12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыбулина Оксана Анатольевна70
Россия, Московская обл., Мытищи

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

краткосрочная (летняя) программа

«Пленэры в Подмосковье»

Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации: 1 месяц (1 по 24 июня)

Авторы-составители:

заместитель директора ОМР, педагог-организатор

Цыбулина Оксана Анатольевна

педагог дополнительного образования

Мещерякова Анастасия Владимировна

Пояснительная записка.

Направленность программы.

Пленэр – живопись на открытом воздухе, которая ставит задачу внимательно изучать реальные оттенки цвета в условиях естественного освещения и воздушной среды. Убедительно изображать натуру. Восприятие натуры в условиях пленэра существенно отличается от восприятия природы по фотографиям. Завершится пленер финальным показом сделанных работ и организацией художественной выставки «Пленэры в Подмосковье».

Актуальность: Актуальность состоит в значимости пленэра для обучающихся художественной направленности. Пленэр заставляет художника работать четко, ловко, без промедления, ухватывая главное в быстроменяющихся состояниях природы, требует от него накопления этих впечатлений в памяти. Это не только цель, но средство развития личности учащегося, его творческого потенциала, ведь интеллектуалами и творцами не рождаются.

В определении словаря «Академик» пленэр (от франц. Enpleinair – «на открытом воздухе») – живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Подразумевается передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Живопись на воздухе основа эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление). В России во 2-й половине XIX – начале XX века живописью на воздухе успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь. Пленэрная живопись сложилась на основе изучения натуры при естественном освещении и использовалась в основном для создания эскизов, сейчас же она является обязательным этапом в обучении. Проведение пленэрных практик играет огромную роль в творческой активности обучающихся, обогащает воображение и служит источником вдохновения, способствует развитию типов мышления: пространственного, образного, логического, технического, а также художественного вкуса и эстетической восприимчивости.

Новизна: Пленэрная практика всегда была необходима как составляющая учебных программ художественных направленностей. Новизна пленэра «Пленэры в Подмосковье» состоит в выборе объектов и предметов для работы сообразно географическому месту и в подаче экскурсионного сопровождения по тем объектам, которые станут предметом творчества наших юных художников.

Педагогическая целесообразность: Внутренние резервы ДЮЦ Туриста позволяют осуществлять данный вид программы, так как задействуют несколько видов деятельности: художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой (в виде экскурсионного сопровождения). Посредством смешения данных видов деятельности дети не только учатся рисовать, но и знакомятся с историческими, художественными, краеведческими данными Подмосковья. Такое педагогическое сопровождение обеспечит учащимся «осознанное» творчество.

Цель: Познакомить учащихся с работой на природе, расширить представление об окружающей действительности, дать основные представления о законах «пленэра», научить применять знания, полученные в художественной студии при работе на открытом воздухе.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания об особенностях пленэрного освещения;

- сформировать навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

- обучить навыкам работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов);

Развивающие:

- развить стойкий интерес к художественной деятельности;

- способствовать формированию основ художественной грамотности, художественного вкуса и творческой активности детей

Воспитательные

- воспитывать аккуратность и трудолюбие

- чувство уважения и любви к своей малой Родине

- культуру путешествий и поведения

Программа «Пленэр» тесно связана с программами по рисунку, живописи и композиции, проводимыми в течение года в МБУДО «ДЮЦ «Турист»

Обучающиеся познакомятся с особенностями выполнения набросков, зарисовок и разнообразием применяемых графических и живописных материалов. Программой предусмотрено активное применение живописных акварельных техник «ала-прима» и «по-сырому» в этюдах цветов, группы деревьев, растений, многопланового пейзажа

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Программа дает возможность использовать дифференцированный подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, различных по возрасту, художественным данным.

Результат: существенное улучшение навыков рисования, качественный скачок в развитии творческого потенциала.

В группе не более 12 человек на педагога.

Сроки реализации: с 1 по 24 июня для детей, обучающихся в художественных объединениях МБУДО «ДЮЦ «Турист» будет проходить программа «Пленэры в Подмосковье» рассчитанная на ребят, интересующихся пленэрной живописью, начинающих акварелистов или графиков.

Программы реализуются два дня в неделю с 1 по 24 июня:

вторник и четверг: работа на месте с 10:00 до 14:00; выездное занятие с 10:00 до 15:00

Программы реализуются для 2 возрастных категорий ( см учебно-тематические планы) 7 12 лет и 12 – 17 лет

Учебно-тематический план для обучающихся 7 – 12 лет

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Мытищи. Вводный инструктаж. «Истории парка» экскурсия. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

4

0,5

3,5

2

Церковь Благовещения в Тайнинском. Большие архитектурные формы

8

0,5

7,5

3

ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Этюды цветов, растений, насекомых.

6

0,5

5,5

4

Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

8

0,5

7,5

5

ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

6

0,5

5,5

6

Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски водоплавающих в центральном городском парке. (На Яузе)

4

0,5

3,5

7

Мытищи Театр Огниво. Зарисовки фрагментов архитектуры.

4

0,5

3,5

8

Мытищи. Храм Рождества Христова. Графика Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

4

0,5

3,5

Итого

44

4

40


 

Содержание программы.

1.Вводный инструктаж. Мытищи. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

Теория: Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Основные формы работы.

Техника безопасности на пленэре. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Последовательность построения простых геометрических объемов. Совмещение разных технических приемов в этюде. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита.

Практика: Линейная зарисовка отдельных деревьев с выразительным силуэтом (береза, дуб, сосна, ель). Линейная и тоновая зарисовка растений с выразительной пластикой

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

2. Церковь Благовещения в Тайнинском. Большие архитектурные формы

Теория: Техника безопасности на пленэре в городе. Знакомство с историей храма. Компоновка, цвет, тон, приемы работы

Практика: Этюд больших архитектурных форм в пейзаже. Тоновая проработка.

Материалы: Материалы: Планшет, бумага А4, пастель, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

3. ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Пленэр. Этюды цветов, растений, насекомых.

Теория: Особенности конструкции цветов. Нюансы тона и цвета. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Колористические особенности пленэрных этюдов. Способы исполнения этюдов: «алла-прима» или «по-сырому» с последующей доработкой.

Практика: Этюд одного-двух цветов с выраженной окраской (Роза, ирис).

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

4. Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

Теория: Знакомство с историей Абрамцево (экскурсия). Пленэр. Изучение малых архитектурных форм. Компоновка в листе, цвет, тон, приемы работы.

Практика: Этюд малых архитектурных форм в пейзаже. Проработка в тоне и цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

5. ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

Теория: История создания ВДНХ экскурсия. Пленэр. Наброски в рисунке и живописи. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита. Тон. Композиция. Назначение наброска. Виды набросков: линейные, тоновые, силуэтные, характера и т.д. Конкретность задач, определяющих манеру и детальность исполнения наброска.

Практика: Тоновая зарисовка аллеи в парке в глубину с первым планом (скамейка, фонари).

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

6. Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски водоплавающих в центральном городском парке. (На Яузе).

Теория: Линейная и воздушная перспектива в рисунке. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде.

Практика: Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. Выполнение двух набросков: карандашом и в цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

7.Мытищи Театр «Огниво». Зарисовки.

Теория: знакомство с историей театра. Линейная перспектива.

Практика: Две характерные зарисовки театра. Одна зарисовка выполняется линейно на передачу характера различными типами линий. Вторая зарисовка тоновая, с передачей освещения и объема театра.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

8.Мытищи Храм Рождества Христова. Графика. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

Теория: знакомство с историей Храма Рождества Христова. Линейная перспектива. Выделение главного.

Практика: Анализ натуры. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Выполнить два этюда с детальной проработкой архитектурных элементов храма.

Мытищи. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, акварель, гелевая ручка, баночка, палитра, ластик.

Учебно-тематический план для обучающихся: 12 – 17 лет

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Мытищи. Вводный инструктаж. «Истории парка» экскурсия. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

4

0,5

3,5

2

Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра. «Стили и канон Лавры» экскурсия. Большие архитектурные формы

8

0,5

7,5

3

ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Этюды цветов, растений, насекомых.

6

0,5

5,5

4

Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

8

0,5

7,5

5

ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

6

0,5

5,5

6

Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. (На Яузе в перловке утки)

4

0,5

3,5

7

Мытищи Театр Огниво. Зарисовки фрагментов архитектуры.

4

0,5

3,5

8

Мытищи. Храм Рождества Христова. Графика Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

4

0,5

3,5

Итого

44

4

40


 

Содержание программы.

1.Вводный инструктаж. Мытищи. Мытищинский парк. Линейная зарисовка деревьев, растений

Теория: Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Основные формы работы.

Техника безопасности на пленэре. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Последовательность построения простых геометрических объемов. Совмещение разных технических приемов в этюде. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита.

Практика: Линейная зарисовка отдельных деревьев с выразительным силуэтом (береза, дуб, сосна, ель). Линейная и тоновая зарисовка растений с выразительной пластикой

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

2. Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра. «Стили и канон Лавры» экскурсия. Пленэр. Большие архитектурные формы

Теория: Техника безопасности на пленэре в чужом городе. Знакомство с историей Сергиев Посада. Изучение строительной истории Черниговского скита. Компоновка, цвет, тон, приемы работы

Практика: Этюд больших архитектурных форм в пейзаже. Тоновая проработка.

Материалы: Материалы: Планшет, бумага А4, пастель, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

3. ВДНХ. «Движение природы» экскурсия. Ботанический сад. Пленэр. Этюды цветов, растений, насекомых.

Теория: Особенности конструкции цветов. Нюансы тона и цвета. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Колористические особенности пленэрных этюдов. Способы исполнения этюдов: «алла-прима» или «по-сырому» с последующей доработкой.

Практика: Этюд одного-двух цветов с выраженной окраской (Роза, ирис).

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

4. Абрамцево. «Души художника прекрасный уголок» экскурсия. Этюд малых архитектурных форм в пейзаже

Теория: Знакомство с историей Абрамцево (экскурсия). Пленэр. Изучение малых архитектурных форм. Компоновка в листе, цвет, тон, приемы работы.

Практика: Этюд малых архитектурных форм в пейзаже. Проработка в тоне и цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; ластик.

5. ВДНХ. «Гуляем по ВДНХ» экскурсия. Архитектурные мотивы. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками.

Теория: История создания ВДНХ экскурсия. Пленэр. Наброски в рисунке и живописи. Воздушная перспектива цвета. Понятие колорита. Тон. Композиция. Назначение наброска. Виды набросков: линейные, тоновые, силуэтные, характера и т.д. Конкретность задач, определяющих манеру и детальность исполнения наброска.

Практика: Тоновая зарисовка аллеи в парке в глубину с первым планом (скамейка, фонари).

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

6. Мытищи. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. (На Яузе в Перловке)

Теория: Линейная и воздушная перспектива в рисунке. Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде.

Практика: Анималистика. Зарисовки и наброски птиц в среде. Выполнение двух набросков: карандашом и в цвете.

Материалы: Планшет, бумага А4, скетчбук, акварель, баночка для воды, простой карандаш HB, B; гелевая черная ручка, ластик.

7. Мытищи Театр Огниво. Зарисовки

Теория: знакомство с историей театра. Линейная перспектива.

Практика: Две характерные зарисовки театра. Одна зарисовка выполняется линейно на передачу характера различными типами линий. Вторая зарисовка тоновая, с передачей освещения и объема театра.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, пастель, ластик.

8.Мытищи Храм Рождества Христова. Графика. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ

Теория: знакомство с историей Храма Рождества Христова. Линейная перспектива. Выделение главного.

Практика: Анализ натуры. Этюд как подготовительный материал в работе над картиной и как самостоятельное произведение. Выполнить два этюда с детальной проработкой архитектурных элементов храма.

Мытищи. Итоговое занятие. Длительный этюд пейзажа с передачей различного состояния погоды, времени дня, освещения. Просмотр пленэрных работ.

Материалы: Планшет, бумага А4, простые карандаши HB, B, акварель, гелевая ручка, баночка, палитра, ластик.

Приложение

Распорядок дня городского пленэра (в Мытищи):

10.00 – 10.15 – сбор участников

10.15 – 11.15 –определяемся с объектом

11.15 – 12.00 –демонстрация

12.00 – 12.30 – перерыв

12.30 – 14.00 – самостоятельная работа

Распорядок дня выездного пленэра (место сбора детей станция Мытищи):

9.00 – 9.05 – сбор участников станция Мытищи (если смотреть на станцию - внизу справа от лестницы конкорса

9.05 – 9.15 – выезд электричкой на объект пленэра

10.00 – 14.00 – пленэр, ознакомление с объектами для работ

12.00 – 12.30 – перерыв

12.30 – 14.00 – самостоятельная работа

15.00 – приезд группы на станцию Мытищи (телефоны родителей для связи должны быть у всех педагогов!)

Занятия ведут: профессиональный художник с высшим художественным образованием (МГХПА им. Строганова) Гареева Г.З. и педагог-художник (МГОУ) Мещерякова А.В., педагог дополнительного образования высшей квалификации, гид-экскурсовод Москвы и Золотого кольца России, член гильдии экскурсоводов и турменеджер Московского региона Волынкина И.В.

В программе:

Этюды элементов пейзажа. Зарисовки деревьев. Вода. Небо. Цветы Насекомые. Анималистика. Архитектура и т.д.

Локации

Пленэры будут проводиться в Подмосковье и Москве:

1 июня Мытищи. Мытищинский парк

2 июня Мытищи. Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра.

7 июня ВДНХ. Ботанический сад

9 июня Абрамцево Усадьба

14 июня ВДНХ

16 июня Мытищи р Яуза Перловка

21 июня Мытищи Театр Огниво

23 июня Мытищи Храм Рождества Христова

Что с собой брать?

Планшет А-3

Бумага скетчбук

Блокнот для набросков

Пастель или акварельные краски

Пенал скрутка с кистями; стакан для воды; тех вода для работ; скотч малярный; зажимы (на случай ветра и т.д.); карандаш простой; клячка; палитра; салфетки

Еда (ланч бокс + вода не сладкая без газа)

Телефон для фото с натуры (она меняется в зависимости светотени в течение дня)

Складной стульчик, сидушка

Что одеть?

Удобная одежда, которую не жалко испачкать, по погоде

Головной убор обязательно

Легкая куртка или дождевик

Запасные носки

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.