Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная (летняя) программа «Пленэры в Подмосковье»

2
0
Материал опубликован 25 June 2022

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

краткосрочная (летняя) программа

«Пленэры в Подмосковье»

Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации: 1 месяц (1 по 24 июня)

Авторы-составители:

заместитель директора ОМР, педагог-организатор

Цыбулина Оксана Анатольевна

педагог дополнительного образования

Мещерякова Анастасия Владимировна

Пояснительная записка.

Направленность программы.

Пленэр – живопись на открытом воздухе, которая ставит задачу внимательно изучать реальные оттенки цвета в условиях естественного освещения и воздушной среды. Убедительно изображать натуру. Восприятие натуры в условиях пленэра существенно отличается от восприятия природы по фотографиям. Завершится пленер финальным показом сделанных работ и организацией художественной выставки «Пленэры в Подмосковье».

Актуальность: Актуальность состоит в значимости пленэра для обучающихся художественной направленности. Пленэр заставляет художника работать четко, ловко, без промедления, ухватывая главное в быстроменяющихся состояниях природы, требует от него накопления этих впечатлений в памяти. Это не только цель, но средство развития личности учащегося, его творческого потенциала, ведь интеллектуалами и творцами не рождаются.

В определении словаря «Академик» пленэр (от франц. Enpleinair – «на открытом воздухе») – живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Подразумевается передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Живопись на воздухе основа эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление). В России во 2-й половине XIX – начале XX века живописью на воздухе успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь. Пленэрная живопись сложилась на основе изучения натуры при естественном освещении и использовалась в основном для создания эскизов, сейчас же она является обязательным этапом в обучении. Проведение пленэрных практик играет огромную роль в творческой активности обучающихся, обогащает воображение и служит источником вдохновения, способствует развитию типов мышления: пространственного, образного, логического, технического, а также художественного вкуса и эстетической восприимчивости.

Новизна: Пленэрная практика всегда была необходима как составляющая учебных программ художественных направленностей. Новизна пленэра «Пленэры в Подмосковье» состоит в выборе объектов и предметов для работы сообразно географическому месту и в подаче экскурсионного сопровождения по тем объектам, которые станут предметом творчества наших юных художников.

Педагогическая целесообразность: Внутренние резервы ДЮЦ Туриста позволяют осуществлять данный вид программы, так как задействуют несколько видов деятельности: художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой (в виде экскурсионного сопровождения). Посредством смешения данных видов деятельности дети не только учатся рисовать, но и знакомятся с историческими, художественными, краеведческими данными Подмосковья. Такое педагогическое сопровождение обеспечит учащимся «осознанное» творчество.

Цель: Познакомить учащихся с работой на природе, расширить представление об окружающей действительности, дать основные представления о законах «пленэра», научить применять знания, полученные в художественной студии при работе на открытом воздухе.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания об особенностях пленэрного освещения;

- сформировать навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

- обучить навыкам работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов);

Развивающие:

- развить стойкий интерес к художественной деятельности;

- способствовать формированию основ художественной грамотности, художественного вкуса и творческой активности детей

Воспитательные

- воспитывать аккуратность и трудолюбие

- чувство уважения и любви к своей малой Родине

- культуру путешествий и поведения

Программа «Пленэр» тесно связана с программами по рисунку, живописи и композиции, проводимыми в течение года в МБУДО «ДЮЦ «Турист»

Обучающиеся познакомятся с особенностями выполнения набросков, зарисовок и разнообразием применяемых графических и живописных материалов. Программой предусмотрено активное применение живописных акварельных техник «ала-прима» и «по-сырому» в этюдах цветов, группы деревьев, растений, многопланового пейзажа

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Программа дает возможность использовать дифференцированный подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, различных по возрасту, художественным данным.

Результат: существенное улучшение навыков рисования, качественный скачок в развитии творческого потенциала.

В группе не более 12 человек на педагога.

Сроки реализации: с 1 по 24 июня для детей, обучающихся в художественных объединениях МБУДО «ДЮЦ «Турист» будет проходить программа «Пленэры в Подмосковье» рассчитанная на ребят, интересующихся пленэрной живописью, начинающих акварелистов или графиков.

Программы реализуются два дня в неделю с 1 по 24 июня:

вторник и четверг: работа на месте с 10:00 до 14:00; выездное занятие с 10:00 до 15:00

Программы реализуются для 2 возрастных категорий ( см учебно-тематические планы) 7 12 лет и 12 – 17 лет

Учебно-тематический план для обучающихся 7 – 12 лет

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Мытищи. Вводный инструктаж. «Истории парка» экскурсия. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

4

0,5

3,5

2

Церковь Благовещения в Тайнинском. Большие архитектурные формы

8

0,5

7,5

3

ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Этюды цветов, растений, насекомых.

6

0,5

5,5

4

Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

8

0,5

7,5

5

ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

6

0,5

5,5

6

Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски водоплавающих в центральном городском парке. (На Яузе)

4

0,5

3,5

7

Мытищи Театр Огниво. Зарисовки фрагментов архитектуры.

4

0,5

3,5

8

Мытищи. Храм Рождества Христова. Графика Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

4

0,5

3,5

Итого

44

4

40


 

Содержание программы.

1.Вводный инструктаж. Мытищи. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

Теория: Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Основные формы работы.

Техника безопасности на пленэре. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Последовательность построения простых геометрических объемов. Совмещение разных технических приемов в этюде. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита.

Практика: Линейная зарисовка отдельных деревьев с выразительным силуэтом (береза, дуб, сосна, ель). Линейная и тоновая зарисовка растений с выразительной пластикой

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

2. Церковь Благовещения в Тайнинском. Большие архитектурные формы

Теория: Техника безопасности на пленэре в городе. Знакомство с историей храма. Компоновка, цвет, тон, приемы работы

Практика: Этюд больших архитектурных форм в пейзаже. Тоновая проработка.

Материалы: Материалы: Планшет, бумага А4, пастель, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

3. ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Пленэр. Этюды цветов, растений, насекомых.

Теория: Особенности конструкции цветов. Нюансы тона и цвета. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Колористические особенности пленэрных этюдов. Способы исполнения этюдов: «алла-прима» или «по-сырому» с последующей доработкой.

Практика: Этюд одного-двух цветов с выраженной окраской (Роза, ирис).

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

4. Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

Теория: Знакомство с историей Абрамцево (экскурсия). Пленэр. Изучение малых архитектурных форм. Компоновка в листе, цвет, тон, приемы работы.

Практика: Этюд малых архитектурных форм в пейзаже. Проработка в тоне и цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

5. ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

Теория: История создания ВДНХ экскурсия. Пленэр. Наброски в рисунке и живописи. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита. Тон. Композиция. Назначение наброска. Виды набросков: линейные, тоновые, силуэтные, характера и т.д. Конкретность задач, определяющих манеру и детальность исполнения наброска.

Практика: Тоновая зарисовка аллеи в парке в глубину с первым планом (скамейка, фонари).

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

6. Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски водоплавающих в центральном городском парке. (На Яузе).

Теория: Линейная и воздушная перспектива в рисунке. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде.

Практика: Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. Выполнение двух набросков: карандашом и в цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

7.Мытищи Театр «Огниво». Зарисовки.

Теория: знакомство с историей театра. Линейная перспектива.

Практика: Две характерные зарисовки театра. Одна зарисовка выполняется линейно на передачу характера различными типами линий. Вторая зарисовка тоновая, с передачей освещения и объема театра.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

8.Мытищи Храм Рождества Христова. Графика. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

Теория: знакомство с историей Храма Рождества Христова. Линейная перспектива. Выделение главного.

Практика: Анализ натуры. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Выполнить два этюда с детальной проработкой архитектурных элементов храма.

Мытищи. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, акварель, гелевая ручка, баночка, палитра, ластик.

Учебно-тематический план для обучающихся: 12 – 17 лет

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Мытищи. Вводный инструктаж. «Истории парка» экскурсия. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

4

0,5

3,5

2

Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра. «Стили и канон Лавры» экскурсия. Большие архитектурные формы

8

0,5

7,5

3

ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Этюды цветов, растений, насекомых.

6

0,5

5,5

4

Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

8

0,5

7,5

5

ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

6

0,5

5,5

6

Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. (На Яузе в перловке утки)

4

0,5

3,5

7

Мытищи Театр Огниво. Зарисовки фрагментов архитектуры.

4

0,5

3,5

8

Мытищи. Храм Рождества Христова. Графика Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

4

0,5

3,5

Итого

44

4

40


 

Содержание программы.

1.Вводный инструктаж. Мытищи. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

Теория: Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Основные формы работы.

Техника безопасности на пленэре. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Последовательность построения простых геометрических объемов. Совмещение разных технических приемов в этюде. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита.

Практика: Линейная зарисовка отдельных деревьев с выразительным силуэтом (береза, дуб, сосна, ель). Линейная и тоновая зарисовка растений с выразительной пластикой

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

2. Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра. «Стили и канон Лавры» экскурсия. Пленэр. Большие архитектурные формы

Теория: Техника безопасности на пленэре в чужом городе. Знакомство с историей Сергиев Посада. Изучение строительной истории Черниговского скита. Компоновка, цвет, тон, приемы работы

Практика: Этюд больших архитектурных форм в пейзаже. Тоновая проработка.

