Краткосрочный метапредметный курс «От действия — к мысли!»

0
0
Материал опубликован 9 December 2016 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано

Утверждаю

Зам. директора по УВР

_____________________С.И.Оборина

«_____» __________________ 2016г.

Директор МБОУ «СОШ № 16 с УИОП»

_______________________ Е,А.Антипина

Приказ № _____

«______» _____________________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО метапредметному элективному курсу

общеинтеллектуальной направленности

«ОТ действия - К МЫСЛИ»

/ 5 класс /

Учитель Е.А.Шестакова

Год составления 2016 -2017 учебный год

Класс 5 А, Б, В

Общее количество часов по плану 11 часов

Количество часов в неделю 1 час


 


 


 

Рассмотрена на заседании ШМО

«_____» ____________________________ 2016г. Протокол № ______________

Руководитель ШМО ___........ …_____________ _________________

(Фамилия, имя, отчество) (подпись)

 

Пояснительная записка

Изменения во всех жизненных сферах предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

Требования к ученику основной школы существенно отличаются от таковых в начальной школе. В текстах учебников и в речи учителей появляются компоненты, понимание которых в начальной школе практически не требовалось. Это развернутые рассуждения, описание способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе эмпирических данных. Чтобы воспринять внутреннюю логику любой информации требуется развитое понятийное мышление. В этом случае ученик правильно воспринимает материал урока, смысл текстов книг и пособий. Навык чтения по праву считается фундаментом всего по­следующего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких по­знавательных и коммуникативных задач, как понимание (об­щее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интер­претация, комментирование текста и другое. С переходом на предметное обучение возрастает роль смыслового чтения, основы которого в соответствии с требованиями ФГОС закладываются в начальной школе.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем. Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

снижение интереса к чтению;

ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

Данная программа «От действия - к мысли» адресована общеобразовательным школам для занятий в 5 классе. Она ориентируется на стратегические цели развития образования в РФ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом

-I блок. Поиск информации и понимание прочитанного.

- II блок. Преобразование и интерпретация информации.

- III блок. Оценка информации.


 

Концепция программы:

формирование умения чтения как универсального учебного действия.

Актуальность выбора определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA обучающиеся российских школ в своем большинстве:

не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать  детали;

не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

не могут учесть точку зрения или знания адресата;

не могут определить замысел и цели автора текста.

Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Описание места метапредметного курса в учебном плане

Навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию, иностранному языку предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.

Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на уроках всех учебных предметов.

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения

Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности общения.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Данный элективный курс является метапредметным.

Цель: формирование и развитие читательской компетенции.

Задачи:

1. воспитание грамотного читателя. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.

2. активизация психических процессов ученика при работе с текстом. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.

Технологии, методы, формы:

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится.

Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Смысловое чтение - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Смысловое чтение обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Диагностика личностных результатов приобщения к чтению.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Методика развития образной памяти . Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Выделение существенных признаков.

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1 Сравнение понятий. Отношения противоположности. Смысловые словосочетания.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста. Нахождение аргументов.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

3. Обсуждение смысла заглавия. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Технология критического мышления

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи:

активизации познавательной деятельности обучающегося;

развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.


В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент самообразования человека. Учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений учащихся между собой, а также - между учителем и учениками.

Учебное занятие критического мышления строится на основе трех основных этапов, условно названных: «вызов» - «осмысление» - «рефлексия».

«Вызов»

Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы.

«Осмысление»

На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно:
восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик работает самостоятельно;
осознание нового осуществляется только в активной деятельности, поэтому учителю следует создать специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации; любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.


«Рефлексия»

Именно на этом этапе происходит осознание школьниками нового знания. Рефлексия включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю?» « Как я это делаю?» « Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт, а, значит, это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту.

Особенности технологии:

Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения. Она дает учащимся инструмент, научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.

Приёмы работы с учебным текстом:

«Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Ребята ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера, который передаёт результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определить нужно на него время.

 

«Чужая шпаргалка» Класс делится на группы. Читают текст. Каждая группа выписывает на листочек в столбик 5 «ключевых» слов, к которым далее прибавляют по слову из текста, чтобы получилось осмысленное словосочетание. Учебники закрываются. «Шпаргалка» передаётся в соседнюю группу, пользуясь ею, они готовят пересказ текста. Они пересказывают, а авторы «шпаргалок» следят за тем, что опущено или добавлено от себя. После пересказа задание всем: найти в тексте. Что не прозвучало ни в одном из пересказов.

«Ромашка вопросов» Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов: простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос интерпретация, практический вопрос.


Кластеры. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Синквейн. Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Данная программа относится к метапредметной образовательной области, изучается в 5 классе в количестве 11 часов.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.


 


 


 


 

Работа с текстом средствами учебного предмета

Класс

Чему учить

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5 класс

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Литература, русский язык, история, иностранный язык, обществознание

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановкам»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5 класс

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому

Литература, русский язык, история, иностранный язык, обществознание

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

«Список тем книги», «Черты характера»

«Синквейн»

Работа с текстом: оценка информации

5 класс

Откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Литература, русский язык, история, иностранный язык, обществознание

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Инсерт

Тайм – аут

Вопросы после текста

Проверочный лист


 


 


 

Планируемые результаты освоения программы

Результат освоения работы с текстом в примерных программах НОО и ООО представлен в трех разделах:

поиск информации и понимание прочитанного

преобразование и интерпретация информации

оценка информации


 

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению и чтению;

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;


 

Познавательные универсальные учебные действия

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных);

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в методических материалах;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Р

Основная школа Выпускник научится

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции.

Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

абота с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

 

 

Начальная школа Выпускник научится

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенные утверждения; характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов);

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное изучение, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Начальная школа Выпускник научится

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.


 

Выпускник получит возможность научиться

делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Основная школа Выпускник научится

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.


 

Выпускник получит возможность научиться

выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

 

Начальная школа Выпускник научится

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


Выпускник получит возможность научиться

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Основная школа Выпускник научится

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

абота с текстом: оценка информации

 


 

Усложнение требований от начальной школы к основной

проявляется :

в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы)

в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;

Работа с текстом: оценка информации

-откликаться на содержание текста;

 -находить доводы в защиту своей точки зрения;

Достижение планируемых результатов освоения программы элективного курса возможно при условии методической переработки содержания учебного материала и структуры урока. Средством достижения планируемых результатов может стать использование на уроках методики работы с текстовой информацией и методик развития критического мышления


 

Личностными результатами учеников 5 класса, формируемыми при изучении курса, являются:

воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;


 

Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы;

сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков;

представлять материал в виде таблицы или схемы

.

 


 

Конструктор урока работы с текстом.

 

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

Начало урок (восприятие)

Прогноз содержания по названию

«Корзина идей»

«Таблица З-Х-У»

Работа с эпиграфом

«Да – нет»

«Отсроченная отгадка»

Объяснение нового материала (осмысление и осознание)

«Заметки на полях»

«Ключевые слова»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Перепутанные логические цепочки»

«Двухчастный дневник»

«Лови ошибку»

Первичное закрепление (запоминание)

«Воспроизводи змейку»

Воссоздание текста по ключевым понятиям

«Шаг за шагом»

«Ромашка вопросов»

«Круговой пересказ»

«Моментальное фото»

Создание собственных текстов

Составление схем, рисунков, планов, конспектов, таблиц

Составление тестов, конт.вопросов к прочитанному тексту

Собственный заголовок к тексту

Написание эссе, рецензий, рефератов

«Синквейн»

Викторины по абзацам

Обобщение и закрепление (интерпретация)

«Лучший конспект»

«Скажи короче»

«Чужая шпаргалка»

«Сделай замену»

«Кластер»

«Четыре правды – одна ложь»

 

6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебный кабинет оснащен необходимым оборудованием, техническими средствами, соответствующими требованиям для реализации данной программы.

Приобретено и используется в учебном процессе мультимедийное оборудование. Каждый ребенок обеспечен методическими материалами, индивидуальными карточками, художественными текстами.

7.Рекомендуемая литература.

1. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. Н.А.Криволапова.М., «Просвещение», 2012. – с. 18-22, 55-58.

2. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. О.Н.Зайцева. М., «Экзамен», 2013. – с. 47-51.

3..Междисциплинарная Программа «Смысловое чтение» http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7

4.Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.

5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

6. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

7. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю. М., «Просвещение», 2011. – с. 21-25, 40-48.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.


 


 

5. Тематическое планирование


 

№ п/п

Раздел, тема

Содержание

1-4

1 блок.

Работа с текстом : выявление мотивации чтения, поиск информации, понимание прочитанного.

1.Вводная диагностика. Показатели уровня грамотности

2.Личностные результаты: приобщение к чтению.

3. Диагностика личностных результатов

4. Методика развития образной памяти по тексту Ю.Пугача «Кедр-дерево сюрпризов».

Выделение существенных признаков (проверочная работа №1)

5-7

2 блок.

Работа с текстом: оценка информации.

5. Сравнение понятий. Отношения противоположности.

6. Смысловые словосочетания.

7. Формулирование несложных выводов, основываясь на тексте (проверочная работа№2)

Нахождение аргументов, подтверждающих вывод, по тексту Л.Толстого «Для чего ветер?»

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, ответы на поставленный вопрос.

8-11

3 блок.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

8. Что такое тезисы и как их написать?

9.Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте. Что такое «Толстый» и «тонкий» вопросы? Учебный диалог. Участие в нем при обсуждении прочитанного рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу». Письменный отзыв.

10 -11. Проект по теме «Правильное чтение – как средство успешного обучения». Защита проекта.

 


 

Критерии оценки итоговой работы учащихся

Вводная диагностика

Показатели уровня грамотности.

Критерии и их показатели.

Балл

1.Умеет выделять главную мысль в тексте.

3

Находит ключевые слова

Определяет ключевые предложения

Определяет главную мысль – доминанту текста

 

2.Находит информацию в тексте, её интерпретирует, выделяет составные части текста.

3

Выделяет составные части текста.

Составляет простой план.

Выделяет языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), афоризмы.

 

3.Классифицирует информацию текста по критериям; делает выводы по своей работе над текстом.

3

Выделяет причину и следствие

Выделяет описание

Выделяет тезис и аргументы

 

4.Критически оценивает текст, используя дополнительные знания; работает с идеями и гипотезами.

3

Отвечает на вопросы к тексту

Выявляет проблему (сюжет) текста

Высказывает свою точку зрения. Приводит аргументы в защиту своей точки зрения

 

5.Работает с глубоко скрытой информацией; полное понимание текста.

4

Задает вопросы к тексту как по содержанию так и повторному осмыслению (возвращение к прочитанному)

Может дополнить новой информацией

Определяет значение прочитанного для себя и для какой либо науки


 

Всего

16

Уровень грамотности.

Высокий – 14-16 баллов

Средний - 10-13 баллов

Низкий – 7-9 баллов

Работа 1. Работа с текстом Развитие образной памяти.

Оценка «5» ставится, если ученик: нашел в тексте все ключевые слова, полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик не подчеркнул 2-4 ключевых слова, дает ответ, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик не подчеркнул 5-7 ключевых слов , обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик не подчеркнул более 7 ключевых слов, обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Работа 2. Работа с таблицей:

«5»- за правильное заполнение всей таблицы.

«4» - допустил 1-2 ошибки в заполнении таблицы.

«3» - допустил-3-4 ошибки.

«2»- допустил более 5 ошибок.

Работа 3. Составление вопросов.

Составьте 3 тонких и 3 толстых вопроса по тексту Ю.Яковлева «Игра в красавицу».

«5» - 6 правильно составленных вопроса

«4» - 5 правильных

«3» - 3-4 правильных

«2» - менее 3 правильных

Занятие 1. Вводная диагностика

Текст для вводной диагностики.

/Чудо это удивляет и радует людей. Чудо это не занимает много места. Невелико это чудо, но в нем может поместиться весь мир. /Чудо это не город, но в нем может жить много разных людей. Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. /Чудо это не кабинет ученого. Но если ты будешь постоянно заглядывать в это чудо, то станешь человеком образованным. /Чудо это может стать лучшим другом и помощником. /Тебе уже ясно, о чем идет речь? Ведь нет на свете чуда больше, чем хорошая, умная книга.

(А. Борисов)

Задания к тексту по критериям

Варианты ответов

Оценка по критериям

Балл

1.

Умеет выделять главную мысль в тексте.

 
 

Найди и выпиши в тексте ключевые слова

удивляет, невелико, много разных людей, заглядывать, образованным, друг и помощник, умная книга.

1

 

Выпиши ключевое предложение

Ведь нет на свете чуда больше, чем хорошая, умная книга.

1

 

Определи главную мысль

книга самое большое чудо на свете, книга позволяет не быть одиноким, быть образованным.

1

2.

Находит информацию в тексте, её интерпретирует, выделяет составные части текста.

 
 

Сколько частей в тексте?

5

1

 

Составь простой план.

План.

Чудо, в котором помещается весь мир.

Чудо поможет познакомиться с разными людьми.

Благодаря чуду станешь образованным человеком.

Чудо станет другом.

Книга – большое чудо на свете.

1

 

Какие выразительные средства использовал автор?

Повторение слова «чудо», обращение, противопоставления.

1

3.

Классифицирует информацию текста по критериям; делает выводы по своей работе над текстом.

 
 

Выпиши тезис, который объясняется в тексте

Тезис – книга является самым большим чудом на свете

1

 

Какие аргументы автор приводит?

Аргументы – поместится весь мир, станешь образованным, найдешь друзей.

1

4.

Критически оценивает текст, используя дополнительные знания; работает с идеями и гипотезами.

 
 

Ответь на вопросы.

Что автор строк называет чудом? (книгу)

Что такое чудо? Найдите слово объясняющее что такое «чудо». (чудо – предмет, явление, которое удивляет; слово «удивляет»)

Чему противопоставляется чудо? (городу, кабинету ученого)

Как могут в чуде жить разные люди? О чем идет речь? (в книгах живут литературные персонажи, в книгах идет речь о людях и их жизни)

Объясните, как книга может стать другом? (в книге человек найдет совет, переживания, книга – учит и воспитывает)

1

 

Вы согласны с главной мыслью текста?

Опишите свое отношение к чтению книг. Как часто вы читаете книги? Любите ли читать? Какие книги вы читать? Какая должна быть книга, чтобы вызвать у вас интерес?

Важно чтобы ответы были развернутыми, а на последний вопрос ответ содержит описание качеств книги.

3

5.

Работает с глубоко скрытой информацией; полное понимание текста.

 
 

Придумайте два вопроса к тексту: простой и сложный.

Важно чтобы вопросы разного типа.

1

 

Ответь на вопрос. Зачем сегодня в век компьютеров нужны книги? Выскажите свою позицию и аргументируйте.

Важно чтобы в ответе была выражена позиция ученика и два-три аргумента.

3

Всего

16

Занятие 2.

Диагностика личностных результатов отношения к чтению

«Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела».

Аддисон Д.

«Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека,

пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце».

Теккерей У.

«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание»

Даль В.

«Хорошая книга — точно беседа с умным человеком.

Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь»

Толстой А.

«Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Бэкон Френсис(английский философ, историк, политический деятель)


 

Занятие 1.

Цель: проверить отношение к чтению, выявить мотивацию чтения.


 

Диагностика личностных результатов.

Читать - не читать.

Выскажите своё мнение по поводу следующих утверждений:

Есть люди, которые любят читать.

Есть люди, которые не любят читать.

Как тебе кажется, на кого из них ты больше похож и почему?


 

Почему люди любят читать? Почему полезно чтение?

Почему люди не любят читать? Почему чтение вредно?

