12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эгоф Юлия Васильевна20
1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ «МУЗА» КРАТКОСРОЧНАЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




Рассмотрена на заседании

методического совета

«______» _____________ 2023 года

Протокол№ _________

Утверждена

приказом от «___» ___________ 2023 г

______

ДИРЕКТОР ОУ ______________

(ПОДПИСЬ И ПЕЧАТЬ)




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ «МУЗА»

КРАТКОСРОЧНАЯ





ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 – 10 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 МЕСЯЦ







Авторы-составители программы:

ЭГОФ Ю.В. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ
























с Половинное 2023 г


Пояснительная записка


Направленность программы Театральная мастерская «Муза» по содержанию является художественной, уровень ознакомительный, общекультурный, по форме организации кружковой.


Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Актер – один из любимых детьми видов театральной деятельности, обладающей большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного, личностного, эстетического развития. Театр – это синтетический вид искусства. С помощью театра улучшается психологическая атмосфера в группе. Это новый уровень взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми. Театр – это коллективный вид искусства. Занимаясь театральной деятельностью, ребёнок становится раскованным, общительным человеком, владеющим и телом, и словом, умеющим слушать, а главное – понимать своего партнёра. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции и выборе в дальнейшем профессии.


Отличительной особенностью программы театрального объединения является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать за короткий промежуток времени себя, как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.


Целевая аудитория: программа кружка рассчитана на детей 7-10 лет

Для детей этого возраста характерна яркость, свежесть восприятия, чрезвычайная отзывчивость на окружающие. В этот период формируется новая социальная позиция, коренным образом меняется его самосознание.


Курс программы имеет объём: 16 часов, включая теоретические и практические занятия. 

Срок освоения программы: 4 недели (1 месяц)

Срок обучения по программе: с 01.02. 2024 г по 07.03.2024 г

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса: обучение проводится в офлайн формате.

Режим занятий: вторник и четверг (с 16:00 до 18:00)


1.2 Цель занятий:

сформировать у младших школьников первоначальные театральные знания и умения.

Задачи занятий:

Предметные:

1. Познакомить детей с театром и театральной деятельностью.

2. Научить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3. Поставить мини-спектакль по мотивам русских народных сказок.

Метапредметные:

1. Формировать умение взаимодействовать в коллективной творческой деятельности.



1.3 Учебный план


N

Тема

Количество часов

Форма контроля



Теория

Практика


1.1

Знакомство с театром

1

0

Тест с открытыми вопросами


1.2

В мире театральных профессии

1

0

Игра "Кто работает в театре"


2.1

Знакомство со сценарием спектакля «Теремок»

1

0

Игра "Передай черты и настроение своего персонажа"


2.2

Распределение ролей

1

0

Практическое задание. Попробуй себя в разных ролях


2.3

Сценическая речь

1

1

Практическое задание, прочитать диалог с партнером.


2.4

Ритмопластика

1

1

Индивидуальное задание " Пружинки"


2.5

Встречают по одежке

1

0

Игра "Какой элемент костюма лишний"


3.1

Работа над отдельными эпизодами с музыкальным сопровождением.

0

1

Ролевые игры

3.2

Работа над спектаклем

1

4

Генеральный прогон спектакля "Теремок"


4

Театрализованный показ

0

1

Показ мини-спектакля «Теремок»


5

Подведение итогов

0

1

Беседа



Итог

8

8

16







1.4 Содержание:

Знакомство с театром (1 час)

Первоначальное знакомство детей с театром. Театр вокруг нас: театр – здание, где играют спектакль, театр – искусство, которое создают люди – актёры и зрители. Игра-путешествие на сцену и за кулисы, знакомство со словами: фойе, сцена, задник, кулисы, зрительный зал. Занятия предполагают теоретическую (беседа), зрительную (экскурсия) и игровую (игры на превращения и подражания) формы. Знакомство с видами театров (художественный, драматический, кукольный, оперный, балет, цирк, мюзикл). Показ иллюстраций, фотографий и афиш. Вводное занятие. Знакомство с видами театральных жанров. Посещение Половинского ДК

В мире театральных профессий (1 час)

Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер, сценарист, гример, художник, композитор, костюмер. Показ иллюстраций, фотографий и афиш. Занятия предполагают теоретическую (беседа), зрительную (экскурсия) и игровую (игры на превращения и подражания) формы.

