Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»



Согласовано»

методическим советом

МАУДО «ЦДТ»

Протокол № ___ от ______ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДО «ЦДТ»

­­­__________­­­­­­____­­­­

Приказ №_____от_______ г







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Глиняная мастерская»


для реализации в ДООЛ «Полянка

»







Возраст обучающихся: 7-10 лет


Срок реализации: 14 дней

Краткосрочная программа


Автор- составитель: Иноземцева Т.А.











Оренбург

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Содержание

1.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик рабочей программы»

3


1.1.

Пояснительная записка

4



Направленность (профиля) программы

4



Актуальность программы

6



Отличительные особенности программы

6



Адресат программы

6



Объем и сроки освоения программы

7



Формы обучения

7



Формы организации образовательного процесса

7



Режим занятий

8


1.2.

Цель и задачи программы

8



Цель

8



Задачи

8


1.3.

Содержание программ

9



Учебный план

9



Содержание учебного плана

10


1.4.

Планируемые результаты

13

2.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

15


2.1.

Календарный учебный график

15


2.2.

Условия реализации программы

17


2.3.

Формы аттестации/контроля

17


2.4.

Оценочные материалы

18


2.5.

Методические материалы

24

3.

Список литературы

26



















Комплекс основных характеристик программы

«Художественная лепка»

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Летний отдых в загородном лагере это - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей учащихся, вовлечения в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Участники лагерных смен могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, а также с пользой провести свободное время, что и осуществляет профильная смена.

2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Программа «Глиняная мастерская» позволяет учащимся глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества; овладеть приѐмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, приѐмами стилизации, особенностями образа в декоративном искусстве.

Данная программа даёт возможность приобщения детей к миру декоративно-прикладного творчества, развитие практических навыков работы с глиной, знакомство с истоками народной культуры и традициями. Глина издавна используется для изготовления предметов домашнего обихода, игрушек и украшений. Глиняные изделия всегда кажутся   теплее и трогательнее остальных — ведь вместе со следами рук они хранят и частичку души мастера. Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арт-терапией. Непоседливым и неусидчивым детям, занятия лепкой помогают - научиться концентрироваться. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема, позволяет приобщиться к древнейшему искусству. Так неживая природа становится детям понятнее, ближе и интереснее. Именно для этого и разработана программа кружка «Глиняная мастерская» для занятий в загородном лагере.

1.1.Пояснительная записка

Народное творчество вообще и малая скульптура в частности – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Глиняная игрушка, национальна по содержанию, способна активно воздействовать на духовное развитие человека. Широкая пропаганда народного искусства имеет немалое значение в самых разных аспектах. Здесь можно говорить о мощном факторе патриотического воспитания.

Изучение прошлого нашей родины, постижение красоты национального искусства, вселяет в нас чувство гордости за свой народ, уважение к его истории.

Дополнительная краткосрочная программа «Глиняная мастерская» ориентируется на развитие творческих способностей, и формирование важных качеств личности, связанных с национальным самосознанием – чувством своей причастности к народу, к его истории и культуре.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная лепка» имеет художественную направленность.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. №336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»;

Закон Оренбургской области от 18.12.2009 № 3271/751-IV-ОЗ «Об осуществлении и финансовом обеспечении отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области»;

Закон Оренбургской области от 18.12.2009 № 3272/752-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей»;

Распоряжение правительства от 29.05.2015 г № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Национальный проект «Образование» «Успех каждого ребенка»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2021 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Инструктивные письма Минобрнауки РФ (от 14.04.2011 г. № МД-463/06, от 26.10.2012 № 09-260, от 01.04.2014 № 09-613, от 18.11.2015 № 09-3242);

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления».

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Правительства Оренбургской области от 02.04.2013 № 255-п «О порядке осуществления и финансового обеспечения отдыха, и оздоровления детей в Оренбургской области»;

Указ Губернатора Оренбургской области от 07.12.2010 № 252-ук «Об определении уполномоченного органа по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей в Оренбургской области»;

Указ Губернатора Оренбургской области от 12.04.2012 № 211-ук «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2012 году и последующие годы»;

Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»;

Положение о Детском оздоровительно-образовательном лагере «Факел».