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


 


 

10 причин, почему читать книги полезно:

1.  Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2.  За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3.  Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4.  В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5.  Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6.  По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8.  Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9.  Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10.  При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Занятие 3. Выявление мотивации чтения

Температура чтения.

2- очень дружеское,

1-дружеское,

0 – безразличное,

- 1 – неприязненное,

-2 – враждебное.

2.. Почему я читаю? Выявление мотивации чтения.

Ответы дифференцируются по 4-балльной шкале:

1 – совсем не похоже на меня;

2 – не совсем так, как у меня;

3 – похоже на меня;

4 – у меня именно так.

Любопытство

Я люблю читать, потому что всегда чувствую радость, когда читаю об интересных для меня вещах.

Если учитель обсуждает с нами что-то интересное, мне хочется прочитать об этом больше.

У меня есть любимые предметы, о которых я люблю читать.

Я читаю, чтобы узнать новую информацию по темам, которые меня интересуют.

Я читаю о своих хобби, чтобы больше узнать о них.

Я люблю читать обо всём новом.

Мне нравится читать книги о людях из разных стран.

Увлеченность

Если я читаю на интересную тему, то могу потерять счет времени.

Когда я читаю выдуманные истории, то начинаю в них верить.

Я люблю тайны.

Когда я читаю, то размышляю над содержанием, создаю картины в своём воображении.

Мне кажется, что я подружился с людьми из хороших книг.

Я читаю много приключенческих историй.

Мне нравятся длинные и запутанные или вымышленные истории.

Желание бросить вызов

Я люблю сложные, неоднозначные книги.

Если проект мне интересен, я могу прочитать сложный материал по нему.

Я люблю, когда вопросы, поставленные в книге, заставляют меня задуматься.

Я обычно узнаю о сложных вещах благодаря чтению.

Если книга интересная, то не важно, насколько трудно её читать.

Одобрение

Мне нравится, когда учитель говорит, что я хорошо читаю.

Мне нравится, когда мои друзья говорят мне, что я хороший читатель.

Я люблю получать похвалу за своё чтение.

Я радуюсь, когда кто-то одобряет моё чтение.

Мне нравится, что мои родители часто говорят мне, каким хорошим делом занимаюсь, когда читаю.


 

Отметки

Отметки – это хороший способ узнать свой прогресс в чтении.

Я с нетерпением жду отметки за чтение.

Я люблю читать, потому что хочу улучшить свои отметки.

Я люблю, когда родители спрашивают о моих отметках за чтение.

Социальная мотивация

Мне нравится ходить в библиотеку со своей семьей.

Я люблю читать своему брату или сестре.

Я люблю обмениваться книгами с друзьями.

Я иногда читаю своим родителям.

Я люблю разговаривать с друзьями о том, что читаю.

Я люблю помогать друзьям с их школьным чтением.

Я люблю рассказывать своей семье о том, что я читаю.

Соревнование

Я пытаюсь дать больше правильных ответов, чем мои друзья.

Мне нравится быть лучшим в чтении.

Мне нравится заканчивать чтение раньше других учеников.

Мне нравится быть единственным, кто знает ответ по тому, что все прочитали.

Для меня важно видеть своё имя в списке хороших читателей.

Я готов напряжённо работать, чтобы читать лучше, чем мои друзья.


 

Исполнительность

Я всегда выполняю работу по чтению так, как хочет учитель.

Для мен очень важно выполнить каждое задание по чтению.

Я читаю потому, что должен.

Я всегда стараюсь закончить чтение вовремя.

Категория\ баллы

Любопытство

Уверенность

Желание бросить вызов

Одобрение

Отметки

Социальная мотивация

Соревнование

Исполнительность

1

               

2

               

3

               

4

               

5

               

6

               

7

               
 

Занятие 4.

Цель: тренировка навыка вхождения в текст.

Развитие образной памяти. Вхождение в текст.

В Сибири и на Дальнем Востоке растёт кедр – дерево сюрпризов. Дело в том, что в кедровой посуде долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79% жира.

 


 


 

Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая. Глаза косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. Зимой они часто ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.

Подчеркните ключевые слова. Расскажите, что вы представляли во время чтения. Перескажите текст друг другу.


Занятие 7.

Анализ текста Л.Толстого «Для чего ветер?»

Прочитайте текст.

Когда дикие звери ходят по лесу и по полям, то они всегда ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то, что впереди них. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Для того чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтобы с одного цветка пыль перелетела на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветковая пыль попала на плодовый цветок и была бы завязь.

Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семян.

Задание 1. С какой целью написан данный текст?

рассказать о ветре

объяснять, для чего нужен ветер

объяснить, какое значение имеет ветер в жизни животных

описать свойства ветра

Задание 2. Найдите правильное суждение о заголовке текста.

В названии текста содержится основная мысль текста

В названии текста содержится тема текста и указание на тип речи

В названии содержится указание на научно-публицистический стиль речи

В названии содержится указание на отношение автора к ветру


 

Задание 3. Почему автор использовал в этом тексте тип речи рассуждение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Выпишите из текста доказательства необходимости ветра в природе, которые использует Л.Н.Толстой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Выпишите из текста примеры , которые приводит автор, чтобы объяснить читателю свою мысль. Примеры выпишите в виде сформулированных вами предложений.

Животные ориентируются с помощью ветра.

.

.

.

