Краеведческий материал на уроках и во внеурочной деятельности – эффективное средство подготовки к ВПР
Пояснительная записка к презентации
Краеведческий материал на уроках и во внеурочной деятельности – эффективное средство подготовки к ВПР .
Cлайд 2
На волнистых берегах, в русском поле,
Город-труженик стоит Божьей волей.
Отражается в воде куполами,
Вписан в летопись времён кораблями.
Книга жизни твоя не закрыта,
В переплёте берегов не забыта.
Никогда и нигде не уронишь
Своё доброе имя – Воронеж!
(С. Гребенников)
Наша страна огромна. Знать историю своей страны, где происходили основные события важно, но не менее важно так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от предков.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живешь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
Слайд 3
Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю». Именно таков многоуровневый характер патриотического чувства.
Малая родина.… Как близка она нашему сердцу. Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твёрдых убеждений, умений и навыков, а с недавних пор, при выполнении ВПР по окружающему миру, способствует правильному выполнения заданий регионального характера.
Личность на выходе из школы должна адаптироваться, прежде всего, к местным условиям, войти в окружающий ее социум («где родился, там и пригодился»). Это произойдет, если обучающийся будет знать и любить родной край, будет гордиться его историей, земляками, будет знать его традиции, менталитет.
К. Д. Ушинский рекомендовал начинать знакомить детей с миром с изучения природы родного края, воспитывать у детей «инстинкт местности».
Слайд 4, 5, 6
С этой целью мы с ребятами с 1 класса совершаем различные экскурсии: по родному городу и области, к соседям, в Липецкую область - Кудыкина гора.
Краеведческий материал помогает лучше понять взаимосвязь всех процессов и явлений в окружающем мире.
В условиях ввода Федеральных государственных стандартов, внедрения ВПР в 4 классах, в частности, учитель, безусловно, не должен забывать об организации работы по краеведению и максимально сочетать учебную и внеклассную деятельность школьников. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Слайд 7
Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”.
Используя в своей деятельности различные способы организации краеведческой деятельности, стараюсь вовлечь детей в творческий поиск, сформировать у них устойчивый познавательный интерес.
Нам помогают в этом, прежде всего, курс внеурочной деятельности " Краеведение" Л. А. Обуховой, Н. С. Махиной. Структура программы курса " Краеведение" включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения.
1 класс - направление – «Родной дом»;
2 класс - направление – «Памятники старины»;
3 класс - направление «Город Никитина и Кольцова»;
4 класс - направление «История родного города».
Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут.
Слайд 8
Программа реализуется нашим образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: музеем ФСИН, музеем - диорамой, городскими библиотеками № 10, № 30, центром допобразования «Реальная школа».
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивную деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы”. Слайды 9 – 13
Слайд 14
Администрация нашей школы заинтересована в качественном образовании обучающихся. С этой целью учителя направляются на своевременную курсовую подготовку, в том числе по духовно нравственному воспитанию – в этом помогает ВИРО, мы регулярно посещаем Московский марафон учебных предметов – среди коллег начальной школы есть 4 члена клуба «1 сентября». Например, весной этого года мы посетили лекции Дня начальной школы и получили огромное удовольствие и полезные рекомендации при общения с автором пособий по подготовке к ВПР Е. В. Волковой, автором учебника Окружающий мир УМК «Начальная школа XXI века» Виноградовой Натальей Фёдоровной (29.08.1937) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Официальных результатов ВПР пока нет. Но по своему классу могу отметить, что из 30 выполнявших ВПР, 0 баллов по краеведческому материалу за одно, из трех заданий получил 1 ученик.
PPT / 1.83 Мб
Панов Егор Игоревич
Потамошнева Наталья Алексеевна
Медведева Татьяна Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сопронюк Мария Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна