12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЕЛЕНА ЛЕОНТЬЕВА35
4

«Красота родной природы в стихотворениях Тимера Юсупова. Певцу Дуванской земли посвящается….»


Леонтьева Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей с. Месягутово
Дуванского района Республики Башкортостан


«Красота родной природы в стихотворениях Тимера Юсупова.

Певцу Дуванской земли посвящается….»



Цель:

- Познакомить обучающихся с личностью поэта.

- Акцентировать внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание Т. Юсупова природы родного края.

- Показать единство стихотворения «Река моя», картин художников Дуванского района и гимна Дуванского района в освещении темы Родины.

- Развивать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края.

- Учить полно, логично, стилистически точно воспроизводить текст стихотворения Т.Юсупова.

Задачи урока:

Образовательная:

-проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.

- Развивающая:

-создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

-создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательная: 

- формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;

Планируемые результаты

-предметные:

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

- личностные:

 развитие эмоционального восприятия произведений искусства

-метапредметные :

- познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

-регулятивныеУУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

-коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке, поэзии, живописи.

Тип урока: урок - исследование.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (слушание, анализирование, рассуждение, работа с текстом).



Оборудование:

Портрет Т.Юсупова.

Запись выступления Т. Юсупова перед школьниками в с. Месягутово

Записи с репродукциями картин художников Дуванского района.

Запись выступления А. Паначёва.

Проектор, компьютер, колонки.

Листы для самооценки обучающихся.

На доске – эпиграф к уроку:

Сторона дуванская.

Чащи да увалы,
Норов твой опасен,
Если ты во гневе…
Ты в простом убранстве.
Ты блистаешь мало:
Мятлица да лютик,
Да полынь, да клевер
Встану среди поля-
Как придвинусь к свету.
И светлее сам я,
И вокруг светлее.
Прыснет птица в небо
Звонкою кометой
И скорей обратно:
На земле вернее.
Бесконечно поле
В простоте обманной
И готово сердце
Обмануться скоро,
Что земля Дувана,
Что поля Дувана -
Центр земного шара,
Всей земли опора.

(Т. Юсупов)

Ход урока

Организационная часть.

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Ребята, прочтите эпиграф к уроку. Кто является автором данного стихотворения? (Тимер Юсупов).

- Почему мы прочитали именно его стихотворение. (На уроке будем говорить о нём).

- Определите цель нашего урока. (Будем говорить о творчестве Тимера Юсупова).

- Верно. Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству Т. Юсупова. Мы знаем, что Т. Юсупов – это советский русский поэт, наш земляк. Он много сделал для развития нашего родного края. Тимер Юсупов - один из самых ярких башкирских поэтов сегодняшнего дня, произведения которого уже много лет радуют читателей, славят родную землю и труд.

- Запишите тему нашего урока: «Красота родной природы в стихотворениях Тимера Юсупова. Певцу Дуванской земли посвящается….»
– Вспомните самые яркие, запомнившиеся вам факты биографии писателя. Слово предоставляется группам «Краеведы» и «Литераторы».

III. Актуализация знаний.
2. Выступления учащихся:

Группа «Краеведы»: Будущий поэт родился 31 мая 1938 года в деревне Абсалямово Дуванского района Башкирской АССР. Окончил среднюю школу, работал сотрудником Кигинской районной газеты. После завершения учебы в 1967 году на филологическом факультете Башгосуниверситета несколько лет преподавал в школах Бурзянского района, затем работал в редакции газеты «Пионер Башкортостана», правлении Союза писателей республики. Окончил Высшие литературные курсы в Москве.

Группа «Литераторы»: Начало активной творческой деятельности Тимера Юсупова относится к 60-м годам прошлого столетия. Мотив бережного отношения к Земле, чувство ценности родной земли    является центральным в стихах “Возвращайтесь в деревню”, “Сыну”, “Дуб”.  В книге “Раздумья на скале” (1988) особенно ярко прозвучала поэтическая мысль о нераздельности судьбы поэта с судьбой Земли.
Учитель: Почему жизнь природы стала одной из тем в творчестве писателя? Обратимся к эпиграфу урока.

Группа «Литераторы»: В стихотворениях “Босиком побежал”, “То ударил”, “Река моя”, “Синяя тополь” обыденный жизненный факт, превратившись в художественную деталь, создает яркую, целостную картину жизни.