Задание 6. Прочитайте текст Л.Толстого.

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут ещё четыре лучины. На всё наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечёвку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесёт его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвётся, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом. Если бы не было ветра, нельзя было бы пускать змея.

С какой целью написан этот текст?

Рассказать о ветре

Объяснить, для чего нужен ветер

Объяснить, какое значение имеет ветер при запуске воздушного змея

Описать свойства ветра

Задание 7. Прочитайте текст Л.Толстого.

Сделают из тёса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колёса с кулачьями так, чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колёса, а колёса бы вертели жёрнов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колёса цеплять друг за друга , и жёрнов станет вертеться на другом жёрнове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается и высыпается в ковш мука. Если бы ветра не было, нельзя было бы молоть зерно на ветряных мельницах.

С какой целью написан данный текст?

Рассказать о ветре

Объяснить, для чего нужен ветер

Объяснить, какое значение имеет ветер для работы ветряной мельницы

Описать свойства ветра

Задание 8. Прочитайте текст Л.Толстого.

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперёк перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут верёвку и держат её в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, верёвка рвётся из рук, и лодка поплывёт по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки. Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом.

С какой целью написан данный текст?

Рассказать о ветре

Объяснить, для чего ветер

Объяснить, какое значение имеет ветер для того, чтобы плавать под парусом.

Описать свойства ветра


 

Задание 9. Прочитайте текст Л.Толстого.

В тёплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.

Над землёй поднимается пар только там , где есть вода, - над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветра не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьём , над болотом , над рекой , над морем был бы дождь, а на земле , на полях и лесах дождя не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

С какой целью написан данный текст?

Объяснить, какое значение имеет ветер для равномерного выпадения осадков

Рассказать о ветре

Объяснить, для чего нужен ветер

Описать свойства ветра

Задание 10. Заполните таблицу утверждениями Л.Н.Толстого (если бы ветра не было, …)

«Назначение ветра в жизни человека»

Назначение ветра

Примеры из текста Л.Толстого

1.

Перенос семян растений

 

2.

Получение электроэнергии

 

3.

Формирование климата и микроклимата

 

4.

Образование и перемещение облаков

 

5.

Возникновение океанических течений

 

6.

Разгон загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями

 


 

Занятие 8. Что такое тезисы и как их написать?

Цель: формирование умения составлять тезисы.

Начало занятия.

Задание. Подбери пару. За одну минуту к каждому прилагательному подписать пару – имя существительное, согласованное по роду и числу. (Задание может быть устным). Помните, эти пары – устойчивые словосочетания.

Породистая

Маменькин

Маршрутное

Коломенская

Незваный

Пареная

Постельное

Ахиллесова

Луковое

Взлетная

Шаровая

Великая китайская

Космические

Скрипучая

Атлантический

Казанская

Перцовый

Многоэтажный

Птичье

Киевская

Гороховый

Трехлитровая

Плюшевый

Каменный (ист)

Аленький

Шариковая

Лебединая

Летучий (миф)

Основная часть занятия.

Учитель знакомит с понятием «тезис».

Тезис – (от греческого слова – положение, утверждение) это краткое изложение существенных мыслей из содержания текста, основных положений какого-либо исследования, сформулированных в сжатой форме.

Бывают: первичные (авторские) и вторичные (составлены своими словами).

Особенность: имеют утвердительный характер, минимум доказательств и пояснений.

Отличие от плана: план - список названий смысловых частей, построенный в соответствие логики содержания, а тезисы в сжатой форме раскрывают смысл названий частей. И план и тезисы отражают главные идеи текста.

Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Результат работы записывается в тетрадь. (Этапы создания тезисов: прочитать текст и разделить на микротемы, выделив главные мысли; озаглавить каждую микротему, т.е. составить план; написать кратко содержание (опишите идею) к каждому названию).

Задание 1. Собери таблицу. Рекомендуем в классах с небольшой наполняемостью распечатать таблицу и разрезать, чтобы ребенок собирал её руками, как лото (для развития моторики), таблица должна имеет равные по высоте ячейки.

Даны в разнобой части текста, к ним названия, к названиям тезисы. Составить текст, подобрать к каждой части название, к каждому названию тезисы.

Части текста

План

Тезисы

Форрест Марс родился в семье небогатого американского кондитера. Однажды он пил молочный коктейль, и ему пришла в голову идея: наполнить шоколадную конфету молочным коктейлем. Так появился батончик Milky Way.

Идея – соединить шоколад и молоко.

Форрест Марс родился в Америке в семье кондитера. Он придумал Milky Way, соединив шоколадную конфету и молочный коктейль.

Форрест переехал в Англия, где арендовал кондитерский цех. Внеся некоторые изменения в рецептуру Milky Way, он начал выпускать батончик Mars. Для того чтобы обеспечить сбыт нового изделия, предприниматель пошел на некоторую рекламную хитрость. Он объявил, что батончик Mars – это не лакомство, а еда, дающая человеку энергетический заряд, снимая усталость и нервное напряжение. Потребители поверили, новый батончик полюбили и стали покупать.

Успех батончика Mars.

Форрест переехал в Англию. Там стал выпускать батончик Mars. Батончик стал популярный, так как Марс объявил его – едой, дающей заряд бодрости, а не лакомством.

Следующим изобретением Марса стало шоколадное драже M&Ms. Новинка под девизом «шоколад, который не пачкает руки» тоже пришлась по вкусу потребителям.