Материалы: Материалы: Планшет, бумага А4, пастель, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

3. ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Пленэр. Этюды цветов, растений, насекомых.

Теория: Особенности конструкции цветов. Нюансы тона и цвета. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Колористические особенности пленэрных этюдов. Способы исполнения этюдов: «алла-прима» или «по-сырому» с последующей доработкой.

Практика: Этюд одного-двух цветов с выраженной окраской (Роза, ирис).

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

4. Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

Теория: Знакомство с историей Абрамцево (экскурсия). Пленэр. Изучение малых архитектурных форм. Компоновка в листе, цвет, тон, приемы работы.

Практика: Этюд малых архитектурных форм в пейзаже. Проработка в тоне и цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

5. ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

Теория: История создания ВДНХ экскурсия. Пленэр. Наброски в рисунке и живописи. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита. Тон. Композиция. Назначение наброска. Виды набросков: линейные, тоновые, силуэтные, характера и т.д. Конкретность задач, определяющих манеру и детальность исполнения наброска.

Практика: Тоновая зарисовка аллеи в парке в глубину с первым планом (скамейка, фонари).

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

6. Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. (На Яузе в Перловке)

Теория: Линейная и воздушная перспектива в рисунке. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде.

Практика: Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. Выполнение двух набросков: карандашом и в цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

7. Мытищи Театр Огниво. Зарисовки

Теория: знакомство с историей театра. Линейная перспектива.

Практика: Две характерные зарисовки театра. Одна зарисовка выполняется линейно на передачу характера различными типами линий. Вторая зарисовка тоновая, с передачей освещения и объема театра.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

8.Мытищи Храм Рождества Христова. Графика. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ

Теория: знакомство с историей Храма Рождества Христова. Линейная перспектива. Выделение главного.

Практика: Анализ натуры. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Выполнить два этюда с детальной проработкой архитектурных элементов храма.

Мытищи. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, акварель, гелевая ручка, баночка, палитра, ластик.

Приложение

Распорядок дня городского пленэра (в Мытищи):

10.00 – 10.15 – сбор участников

10.15 – 11.15 –определяемся с объектом

11.15 – 12.00 –демонстрация

12.00 – 12.30 – перерыв

12.30 – 14.00 – самостоятельная работа

Распорядок дня выездного пленэра (место сбора детей станция Мытищи):

9.00 – 9.05 – сбор участников станция Мытищи (если смотреть на станцию - внизу справа от лестницы конкорса

9.05 – 9.15 – выезд электричкой на объект пленэра

10.00 – 14.00 – пленэр, ознакомление с объектами для работ

12.00 – 12.30 – перерыв

12.30 – 14.00 – самостоятельная работа

15.00 – приезд группы на станцию Мытищи (телефоны родителей для связи должны быть у всех педагогов!)

Занятия ведут: профессиональный художник с высшим художественным образованием (МГХПА им. Строганова) Гареева Г.З. и педагог-художник (МГОУ) Мещерякова А.В., педагог дополнительного образования высшей квалификации, гид-экскурсовод Москвы и Золотого кольца России, член гильдии экскурсоводов и турменеджер Московского региона Волынкина И.В.

В программе:

Этюды элементов пейзажа. Зарисовки деревьев. Вода. Небо. Цветы Насекомые. Анималистика. Архитектура и т.д.

Локации

Пленэры будут проводиться в Подмосковье и Москве:

1 июня Мытищи. Мытищинский парк

2 июня Мытищи. Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра.

7 июня ВДНХ. Ботанический сад

9 июня Абрамцево Усадьба

14 июня ВДНХ

16 июня Мытищи р Яуза Перловка

21 июня Мытищи Театр Огниво

23 июня Мытищи Храм Рождества Христова

Что с собой брать?

Планшет А-3

Бумага скетчбук

Блокнот для набросков

Пастель или акварельные краски

Пенал скрутка с кистями; стакан для воды; тех вода для работ; скотч малярный; зажимы (на случай ветра и т.д.); карандаш простой; клячка; палитра; салфетки

Еда (ланч бокс + вода не сладкая без газа)

Телефон для фото с натуры (она меняется в зависимости светотени в течение дня)

Складной стульчик, сидушка

Что одеть?

Удобная одежда, которую не жалко испачкать, по погоде

Головной убор обязательно

Легкая куртка или дождевик

Запасные носки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации