Методическая разработка открытого урока «Крещение Руси»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
для учителей истории и обществознания
на лучший урок формирования ЗУН
Тема: «Крещение Руси»
6 класс
Учебник: Арсентьев Н.М.: история России, 6 кл. 1 ч.
Автор: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 2 г. Чита
Катаева Кристина Андреевна
Тема: «Крещение Руси»
Цель: познакомить учащихся с событием Крещение Руси и его значением для дальнейшего развития государства.
Задачи:
Образовательные: разобрать причины и пути принятия христианства, основные события Крещения, связанные с Византией.
Развивающие: развитие навыков аналитического мышления, установления причинно-следственных связей, навыков работы с историческим документом, исторической картой, методикой ассоциации запоминания дат.
Воспитательные: развитие уважение к историческому прошлому.
Планируемые результаты:
Предметные: создать условия для осознавания учащимися процесса принятия христианства и его значения.
Метапредметные: выделять информацию, относящуюся к теме урока в разных источниках, формировать навыки работы в парах, развивать творческие способности и навыки сравнительного анализа.
Личностные: развивать умения слушать других и делать собственные выводы, работать индивидуально и в парах.
Основные понятия: язычество, христианство.
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, карта «Русь в IX – XII вв.».
Актуальность темы: необходимость духовного единства народа, как в религиозном, так и политическом значениях.
Применяемая технология: развитие критического мышления.
Ход и структура урока.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1. Организационный |
Приветствие. Задает вопрос: Как вы понимаете выражение: «Познай самого себя» Сократ.
Желаю Вам, чтобы Вы сегодня на уроке открыли для себя новые знания и возможности. |
Отвечают на вопрос учителя |
2 мин |
2. Мотивационно-целевой |
Перед учащимися карта «Древняя Русь в IX – XII вв». Необходимо указать главный торговый путь «из варяг в греки». И ответить на вопросы: Какие государства он соединяет? Какое из называнных государств могло оказать влияние на развитие Древней Руси? Каким образом? Учитель подводит учащихся к теме урока. Учитель отмечает, что за правильные ответы ученик получает жетон. Кто наберет наибольшее количество имеет возможность получить сертификат, дающий право на возможность не выполнять д/з. |
Работают с картой. Отвечают на вопросы учителя. Предполагают тему урока. |
5 мин |
2.1. Целеполагание |
Игра: «Правда или ложь» 1. Владимир был третьим сыном Святослава? 2. Восточные славяне были буддистами? 3. Восточные славяне поклонялись идолам? 4. Восточные славяне налаживали отношения с франкским королевством? 5. Все князья Древней Руси были язычниками?
Таким образом, тема урока: «Крещение Руси».
С помощью тонкого и толстого вопроса учащиеся предполагают, что им нужно узнать на уроке.
|
Отвечают на вопросы: 1. да 2. нет 3. да 4. нет 5. нет
Называют тему урока. Вопросы: Кто крестил? Когда произошло событие? Был ли выбор других религий? Какое значение крещения Руси в развитии государства? |
5 мин |
3. Изучение нового материала |
По ходу разбора новой темы учащимся предлагается заполнить рабочий лист (Приложение 1). 1. Просмотр видеофрагмента «Сыновья Святослава». Составление синквейна о Владимире, тем самым раскрывая его личностные качества учащиеся плавно переходят к изучению причин принятия христианства. 2. Отвечая на вопросы следующего блока учащиеся начинают выделять причины принятия христианства и записывают их в рабочий лист: - Какие отношения были между братьями? - Как вы думаете, почему они вели междуусобицу? Записывают термин в тетрадь. Слово учителя: В результате междуусобной войны в 980 году князь Владимир сел на Киевский престол Он расширил Древнерусскую державу, но Киевская Русь не признавалась соседними государствами. Как вы думаете, почему?
Работа с отрывком из «Повести временных лет» (Приложение 2). - Какие религии предлагались князю Владимиру? - Почему выбор пал на христианство? Записывают причины принятия христианства и проверяют друг друга. Работа с текстом учебника п. 3. выписать дату, когда произошло крещение. Работа с методикой ассоциации запоминания дат: 123456789 клтчпшсвд 988 – двв Ассоциация: Дом В Византии. |
Смотрят фильм Составляют синквейен. Отвечают на вопросы. Записывают новый термин в тетрадь. Усобица – это междуусобная борьба, вражда. Причины принятия христианства: 1. Укрепление княжеской власти 2. Укрепление международного авторитета Киевской Руси. Работают с отрывком и отвечают на предлагаемые вопросы. Запоминают ассоциацию.
|
20 мин |
4. Первичное закрепление материала |
Подумайте, какое значение имело крещение Руст в развитии государства? Работа в парах: собрать рассыпанные фразы. 1. Население Киевской Руси стало осознавать себя….единым народом. 2. Русь перестала быть ……варварской страной. 3. Идолы снесли…стали строить церкви и храмы. 4. Христианство принесло на Русь …..письменность и грамотность. 5. Принятия христианства способствовало….развитию культуры. Ответ записывают в рабочий лист. Подсчитываются жетоны и выдается сертификат самому активному ученику. |
Делают выводы. |
8 мин |
Рефлексия |
|
Переходят по QR – коду. Анализируют свою деятельность на уроке. |
3 мин |
Домашнее задание. |
П. 10 читать, ответить на вопросы к тексту параграфа. Для одаренных: Как увековечена память князя Владимира и событие «Крещение Руси» у нас в государстве. |
|
2 мин |
Приложение 1.
Рабочий лист
Тема: «Крещение Руси»
ФИ, класс _________________________
1. Посмотрите видеофрагмент и составьте синквейн о Владимире:
Синквейн.
1 сущ._____________________
2 прил.____________________________________
3 гл.________________________________________
Предложение ______________________________________________
1 сущ. _______________________________
2. Причины принятия христианства:
1) ___________________________
2)____________________________
3. Когда произошло Крещение Руси?
4. Значение принятия христианства для Руси:
1) ________________________________________
2) __________________________________________
3) __________________________________________
4)_____________________________________________
5) ____________________________________________
Приложение 2.
Отрывок из «Повести временных лет».
В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «...уверуй в закон наш и поклонись Магомету... Учит нас Магомет так... не есть свинины, вина не пить... Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён...» Владимир... сам любил жён... и сладко было ему слушать. Но что было ему нелюбо... запрещение употребления свиного мяса. А о питье отверг напрочь: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой»... Владимир же сказал немцам: «Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого». ...Пришли хазарские иудеи... Он же спросил: «А где земля ваша?» ...И ответили те: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». И сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны... Или и нам того же хотите?» Затем прислали греки к Владимиру философа... Философ... сказал: «Если хочешь стать с праведниками, то крестись»...
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их»... Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т. е. в мечети... нет в них веселия, только печаль... И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом...»
1. Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром? 2. Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры полностью достоверным? 3. Какие слова в документе свидетельствуют, что он был написан на много лет позже описанных в нём событий?