Новое изобретение - шоколадное драже.

Затем родилась новая идея Марса – шоколадное драже M&Ms, не пачкущие руки. Это изобретение принесло успех.

После войны Марс освоил еще одно направление бизнеса. Он первый придумал и наладил производство продуктов питания для домашних питомцев – кошек и собак.

Питание для животных.

После войны Форрест освоил новый бизнес. Наладил выпуск питания для домашних животных. И опять успешно.

Задание 2. Заполните пропуски в таблице, соблюдая последовательность содержания.

Текст «Рыцарские доспехи».

Части текста

Названия частей

Тезисы

В Западной Европе доспехи не имели национальных отличий и были похожи во всех странах. До XI в. рыцари использовали доспехи римских всадников: кожаную рубаху с нашитыми металлическими пластинами. Позднее повсеместной стала кольчуга. Колени защищались поножами или кольчужными чулками. Кольчуги могли быть двух- и трехслойными, а наиболее уязвимые места стали защищаться металлическими пластинами – зерцалами.

Рыцарские доспехи в раннее средневековье.

Рыцарские доспехи не имели национальных отличий. До XI в. это были военные доспехи римлян. Потом появились кольчуга с металлическими пластинами и поножи.

В конце XIV века появляются полностью металлические доспехи, состоящие из бочкообразного панциря с кольчужной или пластинчатой юбкой, верхних и нижних наручней с дисками, защищавшими сочленения у плеч и локтей, набедренников и поножей. Кисти защищались пластинчатыми перчатками. Пробить такие доспехи было чрезвычайно трудно. Вместо больших щитов стали использовать маленькие щиты с изображением рыцарских гербов. Гербы позволяли различать закованных в сталь рыцарей друг от друга.

Надежность полностью металлических доспехов.

 

До эпохи крестовых походов чаще всего использовались кожаные шлемы с металлическими полосками или конические шлемы из меди. Они закрывали верхнюю часть головы, затылок и лоб. Но в столкновениях с легкой конницей, блестяще владеющей луками, такой защиты было не достаточно. Шлем стали делать стальным, цилиндрическим или в виде полусферы, закрывающим всю голову. Для глаз делались щели, а для дыхания - многочисленные отверстия в нижней части шлема. В XVI в. появился новый тип шлема, где лицо закрывало поднимающееся забрало. Перед началом турнира рыцари показывали свои лица, поднимая забрало правой рукой, отсюда шло и современное военное приветствие – отдание чести. Шлемы украшались перьями, лошадиными хвостами, фигурками животных и т.д.

От кожаного шлема до шлема с забралом.

 

Вооружение рыцаря составляло длинное копье со щитком и меч. Если копий у рыцаря могло быть несколько, то мечи хорошего качества стоили очень дорого, передавались из поколения в поколение и часто получали собственные имена. Особенно ценились в Европе русские мечи из булатной стали или арабские из дамасской, позже секретом изготовления высококачественной стали овладели и немецкие оружейники из Золлингена. Часто в рукояти мечей вкладывались частички мощей святых или другие реликвии, поэтому появилась традиция, сохранившаяся до наших дней, - целовать в торжественных случаях холодное оружие.

 

Вооружение рыцаря состояло из копья, щита и меча. Мечи были дорогими. Самые лучшие мечи – русские, арабские, затем и немецкие. В рукояти меча хранились реликвии. Сохранилась традиция целовать холодное оружие.

Закрепление.

Ответьте на вопросы?

Что такое тезисы?

Чем они отличаются от плана?

Каковы этапы написания тезисов?

Заполни таблицу.

Что на уроке получилось, а что нет?

Что нужно тебе сделать, чтобы закрепить умение составлять тезисы?


 


 

 

 

Занятие 9.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

Отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор: сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восхищается.

Отзыв включает две части:

1-я часть, в которой высказывается мнение
о том, понравилось или не понравилось

2-я часть, в которой обосновывается
 (аргументируется) высказанное произведение мнение

Пример: Книга А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других — для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его... Замечательная книга.

Цели отзывов могут быть различны:

поделиться впечатлением о книге,

поспорить с чьим-то мнением об авторе и героях,

повлиять на мнение других людей,

привлечь внимание к произведению.

При написании отзыва вам могут пригодиться следующие словосочетания-помощники:

в произведении повествуется (говорится, идёт речь)...

повествование ведётся от лица...

я думаю, что; я считаю, что; на мой взгляд; по моему мнению...

в произведении поднимается такой важный вопрос, как...

автор ярко (убедительно, увлекательно)...

 

План написания отзыва
1. Общая информация об авторе и книге. Первое впечатление. \Можно сказать об авторе. Например, читали ли вы его раньше или это первая книга; какие-то интересные факты\
2. Сюжет. \кратко\
4. Герои. \Главные, второстепенные, об отношениях между героями\.
5. Впечатления. \ Чем книга понравилась, а чем – нет. Рассказать просто, что вы думаете о книге\.
6. Заключение. \Даем оценку произведения. Советуем или не советуем\.
7. Настроение. \Под какое настроение эту книгу лучше всего читать, какой антураж способствует более полному впечатлению\.

Игра в красавицу

Юрий Яковлевич Яковлев

В то время мы думали, что по Караванной улице, побрякивая колокольчиками, бредут пыльные усталые верблюды, на Итальянской улице живут черноволосые итальянцы, а на Поцелуевом мосту все целуются. Потом не стало ни караванов, ни итальянцев, да и сами улицы теперь называются иначе. Правда, Поцелуев мост остался Поцелуевым.

Наш двор был вымощен щербатым булыжником. Булыжник лежал неровно, образуя бугры и впадины. Когда шли затяжные дожди, впадины заливала вода, а бугры возвышались каменными островами.

Чтобы не замочить ботинок, мы прыгали с острова на остров. Но домой все равно приходили с мокрыми ногами.

Весной наш двор пах горьковатой тополиной смолкой, осенью - яблоками. Яблочный дух шел из подвалов, где было овощехранилище.

Мы любили свой двор. В нем никогда не было скучно. К тому же мы знали множество игр. Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон. Эти игры оставили нам в наследство старшие ребята. Но были у нас игры и собственного изобретения. Например, игра в красавицу.

Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. И когда наша честная компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:

- Сыграем в красавицу?

Все становились в круг, и слова считалочки начинали перебегать с одного на другого:

- Эна, бена, рее...

Эти слова из какого-то таинственного языка были для нас привычными.

- Квинтер, контер, жес...

Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. Она опускала глаза и разглаживала руками платье. Она заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей.

Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. Лоб - тоже в хлебных крошках. Бесцветные глаза. Прямые жидкие волосы. Ходила она, шаркая ногами, животом вперед. Но мы этого не замечали. Мы пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым - дрянной.

Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее.

Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали "любоваться" - каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.

- У нее лебединая шея, - говорил один.

- Не лебединая, а лебяжья, - поправлял другой и подхватывал: - У нее коралловые губы...

- У нее золотые кудри.

- У нее глаза синие, как... как...

- Вечно ты забываешь! Синие - как море.

Нинка расцветала. Ее бледное лицо покрывалось теплым румянцем, она подбирала живот и кокетливо отставляла ногу в сторону.

Наши слова превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей.

- У нее атласная кожа.

- У нее соболиные брови.

- У нее зубы... зубы...

- Что зубы? Жемчужные зубы!

Нам самим начинало казаться, что у нее все лебяжье, коралловое, жемчужное. И красивее нашей Нинки нет.

Когда запас нашего красноречия иссякал, Нинка принималась что-нибудь рассказывать.

- Вчера я купалась в теплом море, - говорила Нинка, поеживаясь от холодного осеннего ветра. - Поздно вечером в темноте море светилось. И я светилась. Я была рыбой... Нет, не рыбой - русалкой.

Не рассказывать же красавице, как она чистила картошку, или зубрила формулы, или помогала матери стирать.

- Рядом со мной кувыркались дельфины. Они тоже светились.

Тут кто-нибудь не выдерживал:

- Не может быть!

Нинка протягивала ему руку:

- Понюхай, чем пахнет?

- Мылом.

Она качала головой:

- Морем! Лизни - рука соленая.

Стояли мутные влажные сумерки, и было непонятно, идет дождь или нет. Только на стекле возникали и лопались пузырьки. Но мы чувствовали близость несуществующего моря - теплого, светящегося, соленого.

Так мы играли.

Лил дождь - устраивались в подворотне. Темнело - толпились под фонарем. Даже самые крепкие морозы не могли нас выжить со двора.

...Как-то в наш дом переехали новые жильцы. И во дворе появился новенький. Он был рослый и слегка сутулился, словно хотел казаться ниже ростом. На щеке у него проступало крупное продолговатое родимое пятно. Он стеснялся этого пятна и поворачивался к нам другой щекой. У него был нос с горбинкой и большие - прямотаки девичьи - ресницы. Ресниц он тоже стеснялся.

Новенький держался в стороне. Мы его подозвали и предложили сыграть с нами в красавицу. Он не знал, в чем дело, и согласился. Мы переглянулись и выбрали красавицей... его. Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга.

Мы посмеялись и крикнули вдогонку:

- Сыграем и без тебя!

Но когда снова встали в круг, Нинка неожиданно попятилась:

- Я тоже не буду...

Мы взорвались:

- Что за новости? Почему ты не будешь?

- Так. - Нинка отошла от нас.

И сразу расхотелось играть. Мы заскучали. А Нинка приблизилась к новенькому и сказала:

- Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.

- Тебя? Почему тебя? - удивился новенький. - Разве ты красивая?

Мы не стали с ним спорить. Мы посмеялись над ним. А у Нинки вытянулось лицо, хлебные крошки у рта и на лбу стали еще заметнее.

- А меня выбирают.

- Очень глупо, - сказал новенький. - И вообще ваши детские игры меня не интересуют.

- Конечно. - Нинка почему-то сразу согласилась с ним.

С появлением новенького с ней вообще стало твориться чтото странное. Она, например, ходила за ним по улице. Шла тихо, по другой стороне, чтоб никто не заметил, что она идет за ним. Но мы, конечно, заметили и решили, что Нинка спятила или во чтото играет. Например, в следопыта. Он заходил в булочную - она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.

Новенький не сразу сообразил, что Нинка из седьмой квартиры ходит за ним как тень. А когда обнаружил это, очень рассердился.

- Не смей ходить! - крикнул он Нинке.

Она ничего не ответила. Побледнела и пошла прочь. А он крикнул ей вдогонку:

- Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!

