Методическая разработка урока истории по теме «Правовые памятники Древней Руси»
Методическая разработка урока по теме
«ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ»
1. Тема: «Правовые памятники Древней Руси»
2. Количество часов: 1 час.
3. Цели и задачи урока
- Цель
Антикоррупционное воспитание и образование обучающихся через приобщение к истории своей Родины и позитивному историческому опыту противодействия коррупции в нашем государстве
- Задачи
- овладение знаниями о первых правовых памятниках Древней Руси, их роли и значении для формирования государственности
- восприятие коррупции как противоправного явления
- формирование негативного отношение к любым проявлениям коррупционных действий
4. Планируемые результаты
- Личностные
осознание актуальности, необходимости и значимости борьбы с таким явлением как коррупция во всех ее проявлениях, возможности личного вклада в борьбу с этим правонарушением; закрепление антикоррупционного сознания в качестве одного из личностных этическим ориентиров; формирование ценностной социально правильной антикоррупционной позиции по отношению к любым формам проявления коррупции
- Предметные
знать понятие коррупции, ее признаки как правонарушения; понимать причины появления, распространения и существования коррупции, истоки российского законодательства по борьбе с ней; знать правовые памятники Древней Руси; получить представление об исторических формах коррумпированного поведения и борьбе с ними в нашем государстве
- Метапредметные
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; готовность к сотрудничеству и коммуникации; способность к самостоятельному освоению и систематизации знаний, их интеграции и практическому применению; постановка тактических целей, поиск путей и выбор средств для их решения
- Информационно-интеллектуальная компетентность
овладение технологиями поиска в Интернете (поисковые системы Yandex , Googlе), отбора информации Интернет-ресурсов, работа над презентацией в программах Рower Point и Presi.com, развитие навыков работы в Office Word - 2010
- УУД
-познавательные
уметь осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов (учебник, энциклопедический справочный материал, Интернет-ресурсы) по проблемам коррупции и исторического опыта противодействия ей; формулировать и решать познавательные задачи
-коммуникативные
представлять результаты своей деятельности в различных формах (доклад, обобщающая таблица, слайды презентации и пр.); аргументировать свою позицию; уметь работать в паре, малой группе; логически рассуждать, выстраивая цепочку суждений; вести этически правильный диалог
-регулятивные
уметь ставить цели и задачи, выбирать средства и пути их решения, планировать этапы работы и оценивать ее выполнение; преобразовывать познавательную задачу в практическую; осуществлять рефлексию в отношении своих и коллективных (групповых) действий по решению учебно-познавательных задач.
5. Метапредметные связи
Изучаемый материал перекликается с материалом по истории России, изучаемом в 10 классе « «Государство и общество» [4. C. 63-70], с материалом по обществознанию, изучаемому в 10 классе по теме «Источники права» [5. С. 284-295]; актуализирует знания по курсу Всеобщей истории (5-6 класс – История Древнего мира и Средних веков) и уже изученным темам курса истории 10 класса «Древний Восток и античный мир» [4. C. 7-8], «Страны западной Европы в раннее средневековье» [4. C. 22-24].
6. Тип урока: урок открытия новых знаний
7. Организационное пространство
Для проведения урока используется кабинет истории, оснащенный компьютером, видеопроектором, звуковыми колонками, есть доступ к образовательным Интернет-ресурсам, в кабинете есть библиотека исторической литературы и справочных материалов.
8. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся
Фронтальный опрос, решение познавательных задач, диалог, дискуссия, самостоятельная работа с документом (аналитическая деятельность), заполнение таблицы (сравнительный анализ), сообщение (проверка индивидуального опережающего задания), представление результатов поисковой деятельности в форме слайдов презентации, самопроверка, взаимопроверка, игровой момент, выработка оценочного суждения.
9. Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
10. Используемые педагогические технологии: элементы технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие, технологии разноуровнего обучения, компьютерные технологии, технологии деятельностного обучение, игровая технология.
11. Основные понятия и даты:
Коррупция, правовой памятник, «Русская правда», мздоимство, почести, вира, «Правда Ярослава Мудрого», «Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха», редакции «Русской правды»: Краткая, Пространная и Сокращенная
1016 г. – «Правда Ярослава», 1072 г. – «Русская правда», 1115 г. – Устав Владимира Мономаха
12.Основные персоналии:
Ярослав Мудрый, Владимир Мономах
2.8. Технологическая карта урока
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Средства обучения |
Формы контроля |
|
Этап урока |
|||||
1.1 Организационный (1 мин.) |
1.Подготовить обучающихся к успешной учебной деятельности на уроке. 2.Создать соответствующую «рабочую» атмосферу в классе |
1.Приветствует детей 2.Проверяет и отмечает в журнале отсутствующих на уроке обучающихся. 3.Проверяет наличие у детей необходимых средств обучения (учебники, тетради, письменные принадлежности, раздаточный материал и пр.). |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку |
Визуальный |
|
1.2. Проверка домашнего задания (5 мин) |
1.Контроль выполнения домашнего задания всеми обучающимися. 2.Проверка знаний обучающихся, уровня усвоения пройденного материала, с целью выявления «слабо» изученных понятий 3.Повышение мотивации к освоению новых знаний и УУД |
1.Организует проверку наличия письменного домашнего задания у всех обучающихся, с целью определения тех, кто его не выполнил. 2.Организует дифференцированную проверку качества выполнения домашнего задания с помощью разноуровнего теста (Приложение №1: рабочие листы №1 и №2). 3.Подводит итог данному этапу урока, отмечает успешность и правильность выполнения домашнего задания обучающимися |
1.Представляют учителю выполненное письменное домашнее задание в тетради - заполнение «словаря понятий» предыдущей темы. 2. Отвечают письменно на вопросы теста 3.Работают в парах по проверке знания понятий. |
Тетрадь со словарем понятий Раздаточный материал: рабочие листы №1, №2 |
Визуальный Тестирование Самоконтроль, контроль групповой (в парах и класс) |
3. Мотивационно-целевой (8 мин) |
1.Актуализация знаний и субъективного опыта обучающихся. 2.Развитие навыков аналитической деятельности, самостоятельной постановки познавательных задач и выбора средств их решения, 3.Овладение ИКТ 4.Повышение мотивации к освоению новых знаний и УУД |
1. С учетом интересов обучающихся распределяет индивидуальные опережающие задания - найти с помощью учебника по обществознанию [5] определение понятий «источник права» и «правовой памятник», внести информацию в специально подготовленный (свободный) слайд презентации (слайд №9) 2. Ставит познавательную задачу для всех обучающихся (Что объединяет представленные на слайдах исторические источники?) 3.Демонстрируя слайды (№3-6), подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока с помощью промежуточных вопросов: Что изображено на слайде? Что они знают о каждом историческом источнике с уроков истории? Предположите, о чем мы будем говорить сегодня? 4.Инициирует работу обучающихся по определению темы урока, целей и задач урока в форме самостоятельной постановки ими познавательных вопросов. 5. Задает вопрос: «Какими средствами обучения мы можем воспользоваться в данный момент на уроке? Какие из них наиболее продуктивны и почему?» |
1. Ученики выполняют индивидуальные задания, в то время как остальные работают коллективно - знакомятся со слайдами презентации 2. Отвечают на поставленные учителем промежуточные вопросы 3.Делают самостоятельный вывод о том, что объединяет данные исторические источники 4.Самостоятельно формулируют определение понятия источник права и правовой памятник. 5.С помощью учеников, выполнявших индивидуальное задание, проверяют и конкретизируют значения этих понятий. 6. Формулируют тему урока. и записывают ее в тетради 7. Записывают в тетради значение понятий «правовой источник» и «правовой памятник» (контроль- определение на слайде) 8.Коллективно выдвигают, обсуждают и выстраивают в логическом порядке вопросы по теме урока 9.Самостоятельно предлагают возможные средства обучения, обосновывают их возможности и значимость для реализации целей урока |