Актуальность программы

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Глиняная мастерская» обусловлена ее направленностью на ознакомление с разными технологическими приемами работы с глиной, с историей возникновения керамики, способствующие обогащению кругозора детей, формированию эстетического восприятия, приобщению к духовным ценностям. Лепка – осязаемый вид творчества, в процессе которого ребенок получает конкретный продукт своей деятельности и может оценить результаты своего труда. Занятия лепкой благотворно сказываются на здоровье обучающихся, снимают стрессовое состояние, обеспечивая тем самым здоровое психическое развитие детей разного возраста.

Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что она ориентирована на творческую работу с пластичным материалом – керамическая, красная глина и направленностью на изучение приемов лепки и росписи народной игрушки с учетом становления и развития народных художественных ремёсел населения Южного Урала и Оренбургской области.

Адресат программы

Программа адресована учащимся от 7 до 10 лет. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий развития, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л. Рубинштейн называл его одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства. Ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества новый не сам по себе, объективно, а новый для человека, его впервые создавшего. В частности, таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, художественной росписи и лепки.

Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана на 14 часов, реализуется в течение одной лагерной смены - 14 дней.

Формы обучения

Форма обучения - очная. Организация образовательного процесса происходит в групповой форме.

Образовательный процесс включает следующие занятия:

практические занятия,

мастер-класс,

организация выставки работ.

Особенности организации образовательного процесса

Организация творческой деятельности по программе «Глиняная мастерская» - это система занятий, которая включает в себя цикл теоретических и практических знаний по лепке из глины, истории керамики, художественную роспись, практическую работу по принципу от простого к сложному. Содержание краткосрочной программы обучения предусматривает усвоение учащимися знаний о способах, приемах лепки и росписи керамических изделий, расширение представлений о народном творчестве, формирование наблюдательности, умения анализировать предметы и явления окружающего мира, умения взаимодействовать друг с другом. В качестве активизации учебного процесса на занятиях активно используются игровые формы обучения, необходимых для более точного изображения задуманных работ в керамике. Для объяснения нового материала используются словесные методы - беседа и рассказ, в которых детям представляются базовые понятия курса.

Центральное место в обучении и творческом процессе занимают практические занятия, наглядный материал, показ приемов изготовления скульптуры малых форм в глине, показ приемов в росписи. Образовательный процесс происходит в условиях неформального содружества педагога и учащихся, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности, что способствует более интенсивному процессу социализации формирующейся личности, выработке норм социального общения. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной, а залогом успеха является неповторимость произведения каждого ребенка, его замысла и идеи.

Режим занятий

Занятия проводятся 7 раз в неделю по 1 академическому часу.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей обучающихся через освоение искусства народного промысла лепки из глины.


Достижению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:

Воспитывающие:

- воспитание эстетически-нравственного восприятия окружающего мира, любви к прекрасному, трудолюбия, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели;

- воспитание активного, творческого отношения к жизни, самостоятельности и инициативности;

- воспитание дисциплинированности, аккуратности, пунктуальности, коммуникативных качеств, чувства ответственности за успех общего дела

Развивающие:

развитие мелкой моторики руки; аккуратности и ответственности в выполнение поделки из глины;

развитие у обучающихся художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие эстетического восприятия окружающего мира, образного мышления и воображения;

Обучающие:

- познакомить обучающихся с элементарными знаниями по лепке и росписи народных игрушек из глины, историей развития искусства;


- обучить правилам пользования инструментами и материалами по лепке;


- обучить учащихся основам композиционного построения, приемам, способам и техникам лепки и росписи предметов из глины.

3.1 Содержание программы

Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1



1.1

Вводное занятие. Лепка из глины как вид декоративно - прикладного творчества. Техника безопасности.

1

1


Беседа

2.

Обучение приемам работы с глиной.

2

1

1


2.1

История керамики и скульптуры. Способы объемной лепки.

1

1


Наблюдение. Итоговая работа

2.2

Приемы работы с красками. Роспись орнамента.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа

3.

В мире животных (малые скульптурные формы)

3


3


3.1.