Он приказал ей посмотреться в зеркало.

Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. Она верила нам.

Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него - зеркало убило красавицу. Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней. Пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза, синие, как море.

Но мы тогда не понимали этого. Мы ломали себе голову: что это с ней? Мы не узнавали свою подружку. Она стала чужой и непонятной. Мы сторонились ее. Она и не стремилась к нам, молча проходила мимо. А когда ей встречался новенький с большим родимым пятном на щеке, она убегала прочь.

В нашем городе часто идут дожди. Могут лить круглые сутки.

И все так привыкают к ним, что не обращают внимания. Взрослые ходят под зонтами. Ребята делают короткие перебежки от одной подворотни к другой, прыгают по булыжным островам.

В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер. Говорили, что на окраинах города начиналось наводнение. Но мы крепились, жались в подворотне, не хотели расходиться по домам. А Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. Зачем ей понадобилось стоять под его окном? Может быть, она решила позлить его? Или сама с собой поспорила, что простоит под дождем, пока не сосчитает до тысячи? Или до двух тысяч. Она была в коротеньком пальто, из которого давно выросла, без косынки. Ее прямые волосы вымокли и прилипли к щекам, и от этого лицо вытянулось. Глаза блестели, как две застывшие капли. Гремели водосточные трубы, дребезжали подоконники, трещали перепончатые купола зонтов. Она ничего не видела и не слышала. Не чувствовала холодных струй. Она стояла под окном, охваченная отчаянной решимостью.

Мы кричали ей из подворотни.

Она не шла. Мы выбежали под дождь. Схватили ее за руки: не пропадать же человеку.

- Отойдите! - Она прямо-таки прикрикнула на нас.

Мы отошли. Повернулись спиной и стали смотреть на улицу. Люди спешили, подняв над головами зонты, словно на город спустился целый десант на угрюмых черных парашютах. Десант прохожих.

Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать. Она долго уговаривала Нинку уйти. Наконец ей удалось увести девчонку изпод дождя в подъезд. Там горела тусклая лампочка. Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:

- Посмотри на меня. Я, по-твоему, красивая?

Нинка удивленно посмотрела на мать и, конечно, ничего не увидела. Разве мать может быть красивой или некрасивой?

- Не знаю, - созналась Нинка.

- Тебе пора бы знать, - жестко сказала Нинкина мать. - Я некрасивая. Просто дурная.

- Нет, нет! - вырвалось у Нинки.

Она прижалась к матери и заплакала. Мы так и не поняли, кого она жалела: мать или себя.

- И ничего страшного, - уже спокойно сказала Нинкина мать. - Счастье приходит не только к красивым. И некрасивые выходят замуж.

- Я не хочу замуж! - резко ответила Нинка, и мы были согласны с ней.

- Да, да, конечно, - как бы спохватилась мать. - Не обязательно замуж...

Потом они вышли на дождь и пошли по улице. Мы не сговариваясь двинулись за ними. Нет, не из любопытства. Нам казалось, что мы можем понадобиться Нинке.

Неожиданно мы услышали, как Нинка спросила:

- У тебя был муж?

- Нет.

- Но у меня был отец?

Мать не ответила. Она как бы не расслышала вопроса. Нинка рассердилась и сказала довольно грубо:

- Что ж, меня аист принес?

- Да, аист, - глухо прошептала мать. - Прилетел, понимаешь, аист. И улетел. А ты осталась.

Они шли по темному переулку, и у них не было зонта. Но им было все равно: дождь так дождь. А нас трясло от холодной сырости.

- Значит, мой отец аист? - произнесла Нинка и тихо засмеялась. - Очень хорошо. Когда я стану учительницей, меня будут называть Нина Аистовна. И может быть, у меня вырастут крылья...

Вот если бы ты нашла меня в капусте, было бы куда скучнее.

- Не смейся, - сказала мать.

- Я не смеюсь. - Она и в самом деле уже не смеялась, но голос ее дрожал, дробился. - А где он... аист?

Мать отвернулась в сторону и вытерла со щеки бороздку дождя.

- Он тоже был некрасивый?

Нинка остановилась, крепко сжала мамину руку выше локтя и заглянула ей в лицо. Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась чужая, незнакомая женщина.

Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале.

Такой, как она есть. Какой видели ее мы - чужие ребята, жавшиеся к темной стене дома. Мы были так близко от них, что чувствовали запах мыла и ношеной одежды. И, не видя нас, Нинка из седьмой квартиры как бы почувствовала наше присутствие и совершенно другим, спокойным голосом сказала:

- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.

- Глупости!

- Нет, нет, давай сыграем. Я тебя научу. Ты стой и слушай, что я буду говорить.

Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней, тихо, одними губами стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:

- Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море.

У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы...

Потоки дождя тянулись из невидимых туч. Под ногами разливались холодные моря. И все железо города гремело и грохотало. Но сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод поздней осенней мглы живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе:

- У тебя атласная кожа... соболиные брови... жемчужные зубы...

И они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу.

И уже ни о чем не говорили. И были спокойны. Им помогла придуманная нами игра. Эна, бена, рее... А мы стояли у стены, держа друг друга за рукава. И провожали их взглядом, пока они не скрылись в темной мгле. Квинтер, контер, жес...

Нинка из седьмой квартиры погибла в 1942 году на фронте под Мгой. Она была санитаркой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.