Cлайд №7 Слайды авторской презентации № 3-6 Слайд №8 Тетрадь Доска Слайд №9 Слайд №10 Слайд № 11 Учебник по обществознанию с.284-295 тетрадь Компьютер, презентация |
Беседа Фронтальный опрос Представление итогов индивидуальной работы в форме оформления слайда презентации Записи в тетради Беседа Беседа |
1.Самостоятельное получение обучающимися на основе аналитической работы с таблицами, документами, текстами знаний об истории создания, содержании первого письменного свода законов 2. Подойти к выводу о роли и значении этого документа для развития государства 3. Продолжить работу по развитие умений и навыков обучающихся (УУД) |
1.Предлагает устно выполнить задание: «Первый письменный свод законов на Руси, свод законов царя Алексея Михайловича, программный документ Южного общества декабристов» - Что объединяет эти термины? -Что может быть лишним, если вспомнить названия этих документов?» 2.Предлагает назвать имя князя, ставшего инициатором создания первого письменного свода законов Древнерусского государства («Русская правда») 3.Организует проверку индивидуального опережающего домашнего задания (подготовить краткую информацию о жизни и деятельности Ярослава Мудрого) 4.Отмечает, что «Правда Ярослава» была только первой частью первого письменного свода законов на Руси. 5.Организует самостоятельную работу (заполнение таблицы) с параграфом №9 учебника по истории России 6.Сообщает обучающимся, что «Русская правда» дошла до наших времен в трех списках. Крупнейшим исследователем правового документа был академик М.Н.Тихомиров 7.Стимулирует познавательную активность обучающихся, организуя работу с литературным произведением - отрывком из поэмы «Ярослав Мудрый» современного поэта А.Ю. Просвирнова. Учитель ставит проблемный вопрос- соответствуют ли упоминаемые в стихотворении формы и методы наказания историческим? Организует аналитическую работу по сравнительному анализу отрывка подлинного документа Демонстрирует мультфильм «Суд по русской правде» подводит промежуточный итог работы - закрепляет с обучающимися понимание значения принятия «Русской правды» для развития государства. Первичная проверка понимания нового материала проводится фронтально, дифференцированный подход к обучающимся заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтального опроса организует беседу с классом в ходе которой подводит обучающихся к разговору о современном государстве и его проблемах, одной из которых является коррупция (термин уже знаком обучающимся по материалам предыдущих уроков). Проверка в форме беседы с классом знаний понятия коррупция и основных черт ее проявления Учитель отмечает, что первые шаги по борьбе с эти негативным явлением, предпринял именно Ярослав Мудрый в «Правде Ярослава» и продолжили его сыновья в первом письменном своде законов Древней Руси. В это время группа обучающихся получает задание найти в школьных словарях значение понятий «мздоимство» и «почести». Основной метод учителя на этом этапе – метод управляемой самостоятельной деятельности обучающихся Учитель организует аналитическую работу с адаптированным историческим источником – статьями (ст. 9 и 74) Пространной редакции «Русской Правды». На сладе презентации - новые понятия «мздоимство» и «почести». Организует проверка выполнения опережающего задания группы. Дети предлагают варианты найденных определений, учитель подводит класс к обобщению, что и почести и мздоимство имеют черты, характеризующие их как проявление коррупции. Организация работы по картине «Суд по Русской правде» |
