Программа внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира»
Аннотация
Программа внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира » для 2 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Программой духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
I Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности курса "Чудеса окружающего мира" разработана для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
В задачи курса входит:
расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;
воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;
-
формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
воспитание активности личности, культуры общения и поведения
в социуме.
-
развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.
II. Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты освоения программы:
- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;
- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;
- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;
- мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.
- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.
Предметными результатами являются:
-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
III Содержание программы «Чудеса окружающего мира»
1.Удивительный мир растений. (10 ч)
Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.
Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.
Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные умения: правила совместной деятельности
2. Загадочная вода (8 ч)
Вода – чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег? Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов. Изготовление книжки – малышки «Загадки воды».
Речевые умения: рассказ – рассуждение.
Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.
Познавательные действия: наблюдения.
3. Секреты животного мира (9 ч)
Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.
Речевые умения: рассказ – описание.
Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.
Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.
Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.
4.Тайны неба (7 ч )
Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.
Интеллектуальные умения: анализ и сравнение результатов наблюдений.
Познавательные умения: моделирование
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность.
Формы деятельности:
экскурсии;
просмотр учебного фильма;
викторина;
творческий проект;
конкурс рисунков;
опыт;
работа с энциклопедией;
ролевая игра;
кроссворд.
IV Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ |
Тема занятия |
кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Раздел. Удивительный мир растений (10ч) |
||||
|
Деревья и кустарники |
1 |
04.09 |
|
|
Травянистые растения. Сбор гербария. |
1 |
11.09 |
|
|
Загадки хвойных растений. Просмотр учебного фильма «Развитие семечка» |
1 |
18.09 |
|
|
Викторина «Живые витамины» |
1 |
25.09 |
|
|
Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. |
1 |
02.10 |
|
|
Творческий проект «Давайте познакомимся» |
1 |
09.10 |
|
|
Сказка о цветке-недотроге. Ролевая игра. |
1 |
16.10 |
|
|
Конкурс рисунков «Осенний лес» |
1 |
23.10 |
|
|
Кроссворд. Морские растения. |
1 |
30.10 |
|
|
Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука |
1 |
13.11 |
|
Раздел. Загадочная вода (8ч) |
||||
|
Просмотр видеофильма «Вода – чудо природы» |
1 |
20.11 |
|
|
Сколько воды на Земле. Поиск информации в библиотеке. |
1 |
27.11 |
|
|
Как падает дождевая капля? Природа дождевого облака. |
1 |
04.12 |
|
|
Что такое снег. Экскурсия. |
1 |
11.12 |
|
|
Туман и изморозь |
1 |
18.12 |
|
|
Презентация. Роса и град. |
1 |
25.12 |
|
|
Выполнение творческого проекта. Изготовление книжки-малышки "Загадки воды" |
1 |
15.01 |
|
|
Опыт «Загадочная вода» |
1 |
22.01 |
|
Раздел. Секреты животного мира (9ч) |
||||
|
Птицы нашего села. Экскурсия. |
1 |
29.01 |
|
|
Птицы зимой. Изготовление кормушек. |
1 |
05.02 |
|
|
Зачем птицам клюв? Кроссворды «Эти забавные животные» |
1 |
12.02 |
|
|
Викторина. Рыбы – дети воды. |
1 |
19.02 |
|
|
Аквариум и его обитатели. Загадки про обитателей водоемов. |
1 |
26.02 |
|
|
Звери – млекопитающие. Лепка зверей. |
1 |
05.03 |
|
|
Жизнь насекомых. Работа с энциклопедией. |
1 |
12.03 |
|
|
Викторина «Что такое? Кто такой?» |
1 |
19.03 |
|
|
Проект. Составление книги жалоб, поступающих от растений, животных. |
1 |
02.04 |
|
Раздел. Тайны неба (7ч) |
||||
|
Загадочные планеты. Просмотр видеофильма «Через тернии к звездам» |
1 |
09.04 |
|
|
Почему Солнце светит и греет. |
1 |
16.04 |
|
|
Секреты красавицы Луны. Работа с энциклопедией. |
1 |
23.04 |
|
|
Почему луна выглядит по – разному? Изготовление макетов планет. |
1 |
07.05 |
|
|
Чем планеты отличаются от звёзд. Викторина. |
1 |
14.05 |
|
|
Творческий проект «Будем беречь нашу планету» |
1 |
21.05 |
|
|
КВН «Хочу все знать» |
1 |
28.05 |
|
Итого 34 часа |