Краткосрочный курс по выбору «Мировые головоломки» для 7 класса

1
0
Материал опубликован 9 March 2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Краткосрочный курс по выбору «Мировые головоломки»

7 класс

Ткаченко Алла Евгеньевна

МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В свободное время подростки проводят у экранов телевизоров, компьютеров и электронных приставок, совсем забытыми оказались спокойные настольные игры. А ведь именно с помощью этих игр развиваются воображение, логическое мышление и зрительная память. Также это возможность проводить творчески свободное время на переменах и после уроков. Головоломки являются доступными настольными играми, многие можно изготовить самим из подручных материалов.

Головоломка – непростая задача, обличенная в форму какой-либо игрушки с секретом.  Для решения головоломки, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Головоломки в первую очередь влияют на умственное развитие ребенка и относятся к ряду интересных и развлекательных игр. Ведь так интересно разгадывать то, что скрыто секретом и не доступно каждому.

Также головоломка может помочь повысить самооценку ребенка и обнаружить такие способности, о которых даже и не имели представления. Любая головоломка поможет успокоиться, снять негативные эмоции. После такой игры ученик будет гораздо спокойнее и уравновешеннее.

Польза головоломки состоит и в приучении к самостоятельности. Решая головоломку, ученик должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения.

Если головоломка предусматривает участие нескольких игроков, то ученик обретает навыки общения с другими, что пригодится во всех сферах жизни как в настоящем, так и в будущем.
Все головоломки, используемые в данном курсе, соответствуют возрасту учащихся. И подобраны так, что позволяют учащимся переходить от знакомства с простой головоломки к более сложной, не нарушая основного принципа дидактики. Одна из них – это «Пентамино»,
вторая – «Алиас», принадлежащие к играм класса «Мировые головоломки».

Модели игр класса «Мировые головоломки» состоят из геометрических фигур, разрезанных по определенным лекалам. Разгадать головоломку – это значит выложить на плоскости сложное изображение из простых деталей, либо, наоборот – из множества кусочков неправильной формы сконструировать простую фигуру. Мировые головоломки будут интересны детям широкого возрастного диапазона, ведь для каждого возраста предусмотрена определенная степень сложности.

Игры цикла «Мировые головоломки» развивают пространственно-логическое мышление, мелкую моторику, восприятие формы и креативность. Возможности поиска самостоятельного решения и выбора одного из многих вариантов играют ведущую роль в формировании лидерских качеств. Пытаясь из разрозненных элементов создать новую фигуру, дети учатся быть внимательными и пользоваться абстрактными образами, без чего невозможно представить сборку даже самой простой из мировых головоломок.

Играя с головоломкой, ребенок будет постепенно повышать интеллект, и переходить на более высокий уровень. Ведь психологами доказано, что дети, которые с самого раннего детства играют с различного вида головоломками, интеллектуально развиты, имеют хорошее логическое мышление, а в старшем возрасте продуктивно мыслят.

Цель программы: Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений через знакомство с рядом настольных игр – мировых головоломок.

Задачи программы:

повышать уровень развития учащихся, их логического мышления и расширять кругозор;

развивать у школьников интерес к головоломкам и истории их создания, знакомство с авторами и изобретателями головоломок;

развивать навыки самостоятельной работы и усидчивости;

воспитывать у учащихся настойчивость, волю, упорство и терпение в достижении цели.

Вид программы: модифицированная.

Тип программы: практикоориентированная.

Формы и режим занятий: групповые занятия, основанные на объединение детей по возрасту. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Продолжительность курса - 1 четверть (8 часов).

Возраст обучающихся: программа рассчитана на возраст детей 13-14 лет. Курс основан не на глубоких теоретических знаниях, а на практических занятиях развития умственных способностей.

Планируемые результаты:

личностные:

- умение отличать головоломку от простой игрушки и понимать, что такое головоломка;

- умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи;

- самооценка результатов деятельности;

- умение работать командой;

- формирование  начальных элементов  конструкторского мышления;

- развитие логического мышления и пространственных представлений;

метапредметные:

- умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

предметные:

- представление об играх: «Танграм», «Пентамино», «Алиас» как способах организации своего досуга.

Текущий контроль: проводится посредством выполнения детьми самостоятельных работ по пройденным темам и подготовке к итоговой выставке.

Оценка результатов

Коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по системе «зачет» - «незачет»:

Головоломка «Танграм» - изготовление деталей Танграма 1 балл

- сборка фигуры из деталей Танграма 5 баллов

- аккуратность 2 балла

- творческий подход 2 балла

Итого: 10 б

Головоломка «Пентамино» - изготовление деталей Пентамино 1 балл

- сборка фигуры из деталей Пентамино 5 баллов

- аккуратность 2 балла

- творческий подход 2 балла

Итого: 10 б

Игра «Алиас» - изготовление игровых карточек (5-10 шт.) 5 - 10 баллов

- аккуратность 2 балла

- степень сложности 2 балла

- участие в проведении игры в команде 1 балл

Итого: 10-15 б

Максимальное число баллов за курс – 30 - 35. Зачет от 20 баллов.

Перечень возможных продуктов для защиты:

- выполнение творческих работ и их выставка

- изготовление из цветного картона деталей-фигур головоломок «Танграм» и «Пентамино» и составление из них разных аппликаций;

- изготовление набора карточек и игрового поля к словесной игре «Алиас»,

- организация игры «Алиас» внутри рабочей группы.

Материалы, инструменты, приспособления:

Для выполнения работ необходимы определенные материалы и приспособления:

-Бумага: офисная, цветная, картон.

-Инструкции по построению моделей – фигур головоломки на определенную тематику.

Содержание курса

Вводное занятие (1 час.)
Вводное занятие, на котором учащиеся «окунаются» в большой мир головоломок. Здесь же дается определение головоломки и знакомство с видами головоломок.
Геометрические головоломки (3 часа).
Геометрические головоломки на разрезание: старинный «Танграм», современное «Пентамино».
Словесные головоломки (3 часа).
Головоломки для развития логического мышления и расширения кругозора серии «Алиас».
Итогового занятие (1 час).

Подведение итогов. Отчет, презентация, демонстрация продуктов курса.

Учебно-тематический план

Содержание

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Что такое головоломка? Начальные сведения о некоторых головоломках.

1

 

2

Геометрическая головоломка «Танграм», изготовление деталей - фигур игры и составление разных изображений с их помощью.

 

1

3

Геометрическая головоломка «Пентамино», изготовление деталей - фигур игры.

 

1

4

Составление на плоскости разных изображений с помощью деталей «Пентамино».

 

1

5

Словесная головоломка - настольная игра «ALIAS» и ее разновидности.

1

 

6

Создание карточек и игрового поля к игре «ALIAS PARTY»

 

1

7

Проведение игры «ALIAS PARTY» в группе.

 

1

8

Итоговое занятие.

 

1

 

Итого

2

6

Источники, использованные при составлении программы:

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/171631 - история «Пентамино»

2. http://relax.com.ua/how-to-have-fun/table-games/alias/ - правила игры «Алиас»

http://www.babylessons.ru/pentamino-golovolomka-dlya-detej-svoimi-rukami/ - правила головоломки «Пентамино»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.