1.Решают тестовую задачу формата ЕГЭ и самостоятельно выходят на понятие «Русская правда» 2.Отвечают на вопрос (Ярослав Мудрый) 3. Слушают сообщение ив ходе коллективного обсуждения сообщения происходит определение основных направлений и результатов деятельности князя, особо обсуждаются причины принятия в 1016 году первого правового документа - «Правды Ярослава». 4.Анализируют материал параграфа и заполняют в таблицу.( Приложение №2. Раздаточный материал: Таблица «Структура «Русской правды») 5.Записывают в тетради редакции Русской правды» автором в поэме виды, формы и меры наказания, предусмотренные в «Русской правде. Анализируют исторический источник – статьи «Русской правды» Определяют виды наказаний, Узнают и обсуждают значение понятия - вира, записывают его значение в тетради -Смотрят что изменилось в жизни подданных Ярослава Мудрого после принятия свода законов и самостоятельно формулируют значение принятия свода законов для развития государства -в свободной форме беседуют с учителем о понятии коррупции, ее проявлениях в истории и современности. Акцентируется внимание на негативных последствиях для всех сторон жизни общества и государства обучающихся выполняет задание по поиску в школьных словарях значение понятий «мздоимство» и «почести». Дети знакомятся с документом. Находят новые, незнакомые понятия «мздоимство» и «почести». Обсуждают их значение Обучающиеся самостоятельно находят в предлагаемом документе статьи, направленные на борьбу с мздоимством и почестями. Описание картины как он проходил |
Слайд №12 Слайд №13 - «Ярослав Мудрый» Учебник по истории России Раздаточный материал: Таблица «Структура «Русской правды» Тетрадь Слайд №14 Слайд №15 Учебник по истории России Таблица №1: «Структура «Русской правды» на доске Тетрадь Слайд № «Редакции «Русской правды» Раздаточный материал: отрывок из поэмы «Ярослав Мудрый» современного поэта А.Ю. Просвирнова. Раздаточный материал № 2: статьи «Русской правды» и стихи отрывком из поэмы «Ярослав Мудрый» современного поэта А.Ю. Просвирнова. мультфильм «Суд по русской правде» |
Решение тестовой задачи Эвристическая беседа Доклад ученика Обсуждение результатов заполнения систематизирующей таблицы Проверка работы со схемой |
|
4. Содержательно-операционный (20 мин) |
7.Стимулирует познавательную активность обучающихся, организуя работу с литературным произведением - отрывком из поэмы «Ярослав Мудрый» современного поэта А.Ю. Просвирнова[ 9] 8. Знакомит с понятием «вира» 9. Демонстрирует мультфильм «Суд по русской правде» [10] 10. Подводит промежуточный итог работы - закрепляет с обучающимися понимание значения принятия «Русской правды» для развития государства. организует беседу с классом в ходе которой подводит обучающихся к разговору о современном государстве и его проблемах, одной из которых является коррупция (термин уже знаком обучающимся по материалам предыдущих уроков). 11.Отмечает, что первые шаги по борьбе с эти негативным явлением, предпринял именно Ярослав Мудрый в «Правде Ярослава» и продолжили его сыновья в «Правде Ярославичей». 12.Дает задание группе обучающихся найти в Интернет-ресурсах значение понятий «мздоимство» и «почести» и внести их определение в текст презентации 13.Учитель организует аналитическую работу с адаптированным историческим источником – статьями (ст. 9 и 74) Пространной редакции «Русской Правды». На сладе презентации - новые понятия «мздоимство» и «почести». Организует проверка выполнения опережающего задания группы. Дети предлагают варианты найденных определений, учитель подводит класс к |
6.Обучающийся читает поэму 7.В ходе аналитической работы с текстом стихотворения выделяют упоминаемые автором в поэме виды, формы и меры наказания, предусмотренные в «Русской правде». 8.Узнают и обсуждают значение понятия - вира, записывают его значение в тетради 9.Смотрят, что изменилось в жизни подданных Ярослава Мудрого после принятия свода законов и самостоятельно формулируют значение принятия свода законов для развития государства 9. В свободной форме беседуют с учителем о понятии коррупции, ее проявлениях в истории и современности. Акцентируется внимание на негативных последствиях для всех сторон жизни общества и государства 10.Группа обучающихся получает задание найти в Интернет-ресурсах значение понятий «мздоимство» и «почести» и оформляет слайд |
Раздаточный материал: отрывок из поэмы «Ярослав Мудрый» современного поэта А.Ю. Просвирнова[ 9] Интернет-ресурс: видео[10] Слайд №17 |
Фронтальный опрос Беседа Первичная проверка понимания нового материала проводится фронтально, дифференцированный подход к обучающимся заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной беседы. |
|
13. Организует работу с историческим источником – статьями (ст. 9 и 74) Пространной редакции «Русской Правды». 12.Организует проверка выполнения опережающего задания группы. 13. Подводит класс к обобщению, что и почести и мздоимство имеют черты, характеризующие их как проявление коррупции 13. Организует обсуждение статей с целью определения форм борьбы и мер наказания за коррупционные действия 14. Организует работу с иллюстративным материалом «Суд по Русской правде» 15. Еще раз подводит детей к пониманию негативных последствий такого явления, как коррупция. |
11.Дети знакомятся с документом. Находят новые незнакомые понятия «мздоимство» и «почести». Обсуждают их значение. 12.Знакомятся с результатами поисково-исследовательской деятельности группы. Проверяют правильность своих выводов. 13.Анализируют документы 14. Описывают картину-суд по «Русской правде» |
Тетрадь Раздаточный материал: Текст ст.9 и ст.74 «Русской правды» [6] Слайд №16 |
Основной метод учителя на этом этапе – метод управляемой самостоятельной деятельности обучающихся Обобщающая беседа с обучающимися носит дифференцированный характер согласно индивидуально-типологическим особенностям обучающихся. |
||
5. Контрольно-оценочный Рефлексия (9 мин) |
Выявление впечатлений учащихся, понимания ими логики, степени выполнения задач, поставленных на уроке. Побуждение учащихся к аналитическому оцениванию своей работы на уроке и самого урока в целом. |
1.Организует игровой момент - суд над взяточником по «Русской правде» 2.Организует беседу по итогам самооценки обучающихся 3.Объявляет оценки за урок. |
1. Наиболее творчески подготовленные обучающиеся получают задание: разыграть роли на суде по «Русской правде»: - взяточник – мздоимец - князь-судья - свидетель 2. Во время подготовки творческой группы класс заполняет лист «самооценки» 3.Просмотр и обсуждение сценки. Подводят итог урока, обобщая полученные знания о том, как и в какой форме уже первые правовые памятники закрепляли меры борьбы с коррупцией. 4. Самооценка |
Импровизированные костюмы(подготовлены заранее ) Лист самооценки |
Анализ результатов самооценки обучающихся |
6. Домашнее задание (2 мин) |
Словарь понятий; вариативное задание - поиск и представление информации о законотворческой деятельности Ивана Грозного и его судебнике; -подготовка комплекта презентационных материалов на данную тему; - образы взяточников и казнокрадов в русской литературе 14-17 веков. |
4. Учебно-методический комплект к уроку
4.1. Для учителя:
Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: методические рекомендации/ авт.-сост. О.Н. Журавлева; под общей ред. С.В. Жолована. – СПб.: СПб АППО, 2009.
Модульная надпредметная программа для обучающихся образовательных учреждений «Противодействие коррупции: опыт, проблемы и пути реализации», автор-составитель д.п.н., профессор, зав. кафедрой социального образования СПб АППО О.Н. Журавлева, СПб, 2015 г.
Журавлева О.Н., Битюков К.О. Методика анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования правосознания и правовой культуры обучающихся: методическое пособие.- СПб.: СПб АППО, 2015.- 88 с.
Для обучающихся:
Учебник по истории: История России 10 класс Автор(ы): О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин Год издания: 2013 Издательство: Вентана-Граф, 369 с. Учебник по обществознанию: Обществознание10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Л.Г.БоголюбовМ.:Просвещение.-7 изд.- М.2011,-351 с.(с.284-295)
Использованная литература и Интернет-ресурсы
Русская Правда. Краткая и Пространная редакции / Подготовка текста, перевод и вступительная статья М.Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4. С. 490-517, 668-669, 675-676, http://gkaf.narod.ru/readerhist10/rpnew.html
Сайт электронного журнала «Конференц-зал», konf-zal.com
Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. — М.-Л., 1941
Просвиров А.Ю. «Ярослав Мудрый» на сайте: http://www.litsovet.ru
Юлия Митрофанова