Группа «Краеведы»: В жизни поэт был прост и откровенен, всегда настроен на общение с людьми. Тимер Юсупов неоднократно посещал свою малую родину, проводил встречи с почитателями его таланта, в том числе и школьниками. Одну из встреч мы с вами сей час можем увидеть.

https://yandex.ru/video/preview/?text=конспект%20урока%20тимер%20юсупов%20на%20русском%20языке&path=wizard&parent-reqid=1610870731292446-1538828160124603715900110-production-app-host-vla-web-yp-254&wiz_type=vital&filmId=5582881660731878348

Группа «Краеведы»: В честь поэта в Месягутово ежегодно проходят региональные соревнования по национальной борьбе. В Дуванском районе стало хорошей традицией проводить зональную научно-практическую конференцию «Юсуповские чтения».

Группа «Литераторы»: В 1998 году за книгу «Поспели ягоды» Тимеру Юсупову присуждена Государственная премия имени Салавата Юлаева. Он является заслуженным работником культуры Республики Башкортостан. В 2003 году ему присвоено почетное звание «Народный поэт Башкортостана».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с несколькими стихотворениями, посвященными родному краю.

IV.Первичное закрепление новых знаний.

3. Работа с текстом «Река моя».

а) Чтение стихотворения« Река моя» учителем. Комментарий к тексту (лексика).

б) Беседа по содержанию стихотворения.

- Определите тематику стихотворение «Река моя».

- Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении?

- Отметьте особенности композиции и сюжета стихотворения.

- Назовите средства выразительности в стихотворении «Река моя».

- Определите их роль в стихотворении.

(В процессе работы с текстом учащиеся под руководством учителя выразительно читают, прочитывают отрывки с описанием природы, отмечают средства выразительности, определяют их роль).

Учитель: Тонкий лиризм поэзии Тимера Юсупова заслуживает особого внимания. Его произведения, как правило, основываются не на внешнем развитии сюжета, а на течении душевной жизни, на внутренней борьбе чувств. В большинстве стихов и поэм Т. Юсупов находит такие слова, которые способны передавать  божественную красоту природы, неповторимые душевные переживания.

- Но, как мы всегда говорим на уроках литературы, человек и природа – это единое целое, поэтому в стихотворении есть размышления и прожитых годах, и воспоминания о детстве.

V. Знакомство с творчеством художников Дуванского района

Учитель: Группа «Искусствоведы» познакомит нас с репродукциями картин художников Дуванского района. После знакомства с их творчеством мы объясним, что же объединяет стихотворения Тимера Юсупова и репродукции картин.

4. Работа с репродукциями картин художников Дуванского района:

Виктор Астальцев: https://yandex.ru/video/preview/?text=художники%20дуванского%20района%20рб&path=wizard&parent-reqid=1611237885667024-239975586040752436500107-production-app-host-vla-web-yp-40&wiz_type=v4thumbs&filmId=1227009963124582018

Геннадий Окунев: https://www.youtube.com/watch?v=oKYHCKA0iO0

Василий Анпиголов : https://www.facebook.com/loveartrb/videos/художник-василий-анпилогов-дуванский-район-проект-любимые-художники-башкирии/579423922559497/

а) Слово учителя.

- Так что же объединяет произведения поэта Тимера Юсупова и живописцев Дуванского района, которые являются земляками по рождению? Есть нечто, роднящее их. Что это? На этот вопрос мы и попробуем сейчас ответить.

б) Беседа по содержанию картин.

Что изображено на картинах?
– Узнаваем ли этот пейзаж для нас с вами? Почему?
– Что же объединяет произведения Тимера Юсупова и художников, выходцев из Дуванского района?

(В процессе беседы учащиеся отмечают, что сближает произведения двух великих художников общая тема: любовь к родной природе, а значит, любовь к Родине, которая у них одна – и малая, и большая.)

VI. Выводы по теме урока.

- Неповторимо прекрасна природа Башкирии, так поэтично воспетая в произведения нашего земляка Тимера Юсупова.

- Природу поэт Тимер Юсупов и художники - пейзажисты любили самозабвенно, о чём свидетельствуют их мысли, вынесенные нами в эпиграф урока.

(В процессе беседы приходим к выводу: главное в жизни и творчестве Тимера Юсупова - это глубокая, сильная любовь к родной природе, которая и является основой любви к Родине.)

Группа «Искуствоведы» предлагает прослушать гимн Дуванского района.

https://yandex.ru/video/preview/?text=песни%20о%20дуванском%20районе&path=wizard&parent-reqid=1611239876509780-1361869163274362581400107-production-app-host-vla-web-yp-242&wiz_type=vital&filmId=16407727544184235537

- Исполнитель песни А. Паначёв является её автором, совместно с поэтом, бывшим учителем нашей школы, Т.Г. Смертиной.

VII. Рефлексия:

Учитель: Напомню вам рассказ И.А.Бунина «Косцы» (его мы читали в 5 классе). В нём, говоря о необыкновенном пении косцов, размышляя над содержанием русской песни, ещё один русский писатель, до самозабвения любивший нашу Родину, И.А.Бунин писал: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств… И ещё в том была… прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия…».

Откликаются ли наши сердца тоже на эти слова, ощущаем ли мы с вами скрытую за этими словами, звуками, красками любовь к нашей Родине, нашему общему дому? (Дети всегда отвечают утвердительно и эмоционально.)

Это и есть то, что объединяет все поколения россиян: любовь к своей стране, к своему народу. Горячая любовь к природе, о которой писал Тимер Юсупов, это и есть горячая любовь к Родине.

VIII. Итог урока.

5. Самоценка обучающихся на предложенных листах.

IX. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение стихотворения «Река моя»; решение теста по пройденной теме (Примечание: текст тестом см. на с. 9 - 11).

2. Индивидуальное задание: сочинение – миниатюра по теме: «Дуванский край – любимый край».


























Приложение 1.

РЕКА МОЯ

На землю заповедную вернусь

И в светлый мир, как в речку, окунусь.

Теплынь вокруг. Вода журчит жемчужно.

Любимая моя стоит, грустит,

Разметанные косы теребит,

Глядится вглубь... И зеркала не нужно.

Из странствий возвратившийся домой,

Река моя, любуюсь я тобой;

Жемчужная, мне позабыть едва ли,

Когда меня, качнув над головой,

Мои дядья в твой омут голубой,

Как головешку черную, кидали.

И я шипел на вспененной волне,

Суровою река казалась мне;

Я злился на парней, да толку мало;

То вынырну, то вновь стою на дне...

Вот так в далеком детстве - милом сне -

Смеялись дядьки надо мной, бывало.

А вечером к покатым берегам

Я с затаенным сердцем прибегал,

Следил: а вдруг да в камышах зеленых

Появится нездешняя она,

Прекрасная, как полная луна,

Русалка - вечная мечта влюбленных.

Бывало, в августовскую страду,

В полдневный зной я на берег приду,

А дядьки тут... Ладони потирая,

Один кричит: - Поймаю, изловлю!..

Как головешка на парней шиплю,

Ругаюсь я, от дядек удирая…

...Вернулся я ко дням былой поры.

Река - все та ж... Но нету той жары,

Какая жгла нас в молодые годы.

Жара-то есть, я в пекло попадал,

Как головешка, закаленным стал,

Горю, но некому сегодня кинуть в воду.

Куда ушли мои дядья, куда

На берегах не видно их следа.

Года уходят, только весны светят...

Покинувших речные берега

Мужчин суровых жизнь не сберегла,

Она их раскидала по планете.

Услышать бы их добродушный смех,

Да повторился б миг былых потех,

Да рассказать бы им, что в жизни было,

Как шел и падал, и с колен вставал,

Как на вершинах и на дне бывал,

Все одолел я, не утратив пыла.

Случалось, в пропасть угождал я вдруг -

Меня вытаскивал оттуда друг;

Но и другое на земле случалось:

По тайной и умышленной вине

Меня в огонь кидали, лишь во мне

Душа ожесточенная случалась.

Вернуться бы, усталому, тогда

На этот берег юности, сюда,

Расплакаться б от горя и обиды,

Но я торил дорогу, горд и смел,

И головешкой огненной шипел,

Все шел и шел, не подавая вида.

...На тихой речке, где поил коней,

Любимая моя. Иду я к ней...

Так сколько ж долгих лет иду сюда я?

Там, где зеркально светится волна,

Расчесывает волосы она,

Глядится в речку, вся, как дым, седая.

- Любимая! - я сам себе шепчу. -

Зарей вечерней я к тебе лечу,

Оставив позади чужие шири.

Здесь я любим и сам люблю опять,

Здесь тишина, покой и благодать,

Как будто нет ни ссор, ни горя в мире.

...На землю заповедную вернусь

И в светлый мир, как в речку, окунусь.

Теплынь вокруг. Вода журчит жемчужно.

Любимая моя стоит, грустит,

Разметанные косы теребит,

Глядится вглубь...

И зеркала не нужно.

У ног ее, шумлива и вольна,

Лепечет что-то нежная волна,

И солнце ослепительное светит...

Сердечных болей, бесконечных бед,

Извечной суеты летящих лет

Как будто нет и не было на свете.

(Тимер Юсупов)

Приложение 2.

Тестирование по теме.


Назовите место рождения Тимера Юсупова.

а) Бурзянский район

б) Дуванский район

в) Кигинский район

2. В каких годах началась литературная деятельность поэта?

а) 60 – ые годы XX века

б) 70 – годы XX века

в) 80 –ые годы XX века

Чему посвящены стихотворения поэта?

а) тема Родины

б) историческая тема

в) военная тематика

г) всё перечисленное

4. В каком году Тимер Юсупов получил премию им. Салавата Юлаева?

а) 2001

б) 2002

в) 2003

5. Определите тематику стихотворение «Река моя»

а) воспоминание о детстве в родной деревне

б) любовь к родному краю

в) размышление о прожитых годах

г) всё перечисленное

6. Кто из родственников лирического героя упоминается в стихотворении?

а) мама

б) дедушка

в) папа

г) дяди

7. Какое мистическое существо, относящее нас к фольклору, упоминается в стихотворении?

а) русалка

б) леший

в) водяной

г) домовой

8. Какое прилагательное - эпитет использует поэт для описания реки?

а) голубая

б) лазоревая

в) жемчужная

9. В каком месяце происходит действие в стихотворении?

а) май

б) июнь

в) июль

г) август

10. Какое прилагательное употребляется и для характеристики реки, и для характеристики мужчин, живущих в том крае?

а) суровая (ые)

б) радостная (ые)

в) счастливая (ые)

11. Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении?

а) 2

б) 3

в) 4

12. Отметьте особенности композиции и сюжета стихотворения.

а) кольцевая композиция

б) монолог – исповедь в основе сюжета

в) всё вышеперечисленное

13. Какие чувства испытывает лирический герой, вырнувшись на родную землю?

а) радости

б) грусти от того, что прошло детство и многого уже не вернуть.

в) гордости за родную землю

г) всё перечисленное

14. Назовите средства выразительности в стихотворении «Река моя»

а) аллитерация

б) гипербола

в) метафора

г) эпитет

15. Определите роль средств выразительности в этом стихотворении.

а) показать красоту родного края

б) передать чувства и мысли лирического героя

в) всё перечисленное

16. Назовите художников Дуванского района, посвятивших свои картины дуванской земле.

а) Виктор Астальцев, Геннадий Окунев, Василий Анпиголов

б) Иван Айвазовский, Абрам Архипов, Алексей Боголюбов.

в) Ирина Балдина, Константин Богаевский, Николай Галахов.

17. Что объединяет творчество Тимера Юсупова и картины художников Дуванского района?

а) стремление описать пейзаж

б) любовь к родному краю

в) историческая тематика

г) военная тематика

18. Назовите авторов гимна Дуванского района.

а) Александра Пахмутова и Николай Добронравов

б) Михаил Исаковский и Матвей Блантер

в) Евгений Долматовский и Михаил Фрадкин

г) Татьяна Смертина и Александр Паначёв

19. Что объединяет творчество Тимера Юсупова, картины художников и музыкантов Дуванского района?

а) желание показать уровень мастерства

б) любовь к искусству

в) любовь к родному краю

20. Что бы вы хотели узнать ещё о творчестве Тимера Юсупова?

а) прочитать его поэмы

б) познакомиться со стихотворениями на историческую тему

в) познакомиться со стихотворениями на военную тему

г) свой ответ ________________________________________

11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.