КРЕАТИВНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КРЕАТИВНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Трунаева Алла Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 88 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В статье рассматривается теоретико-практическая значимость креативной деятельности учителя русского языка и литературы. Охарактеризованы ключевые характеристики креативной компетентности учителя русского языка и литературы, а также пути ее развития, совершенствования.
Ключевые слова: креативность, компетентность, креативная компетентность, профессионализм, творческая индивидуальность.
Актуальность статьи. Вопрос о развитии и совершенствовании креативной компетентности современного педагога, в частности учителя-словесника, является актуальным и востребованным, поскольку данное качество положительно воздействует не только на учителя, но и на обучающихся. Так, возникает шанс профессионального роста, мотивация к самосовершенствованию, исключается профессиональное выгорание.
Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы научные работы таких исследователей, как И.Е.Бряковой, Т.Г.Киселевой, Е.Н.Пономаревой, В.Ф.Шарипова, О.А.Шляпниковой и др.
Цель статьи – охарактеризовать креативные способности учителя русского и литературы, являющиеся показателем его профессионализма, а также разобрать способы развития и совершенствования креативной компетентности учителя-словесника.
Изложение основного материала (исследования). Обучающийся является продолжением своего учителя. Исходя из этого, для того, чтобы вырастить творческую личность, педагогу важно оставаться самому творчески подкованным.
По мнению И.Е.Бряковой, оцифровка системы образования непосредственно воздействует на профессиональную деятельность педагогов. Перед учителем-словесником в потоке быстро меняющегося мира уже сложнее раскрывать глубину классических произведений, достучаться до обучающихся, не вызывая у них только снисходительной улыбки, доносить до их разума рассуждения автора.
Творчески-развивающая образовательная среда как совокупность условий для формирования креативной компетентности педагога, должна иметь следующие признаки и отвечать следующим критериям: субъектность, интерактивность и коммуникативность, полисубъектность, креативность, продуктивность и проектируемость.
И.Пригожин и И.Стангерс считают, что цифровые изменения, происходящие в мире, так или иначе воздействуют на образовательную систему и на творческий подход, в частности.
При этом языковеды сталкиваются и с еще одной проблемой. В процессе подготовки старшеклассников к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе приоритетной задачей становится получение высокого балла, но никак не развитие творческих способностей школьников [1]. При этом учитель, напротив, должен оставаться креативным.
В связи с этим, современный учитель-словесник должен обладать креативной компетентностью, нестандартным мышлением, способностью завлекать и увеличивать границы познаваемого материала обучающимся. Иначе говоря, он должен быть профессионально многофункциональным [2].
Согласно точке зрения Ф.В.Шарипова, креативную компетентность необходимо определять как систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, используемых в любой деятельности учителя (педагогической, коммуникативной и организаторской) [4, 11].
Структурными составляющими креативной компетентности языковеда являются качества [4, 11]:
1) склонность к творчеству в целом и в момент решения определенного рода задач;
2) гибкость и критичность ума, интуиция, уверенность в себе;
3) способность формировать и находить решения нестандартных задач, при этом анализируя, синтезируя и комбинируя; умение переносить ранее полученный опыт, а также прогнозировать и планировать будущие результаты и т.д.;
4) эмоционально-образного характера (одухотворенность и воодушевленность; ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность; способность к эмоциональному отклику (эмпатийность));
5) проницательность и способность различать знакомое и незнакомое; преодоление стереотипов;
6) умение формировать гипотезы, используя собранные и обоснованные доказательства и аргументы;
7) склонность к риску и стремление к свободе.
Е.Н.Пономарева различает следующие компоненты креативной компетентности [3, 89]:
1) инновационный стиль мышления;
2) умение конструирования учебного процесса с творческим подходом и с учетом условий определенной ситуации;
3) осведомленность современными теориями творчества и подходов к его развитию;
4) способность использовать методы развития креативности;
5) самостоятельность при поиске и выборе решения нестандартных задач;
6) мотивация к развитию и совершенствованию умственных процессов высшего уровня.
Исходя из вышесказанного, креативность педагога характеризуется продуктивностью, оригинальностью и любознательностью, а также заключается в его умении творчески искать информацию и решения поставленных задач.
Креативная компетентность учителя-словесника, по мнению Т.Г.Киселевой, совершенствуется во время осуществления таких видов профессиональной деятельности, как [3, 91]:
1) поиск необходимого материала;
2) анализ;
3) разработка педагогических методик практического характера, направленных на развитие аналогичных компетенции у обучающихся.
Помимо того, обозначенный процесс зависит еще и от отношения самого педагога к данной составляющей профессиональной деятельности, осознанию роли творческих способностей и их применению на практике. Так, по мнению О.А.Шляпниковой, профессиональная креативность педагога находится во взаимосвязи с его внутренней мотивацией, аргументируя это наличием внутренних и внешних состояний, необходимых для реализации творческого процесса [3, 119].
К внутренним (субъективным) состояниям развития креативной компетентности относятся степень мотивации к творчеству, способы выражения творческих способностей, адекватность творческого результата вербальной и невербальной деятельности.
Среди внешних (объективных) условий различают следующие [5, 157]:
1) социум, его перспективы и задачи;
2) уровень развития современной науки;
3) состояние массовой образовательной практики;
4) методологические установки, содержащиеся в образовательных программах, учебниках и учебных пособиях, рекомендациях;
5) позиция и творческий потенциал отдельно взятого педагога и педагогического коллектива, членом которого он является и др.
Уровень креативной компетентности педагога, в частности учителя русского языка и литературы, повышается и улучшается при:
1) самообразовании, заключающемся в:
а) самостоятельном изучении теоретико-методической литературы (сборники статей, монографии и диссертации);
б) работе в методических объединениях (теоретические семинары и методические недели, открытые уроки, индивидуальные и групповые консультации);
в) работе в творческих группах и педагогических сообществах учителей-словесников (например, Сообщество учителей русского языка и литературы г.Горловки, ДНР; Эстонская ассоциация преподавателей русского языка и литературы и др.);
2) прохождении курсовой переподготовки (курсы повышения квалификации, стажировка, непосредственно профессиональная переподготовка), в рамках которой педагог осваивает характерные особенности, педагогические технологии, методы и приемы инновационной деятельности;
3) обобщении и распространении собственного профессионального опыта, заключающееся в участии:
а) конкурсов (Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее внеклассное мероприятие «Литературное путешествие», Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей русского языка и литературы «Тематические уровневые карточки» и др.);
б) олимпиадах (Всероссийская олимпиада учителей русского языка «Хранители русского языка», Блиц-олимпиада для педагогов – «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы» и др.);
в) мастер-классах, размещенных на образовательных порталах («Инфоурок», «Просвещение», «Бином» и др.);
г) педагогических конференциях профессионального мастерства (например, II Всероссийская конференция преподавателей русского языка и литературы «ПедПросвет-2022» (г.Архангельск, Россия), Международный образовательно-культурный форум «Золотой век русского реализма: опыт прочтения» (г.Белград, Сербия), XIV Международная научно-практическая конференция (Эстония) и др.);
д) работа в сетевых сообществах по своей специализации (например, Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы города Ноябрьска, Сетевое методическое объединений учителей русского языка и литературы г.о.Тольятти).
В процессе своей деятельности учитель русского языка и литературы в соответствии с собственными личностными качествами и индивидуальными склонностями выбирает эффективные и результативные для него средства педагогического воздействия и формы поведения. Так сохраняется творческая индивидуальность педагога, а также в целом повышение продуктивности обучения и воспитания обучающихся.
Выводы. Таким образом, процесс совершенствования профессиональной креативной компетентности учителя-словесника находится под постоянным воздействием цифровизации окружающего мира. А успех педагогической деятельности зависит от мобильности, способности к самостоятельному и ответственному принятию нестандартных решений.
Развитие креативной компетентности и творческой индивидуальности учителя русского языка и литературы способствуют повышению его профессиональной компетентности и профессионализма в целом. Успешные результаты достигаются через самообразование, курсовую переподготовку и повышение профессиональной квалификации, обобщение и распространение собственного профессионального опыта.
Брякова, И.Е. Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования / И.Е.Брякова // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. – Т.13. – №3(44). – С.309-320.
Брякова, И.Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: автореф.дис. … д-ра пед.наук: 13.00.02 / И.Е.Брякова. – СПб., 2010. – 51с.
Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. проф. М.М.Кашапова, доц. Т.Г.Киселевой, доц. Т.В.Огородовой. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. – 392с.
Шарипов, Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф.В.Шарипов // Высшее образование сегодня. – 2010. – №1. – С.11-12.
Эйхвальд, О.И. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития / О.И.Эйхвальд // Успехи современного естествознания. – 2013. – №10. – С.157-158.
Полянская Оксана Николаевна