Лепка и оформление зайчика.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа

3.3.

Лепка и оформление лисы.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа

3.4.

Лепка и оформление медведя

1


1

Наблюдение. Итоговая работа

4.

Народные игрушки.

5

1

4


4.1.

Знакомство с ярославской игрушкой. Лепка и оформление ярославской свистульки.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа

4.2.

Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка и оформление петушка.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа

4.3.

Знакомство с каргопольской игрушкой. Лепка каргопольского козлика.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа е

4.4.

Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка и оформление лошадки.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа

4.5.

Роспись и орнамент оформления народных игрушек.

1

1


Наблюдение. Итоговая работа

5.

Коллективная композиция

В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»

3

1

2


5.1.




Лепка и оформление волка.




1


1

Наблюдение. Итоговая работа.



5.2.

Лепка и оформление козлят.

1


1

Наблюдение. Итоговая работа.



5.3.

Роспись персонажей и оформление композиции.

1

1


Наблюдение. Итоговая работа

Итого:

14

14

4

10



Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение (1 час).

Тема 1. Лепка из глины как вид декоративно - прикладного творчества.

Теория: Понятие «декоративно-прикладное творчество». Материалы и инструменты для работы с глиной, правила их использования. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Просмотр презентации на тему «Лепка из глины».

Раздел 2. Обучение приемам работы с глиной. (2 часа).

Тема 1. История керамики и скульптуры. Способы объемной лепки. (1 ч.)

Теория: История появления искусства керамики, малых скульптур. Виды керамики, использование керамики в жизни человека. Способы объемной лепки фигур животных. Приемы лепки: скатывание, вытягивание, выглаживание, сушка изделий. Алгоритм лепки объемных фигур, соединение деталей.

Практика. Практическая работа по изучению качеств и свойств различных пород и глин. Работа с инструментами. Лепка по выбору детей для выявления первоначальных навыков лепки.

Тема 2. Приемы работы с красками. Роспись орнамента. (1 ч.)

Теория. Теплые и холодные цвета и оттенки. Способы смешивания красок для получения другого цвета или оттенка. Правила работы кистью, красками. Работа с белилами.

Практика. Роспись орнамента на листе по эскизу.

Раздел 3. В мире животных (малые скульптурные формы) (3 ч.)

Тема 1. Лепка и оформление зайчика. (1 ч.)

Теория. Образ зайца, его характерные особенности. Технология лепки и соединения деталей (прижимание и примазывание), приемы деления на части. Беседа о среде обитания зайцев в природе.

Практика. Лепка и оформление зайца. Деление куска глины на разные части, прилепливание, примазывание.

Тема 2. Лепка и оформление медведя. (1 ч.)

Теория. Приемы передачи характера хитрой лисы в керамике. Приемы и способы лепки животных. Алгоритм лепки лисы.

Практика. Лепка и оформление лисы. Скатывание куска глины и деление на разные по величины, для разных частей туловища.

Тема 3. Лепка и оформление медведя. (1 ч.)

Теория. Знакомство с иллюстрациями медведя. Сопоставления образа жизни медведя в живой природе с описанием медведя в сказке. Обсуждение и анализ способов, этапов и приемов работы. Повторение приемов и способов лепки животных.

Практика. Лепка и оформление медведя. Скатывание глины, прилепливание, выглаживание.

Раздел 4. Народные игрушки (5 ч.)

Тема 1. Знакомство с ярославской игрушкой. Лепка и оформление ярославской свистульки. (1 ч.)

Теория. Происхождение ярославской игрушки. Характерные черты ярославской игрушки. Алгоритм и этапы выполнения ярославской свистульки. Элементы орнамента.

Практика. Лепка и оформление ярославской свистульки. Технология лепки игрушки из целого куска, вытягивание глины.

Тема 2. Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка и оформление петушка. (1 ч.)

Теория. Происхождение филимоновской игрушки. Сходства и различия филимоновской игрушки с другими уже знакомыми детям народными игрушками. Характерные черты филимоновской игрушки. Алгоритм и этапы выполнения петушка. Элементы орнамента.

Практика. Лепка и оформление филимоновской игрушки. Технология лепки туловища петушка из целого куска. Примазывание и присоединение деталей.

Тема 3. Знакомство с каргопольской игрушкой. Лепка каргопольского козлика. (1 ч.)

Теория. История происхождения каргопольской игрушки. Сходства и различия каргопольской игрушки с филимоновской и дымковской игрушками. Характерные черты каргопольской игрушки. Технология лепки и росписи каргопольской игрушки. Свойства глины для лепки каргопольской игрушки. Элементы орнамента каргопольской игрушки.

Практика. Лепка основы игрушки – туловище с вытянутыми ногами. Вылепливание и присоединение деталей игрушки.

Тема 4. Роспись и орнамент оформления народных игрушек. (1 ч.)

Теория. Элементы орнамента народных игрушек, их символов и особенностей. Приемы росписи. Цветовая палитра различных игрушки. Изучение образцов росписи орнамента разных народной игрушек.

Практика. Составление эскиза орнамента игрушек. Роспись народных игрушек по образцу.

Раздел 5. Коллективная композиция. В гостях у сказки «Волк и семеро козлят» (3 ч.)

Тема 1. Лепка и оформление волка. (1 ч.)

Теория. Персонажи сказки «Волк и семеро козлят». Изображение персонажей сказок. Характерные особенности каждого персонажа сказки. Техника составления эскиза. Алгоритм лепки и оформления объемной фигуры.

Практика. Изготовление крупных, мелких деталей работы. Соединение деталей работы приемами примазывания и выглаживания поверхности работы.

Тема 2. Лепка и оформление козлят. (1 ч.)

Теория. Изучение персонажей козлят из сказки по иллюстрации. Последовательность лепки козлят. Изучение эскизов и иллюстраций по сказке.

Практика. Изготовление крупных, затем мелких деталей работы. Соединение деталей с помощью комбинированного приема лепки. Лепка козлят.

Тема 3. Роспись персонажей и оформление композиции. (1 ч.)

Теория. Особенности подбора красок и оттенков. Изучение характера персонажей. Выбор вида росписи (дымковская роспись).

Практика. Сушка, предварительная шлифовка и покрытие белилами. Роспись работ акварелью и гуашью. Оформление композиции. Выставка детских работ. Подведение итогов, анализ выставочных работ.

Планируемые результаты

I. Личностные результаты.

Базовый уровень.

1. Ценностное отношение к себе, сверстнику, взрослому, к народной культуре, к результатам своего труда.

2. Устойчивая мотивация к изучению мирового художественного наследия, занятиям по программе «Глиняная мастерская» и декоративно-прикладным творчеством.

3. Дифференцированное оценивание своих способностей в декоративно-прикладном творчестве.

II. Метапредметные результаты.

1. Регулятивные универсальные учебные действия.

Базовый уровень.

1. Умение действовать по заданному образцу.

2. Умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельности.

3.Умение планировать свою деятельность по изготовлению изделия из глины.

4. Умение сравнивать с эталоном результат собственной деятельности.

2. Познавательные универсальные учебные действия.

Базовый уровень.

1.Умение формулировать учебную цель с помощью педагога.

2.Умение сравнивать, классифицировать изделия из глины по заданным параметрам.

3. Умение преобразовать объект (долепи, дорисуй).

4. Умение выбирать средства для реализации художественного замысла.

Повышенный уровень.

1.Умение выделять параметры сравнения, классификации художественных работ.

2.Умение преобразовывать заданный образец изделия.

Базовый уровень.

1. Умение взаимодействовать в парной, групповой и коллективной работе.

2. Умение выражать отношение к своим работам и работам сверстников.

3.Умение оформлять диалогические высказывания.

4.Умение анализировать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

III. Предметные результаты.

Базовый уровень.

1.Знание правил техники безопасности на занятиях.

2. Знание истории возникновения керамики, ремесел с использованием различных видов глины.

3. Знание способов и приемов лепки из глины и росписи изделий.

4. Знание разновидностей народных игрушек из глины (каргопольской, ярославской, дымковской, филимоновской), особенностей их оформления.

5. Умение создавать коллективные композиции.

6.Умение вылепить объемные фигуры животных, по образцу и замыслу из глины.












II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

1 смена

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

06

7


Групповая

1

Введение

Вводное занятие:

-лепка из глины как вид декоративно - прикладного творчества.

-техника безопасности.

Холл II этажа в IV корпусе

Беседа

2

06

8, 9


Групповая

2

Обучение приемам работы с глиной.

-история керамики и скульптуры. Способы объемной лепки.

-приемы работы с красками. Роспись орнамента.

Холл II этажа в IV корпусе

Наблюдение. Итоговая работа

3

06

10, 11,

12


Групповая

3

В мире животных (малые скульптурные формы)

- лепка и оформление зайчика.

- лепка и оформление лисы.

- лепка и оформление медведя

Холл II этажа в IV корпусе

НаблюдениеИтоговая работа


4

06

13,14,

15,16,

17


Групповая

5

Народные игрушки.

-знакомство с ярославской игрушкой. Лепка и оформление ярославской свистульки.

- знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка и оформление петушка.

-знакомство с каргопольской игрушкой. Лепка каргопольского козлика.

-знакомство с дымковской игрушкой. Лепка и оформление лошадки.

-роспись и орнамент оформления народных игрушек.

Холл II этажа в IV корпусе

Наблюдение. Итоговая работа

5

06

18, 19,

20


Групповая

2

Коллективная композиция

В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»

- лепка и оформление волка.

- лепка и оформление козлят.

- роспись персонажей и оформление композиции.

Холл II этажа в IV корпусе

Наблюдение. Итоговая работа








2.2 Условия реализации программы

Материально-технические условия:

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Потолки, стены и полы безопасны для пребывания детей.

Материальные ресурсы:
Оборудование: столы для ручных работ, стулья, выставочные стенды, шкафы для хранения и сушки изделий и оборудования, раковины.

Индивидуальные инструменты и материалы: глина красная керамическая, картон, бумага, стеки различных форм (рифленые, прямые, заостренные), кисти различных номеров (от тонких до широких), непроливайки, краски (акварель, гуашь), белила, бумажные салфетки, доски для лепки, рабочая одежда, полотенца.

Методическое обеспечение программы

Технологические карты, книги с инструкциями

Компьютер, презентации;

Информационное обеспечение:

1. Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых -

http://stranamasterov.ru/

https://www.pinterest.ru/ - портал творческих идей.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории.

2.3 Формы аттестации и контроля

Формой контроля реализации Программы является мониторинг, осуществляемый по итогам и ходу образовательной деятельности с учащимися.

Текущий мониторинг проводится по окончании занятия. Текущий контроль эффективности занятия оценивается по выполняемым обучающимися упражнениям, участии в играх, представлению собственных работ.

Итоговый контроль осуществляется в конце смены по результатам участия в выставке.

Оценивание творческих работ происходит по следующим критериям:

Оригинальность и привлекательность созданной поделки;

Сложность исполнения;

Дизайн игрушки.

Оценочные материалы

Оценочные материалы представлены в диагностической карте, которая содержит базовые параметры (диагностический минимум), перечень диагностического инструментария под каждый параметр, сроки проведения диагностики и ответственные за её проведение. Диагностическая функция распределена между педагогом и психологом. Педагог отслеживает результаты с помощью предметных проб, психолог с помощью диагностических методик.

Диагностическая карта наблюдения за развитием

учебно-познавательного интереса (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (далее карта наблюдения) предназначена для изучения качественных характеристик заявленного параметров. Карта наблюдения включает в себя таблицу с описанием диагностических признаков уровня сформированности у воспитанников учебно-познавательного интереса (таблица 1) и бланк фиксации результатов (бланк 1). Полученные результаты наблюдения могут быть использованы педагогом как непосредственная основа для обобщения и оценки сформированности учебно-познавательного интереса и для внесения корректив в свою педагогическую деятельность.

