Краткосрочный курс по выбору «Радужные полоски» для 5 класса
Рабочая программа краткосрочного курса по выбору
«Радужные полоски» 5 класс
Ткаченко Алла Евгеньевна
МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бумага в наши дни остается инструментом творчества, который доступен каждому. Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Дети узнают, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующей техникой -
Айрис - фолдинг ( Iris Folding ) - складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда и идёт ее название. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня благодаря Айрис фолдинг появляется дополнительная уникальная возможность украсить блокноты, коллажи, книги, записки, альбомные странички и поздравительные открытки новыми яркими декоративными деталями и элементами.
Воспитание и обучение на КсК «Радужные полоски или открытки в технике Айрис фолдинг» осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. При этом достоинств Айрис фолдинга в развитии ребенка довольно много.
Во-первых, занятия Айрис фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, одновременно воспитывая у них трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность.
Во-вторых, техника Айрис фолдинг укрепляет у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит тренировка глазомера.
В-третьих, Айрис фолдинг имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления и художественного вкуса, позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи. Активизируются вся мыслительная деятельность.
В-четвертых, Айрис фолдинг совершенствует трудовые умения ребенка, формирует его культуру труда и речи.
КсК «Радужные полоски или открытки в технике Айрис фолдинг» помогает детям в достижении того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Вид программы курса: модифицированная.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – творческое развитие личности через освоение техники работы с бумагой «Айрис фолдинг».
Задачи:
1.Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги (аппликаций и открыток) в технике Айрис фолдинг.
2.Создавать условия для развития творческой активности детей.
3.Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
6. Обучение детей способам полезного проведения досуга.
Образовательным продуктом является - поделки (работы), самостоятельно выполненная учащимся в технике Айрис фолдинг.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Работа курса рассчитана на 8 часов (в параллели 5-х классов), так как выбор нового курса осуществляется 1 раз в четверть. Группа формируется из детей в возрасте от 12-13 лет. Оптимальное количество – 10 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. По окончании курса обязательная итоговая работа обучающегося.
Руководитель курса следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала.
К концу обучения воспитанники будут знать:
1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места. Правила бережного использования бумаги.
2. Складывание разноцветных полосок различных видов бумаги.
3. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, газеты.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
1. Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать
рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, разрезать на полоски определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Материалы, инструменты, приспособления:
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
-Бумага: писчая, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная двусторонняя и односторонняя, бархатная.
-Картон: цветной, белый, гофрированный, голографический.
-Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, стеклярус, блестки.
-Клей ПВА, клей-карандаш.
-Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, скотч.
Критерии оценивания результативности деятельности обучающегося
Критерии оценивания |
Кол-во баллов |
Качество выполнения элементов Айрис фолдинга. |
5 |
Сложность работы (более 4-5 элементов). |
5 |
Аккуратность выполнения. |
5 |
Изготовление изделия по образцу или по собственному эскизу. |
5-30 |
Практическое применение (украшение, подарок и т. д). |
5 |
Итого: 1 поделку можно мах оценить |
25 - 50 |
Календарно – тематический план КсК « Радужные полоски или
открытки в технике Айрис фолдинг»
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
Презентация: процедура выбора. Вводное занятие: Правила поведения. Правила т/б при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. История и принципы изготовления изделий в технике Айрис фолдинг. Приемы работы. Основные формы: квадрат, окружность, треугольник. |
1 1 |
- - |
1 1 |
Выполнение творческой работы: 1. Изготовление (по образцу) аппликации «Волшебный шар» по технике Айрис фолдинг. 2. Изготовление (по образцу) открытки «Сердце» по технике Айрис фолдинг. 3. Декорирование открытки «Сердце» дополнитель-ными деталями (кружевом, лентами, стразами, пуговицами, бусинами, природными материалами). 4. Разработка собственного эскиза открытки. Постро-ение трафарета, схемы - шаблона и подбор бумаж-ного материала по технике Айрис фолдинг. 5. Изготовление открытки на свободную тему. Презентация продукта внутри группы. |
1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 |
|
Общешкольная Мастерская. |
1 |
1 |
|
Всего |
2 |
6 |
8 |
Формы подведения итогов курса по выбору:
-Проведение выставок работ учащихся: для параллели 5-ых классов
-Участие в различных выставках детского прикладного творчества
Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение:
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/tehnologija-trud/113953-programma-kratkosrochnogo-kursa-po-vyboru-rad.html
http:// www.liveinternet.ru/tags/айрис+фолдинг/
http://vrukodelii.com/category/ayris-folding/
http://ped-kopilka.ru
http://stranamasterov.ru/technics/iris-fir
http://masterclassy.ru/rukodelie/ayris-folding/1238-tehnika-ayris-folding.html