Знакомство со сценарием спектакля «Теремок» (1 час)

Чтение сказки «Теремок». Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

2.2 Распределение ролей (1 час)

Игра «Перевоплощение» (погружение в персонаж и изображение его с помощью мимики и движений). Театральный словарик (режиссер, реквизит). Распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов. Инсценировка сказки.

2.3 Сценическая речь (2 часа)

Артикуляционная гимнастика. Скороговорки, чистоговорки. Чтение литературных отрывков. Упражнения на развитие интонационной окраски голоса. Упражнений для развития умения модуляции громкости голоса. Упражнения на укрепление диафрагмы и устойчивости дыхания.

2.4 Ритмопластика (2 часа)

Театральная гимнастика, тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание простых движений под музыку. Упражнения «Молоток-пила», «Я – молодец», «Барашек» на пластику и мелкую моторику рук, координацию движений «Пружинки».


2.5 Встречают по одежке (1 час)

Беседа «Зачем актерам костюм». Театральный словарик (костюмер, парик, атрибуты). Игра «Кто во что одет». Этюды с использованием элементов костюма «Здравствуйте, я …» (самостоятельное творчество). Танец-игра из серии «Капитан Краб» (видео).


3.1 Работа над отдельными эпизодами с музыкальным сопровождением (1 час)

Чтение сценария. Деление пьесы на эпизоды. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов. Музыкально-речевая игра «Мышка Хохоша» (Психотренинг «Я люблю выступать).


3.2 Работа над спектаклем (5 часов)

Репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, проверка реквизита и декораций. Уточнение темпо-ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.


4. Театрализованный показ (1 час)

Наблюдение за ходом мини-спектакля. Начальные навыки этюдного исполнения. Умение правильно и красиво стоять на сцене. Умение сосредоточиться на исполнении произведения целиком. Работа над эмоциональным исполнением этюдов. Оказание помощи героям спектакля.


5. Подведение итогов (1 час)

Обсуждение положительных сторон выступления, обмен мнениями, разбор ошибок.



1.5 Планируемые результаты


Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

сознательное отношение к занятиям сценического мастерства;

самооценка индивидуальных показателей своих актёрских способностей;

осознанное отношение к исполняемым ролям репертуара;

совершенствование знаний об актёрской культуре исполнительского мастерства и театральной этике, сценическое актёрское саморазвитие.


Метапредметные результаты:

У обучающихся будут сформированы:


Регулятивные

Обучающиеся научатся:

самостоятельно участвовать в постановке цели занятия с учётом того, что уже усвоено обучающимися и того, что предстоит выполнить на занятии;

определять последовательности промежуточных целей занятия с выходом к конечному результату;

прогнозировать перспективы результатов совместной театральной деятельности.


Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

осуществлять самоконтроль в форме сравнения результата совместной актёрской деятельности с партнёром;

включаться в коллективную коррекцию совместной репетиционной деятельности – внесение необходимых дополнений в результат;

определять совместный творческий поиск создания сценического образа роли;

оценивать свою сценическую деятельность и осознавать его качества;

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по достижению результатов и преодолению трудностей на занятиях сценического мастерства.


Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

инициативно сотрудничать в поиске и выборе литературного материала к постановке;

разрешать конфликты в коллективе путём поиска оценки их творческой деятельности;

управлять своим поведением в коллективе, делать оценку своих действий с точки зрения правил обучающихся в студии, уметь работать в группе, в паре-дуэте, индивидуально.


Предметные УУД

Обучащиеся научатся:

знать и пользоваться артикуляционными упражнениями в сценической речи;

выполнять самостоятельно все упражнения на дыхание и диапазон голоса;

уметь слушать друг друга на сцене во время исполнения чтецких композиций;

владеть артикуляционными упражнениями для чистоты исполнения произведений;

совершенствовать навыки работы артикуляционного аппарата через овладение более сложным материалом развития речи (скороговорки, речевые обороты для дикции);

уметь уверенно и естественно вести себя на сцене;

использовать элементы актёрской грамоты: смотреть и видеть, слушать и слышать;

уметь работать с аппаратурой (владение микрофоном, пультом) уметь самостоятельно участвовать в постановочной части работы.



