тайны царства насекомых (3 ч)
Аполлон, дозорщик император (стрекоза), жук-олень, муравей, махаон, пчела-плотник.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.
Птицы болот и побережий водоемов. (2 ч)
Аист белый, аист черный, дупель, журавль, малая выпь.
Знакомство с экологической группой птиц побережий и болот, выделение признаков данной экологической группы. Охрана птиц. Распределение птиц по экологическим группам с учетом места обитания.
Птицы лесов (2 ч)
Горихвостка, синица хохлатая, ястребиная славка.
Знакомство с разнообразием птиц леса, особенности приспособления к обитанию в лесу. Чтение рассказов. Отгадывание ребусов, загадок. Игра «Узнай гнездо птицы», «Узнай птицу по описанию».правила поведения в природе.
Птицы лугов и полей. (2 ч)
Жаворонок, куропатка, щурка золотистая, удод, дубровщик.
Знакомство с разнообразием птиц открытых пространств. Определять внешние отличия птиц в зависимости от образа жизни. Игра «Узнай птицу», «Узнай местообитания птиц».
Хищные птицы (2ч)
Беркут, орел-змееяд, орлан-белохвост, филин.
Выделять отличительные признаки хищных птиц: клюв, ноги и строение крыльев хищных птиц. Описание внешнего вида птицы, их способа питания. Хищные птицы занесены в Красную книгу. Из них 5 видов встречаются в нашем крае: беркут, орлан-белохвост, змееяд, скопа и филин. Значение хищных птиц в природе.
Птицы водоемов (2 ч)
Гусь серый, гусь-пискулька, хохлатка чернеть (утка).
Характерные признаки водоплавающих птиц. Района Калужской области, в которых обитают водоплавающие птицы (Людиновский, Думинический, Сухинический). Выделение особенностей приспособления к водной среде. Чтение поговорок, рассказов. Особенности строения тела, перепонки на лапках.
Литература
1.«Азбука природы» Ридерз Дайжест.
2.Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.
3. Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995
4. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
5. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008
6. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
7. Хинн О.Г. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998 г.
8. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2011
9. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 2012