Закрыть [9]

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Территория безопасности в красках и картинках»

0
0
Материал опубликован 27 March в группе

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»




Принято:

Педагогическим советом

МУ ДО «Дом детского творчества»

Протокол №__ от_________г.


Утверждено:

Директор МУ ДО «Дом детского творчества»

___________________

«___» ___________20__г.

Приказ №










Краткосрочная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа


«Территория безопасности в красках и картинках»

Возраст учащихся 9-11 лет

Срок реализации программы – 16 часов







Составитель:

Нечаева Ирина Викторовна

Педагог дополнительного

образования


город Качканар

2025 год

Пояснительная записка


В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки детей в области безопасной жизнедеятельности и выработки привычек здорового образа жизни. В каникулярное время, через занятия в оздоровительном лагере можно обеспечить повышение уровня культуры у детей в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять их детям, и закреплять полученные знания при помощи изобразительной деятельности.

Направленность программы:


Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Территория безопасности в красках и картинках» является программой – художественно-эстетического направления.

Данная программа направлена на изучение безопасной жизнедеятельности и выработки привычек здорового образа жизни, так же основ декоративно-прикладной живописи, нетрадиционных техник рисования.

Раздел «Декоративно - прикладной живописи» включает разнообразные художественные техники: декоративной стилизации, рисунок гуашью, акварельными красками, маркерами, цветными карандашами. 

Раздел «Нетрадиционные техники рисования» включает разнообразные способы создания техник рисования: монотипия, кляксография, дудлинг, зентангл, кляксография с трубочкой, выдувание.


Актуальность общеразвивающей программы:


Дополнительная общеразвивающая программа «Территория безопасности в красках и картинках» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования.

Программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральное законодательство:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов.

Указ Президента РФ от29.05.2017г. No240«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (2018-2027 годы)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.


Законодательство Свердловской области:

Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (утверждена постановлением Правительства СО от 07.12.2017 N 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года»).

«Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1268-ПП)

Нормативно - правовые документы Управления образованием Качканарского городского округа:

Комплексная муниципальная программа «Воспитываем Качканарцев» (утверждена Постановлением УО от 29 декабря 2018 No318)

Нормативно-правовые документы МУ ДО «Дом детского творчества»

t1743081454aa.gifУстав Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества». Утвержден Постановлением Управления образованием Качканарского городского округа от 14.09.2015 года N 174

Программа развития  Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» на 2016-2021 годы. Приказ № 254 от 31.08.2016 года

Положение МУ ДО «Дом детского творчества» о разработке общеразвивающих общеобразовательных программ. Приказ № 166/1 от 29.04. 2019 года.

Актуальность краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория безопасности в красках и картинках» обусловлена тем, что востребована со стороны родителей – законных представителей обучающихся, необходимостью формирования у детей базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

В каникулярный период у детей появится возможность познакомится с правилами и нормами поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения и закрепить их при помощи изобразительного творчества. На занятиях дети обучатся приема и техникам декоративного и нетрадиционного рисования, что будет способствовать развитию логического воображения; волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца). Все эти качества способствуют гармоничному развитию психомоторных, художественно–прикладных, интеллектуальных возможностей. Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую – создание рисунков и плакатов на темы безопасности.

Адресат общеразвивающей программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 9-11 лет.


Индивидуальные особенности учащихся участвующих в общеразвивающей программе:

Так как программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, для более качественного обучения необходимо знать психологические особенности воспитанников этих возрастных групп.

Психолого-педагогическая характеристика детей 9 - 11 лет:

Ведущим видом деятельности является обучение. У ребенка смещаются ориентиры на авторитетные личности. С одной стороны дети 9-11 лет остро переживают неуспех; однако, с другой они его игнорируют, выбирая новые задачи более высокого уровня сложности. Если рассматривать реакцию младших школьников на неуспех, то видно, что она носит агрессивный характер: ребенок ни в коем случае не признается, что в том, на что он претендует, он оказался слабым. Потребность в сохранении высокой самооценки приводит к острой реакции на те факторы и тех людей, которые показывают ему его несостоятельность.

Память:

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Ребенок безошибочно запоминает материал интересный, конкретный, яркий, но не умеет распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения.

Внимание:

Внимание младшего школьника непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности. Мышление в этом возрасте развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому: "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще" (К.Д. Ушинский).

Мышление:

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка - это как бы "недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка.

Воображение:

Одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.

Режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Длительность академического часа 45 минут с перерывом не менее 10 минут. (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»).


Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа территория безопасности в красках и картинках».

Общее количество учебных часов – 16 учебных часа.


Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Программа рассчитана на 16 часов (3 недели; на одну смену летнего оздоровительного лагеря).

1-я неделя – 6 учебных часа (3 занятия в неделю по 2 учебных часа).

2-я неделя – 6 учебных часа (3 занятия в неделю по 2 учебных часа).

3-я неделя – 4 учебных часа (2 занятия в неделю по 2 учебных часа).