2.1 Календарный учебный график:

Программа рассчитана на 1 месяц обучения (февраль), по 2 часа в неделю, продолжительность - 40 минут.

Общее количество часов-16

Условия реализации программы:

Важным условием для реализации программы является создание гармоничного микроклимата, побуждающего любовь к театральным занятиям, детей друг к другу, к преподавателям, к родителям.

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении - актовом зале, обеспечивающем свободу перемещения во время выполнения упражнений.

Кадровое обеспечение.

Программа предусмотрена для педагога с высшим или средне-специальным образованием, владеющим практическим опытом работы с детьми, имеющим знания в области театральной педагогики.

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет для занятий, отвечающий требованиям Сан ПиН.

-компьютер(ноутбук);

-мультимедийный проектор;

-видеоматериалы;

- сцена и её устройство;

- театральное освещение, театральные костюмы;

- сценический грим;

-распечатки сказок и произведений, используемых на занятиях.


Формы аттестации:


Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме:

- наблюдения;

-бесед;

-открытых тестов;

-практических и индивидуальных заданий;

- ролевых игр.

2.4 Оценочные материалы:


-тест по теме « Виды театральных жанров»

-игра "Кто работает в театре"

-игра "Передай черты и настроение своего персонажа"

-игра "Какой элемент костюма лишний"

-практическое задание. «Попробуй себя в разных ролях»

-индивидуальное задание " Вальс снежинок"

- иллюстративный и демонстрационный материал.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

высокий – программный материал усвоен полностью, учащийся имеет высокие достижения, проявляет активность и интерес к изучаемому материалу;

средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; в большей степени выполняет задания по данному образцу или при помощи со стороны педагога;

низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; не проявляет активности и самостоятельности при выполнении заданий; не проявляет интереса к участию в творческих проектах, коллективных мероприятиях.

2.5 Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с требованиями :

Федерального Закона от 29.12.2012г №273 -ФЗ «Об образовании в РФ»

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года

Приказа Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"

Приказа от27 июля 2022года №629 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

Методических рекомендаций. Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).


Задачами воспитания является:

усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций театральной культуры; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

формирование и развитие личностного отношения детей к театральному искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной театральной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программ


Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);

воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;

формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;

воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;

воспитание уважения к театральной культуре народов России.


Формы и методы воспитания

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.

Ключевой формой воспитания детей, при реализации программы, является организация их взаимодействий в упражнениях в танце, чтения диалогов в подготовке и проведении спектакля. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей ), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.


Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации про- граммы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.


2.6 Календарный план воспитательной работы



п/п


Название события, мероприятия


Сроки


Форма проведения

Практический результат

и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

Мини- спектакль по мотивам русской народной сказки

«Теремок»

8 марта

2024г

Мини-спектакли на сцене

Половинского ДК

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей













3. Список литературы для педагогов:

Вербицкая А. Основы сценического движения – М.: ГИТИС, 1982

Немировский А. Пластическая выразительность актера. – М. Искусство, 1976

Воспитательный процесс: изучение эффективности «Методические рекомендации» Под ред. Е. Н. Степанова, М.: ТЦ «Сфера»; 2001.28с.

Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

«Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.

«Любовь моя, театр», (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. («Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

Школьный театр. Классные шоу - программы» / серия «Здравствуй школа» - Ростов на Д. Феникс, 2005. – 320 с.

«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев) - Волгоград. Учитель. 2004 г.

Н.Ф. Сорокина "Играем в школьный театр"


Информационное обеспечение программы (интернет-ресурсы):

http://www.art-education.ru

http://www.vcht.ru

http://www.forum.numi.ru

http://www.tvkultura.ru

http://www.openlesson.ru

http://www.telespektakli.ru

http://www.900igr.net





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.