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Процедура проведения:

Педагог фиксирует результаты наблюдения в бланке 1 в течение учебного года. Системное наблюдение в течение учебного года (педагог может фиксировать результаты не ежемесячно, а, например, 1 раз в 2 месяца), что позволит обобщить эти данные и выявить общий результат наблюдения (бланк 1). Первичные результаты заносятся в общий бланк по прошествии 1-2 месяцев от начала занятий. В бланке выставляется уровень сформированности учебно-познавательного интереса, определяемый по представленным в таблице 1 диагностическим признакам. Итоговый результат фиксируется в бланке в конце учебного года.

Анализ динамики развития учебно-познавательного интереса позволяет сделать вывод об эффективности процесса обучения. При анализе результатов наблюдения следует обращать внимание не только на индивидуальные результаты воспитанников, но и на групповую динамику.

Результаты могут быть представлены в виде диаграмм.

Инструкция для педагога: Перед Вами таблица с качественными характеристиками учебно-познавательного интереса, разбитыми на 6 уровней. Вам необходимо, основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением каждого учащегося Вашего творческого объединения и знаниях о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы на занятии по Вашему предмету, отметить те признаки, которые непосредственно характерны для каждого учащегося.

Для этого предлагается использовать выделенные в таблице 1 основные и дополнительные диагностические признаки.

Оценка сформированности учебно-познавательного интереса:

- уровень 1 — у учащегося не сформирован учебно-познавательный интерес;

- уровни 2 — у учащихся учебно-познавательный интерес сформирован на очень низком уровне;

- уровень 3 — у учащихся учебно-познавательный интерес сформирован на низком уровне;

- уровень 4 — у учащихся удовлетворительный (средний) уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

- уровень 5 — у учащихся высокий уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

- уровень 6 — у учащихся очень высокий уровень сформированности учебно-познавательного интереса.

Таблица 1

Уровни

Основной диагностический признак

Дополнительный диагностический признак


Уровень сформированности учебно-познавательного интереса

1. Отсутствие интереса.

Интерес к занятиям практически не обнаруживается. Исключение составляет реакция на яркий, необычный материал.

Безразличное или негативное отношение к выполнению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну.

Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не к теории.

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет.

3. Любопытство.

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам выполнения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто,

включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает.

4. Ситуативный учебный интерес.

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач).

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается.

5. Устойчивый

учебно-познавательный интерес.

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

6. Обобщенный

учебно-познавательный интерес.

Интерес возникает

независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентируется на общие способы решения системы задач.

Интерес - постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется интерес.


Оценка уровня творческих способностей личности (В.И. Андреев).

В диагностике используется 10-балльная шкала самооценки личностных качеств, либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Однако следует помнить, что все оценки относительны. При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.

1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?

2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы - генератор идей?

3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?

4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?

5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?

6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?

7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?

8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?

9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?

11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

12.В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?

13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?

15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по учебе?

16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?

17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?

18. Как часть вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

По результатам самооценки вы можете далее построить свой профиль творческих качеств и определить, к какому типу творческой личности вы относитесь (по наивысшему уровню развития соответствующего качества) (см. рисунок). Кроме того, вы можете определить уровень ваших творческих способностей на основе суммарного числа набранных вами баллов.

t1665285183aa.jpg

Рис. Построение профиля творческих качеств

и определение типа творческой личности

(пример использования 10-бальных шкал самооценки)

Суммарное число Уровень творческих

баллов способностей личности

18 – 39 1 – очень низкий уровень

40 – 54 2 - низкий

55 – 69 3 – ниже среднего

70 – 84 4 – чуть ниже среднего

85 – 99 5 – средний уровень

100 – 114 6 – чуть выше среднего

115 – 129 7 – выше среднего

130 – 142 8 – высокий уровень

143 – 162 9 – очень высокий уровень

163 – 180 10 - наивысший

Методическое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Глиняная мастерская» - это курс формирования и развития теоретических знаний и практических навыков учащихся по лепке из глины.

Создание и накопление методического материала позволит результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащегося, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

1. Конспекты занятий.

2. Методические разработки.

3. Дидактические материалы.

4. Раздаточный материал для самостоятельной работы

5.Схемы и таблицы

Для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебной работы:

1. Фронтальная – демонстрация наглядного материала, постановка вопросов;

2. Индивидуальная – работа с отстающими (дополнительное объяснение задания) или одаренными детьми (представление им творческой самостоятельности в работе).

3. Групповая – при которой коллектив делится на несколько групп с учетом способностей, возраста, темпа работы.

Основным типом занятия по программе является комбинированное занятие, которое имеет следующую структуру:

1. Организационная часть.

2. Вступительная беседа.

3. Самостоятельная формулировка новой темы и целеполагания.

4. Объяснение и показ наглядности.

5. Самостоятельная творческая работа учащихся.

6. Выставка работ.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Выделенные этапы могут по-разному гибко комбинироваться в зависимости от педагогических целей.

Педагогические технологии

В образовательном процессе используются:

-технология индивидуализации обучения - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся; один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).

-технология группового обучения. При групповой форме деятельности обучающиеся делятся на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

-технология коллективного взаимообучения, позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся различному уровню сложности содержания обучения.

III. Список литературы

1. Андреев, В.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья, творчества / В.И. Андреев, А.И. Щетинская. – Казань. – Оренбург: Центр инновационных технологий, 2001. – 328с.

2. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности /Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.

3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р // Вестник образования России. – 2012. – №24. – С. 16-17.

4. Железнова, Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования /Л.Б. Железнова. – Оренбург, 1998.

5. Кискальт, Изольда. Соленое тесто. – М.: Аст-пресс, 2002.

6. Конституция Российской Федерации (12.12.1993г).

7. «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

8. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – 2009. – №6. – С. 26-32

9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утв. Президентом РФ от 30.04.2012г. // Вестник образования России. – 2012. – №10. – С. 29-34.

10. Концепция развития дополнительного образования детей //Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – №6. – С. 3-10 // Библиотечка для УДОд. – 2014. – №5.

11. Лежнева, С.С., Булатова И.Н. Сказка своими руками / С.С. Лежнева, И.Н. Булатова. – Мн.: Полыми, 1995.

12. Лебедева, А.И. Умелые руки не знают скуки / А.И. Лебедева. – М.: Малыш, 1989.

13. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Проект, направленный в регионы для ознакомления Департаментом дополнительного образования детей, воспитания молодежной политики Минобрнауки РФ 26.12.2012г. // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. – 2013. – №4. – С. 103-127.

14. Меняеева, Н.М. Формулирование общекультурных умений школьников (поведенческий аспект) / Н.М. Меняева. – Оренбург, 2000.

15. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (указ Президента РФ от 01.06.2012 №761) // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. – №8. – С. 50. [Электронный ресурс]. – М. – Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http//www.pravo.gov.ru, 04/06/2012 .

16. Немов, Р.С. Психология образования: II книга /Р.С. Немов. – М, 1994.

17. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

18. Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 910-пп «Об утверждении государственной программы «Патриотиче-ское воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской об-ласти» (вместе с «Государственной программой «Патриотическое воспи-тание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области»).

19. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013г. № ИР – 352/09 // Вестник образования России. – 2013. – №12. – С. 28-35.

20. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-ции режима работы образовательных организаций дополнительного об-разования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Ми-нюсте России 20.08.2014 № 33660).

21. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 // Вестник образования России. – 2011. – №7-8-9.

22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

23. Силаева, К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Эксмо, 2006.

24. Скребцова, Т.О. Соленое тесто: идеи для интерьера / Т.О. Скребцова. – Ростов н/Д., 2006.

25. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/ //Нормативные документы ОУ. – 2015. – №8. – С. 7-20.

Электронные ресурсы:

Учительская копилка -

http://uchkopilka.ru/

Социальная сеть работников образования -

http://nsportal.ru/

Классные часы. Всероссийский образовательный портал-

http://www.klassnye-chasy.ru/

Сообщество взаимопомощи учителей

http://pedsovet.su/

Учительский портал -

http://www.uchportal.ru/

Учебно-методический кабинет -

http://ped-kopilka.ru/

Правительство Оренбургской области. Министерство образования -

http://www.minobr.orb.ru/

Информационно-методический портал «Образование» -

http://dopedu.ru/

Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых -

http://stranamasterov.ru/

Внешкольник. Образовательный портал -

http://vneshkolnik.ru/











14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.