12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чирикова Елена Николаевна51 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира»
Аннотация
Программа внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира » для 2 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Программой духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
I Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности курса "Чудеса окружающего мира" разработана для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
В задачи курса входит:
расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;
воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;
-
формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
воспитание активности личности, культуры общения и поведения
в социуме.
-
развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.
II. Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты освоения программы:
- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;
- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;
- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;
- мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.
- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.
Предметными результатами являются:
-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
III Содержание программы «Чудеса окружающего мира»
1.Удивительный мир растений. (10 ч)
Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.
Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.
Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные умения: правила совместной деятельности
2. Загадочная вода (8 ч)
Вода – чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег? Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов. Изготовление книжки – малышки «Загадки воды».
Речевые умения: рассказ – рассуждение.
Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.
Познавательные действия: наблюдения.
3. Секреты животного мира (9 ч)
Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.
Речевые умения: рассказ – описание.
Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.
Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.
Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.
4.Тайны неба (7 ч )
Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.
Интеллектуальные умения: анализ и сравнение результатов наблюдений.
Познавательные умения: моделирование
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность.
Формы деятельности:
экскурсии;
просмотр учебного фильма;
викторина;
творческий проект;
конкурс рисунков;
опыт;
работа с энциклопедией;
ролевая игра;
кроссворд.
IV Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел. Удивительный мир растений (10ч) | ||||
| Деревья и кустарники | 1 | 04.09 | |
| Травянистые растения. Сбор гербария. | 1 | 11.09 | |
| Загадки хвойных растений. Просмотр учебного фильма «Развитие семечка» | 1 | 18.09 | |
| Викторина «Живые витамины» | 1 | 25.09 | |
| Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. | 1 | 02.10 | |
| Творческий проект «Давайте познакомимся» | 1 | 09.10 | |
| Сказка о цветке-недотроге. Ролевая игра. | 1 | 16.10 | |
| Конкурс рисунков «Осенний лес» | 1 | 23.10 | |
| Кроссворд. Морские растения. | 1 | 30.10 | |
| Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука | 1 | 13.11 | |
Раздел. Загадочная вода (8ч) | ||||
| Просмотр видеофильма «Вода – чудо природы» | 1 | 20.11 | |
| Сколько воды на Земле. Поиск информации в библиотеке. | 1 | 27.11 | |
| Как падает дождевая капля? Природа дождевого облака. | 1 | 04.12 | |
| Что такое снег. Экскурсия. | 1 | 11.12 | |
| Туман и изморозь | 1 | 18.12 | |
| Презентация. Роса и град. | 1 | 25.12 | |
| Выполнение творческого проекта. Изготовление книжки-малышки "Загадки воды" | 1 | 15.01 |
|
| Опыт «Загадочная вода» | 1 | 22.01 | |
Раздел. Секреты животного мира (9ч) | ||||
| Птицы нашего села. Экскурсия. | 1 | 29.01 | |
| Птицы зимой. Изготовление кормушек. | 1 | 05.02 | |
| Зачем птицам клюв? Кроссворды «Эти забавные животные» | 1 | 12.02 | |
| Викторина. Рыбы – дети воды. | 1 | 19.02 | |
| Аквариум и его обитатели. Загадки про обитателей водоемов. | 1 | 26.02 | |
| Звери – млекопитающие. Лепка зверей. | 1 | 05.03 | |
| Жизнь насекомых. Работа с энциклопедией. | 1 | 12.03 | |
| Викторина «Что такое? Кто такой?» | 1 | 19.03 | |
| Проект. Составление книги жалоб, поступающих от растений, животных. | 1 | 02.04 | |
Раздел. Тайны неба (7ч) | ||||
| Загадочные планеты. Просмотр видеофильма «Через тернии к звездам» | 1 | 09.04 | |
| Почему Солнце светит и греет. | 1 | 16.04 | |
| Секреты красавицы Луны. Работа с энциклопедией. | 1 | 23.04 | |
| Почему луна выглядит по – разному? Изготовление макетов планет. | 1 | 07.05 | |
| Чем планеты отличаются от звёзд. Викторина. | 1 | 14.05 | |
| Творческий проект «Будем беречь нашу планету» | 1 | 21.05 | |
| КВН «Хочу все знать» | 1 | 28.05 | |
Итого 34 часа |