Перечень форм обучения:

Занятия по данной программе могут, проводятся в группе от 10 до 15 человек. Форма организации занятия – групповая, мелкогрупповые занятия, индивидуально-групповая, фронтальная, индивидуальная. Учебные группы формируются по возрасту, без отбора по знаниям и навыкам.


Перечень видов занятий:

Основной формой проведения занятий является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с безопасностью в чрезвычайных ситуациях, правилами и нормами поведения, обеспечивающими сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний, оно дает ребенку возможность тренировать свою память.

Тематическое занятие - детям предлагается работать над созданием рисунков и плакатов по основам безопасной жизнедеятельности. Занятие содействует развитию творческого воображения.

Занятие-импровизация - на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе темы. Подобные занятия пробуждают фантазию, раскрепощают его, пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения отчетной выставкой.

2.2. Цель общеразвивающей программы

Создание условий для формирования представлений о сознательном и ответственном отношении к вопросам личной и общественной безопасности, через изобразительную деятельность.


Задачи общеразвивающей программы:

Обучающие:

1.Формировать навыки безопасного поведения в природных условиях, на прогулке, в быту, через рисунок.

2. Обобщать представления детей о здоровом образе жизни, через рисунок.

3. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице, через рисунок.

Развивающие:

1. Развить навыки изобразительной деятельности.

2. Развить творческую инициативу и самостоятельность.

3. Развить психофизиологические качества воспитанников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию умения работать в команде, эффективно распределять обязанности.

2. Способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.

3. Формировать уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

2.3. Учебно-тематический план программы

Таблица 1


Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Дорожно-транспортная безопасность.

Рисунок «Дорога глазами детей»

2

0,5

1,5

Первичная диагностика

2

Подготовка к активному отдыху на природе. Нетрадиционная техника рисования - выдувание

Рисунок «Природа и человек».

2

0,5

1,5

Текущий

контроль

3

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Плакат «Солнечный удар или как защитится от жары»

4

0,5

3,5

Просмотр работ

4

Основы комплексной безопасности. Опасные ситуации в жилище. Стенгазета «Осторожно огонь»

2

0,5

1,5

Текущий

контроль

5

Чрезвычайные ситуации природного характера. Рисунок «Буря мглою небо кроет».

2

0,5

1,5

Анализ работ


6

Основы здорового образа жизни. Декоративное рисование дудлинг «Здоровые продукты».

2

0,5

1,5

Презентация работ

7

Безопасность на водоёмах. Монотипия «Мы на речке отдыхали»

2

0,5

1,5

Итоговая выставка работ


Итого

16

3,5

12,5



Содержание учебного плана

Тема 1. Дорожно-транспортная безопасность

Теория: Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами.

Практика: Рисунок «Дорога глазами детей»

Тема 2. Подготовка к активному отдыху на природе. Нетрадиционная техника рисования – выдувание. Рисунок «Природа и человек».

Теория: Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Способы рисования деревьев нетрадиционной техникой рисования – выдувание.

Практика: Рисунок «Природа и человек».

Тема 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Плакат «Солнечный удар или как защитится от жары»

Теория: Первая помощь при травмах. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Способы рисования нетрадиционной техникой рисования отпечатками ладошек.

Практика: Плакат «Солнечный удар или как защитится от жары» (рисунок в карандаше)

Тема 3.1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Плакат «Солнечный удар или как защитится от жары».

Практика: Плакат «Солнечный удар или как защитится от жары» (рисунок в цвете).

Тема 4. Основы комплексной безопасности. Опасные ситуации в жилище. Стенгазета «Осторожно огонь»

Теория: Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Техника декоративного рисования зентангл.

Практика: Стенгазета «Осторожно огонь».

Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного характера. Рисунок «Буря мглою небо кроет»

Теория: Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект).

Практика: Рисунок на тему «Буря мглою небо кроет»

Тема 6. Основы здорового образа жизни. Декоративное рисование дудлинг «Здоровые продукты».

Теория: Понятие «Здорового образа жизни», его составляющих. Значение культуры здорового образа жизни для сохранения  твоего здоровья и здоровья окружающих людей. Опасность вредных привычек для твоего организма и организма близких тебе людей. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье.

Практика: Натюрморт «Здоровые продукты»

Тема 7. Безопасность на водоёмах. Монотипия «Мы на речке отдыхали»

Теория: Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Нетрадиционная техника рисования – Монотипия.

Практика: Рисунок с применением нетрадиционной техники рисования – монотипия «Мы на речке отдыхали».


2.4. Планируемые результаты

Предметные результаты:

Учащийся должен знать:

основные правила безопасной жизнедеятельности в условиях общества, общественной среды и среды обитания – природы;

основные правила поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях;

основные правила пожарной безопасности, ПДД.

приемы нетрадиционных техник рисования: монотипия, кляксография, дудлинг

жанр изобразительного творчества - натюрморт

Учащийся должен уметь:

правильно оценивать нестандартную и экстремальную ситуацию;

действовать в соответствии с правилами безопасной жизнедеятельности, поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях;

правила рисования плакатов;

смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

грамотно оценивать свою работу, находить в ней достоинства и недостатки;

работать самостоятельно и в коллективе.

