Краткосрочный курс по выбору «Мировые головоломки» для 7 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краткосрочный курс по выбору «Мировые головоломки»
7 класс
Ткаченко Алла Евгеньевна
МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми
В свободное время подростки проводят у экранов телевизоров, компьютеров и электронных приставок, совсем забытыми оказались спокойные настольные игры. А ведь именно с помощью этих игр развиваются воображение, логическое мышление и зрительная память. Также это возможность проводить творчески свободное время на переменах и после уроков. Головоломки являются доступными настольными играми, многие можно изготовить самим из подручных материалов.
Головоломка – непростая задача, обличенная в форму какой-либо игрушки с секретом. Для решения головоломки, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Головоломки в первую очередь влияют на умственное развитие ребенка и относятся к ряду интересных и развлекательных игр. Ведь так интересно разгадывать то, что скрыто секретом и не доступно каждому.
Также головоломка может помочь повысить самооценку ребенка и обнаружить такие способности, о которых даже и не имели представления. Любая головоломка поможет успокоиться, снять негативные эмоции. После такой игры ученик будет гораздо спокойнее и уравновешеннее.
Польза головоломки состоит и в приучении к самостоятельности. Решая головоломку, ученик должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения.
Если головоломка предусматривает участие нескольких игроков, то ученик обретает навыки общения с другими, что пригодится во всех сферах жизни как в настоящем, так и в будущем.
Все головоломки, используемые в данном курсе, соответствуют возрасту учащихся. И подобраны так, что позволяют учащимся переходить от знакомства с простой головоломки к более сложной, не нарушая основного принципа дидактики. Одна из них – это «Пентамино», вторая – «Алиас», принадлежащие к играм класса «Мировые головоломки».
Модели игр класса «Мировые головоломки» состоят из геометрических фигур, разрезанных по определенным лекалам. Разгадать головоломку – это значит выложить на плоскости сложное изображение из простых деталей, либо, наоборот – из множества кусочков неправильной формы сконструировать простую фигуру. Мировые головоломки будут интересны детям широкого возрастного диапазона, ведь для каждого возраста предусмотрена определенная степень сложности.
Игры цикла «Мировые головоломки» развивают пространственно-логическое мышление, мелкую моторику, восприятие формы и креативность. Возможности поиска самостоятельного решения и выбора одного из многих вариантов играют ведущую роль в формировании лидерских качеств. Пытаясь из разрозненных элементов создать новую фигуру, дети учатся быть внимательными и пользоваться абстрактными образами, без чего невозможно представить сборку даже самой простой из мировых головоломок.
Играя с головоломкой, ребенок будет постепенно повышать интеллект, и переходить на более высокий уровень. Ведь психологами доказано, что дети, которые с самого раннего детства играют с различного вида головоломками, интеллектуально развиты, имеют хорошее логическое мышление, а в старшем возрасте продуктивно мыслят.
Цель программы: Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений через знакомство с рядом настольных игр – мировых головоломок.
Задачи программы:
повышать уровень развития учащихся, их логического мышления и расширять кругозор;
развивать у школьников интерес к головоломкам и истории их создания, знакомство с авторами и изобретателями головоломок;
развивать навыки самостоятельной работы и усидчивости;
воспитывать у учащихся настойчивость, волю, упорство и терпение в достижении цели.
Вид программы: модифицированная.
Тип программы: практикоориентированная.
Формы и режим занятий: групповые занятия, основанные на объединение детей по возрасту. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Продолжительность курса - 1 четверть (8 часов).
Возраст обучающихся: программа рассчитана на возраст детей 13-14 лет. Курс основан не на глубоких теоретических знаниях, а на практических занятиях развития умственных способностей.
Планируемые результаты:
личностные:
- умение отличать головоломку от простой игрушки и понимать, что такое головоломка;
- умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи;
- самооценка результатов деятельности;
- умение работать командой;
- формирование начальных элементов конструкторского мышления;
- развитие логического мышления и пространственных представлений;
метапредметные:
- умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
предметные:
- представление об играх: «Танграм», «Пентамино», «Алиас» как способах организации своего досуга.
Текущий контроль: проводится посредством выполнения детьми самостоятельных работ по пройденным темам и подготовке к итоговой выставке.
Оценка результатов
Коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по системе «зачет» - «незачет»:
Головоломка «Танграм» - изготовление деталей Танграма 1 балл
- сборка фигуры из деталей Танграма 5 баллов
- аккуратность 2 балла
- творческий подход 2 балла
Итого: 10 б
Головоломка «Пентамино» - изготовление деталей Пентамино 1 балл
- сборка фигуры из деталей Пентамино 5 баллов
- аккуратность 2 балла
- творческий подход 2 балла
Итого: 10 б
Игра «Алиас» - изготовление игровых карточек (5-10 шт.) 5 - 10 баллов
- аккуратность 2 балла
- степень сложности 2 балла
- участие в проведении игры в команде 1 балл
Итого: 10-15 б
Максимальное число баллов за курс – 30 - 35. Зачет от 20 баллов.
Перечень возможных продуктов для защиты:
- выполнение творческих работ и их выставка
- изготовление из цветного картона деталей-фигур головоломок «Танграм» и «Пентамино» и составление из них разных аппликаций;
- изготовление набора карточек и игрового поля к словесной игре «Алиас»,
- организация игры «Алиас» внутри рабочей группы.
Материалы, инструменты, приспособления:
Для выполнения работ необходимы определенные материалы и приспособления:
-Бумага: офисная, цветная, картон.
-Инструкции по построению моделей – фигур головоломки на определенную тематику.
Содержание курса
Вводное занятие (1 час.)
Вводное занятие, на котором учащиеся «окунаются» в большой мир головоломок. Здесь же дается определение головоломки и знакомство с видами головоломок.
Геометрические головоломки (3 часа).
Геометрические головоломки на разрезание: старинный «Танграм», современное «Пентамино».
Словесные головоломки (3 часа).
Головоломки для развития логического мышления и расширения кругозора серии «Алиас».
Итогового занятие (1 час).
Подведение итогов. Отчет, презентация, демонстрация продуктов курса.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. Что такое головоломка? Начальные сведения о некоторых головоломках. |
1 |
|
2 |
Геометрическая головоломка «Танграм», изготовление деталей - фигур игры и составление разных изображений с их помощью. |
1 |
|
3 |
Геометрическая головоломка «Пентамино», изготовление деталей - фигур игры. |
1 |
|
4 |
Составление на плоскости разных изображений с помощью деталей «Пентамино». |
1 |
|
5 |
Словесная головоломка - настольная игра «ALIAS» и ее разновидности. |
1 |
|
6 |
Создание карточек и игрового поля к игре «ALIAS PARTY» |
1 |
|
7 |
Проведение игры «ALIAS PARTY» в группе. |
1 |
|
8 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого |
2 |
6 |
Источники, использованные при составлении программы:
1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/171631 - история «Пентамино»
2. http://relax.com.ua/how-to-have-fun/table-games/alias/ - правила игры «Алиас»
http://www.babylessons.ru/pentamino-golovolomka-dlya-detej-svoimi-rukami/ - правила головоломки «Пентамино»