Личностные результаты освоения образовательной программы

ребенок проявляет устойчивый интерес к познанию окружающего мира и правил безопасного поведения в нем;

у ребенка формируется положительное отношение к обучению.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы

Познавательные

учащийся ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже изученного;

ребенок преобразовывает информацию из одной формы в другую (инструкция – действие).

Регулятивные

ребенок осваивает социальную роль учащегося: волевая саморегуляция (как способность к волевому усилию);

учащийся научится принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные педагогом ориентиры действий; адекватно воспринимать оценку педагога.

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


3. Организационно-педагогические условия

3.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо проводить занятия в помещении соответствующем требованиям САНПиН.

1. Столы – (4 штуки) – 100 %

2. Стулья – (10 штук) – 100 %

3. Компьютер – (1 штука) – 70 %

4. Принтер – (1 штука) – 60 %

5. Телевизор – (1 штука) – 70 %

6. Шкаф для хранения наглядных пособий, инструментов – 100%


Кадровое обеспечение:

Для реализации краткосрочной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо привлекать педагогов дополнительного образования имеющих художественное образование или курсы повышения кваллификации.


Методическое обеспечение:

1. Мультимедийные презентации (7 штук) – 100 %

2. Карточки со схемами выполнения нетрадиционных техник рисования (30 штук) – 50%

3. Наглядные пособия по ГО и ЧС (10 штук) – 20%

4. Таблицы по цветоведению (1 штук) – 5 %

10. Видеоуроки, лекции – (15 папок) – 40%

Материалы:

1. Бумага белая формат А 4 (50 штук) – 80 %

2. Кисти синтетика круглые № 5 (10 штук) - 60 %

3. Кисти синтетика плоские № 5 (10 штук) - 60 %

4. Гуашевые краски 24 цвета (5 коробок) - 50 %

5. Акварельные краски 24 цвета (5 штук) - 50 %

6. Альбом для рисования 40 листов (10 штук) - 30 %

7.Цветные карандаши 36 цветов (5 коробок) - 20 %

Инструменты и приспособления:

1. Линейка – (10 штук) 45 %

2. Циркуль(10 штук) - 15 %

Методические материалы

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. 
Для формирования гибких, мобильных знаний, а также умения применять их в нетипичных ситуациях успешно применяется компетентностный подход. Формирование коммуникативных компетенций достигается при помощи приёмов способствующих развитию умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать самостоятельно и в группе, где дети учатся распределять обязанности и выполнять определённые социальные роли Важную роль играют устные ответы, представление творческих проектов, тематических сообщений.

Ценностно-смысловые компетенции формируются при осуществлении индивидуальной и частично-поисковой деятельности при работе над творческим проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность, знакомство с культурой своего народа, края, собственной семьи.

Информационные компетенции развиваются при самостоятельной подготовки сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера.

Здоровьесберегающая компетенция совершенствуется при изучении и применении правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье, личной безопасности, проведении регулярных инструктажей по технике безопасности.
Все вышесказанное обуславливает выбор следующих методов:
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Методы:

наглядный

наблюдения

проектный

исследовательский

практика - ориентированной деятельности


3.2. Формы аттестации/контроля, оценочные материалы

Результативность занятий оценивается в виде выставки и просмотра работ учащихся, организуемых в течение оздоровительного лагеря.

Входной - цель определить уровень развития творческих способностей детей (беседа, опрос, анкетирование).

Текущий цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся; (педагогическое наблюдение, опрос, беседы, выставка работ по теме)

Итоговый контроль – проводится в конце обучения программы с целью определения качества усвоения материала и проводится в виде итоговой выставки работ обучающихся.


Формы аттестации:


В конце каждого занятия планируется проведение выставки работ в кабинете МУ ДО Дома детского творчества.


Педагогический мониторинг: анкетирование, опрос, методика изучения самооценки, педагогическое наблюдение.

Мониторинг образовательной деятельности детей: оценка качества теоретических достижений обучающихся, самооценка обучающегося, коммуникативные универсальные учебные действия, личностный рост и продвижение в процессе освоения программы, уровень индивидуальных теоретических знаний, умений обучающихся, степень владения на практике различными техниками изобразительного творчества, творческие способности учащихся, коммуникативные навыки.


4. Список литературы для педагога

Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2019.

Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программно-методическое пособие для педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2018.

Воробцова Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – Волгоград: ИТД «Корифей», 2020.

Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, М.: Цветной мир, 2017

Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2017.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2008.

Список литературы для учащихся и родителей

Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2018.

Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др. – М.: Просвещение, 2017.

Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности». – М., 2009.

Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности». – М., 2017.

Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности». – М., 2019.

Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях. – СПб.: ИД «Литера», 2020.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2008.

Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М., 2016.

Цифровые образовательные ресурсы

allforchildren.ru/scivideo/obzh.php Учебные фильмы по основам безопасности жизнедеятельности.

dopedu.ru Информационно-методический портал Дополнительное образование.

mchs.gov.ru МЧС России. Безопасность граждан.

видео.обж.рф. Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации